Файхингер, Ганс

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Файхингер, Ганс

род. 25 сент. 1852, Нерен, близ Тюбингена - ум. 17 дек. 1933, Галле) - нем. философ; профессор с 1884. Прежде всего известен как исследователь философии Канта ("Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft", 2 Bde., 1881), основатель Кантовского общества (1904) и печатного органа "Kantstudien". В его осн. произв. "Die Philosophie des Ais-Ob" (1911) все ценности и идеалы рассматриваются только как фикции: эти фикции, т.е. есть допущения, сделанные нами для преодоления затруднений мышления и достижения его цели, противоречат действительности, а иногда даже и сами являются противоречивыми, но все же, несмотря на это, служат мышлению и жизни. В философии морали Файхингер примыкал к этике Шиллера, особенно это касается его понимания этического идеала. Им также написаны: "Hartmann, Dьhring und Lange", 1876; "Nitezsche als Philosoph", 1902 (рус. пер. "Ницше как философ". СПБ., 1913); "Pessimismus und Optimismus", 1924.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Файхингер, Ганс

25.9.1852, Нерен, близ г. Тюбинген - 18.12.1933, Галле), нем. философ-идеалист. Автор «Комментария к „Критике чистого разума" Канта» («Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft», Bd 1-2, 1881-82); основатель ,журн. «KantStudien» (1897) и Кантонского об-ва (1904). В гл. соч. «Философия как если бы» («Philosophie des Als Ob», 1877, изд. в 1911) Ф. под влиянием Канта, предлагавшего пользоваться осн. мировоззренч. идеями (душа, мир, бог) «как если бы» (als ob) их объекты были реальны (см. И. Кант, Соч., т. 3, М., 1964, с. 571 - 572), развил субъективно-идеалистич. концепцию фикционализма, или «критич. позитивизма». Считая науч. и филос. понятия («атом», «бесконечномалое», «абсолют», «бог» и др.) фикциями, к-рые не имеют теоретич. ценности, но практически важны, Ф. пришел к агностич. выводам о невозможности познания действительности как она есть «на самом деле» и к признанию ощущений конечной доступной познанию данностью.

Источник: Советский философский словарь

ФАЙХИНГЕР Ганс
25 сентября 1852, Нерен, близ г. Тюбинген — 18 декабря 1933, Галле) — немецкий философ-неокантианец, автор «Комментария к «Критике чистого разума» Канта (Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Bd. 1—2,1881—82); основатель журнала «Kant-Studien» (1897) и Кантовского общества (1904). В сочинении «Философия как если бы» (Philosophie des Als Ob, 1877, изд. в 1911) под влиянием Канта, предлагавшего пользоваться мировоззренческими идеями (душа, мир, бог) «как если бы» (als ob) их объекты были реальны (см. Кант И. Соч., т, 3. M., 1964, с. 571—572), развил концепцию фикционализма, или «критического позитивизма». Считая научные и философские понятия («атом», «бесконечно-малое», «абсолют», «бог» и др.) фикциями, которые не имеют теоретической ценности, но практически важны, он пришел к выводам о невозможности познания действительности как она есть «на самом деле» и к признанию ощущений конечной, доступной познанию данностью.
Соч.: Hartmann, Duhring und Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus und ptimismus. B., 1924; в рус. пер.: Ницше как философ. СПб., 1913. Лит.: БакрадзеК. С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960.
Ал. В. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

Файхингер, Ганс

1852-1933) - нем. философ. Преподавал философию в Страсбургском ун-те (1883), а также в ун-те Галле (1884 -1906). Получил известность как исследователь кантовской философии. В 1897 основал журнал "Kant-Studien", а в 1904 - Кантовское общество (Kant-Gesellschaft), занимающееся изучением наследия Канта. Особой популярностью пользовался его комментарий (незавершенный) к "Критике чистого разума" (Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft. Bde. 1-2. 1881-1892). Ф. разработал концепцию фикционализма, основу которой составляет истолкованное в духе А. Шопенгауэра положение Канта о том, что "идеи разума" (душа, мир и Бог) должны рассматриваться так, "как если бы" (als ob) их предметы существовали. Согласно Ф., рациональное мышление не способно полностью охватить непосредственно переживаемую действительность, поэтому познание должно ориентироваться не на адекватное отражение действительности и не на непротиворечивость рассуждений, а лишь на практическую применимость выводов. Для этого достаточно рассматривать результаты познания "как если бы" они были истинными, т.е. как фикции. Фикция, по Ф., - это "измышление", оправданное в свете определенных целей, способствующее возрастанию интенсивности жизни, Развитию познания, нравственности и религии. Рассматривая фикции как Представления, в которых на место реального сознательно ставится нереальное, Ф. противопоставляет им гипотезы, выражающие предположения о действительности, и догмы, истинность которых некритически принимается как нечто самоочевидное. Цель философии он видит в превращении догм сначала в гипотезы, а затем - в фикции.
Ницше как философ. СПб., 1913; Philosophie des Als Ob. В., 1911; Pessimismus und Optimismus. В., 1924.

