ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА
введенный О. Шпенгаером в «Закате Европы» (1920—22) термин для обозначения западноевропейской культуры — одной из тысячелетних «мировых культур». Рассматривая европейскую культуру в ее противоположности античной — «аполлоновской», статичной, пластичной, символизируемой скульптурностью, телесностью (в этом Шпенглер следует классицистской эстетике Винкельмана), он видит в ней выражение иной, северной, ментальности, представленной в кельтском и германском эпосе. Символ Западной Европы — беспредельное субъективно переживаемое пространство; основная линия развития западной культуры — борьба пространства против материи, не пластическое, а музыкальное (динамическое, беспокойное, «имматериализующее») начало. Фаустовской душе свойственны обостренное переживание времени, «историческая забота». Высшие достижения западноевропейского духа: камерная музыка, контрапункт, пейзажная, пространственная живопись, беспредельный фон портретов Рембрандта. Специфика европейской науки — достижение небывалой степени абстракции, логической стройности, «высочайшей трансцендентности форм», чрезмерно развитая символика (свойство скептического мышления позднего периода): европейская наука идет навстречу самоуничтожению через утончение интеллекта. Современная техника — наследница фаустовского духа, в ней — изобретательский гений, хватка «человека-хищника», жажда господства («Человек и техника», 1932), но вместе с тем трансцендирование человеком себя, условий своего бытия, подвижничество; техника для европейца — символическая, душевно-духовная необходимость. Все большая эзотеричность западной техники, бунт «машины» против ее создателя приближают гибель фаустовской культуры; конец ей будет положен экологической либо военной катастрофой, с исчезновением фаустовской культуры эта техника будет предана забвению.
Г. М. Тавризян

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
799.38 кб

Фуга как символ «Фаустовской» культуры и проблема эволюции жанра

Тончук Полина Олеговна
В данной статье представлена попытка осмысления с позиций музыкознания философской концепции О. Шпенглера, обозначившего фугу в качестве символа западноевропейской (фаустовской) культуры.
Читать PDF
161.42 кб

Динамизм культуры фаустовского типа в трансформациях социальной жизни

Янковский Степан Владиславович
В статье представлена расширенная интерпретация категории деятельности, осуществленная в социально-философском и философско-культурологическом срезах.
Читать PDF
161.42 кб

Динамизм культуры фаустовского типа в трансформациях социальной жизни

Янковский Степан Владиславович
В статье представлена расширенная интерпретация категории деятельности, осуществленная в социально-философском и философско-культурологическом срезах.
Читать PDF
259.73 кб

Сохранение культурной идентичности России в условиях вызовов фаустовской постистории: поиск адекватн

Балагуров Олег Андреевич
Целью настоящего исследования является анализ взаимоотношений секулярного гуманизма и традиции, применительно к реалиям современной России, и определение возможных путей преодоления сложившегося конфликта.

Похожие термины:

  • аполлоновская и фаустовская культуры

    АПОЛЛОНОВСКАЯ И ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРЫ — категории, выделенные немецким философом и историком О. Шпенглером в книге «Закат Европы» (1918) для обозначения греческой (аполлоновской) и западно-европейс