эзотерическое познание

Найдено 1 определение
эзотерическое познание
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ — постижение подлинной реальности в эзотерических практиках, которое эзотериками осознается как особая форма познания. Представители рационального знания (философии, науки, разных областей практики) часто понимают эзотеризм как мистику, основания и источники которой не поддаются рефлексии, поскольку получены мистическим и интуитивным путем, без контроля сознания и логики. Для них Э. п. и знание — это не наука, а именно мистика или вера. С их точки зрения, эзотерики в своих учениях излагают не знания о том, что существует на самом деле, а описывают иллюзорную реальность, если и существующую, то, главным образом, в воображении самих эзотериков.         Однако известно, что многие эзотерики называют свои учения наукой и настаивают, что речь в них идет о реальности как таковой, а не об иллюзии. Скорее, говорят эзотерики, заблуждаются именно философы и ученые, кичащиеся своим рационализмом. Эзотерик познает высший мир необычным способом (с помощью дополнительных, более чувствительных органов восприятия и не покидая своего внутреннего мира), при этом эзотерик не сомневается в существовании высшего мира. Но не совпадает ли тогда высший мир с миром эзотерика?         Веря в безусловное существование подлинной реальности, с которой имеют дело в Э. п. и о которой рассказывают другим, эзотерики все же вынуждены доказывать, что мир, который они познают, существует. При этом их аргументы колеблются от утверждений «это очевидно» до «это очевидно только родственной душе» (см.: Розин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. М., 1998. С. 121; Штейнер Р. Очерк Тайноведения. М., 1916; Андреев Д. Роза Мира: Мета-философия истории. М., 1991. С. 35).         Более тонко на вопрос о подлинности реальности эзотерического мира отвечает Карлос Кастанеда, автор известной эзотерической эпопеи «Дон Хуан». На вопрос своего ученика Карлоса Кастанеды, летал ли он как птица или это ему только казалось в необычном состоянии, вызванном приемом «травы дьявола», дон Хуан отвечал, что, конечно, летал. Тогда Карлос Кастанеда, думая, что его полет — это физическая реальность, задает вопрос, на который, как он думает, дон Хуан уже не ответит. Он говорит:         «Давай я скажу это по-другому, дон Хуан. Если я привяжу себя к скале тяжелой цепью, то стану летать точно так же, потому что мое тело не участвует в моем полете?         Дон Хуан взглянул на меня недоверчиво.         — Если ты привяжешь себя к скале, — сказал он, — то я боюсь, что тебе придется летать, держа скалу с ее тяжелой цепью» (Цит. по: Розин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. С. 301).         Похоже, что для дона Хуана, как и для многих эзотериков, нет деления на объективную реальность и субъективные представления; точнее, последние для него совпадают с объективной реальностью. В этом случае понятно, почему эзотерики часто пишут, что познание подлинного мира неотделимо от познания и преобразования себя.         Посмотрим, как эзотерики характеризуют свои познавательные процедуры. Пожалуй, наиболее последовательно и ясно это делает Рудольф Штейнер. В «Очерке Тайноведения» он описывает три основные стадии эзотерического познания: «имагинативное познание», «инспирацию» и «интуицию».         Имагинативное познание включает в себя «концентрацию всей душевной жизни на одном представлении» с одновременным отключением др. представлений. Штейнер считает, что наиболее подходящими для этой стадии познания представлениями являются символические. Имагинативное познание в психотехнике Штейнера — наиболее важная ступень эзотерического восхождения: оно должно привести человека к невидимому, высшему, духовному миру (так Штейнер понимает подлинную реальность). При этом сам человек должен уйти от чувственного обычного (неподлинного) мира, от своего обычного организма, от чувств, органов и взамен этого выработать, сформировать новые органы, новый организм. Человек, до этого знающий только свое обычное Я, открывает второе Я, целиком находящееся в духовном мире. Это второе Я (характерное уже для эзотерического, «духовного существа») позволяет воспринимать подлинный духовный мир аналогично тому, как обычный человек воспринимает окружающие его вещи. Однако на стадии имагинативного познания, говорит Штейнер, человек воспринимает не просто предметы, а «превращения одних предметов и процессов в другие» (Там же. С. 113—114).         Вторая ступень эзотерического познания и восхождения — инспирация. Здесь духовное существо познает не только превращение одних предметов и процессов в др., но и отношения между существами и предметами духовного мира, а также их устройство, сущность.         