Источник: Современная западная философия: словарь

Файхингер, Ганс

(25 сент. 1852 – 18 дек. 1933) – нем. философ, разработавший концепцию фикционализма; проф. ун-та в г. Галле (1884–1906), занимался популяризацией кантианства: в 1897 основал журн. "Kant-Studien", в 1905 – Кантианское об-во "Kant-Gesellschaft", в 1881–82 выпустил двухтомный "Комментарий к Критике чистого разума" ("Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft"). В историю философии Ф. вошел в первую очередь благодаря своей кн. "Философия как бы" ("Philosophie des Als Ob", написана в 1877, изд. В., 1911, 10 Aufl., Lpz., 1927). ?. близок к позитивистской линии в философии с ее бихевиористской, "биологической" теорией познания (Мах, Авенариус, прагматизм), к волюнтаризму Шопенгауэра, Ницше и к "филос. " дарвинизму. Однако, в отличие от позитивизма, отмежевывающегося от метафизич. проблематики, Ф. рассматривает познание, наше представление о мире как "колоссальное переплетение фикций" (см. указ. соч., Lpz., 1927, S. 90), противопоставляя их действительности ("на самом деле"). Противоположение фиктивного действительности, на к-ром основывается вся философия Ф., не дает, однако, никакого критерия для определения истинного (в отличие от ложного). Наряду с этой исходной позицией и в противовес ей Ф. в правоверно позитивистском и феноменалистич. (агностическом) духе заявляет, что действительность недоступна для познания и что ощущения есть последняя данность. Для Ф. характерна прагматистская в своей основе трактовка мышления как органич. целесообразной функции, становящейся особым иск-вом со своими правилами, т.е. обычными, повторяющимися методами. Формы мыслит. деятельности являются допущениями, сделанными нами для преодоления затруднений мышления и достижения его цели; иногда они оказываются противоречивыми, но, несмотря на это, служат жизненной практике. Фикции – это "...психические образования, которые не только создают иллюзию понимания, но и делают для нас возможным практическое ориентирование в мире" (там же, S. 92). Но, в отличие от прагматистов, Ф. не сводит истину к полезности. Задача философии, по Ф., состоит в том, чтобы разложить переплетение фикций на отд. фиктивные элементы. С этой т. зр. он рассматривает историю философии: путь ее, от Декарта через Локка, Юма и Канта, есть постеп. разрушение сверху вниз лесов, к-рые воздвиг человек вокруг действительности. Философия дошла, т.о., до основания этих лесов – пространства и времени – и теперь занимается их разрушением (см. тамже, S. 99). Методологич. подход Ф., проведенный последовательно, становится не только средством филос. разрушения реального мира, но и разрушения самой философии как одной из фикций. Соч.: Nietzsche als Philosoph, В., 1902; Hartmann, D?hring und Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus und Optimismus, В., 1924. Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, с. 178–97; Lapp ?., Die Wahrheit. Eine Erkenntnistheoretischer Versuch, orientiert an Rickert, Husserl und besonders an Vaihinger´s "Philosophie des Als Ob", Stuttg., 1913; Ritschl O., Die doppelte Wahrheit in der Philosophie des Als Ob, G?tt., 1925; Del-Negro W., H. Vaihingers philosophisches Werk mit besonderer Ber?cksichtigung seiner Kantforschung, "Kant-Studien", 1934, Bd 39, H. 3/4, S. 316–27. В. Костеловский, А. Михайлов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.