ФАЦЗАН

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФАЦЗАН
643—712)—третий патриарх и фактич. основатель будд. школы Хуаянь-цзун. Был родом из Хорезма, откуда его родители переехали в Китай. Известен также под именем Сянь-шоу. Стал монахом в молодости. Ознакомившись с учением Аватамсака-сутры (Хуаяньцзин) и ее толкованиями, принадлежащими перу кит. мыслителей Душуня и Чжияня, Ф. посвятил большую часть своей жизни комментированию этой сутры и проповеди ее учения. В результате ему удалось создать сложную филос. концепцию, в центре к-рой стоят доктрины «беспрепятственного взаимопроникновения принципов и вещей» («ли ши у ай») и «беспрепятственного взаимопроникновения вещей» («ши ши у ай»). Эти доктрины, восходящие к махаянскому учению о тождестве сансары и нирваны, предполагали взгляд на мир как некое единое целое, в к-ром сняты оппозиции между единым и многим, субъектом и объектом и к-рый пребывает в едином и абсолютном сознании будды.     Е. А. Торчинов

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ФАЦЗАН
Сяньшоу. 643, Чанъ-ань (совр. Сиань, пров. Шэньси), - 712. Третий патриарх и фактич. основатель буд. Хуаянь школы, систематизировавший ее учение и придавший ему самобытность. Род. в семье выходца из Хорезма, поэтому иногда именуется "Хорезмийцем Ф." (Канцзюй Ф.). Был учеником знаменитого переводчика и реформатора Фасян школы (см. также Вэйши школа) Сюаньцзана, но позднее разошелся с ним во взглядах и резко полемизировал. Наибольшее влияние на Ф. оказал др. его учитель - Чжиянь, второй патриарх Хуаянь. Большую часть жизни провел в столичных монастырях Юньхуасы и Дац-зяньфусы. Пользовался покровительством танского имп. двора, в особенности императрицы У Цзэтянь (У-хоу). Получил офиц. титул "го и фа ши" ("единств, в гос-ве наставник Закона"). Осн. труды - коммент. к "Хридайя сутре" (кит. "Божоболоми синь цзин" - "Сутра сердца праджняпарамиты"), к "Ланкаватара сутре" ("Жу Лэнцзя цзин" - "Сутра о вступлении на Ланку"), к "Махаяна шрадцхотпада шастре" ("Да чэн ци синь лунь" - "Шастра о пробуждении веры в махаяну"), к "Аватамсака сутре" ("Хуа янь цзин"- "Сутра цветочной гирлянды") и краткий трактат ("Цзинь ши цзы чжан"- "Главы о золотом льве"), излагающий учение Ф. и школы Хуаянь в целом. В основе философии Ф. лежит концепция универсальной причинной обусловленности (у цзинь юань ци, юань ци [2]). Все элементы универсума-дхармадхату (см. Фа цзе) как мира в его истинной реальности взаимозависимы и взаимообусловлены, что равнозначно взаимопроникновению всего сущего: единое включает многое, к-рое содержит в себе единое. Отсюда тезис о тождестве единого и многого в "едином сознании" (и синь) как духовном субстрате универсума. Данная концепция находит выражение в двух доктринах: ли ши у ай ("беспрепятственное [взаимопроникновение] принципов и вещей/дел", см. Ли - ши), осн. на махаянском постулате о тождестве нирваны (непань) и сансары (лунъхуэй); ши ши у ай ("беспрепятственное [взаимопроникновение] вещей/дел"). В результате Ф. создал учение, рассматривающее мир как единую систему взаимосвязанных и взаимосодержащих элементов, сняв оппозиции "единичное - многое" (и -до) и "тождественное- отличное" (тун - и). Ф., пересмотрев доктрину виджнянавады (см. Вэйши школа) о трех уровнях реальности, поставил уровень паратантры (и та ци син - "зависимого бытия", "бытия, опирающегося на другое") выше абс. бытия - паринишпанна (юань чэн). Для Ф. уровень паратантры как бы синтезирует в себе иллюзорный мир кажущихся самостоятельными множеств единич. "вещей/дел" (ши [3]) и мир единого бытия идеального "принципа" (ли [1]). Поэтому его реальность превосходит и первый, и второй уровни, будучи равной "единому сознанию" и дхар-макайе (фа шэнь - "тело Закона", "тело Будды"). Все известные Ф. буд. учения он подразделял на пять групп (у цзяо - "пять учений"), а те, в свою очередь, на "десять школ" (ши цзя), установив иерархию их "истинности". Высшим и самым совершенным назван буддизм Хуаянь. Эта классификация была развита и усовершенствована Цзунми (8 - 9 вв.). Филос. взгляды Ф., решающим образом воздействовав на формирование системы взглядов Хуаянь, оказали также влияние на учение Чань школы, а в 11 -12 вв.- на филос. проблематику и терминологию неоконфуцианства. **Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжу-ань. Сюйбянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 3. Цзи-нань, 1982. С. 3 - 44. См. также лит-ру к ст. Хуаянь школа, Е.А. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ФАЦЗАН
