ФАВОРИН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФАВОРИН
) из Арелаты (нач. 2 в. н. э.) — греческий ритор и философ, близкий традиции академического скепсиса; ученик Диона Хрисостома. По замечанию Филострата, очаровывал римлян, не знавших греческого, одним благозвучием своих периодов (Vit. Soph. I, 8). Автор сочинений (все утрачены): «Пирроновы тропы» в 10 кн., в котором, по сообщению Диогена Лаэртия, располагает три последних тропа иначе, чем Энесидем и Секст Эмпирик, также составлявшие школьные руководства по этому вопросу (Diog. L. K 87); «Об академическом учении» ( ), «О каталептическом восприятии», в котором критикует стоиков. Сочинение «Пирроновы тропы» цитирует Авл Геллий (Noct. Att. XI, 5,5), знавший Фаворина лично; он же упоминает о его сочинениях «Воспоминания» и «Различные истории» ( ). Сочинение «О гомеровской философии» было посвящено аллегорическому толкованию Гомера. Считается, что две из многочисленных речей Диона Хрисостома на самом деле принадлежат Фаворину: «Коринфская речь» и «Об удаче». На сочинения Фаворина имеются отклики у Галена: на диалог-памфлет, персонажами которого были выведены раб Плутарха Онесим и Эпиктет (бывший раб), Гален ответил сочинением «В защиту Эпиктета против Фаворина» (De libris propriis, p. 44.10 Kuhn); Фаворин был адресатом еще двух сочинений Галена: «О наилучшем учении: против Фаворина», в котором Фаворин критикуется за скептицизм (De optima doctrina, vol. I, p. 40—52 Kuhn) и «Против Фаворина в защиту Сократа» (утрачено). У Лукиана в «Демонакте» (Demonax 12—13) описано столкновение киника Демонакта с Фаворином — показательный пример враждебности, существовавшей между стоико-киническим миром и интеллектуалами-софистами. Лит.: Barigav.iA. Favorino di Arelatc, ANRW II 34, l, 1993, p. 556-581. M. А. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

ФАВОРИН
ФАВОРИН (?????????) из Арелаты (совр. Арль, ок. 85-155 н. э.), греческий ритор, представитель т. н. «второй софистики», и писатель, близкий традиции академического скептицизма. Согласно Суде, жил во времена имп. Траяна, Адриана и Марка Аврелия. Был знаком со многими известными интеллектуалами империи нач. 2 в. н. э., в т. ч. с Плутархом Херонейским, Дионом Хрисостомом, Геродом Аттиком, Авлом Геллием. Несмотря на свое галльское происхождение, Ф. прекрасно писал и говорил по-гречески и, по замечанию Филострата, очаровывал не знавших греческого римлян одним благозвучием своих периодов (Philostr. V. Soph. I 8). Сведения, касающиеся физического недостатка Ф. (V. Soph. 489: «был евнухом»), вкупе с обвинением его же в прелюбодеянии, позволяют предполагать у Ф. наличие редкого эндокринологического заболевания.     Сочинения Ф. утрачены. По названиям известны ок. тридцати, из которых философской проблематике были посвящены: «Пирроновы тропы» (?????????? ??????) в 10 кн., - по сообщению Диогена Лаэртия, в этой книге Ф. располагает три последние тропа иначе, чем Энесидем и Секст Эмпирик, у которых также были школьные руководства по данному вопросу (D. L. IX 87), см. также Авл Геллий, Gell. N. Art. XI 5, 5; «Об академическом учении» (???? ??? ??????????? ?????????), «? схватывающем представлении» (???? ???????????? ?????????), в котором критиковал известный постулат стоической гносеологии. О соч. «Записки» ? ???????????????), не менее чем в 5 кн., и «Различные истории» (????????? ???????) в 24 кн. имеются свидетельства у Авла Геллия и Диогена Лаэртия. Об интересе Ф. к учению Платона говорят названия «О расхожей благоразумное™» (???? ??? ???????? ??????????), ср. Plat. Nom. 710a, «О сократической науке любви» (fr. 18-21), «О Платоне» (fr. 24), возможно, также «Об идеях» (fr. 25). Он написал также сочинение против астрологов (fr. 3) и аллегорические толкования Гомера («О гомеровской философии», fr. 22). Считается, что автором двух из многочисленных речей Диона из Прусы (Хрисостома) на самом деле является Ф.: «Коринфская речь» ([Dio Chrys.] 