ФаонФАРАБИЗМ

ФАРАБИ

Найдено 3 определения термина ФАРАБИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ФАРАБИ

Абу Наср Мухаммал аль) — исламский философ (Васиди, округ Фараб, Туркестан, 870—Дамаск 1950). Он полагал, что греки открыли универсальную истину, la philoso-phia perennis, и что имеется полное согласие между Платоном и Аристотелем. Объяснение этой идеи он предпринял в «Книге согласия между двумя мудрецами»; эта истина позволяет осветить теологические проблемы, которые стоят перед мусульманскими мыслителями. Труд Фараби весьма значителен. Его комментарии Аристотеля, прежде всего логики и метафизики, оказали большое влияние как на Востоке (его учеником был Авиценна), так и на Западе (на Авемпаса — в политической философии и на Аверроэса—- в логике). Наиболее важными его трудами являются: «Мнения жителей благородного города», «Книга политической конституции»; «Трактат об интеллекте». Он развивал теорию познания, которая перерастает в науку о счастье.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ФАРАБИ

алъФараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб на Сырдарье - 950, Дамаск), философ и ученый-энциклопедист Востока, крупнейший представитель вост. перипатетизма, комментатор Аристотеля (отсюда почетное прозвище Ф.- «Второй учитель») и Платона. Филос. и естеств.-науч. образование получил в Алеппо и Багдаде. В основе философии Ф.- соединение аристотелизма с неоплатонич. учением об эманации: божество («необходимосущее само по себе») производит в вечности мир («необходимосущее благодаря другому») через последоват. ряд истечений (эманации), начинающийся космич. «умами» (см. Нус), каждый из к-рых соответствует определ. небесной сфере; цепь этих «умов» замыкается «активным умом», к-рый управляет процессами, происходящими в подлунном мире - мире возникновения и уничтожения; соединение с «активным умом» - предельная цель человеч. знания.

В социально-этич. трактатах Ф. развивает учение о «добродетельном городе», руководимом правителемфилософом, к-рый выступает одновременно как имам, предводитель религ. общины, и передает широкой публике в образно-символич. форме получаемые им от «активного ума» истины. Идеальному социально-политич. устройству Ф. противопоставляет «невежественные города», воплощающие отрицат. нравств. качества. «Большой трактат о музыке» Ф.- важнейший источник сведений о музыке Востока и др.-греч. муз. системе. Ф. оказал влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку ср.-век. Зап. Европы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ФАРАБИ

аль-Фараби, Абу Наср ибн Мухаммед (870–950) – философ, ученый-энциклопедист, один из осново-положников аристотелизма на Ближнем и Ср. Востоке, в связи с чем получил прозвание "Второй учитель" ("второй" – т.е. после Аристотеля). Ф. прокомментировал "Категории", "Герменевтику", "Аналитики" (1-ю и 2-ю), "Топику", "Софистику", "Риторику" и "Поэтику" Аристотеля, а также "Введение в философию" Порфирия. Из оригинальных работ Ф. наиболее известен трактат "Жемчужина премудрости" ("Исбат аль-акль", Хайдарабад, 1928), а также "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" ("Китаб ара ахл аль-мадинат аль-фадила", см. вкн.: С. Н. Григорян, Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7–12 вв., М., 1960), в к-рых изложены соответственно филос. и социальные идеи Ф. В целом ему принадлежит ок. 100 работ по истории естеств. наук и философии. В основе онтологии Ф. лежит платонистское учение об эманации: истечении различных сред бытия из "Единого"; мироздание представляется как девять заключенных друг в друге сфер-небосводов, обладающих душами, к-рые и заставляют сферы вращаться вокруг Земли и к-рые в свою очередь получили свою энергию от первотолчка. Движение и соприкосновение сфер рождает 4 осн. элемента (воду, воздух, огонь и землю), комбинации к-рых образуют тела. Тела, согласно Ф., состоят из формы и первичной материи, к-рая вечна и не зависит от бога – первопричины бытия. Средством познания бытия, по Ф., служат науки, к-рые разделяются на теоретические (логика, естеств. дисциплины, метафизика) и практические (этика и политика). В системе наук первенство принадлежит логике: она позволяет отличить истинное знание от ложного и является поэтому основой разума. Закон противоречия – осн. принцип логики. Процесс познания имеет две ступени: ощущение и мышление (intellectus), к-рые отображают различные стороны объектов: первое – их внешние, изменчивые свойства (акциденции), второе ? существо предметов (субстанцию). Теория познания и сенсуализм Ф. непосредственно связаны с его учением о душе, свойствами к-рой являются ощущение и мышление. В вопросе о смертности или бессмертии души Ф., критикуя Платона, считает, что душа не предшествует телу, а появляется и умирает одновременно с ним. Отсюда – познание есть не "воспоминание" души о ее прежнем "бестелесном" существовании в мире эйдосов, как утверждал Платон: "разумная душа" постигает природу вещей лишь на основе показаний органов чувств. Социальный идеал Ф., изложенный им в "Трактате о взглядах жителей добродет. города", – общество без насилия, войн и порабощения, основанное на дружбе и взаимопомощи граждан, управляемое просвещенным монархом. Общество разделено у Ф. на четко разграниченные слои, взаимозависимость и соподчинение между к-рыми представляются Ф. необходимыми для социальной гармонии. Идеи Ф. оказали сильное влияние на развитие филос. и социальной мысли Востока и, в частности, на мировоззрение Ибн Сины, Ибн Баджи, Ибн Рошда, Низами и Ибн Хальдуна. Соч.: Китаб аль-маджму, Каир, 1907; Существо вопросов, в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9–14 вв., М., 1961; Комментарии к "Категориям" Аристотеля, там же. Лит.: Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955; История философии, т. 1, М., 1957, с. 239–49; Хайруллаев ?. ?., Абу Наср Форобий, Таш., 1961; Григорян С., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М." 1966, с. 159–84. М. Хайруллаев. Ташкент.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ФАРАБИ — 0

Найдено научныех статей по теме ФАРАБИ — 0

Найдено книг по теме ФАРАБИ — 0

Найдено презентаций по теме ФАРАБИ — 0

Найдено рефератов по теме ФАРАБИ — 0