643, Чанъань (современный Сиань провинции Шэньси) — 712) — ученый монах эпохи Тан, фактический основатель ^яякь школы, почитавшийся как «третий патриарх» этого течения буддийской мысли. Происходил из рода Кан. В 17 лет изучил и начал проповедовать «Аватамсака-сутру» (Хуа янь цзин), затем одно время состоял при Сюаньцзане (602—664) в его переводческой школе, но ушел из-за разногласий по вопросам вероучения. В 696 Фацзан был приглашен в столичный монастырь Тайюаньсы для преподавания «Хуа янь цзина». По приказу императрицы У Цзэтянь (правившей с 690) десять наиболее почитаемых столичных монахов провели испытание знаний Фацзан, после чего ему было присвоено официальное звание «первенствующего среди добродетельных мудрого учителя», так что последующей традиции Фацзан известен также как Сяныпоу-даши, или просто Сяньшоу — «первый из мудрецов».
Фацзан много занимался переводами буддийских сутр, но главным его трудом было комментирование «Хуа янь цзина». По преданию, объясняя при дворе У Цзэтянь смысл этой сутры, он часто пользовался аналогиями, привлекая в качестве примера стоявшее перед дворцом золотое изображение льва, и записи его разъяснений были позднее собраны в т. н. «Главах о золотом льве к «Аватамсака-сутре». Ход его рассуждений таков. Изображение льва возникает в результате усилий искусного мастера, что целиком определяется причиной, потому и говорится: «возникновение по причине». А это означает, что «вид льва» — иллюзия, единственная же реальность — золото (из которого он сделан); лев тут не наличествует, золото — не отсутствует, поэтому их называют по отдельности: «материал» (сэ) и «пустая (форма)» (кун). Привлекая ту же аналогию, Фацзан строит оригинальную классификацию основных течений буддизма, которых он насчитывает пять. К первому разряду он относит хинаянские школы, где признается, что лев как дхарма, производимая причинностью, постоянно возникает и исчезает, поэтому восприятие его «вида» на самом деле невозможно. Второй разряд составляют махаянские школы, где признается, что дхармы, возникающие по причине, не обладают собственной природой и есть абсолютная «пустота». Третье по значению место отводится школам тяпьтайского направления (см. Тяныпай школа), где признается, что, хотя в абсолютном смысле реальна только пустота, это не мешает иллюзорным дхармам тоже «наличествовать», поскольку они причинно связаны с «пустотой». На четвертой позиции находится чань-буддизм (см. Чань школа), ориентированный на внезапное «прозрение» адепта, которому т. о. открывается, что «пустота» и «наличие» (ю) отрицают друг друга и в этом акте взаимоуничтожаются, в результате чего ум освобождается от всех слов и представлений и обретает покой. Высшую, пятую ступень в иерархии школ, по Фацзану, занимает Хуаянь: преодолев все предыдущие ступени знания, ученик оказывается носителем сознания, в котором устранены все противоречия, что делает его способным к непосредственному созерцанию высшей реальности «единого», в которой все тождественно в утрате своей специфической природы. Поэтому школа Хуаянь и заслуживает наименования «Всеохватывающего учения, совмещающего все колесницы в одной». Фацзан пользовался авторитетом и уважением у современников, многие из которых под его влиянием стремились приобщиться к буддийской мудрости. В частности, в 710 от него получил посвящение в буддисты танский император Жуй-цзун. Основные сочинения: «Хуа янь цзин тань сюань цзи» («Объяснения глубоких мест «Аватамсака-сутры»), «Хуа янь цзин чжи гуй» («Основное руководство к [изучению] «Аватамсака-сутры»), «Да чэн ци синь лунь и цзи» («Записи о начальном постижении махаяны»).
Г. А. Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия