ФАМИРИД, Тамирис, ТамирФАН ДУНШУ

ФАН ДУНМЭЙ

Найдено 1 определение:

ФАН ДУНМЭЙ

Фан Сюнь, псевд. Дунъинь, Thome Fang. 20.3.1899, Тунчэн пров. Аньхой, - 13.7.1976, Тайвань. Философ, исследователь кит. мысли, представитель постконфуцианства. В 1918 поступил на гуманитарно-филос. ф-т Христианского миссионерского ун-та Цзиньлин в Нанкине. С 1920 принимал участие в студенческом движении, вступил в "Об-во молодого Китая" ("Шаонянь Чжунго сюэ-хуэй"), объявившее своей целью поставить науку на службу обновлению страны. Опубликовал пер. кн. Мюррэя "Эмпиризм", выступал с публикациями о науч. жизни за рубежом, филос. взглядах А. Бергсона, У. Джемса, течении реализма. В 1921 отправился на учебу в США, в 1922 в Ун-те Висконсина получил степень магистра за работу о философии жизни А. Бергсона. Продолжил обучение в Ун-те Огайо, в 1924 в Висконсине защитил докт. дис. "Сравнительное исслед. англо-амер. реализма". По возвращении в том же году преподавал зап. философию в Учанском пед. ун-те, философию в Гос. ун-те Юго-Востока (Нанкин), в партшколе при ЦИК Гоминьдана, в 1929 - 48 - проф. философии Центр. ун-та. В 1937 после начала Войны сопротивления Японии выступил с циклом лекций по радио, пропагандируя традиц. культурные ценности как морально-духовное оружие в борьбе с агрессором, в Чунцине прочел для Чан Кайши цикл лекций по философии Гегеля, Ван Янмина и "Чжоу и". С 1948 - проф. филос. ф-та Тайваньского ун-та, в кон. 50-х гг, часто выезжал за рубеж для чтения лекций и участия в науч. конф., с 1973 преподавал в частном Ун-те Фужэнь. В 30-е гг. в центре внимания Ф.Д. были проблемы связи "жизненного чувства" (шэн-мин циндяо) и эстетич. восприятия в культурах различных народов. Характеризуя основные типы культур, Ф.Д. трактовал греч. культуру как "принимающую принцип" (ци ли), "основывающуюся на принципе и доказывающую истину", европ.- как культуру "возвышения могущества" (шан нэн), "погоняющую чувствами и впадающую в химеры", кит. - как культуру "утонченного непостижимого принципа" (мяо ли), к-рая, "сдерживая иллюзии, обращается к истине". Осн. компоненты греч. культуры - "дионисийское", "аполлоновское" и "олимпийское" начала (здесь очевидно влияние на Ф.Д. ранней работы Ф. Ницше "Рождение трагедии"), европ.- Ренессанс, барокко и рококо, кит.- конфуцианство, даосизм и моизм (мо цзя). "Осн. дух" кит. философии Ф.Д. обнаруживал в идее "И цзина" ("Чжоу и") о "добродетели, порождающей порождения" (шэн шэн чжи кз, см. Дэ [1]), усматривая в ней идеал духовного творения и связанной с ним непрерывности культуры. Ф.Д. симпатизировал ницшеанской идее "сверхчеловека", но для него она воплощала преодоление недостатков трех культур и взаимосоединение их достоинств без разрушительного культурного нигилизма; эта идея, по Ф.Д., должна пробудить "разочарованное сознание" китайцев к смелому культурному творчеству. Ф.Д. сближал философию с искусством, а проблему истины - с восприятием прекрасного, ставя перед философией задачу возвышения человека до сферы "одухотворенности-святости" (шэнь син, см. Шэнь [1]), считая тенденцию к всеобщей гармонии существен, признаком кит. философии. В качестве общих черт кит. духовности Ф.Д. выделял признание доброты человеч. природы (см. Син [1]) и единение человека и Неба (см. Тянь). В исследовании раннего конфуцианства призывал не ограничиваться "Лунь юем", а следовать глубже - к текстам "Шу цзин" (гл. "Хун фань"), "Го юй" и "Цзо чжуань", ориентируясь в первую очередь на "И цзин" и коммент. к нему, где отражены творческо-динамич. стороны кит. филос. мысли. В послевоенный пер. Ф.Д. уделял значительное внимание пропаганде кит. философии на Западе. Под влиянием популяризатора инд. мысли Радхакришнана в 1957 опубликовал на англ. яз. кн. "Кит. взгляд на жизнь", где осветил проблемы кит. метафизики, отчуждения человека, отношений человека и мира. *Шэн шэн чжи дэ (Добродетель, порождающая порождения. Сб. работ разных лет). Тайбэй, 1979; The Chinese View of Life. Hong Kong, 1957; Thome Fang. Chinese Philosophy: Its Spirit and Its Development. Taipei, 1981; **Лю Шусянь. Ф.Д. сяньшэн чжэсюэ сысян гайлунь (Очерк филос. идей г-на Ф.Д.) // Пинь синь жу цзя (О новом конфуцианстве. Сб. ст.). Шанхай, 1989; Ло Ицзюнь. Ши чжэ - Ф.Д. (Поэт-философ - Ф.Д.) // Там же. А.В. Ломанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ФАН ДУНМЭЙ — 0

Найдено научныех статей по теме ФАН ДУНМЭЙ — 0

Найдено книг по теме ФАН ДУНМЭЙ — 0

Найдено презентаций по теме ФАН ДУНМЭЙ — 0

Найдено рефератов по теме ФАН ДУНМЭЙ — 0