ФАНИЙФАНТАЗИЯ художественная

ФАНТАЗИЯ

Найдено 5 определений термина ФАНТАЗИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ФАНТАЗИЯ

греч. phantasia — психический образ, плод воображения) — воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФАНТАЗИЯ

от греч. ???????? – воображение) – необходимый компонент творч. деятельности, психологич. содержание к-рого состоит в построении образа или психич. модели конечного или промежуточных продуктов деятельности. По своему значению понятие Ф. совпадает с понятием воображения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФАНТАЗИЯ

психич. деятельность человека, создающая образы и мысленные ситуации, не имевшиеся до этого в его непосредств. жизн. опыте. Ф. возникает в процессе труда и обществ, деятельности как необходимое условие преобразования мира человеком. Ф. необходима в различных сферах деятельности человека, в т. ч. в искусстве и науке. Ф. может иметь разное содержание и играть разную роль в об-ве: она способна обгонять естеств. ход событий, ставя в то же время перед людьми реальные задачи и тем самым усиливая их энергию, но может и направлять мысли в сторону от реальности и тем самым расслаблять людей, отвлекать их от познания и преобразования мира. Религ. Ф. относится к этому последнему виду Ф. Создавая мир иллюзорных, сверхъестеств. существ и сущностей, она затемняет сознание людей, уводит их от реальности. В. И. Ленин назвал ре-лиг.-идеалистич. представления «больной фантазией».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ФАНТАЗИЯ

от греч. phantasia - воображение) - творческая сила, объединяющая непосредственные переживания с действительностью духа, причем внутреннее содержание ее представляет собой базу всех разновидностей способностей к творческому воображению (называющихся поэтому также "чувственной способностью"). Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся созерцательностью, внутренней направленностью на основе воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью; ранней активной формой последней являлась игра. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия ученого, художника или инженера. Трудно представить действительность великого естествоиспытателя без этого высокого дара, имея в виду такую фантазию, которая не покидает земной почвы и подходит с меркой действительного и познанного к вещам, которые предчувствуются, предполагаются. Образы фантазии и фантазию как процесс обычно называют фантазирование м, правда чаще в отрицательном смысле; ср. Галлюцинация. Фрошаммер считает всю действительность продуктом мировой фантазии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

фантазия

ФАНТАЗИЯ — термин, относящийся к сфере психических способностей человека и употребляющийся в двух различных значениях: 1) как способность мысленно создавать (представлять) образ предмета или события, не присутствующего в непосредственном опыте; 2) как способность создавать новаторские, ранее неизвестные мысленные объекты (образы, конструкции, понятия и т.д.). Во втором значении понятие Ф. покрывает значительную часть творческих способностей человека; в частности, В. Вундт говорил, что «мы должны считать все душевные явления, в которых проявляется творческая деятельность, принадлежащими к области фантазии». Стоявший на таких же позициях И.М. Розет утверждал, что «Ф.» является синонимом понятия «продуктивная умственная деятельность. В обоих значения термин «Ф.», как правило, употребляется как синоним термину «воображение», хотя Ф. Шеллинг в «Философии искусства» разделял Ф., как новаторское мышление, и воображение, как способность к представлению. Некоторые авторы (Л.С. Коршунова) противопоставляют воображение как общую способность к представлению образов и Ф. как более узкую способность к созданию образов исключительно фантастических, не встречавшихся в опыте предметов. А.Я. Слинин называет данную способность «чистой фантазией». Аналогичным образом К. Г. Юнг считал, что о Ф. можно говорить, во-первых, в широком смысле — как о синониме «воображающей способности», и, во-вторых, в узком смысле, как о синониме «фантазмы», т.е. способности к фантастическому вымыслу.         Ф. (независимо от оттенков в понимании термина) играет огромную роль в процессе познания. Некоторые авторы считают, что Ф. имеет наибольшее значение на его начальных стадиях; в частности, Э. Ильенков полагал, что «сфера «фантазии» неизбежно оказывается лишь полуфабрикатом производства Понятия». Однако более правомерным представляется взгляд, в соответствии с которым Ф. имеет важные функции на всех этапах познания. Так, в соответствии с теорией Т. Рибо процесс использования воображения обществом включает в себя три фазы: на первой («намеченное воображение») оно проявляется в виде грез, не сдерживаемых представлениями о реальности; на второй стадии («выясненное воображение») оно проявляется в виде научных и философских гипотез; на третьей стадии («воплощенное воображение») оно напрямую руководит практикой.         В условиях нехватки информации Ф. позволяет преодолеть неопределенность ситуации и домыслить недостающие данные, тем самым дав возможность практике (в том числе познавательной) двигаться дальше. В условиях поиска решения Ф. обеспечивает поток гипотетических вариантов решения, не будучи скованной традицией или логикой, и тем самым обеспечивая оригинальные, часто парадоксальные сочетания понятий и образов, которые в известных обстоятельствах могут иметь исключительную познавательную ценность. Ф. помогает мысленному моделированию ситуаций, представляя их в наглядных образах. Образы Ф. упрощают ориентацию индивидуума среди характерных для развитого общества не наблюдаемых, абстрактных либо условных реальностей, что побудило Д. Дьюи сказать, что человек «полностью живет в мире фантазий, а не фактов». Кроме того, в форме образов Ф. перед человеком часто предстают результаты его собственной мыслительной работы, произведенной подсознательно, о чем, в частности, свидетельствует опыт научных открытий и произведений искусства, замысленных во сне (напр., таблица Менделеева).         Исходным материалом Ф: служит опыт, и с этой точки зрения Ф. является производной способностью по отношению к восприятию и памяти. Однако данный общий принцип не противоречит тому, что за образами Ф. могут скрываться гипотетические источники информации, превосходящие индивидуальное восприятие: родовая генетическая память, архетипы коллективного бессознательного, «ноосфера» и прочее.         К. Г. Фрумкин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме ФАНТАЗИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ФАНТАЗИЯ — 0

Найдено книг по теме ФАНТАЗИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ФАНТАЗИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ФАНТАЗИЯ — 0