64 = fr. 94) и «О судьбе» ([Dio Chrys.] 37 = fr. 95).     Главный источник о взглядах Ф. на характер и саму возможность знания - сочинение Галена «О наилучшем методе обучения» (De opt. doct., t. 1, p. 40-52 K?hn), в котором Гален критикует метод Ф. аргументировать за и против обсуждаемого вопроса (школьный академический прием ??????????), представляя убедительными обе точки зрения. Возражая, Гален указывает, что без критерия различения истины и лжи ничему невозможно научить основательно. Однако, в чем именно состояло учение Ф. по изложению Галена судить сложно, и сам он упрекает своего оппонента в том, что в разных сочинениях Ф. высказывается по-разному: в одной книге склоняется к тому, что ничего нельзя познать, а в другой — что существует надежное знание.     «Записки» и «Различные истории» Ф. послужили одним из источников Диогена Лаэртия (цитируются им ок. 50 раз). Можно предположить, что оба сочинения Ф. носили занимательный характер. Диоген черпает у Ф. сведения о путешествиях молодого Сократа вместе с Архелаем и о месте хранения присяги (антомосии) Мелета на суде против Сократа; о смерти спартанца Поллида, отвезшего Платона на Эгину на рынок рабов; о том, что перс Митридат воздвиг в Академии статую Платона работы скульптора Силаниона; что Аристотель купил книги Спевсиппа за три таланта; что автором псевдоплатоновского диалога «Алкион» был некий Леонт; что у Эмпедокла были длинные волосы, пурпурные одежды, золотой пояс, медные сандалии и дельфийский венок и др. (fr. 32-51 Barigazzi). Из текста «Различных историй» Ф. (fr. 52-70) Диоген внес в свой компендий, что Анаксимандр изобрел гномон, указывающий солнцестояния и равноденствия, что Пифагор установил для атлетов-борцов мясную диету, Алкмеон первый написал рассуждение о природе, а Платон привил аналитический метод в геометрии, и о том, что почти весть текст платоновского «Государства» можно обнаружить в «Антилогиях» Протагора, и мн. др.     Хотя собственные соч. Ф. утрачены, сохранились несколько произведений разных авторов, ему адресованных: в ответ на диалог-памфлет Ф., персонажами которого были раб Плутарха Онесим и стоик Эпиктет (сам бывший раб), Гален написал «В защиту Эпиктета против Фаворина» (De libr. propr., p. 44, 10 K?hn). Гален опровергает ?. также (помимо соч. «О наилучшем методе обучения») в соч. «Против Фаворина в защиту Сократа» (утрачено). Плутарх посвятил Ф. свое натурфилософское соч. «О принципе холода» и не сохранившееся «Послание о дружбе» (№ 132 по каталогу Ламприя). У Лукиана в «Демонакте» (Demonax, 12-13) описано столкновение киника Демонакта с Ф. - показательный пример враждебности, су-ществовашей между стоико-киническим миром и интеллектуалами-софистами.     Соч.: Favorino diArelate. Op?re. Introduzione, testo critico e commento a cura di Adelmo Barigazzi. Fir., 1966; Mensching E. Favorinos von Arelate: der erste Teil der Fragmente. В., 1963.     Лит.: Barigazzi ?. Favorino diArelate, -ANRWII34,1,1993, p. 556-581; IoppoloA. M. The Academic position of Favorinus of Arelate, - Phronesis 38. 2, 1993, p. 183-213; Holford-Strevens L. Favorinus: the Man of Paradoxes, - Philosophia Togata II: Plato and Aristotle at Rome. Ed. J. Barnes, M. Griffin. Oxf., 1997, p. 188-218; Opsorner J. Plutarch, Favorinus, Epictetus, and Galen: A Debate on Epistemology, - Plutarch and His Intellectual World. Ed. J. Mossman. Oxf., 1997; Idem. In Search of the Truth: Academic Tendencies in Middle Platonism. Brux., 1998.     M. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • ФАВОРИТИЗМ

    Нарушение принципа справедливости ради любви или солидарности. Когда это возможно? Когда любовь носит узкий характер, солидарность частична, а то и другое противостоит всеобщей справедливости. Д