Третья ступень эзотерического познания — интуиция, в процессе которой познающий «проникает в познаваемые предметы», сливается с ними. Иначе говоря, эзотерическое познание приводит к отождествлению субъективных представлений с объективным миром, неразличению Я и подлинного мира. Спрашивается, как это возможно?         По технике, ступени инспирации и интуиции отчасти схожи со ступенью имагинации; отличие лишь в одном: сознание все меньше опирается на впечатления и образы чувственно-физического мира и все больше исходит из внутреннего, духовного мира. Этот переход предполагает, с одной стороны, рефлексию деятельности души и сознания, с др. — сосредоточение на самой этой деятельности, а не на образах и впечатлениях, которые ее обусловливают. Сходным образом (естественно, в рамках своих учений) описывают познание и др. эзотерики.         Помимо рефлексии эзотерического метода Э. п. содержит два важнейших компонента нормальной науки: процедуры конструирования идеальных объектов и построение теории. Действительно духовный человек (существо) Штейнера — это явно идеальное построение (объект): ему приписываются новые органы, способность воспринимать отношение вещей и их сущности, наличие нескольких тел («физическое» — после смерти человека оно становится трупом; «эфирное» — в чистом виде оно дает знать о себе во сне; «астральное» — проявляется в забвении; Я — сознание и воспоминание), наличие ряда «душ» и «духов» (душа «ощущающая», «рассудочная», «сознательная», а также «само-дух», «жизне-дух» и «духо-человек»). Кроме того, «духовному человеку» Штейнер приписывает особую активность («деятельность») и довольно сложную жизнь, включающую, с одной стороны, духовное познание себя и мира, неизмеримо более глубокое (ясновидящее), чем обычное, земное; с др. стороны — подготовку и осуществление нового воплощения души (под руководством более развитых существ душа очищается, воссоздает новые тела, находит новых родителей); с третьей стороны — духовное участие в жизни творческих людей и мироздании (т.е. в изменении Земли, ее развитии).         Суммируя, суть классического эзотерического мироощущения можно передать при помощи трех тезисов. 1. Наш обычный мир, культура, разум — неистинны или иллюзорны. 2. Существует другой подлинный мир (др. реальность), где человек может найти свое спасение, обрести истинное существование. 3. Человек может войти в этот подлинный мир, но для этого он должен изменить свою жизнь, решительно переделать себя. Собственно, жизненный путь эзотерика сводится к подобной переделке, включающей духовную работу и психотехнику.Что же собой представляет переделка человека в рамках эзотерической практики? Гении эзотеризма утверждают, что в конце своего пути, на который иногда уходит почти вся жизнь; они попадают в подлинную реальность (буддисты — в Нирвану, штейнерианцы проходят в духовный мир, последователи Шри Ауробиндо эволюционируют в Гностическое существо и т.д.). Особые качества подлинной реальности придает все же не содержание, а жизнь преимущественно событиями этой символической реальности; эзотерическая личность живет тем, что переходит в подлинный мир и одновременно творит его. При этом было бы упрощением считать, что такая личность просто фантазирует, грезит. Она именно живет в своем творчестве, в размышлении о мире, в стремлении понять предельные проблемы жизни и бытия. При таком широком понимании близким к эзотерической культуре является всякое значительное в культурном отношении творчество и новация. Соответственно, многие великие мыслители, художники и общественные деятели переживали подобный эзотерический опыт.         Таким образом, эзотерическая практика не сводится к простым размышлениям: это особый образ жизни, судьба, жизненный путь, страстная устремленность к эзотерическому миру как конечной жизненной цели, приверженность к идеальным формам жизни, известный аскетизм, работа над собой, установка на кардинальное изменение себя самого, горение и напряжение души. Но это и особая культура жизни, включающая в себя разработку эзотерического учения (или освоение его), психотехническую работу над собой (отказ от желаний, отклоняющих эзотерика от его пути, культивирование эзотерического учения, достижение особых состояний сознания, погружающих эзотерика в эзотерические реальности и т.д.). Сюда же относится следование эзотерическому ритуалу и одновременно создание его. Эзотерическая культура жизни предполагает также создание школы и фигуру учителя.         Уже йоги продемонстрировали, что внутренний опыт и др. психические образования (которые сами меняются под влиянием психотехники) могут, наподобие внешнего мира, поставлять сознанию впечатления и образы. И не просто поставлять, а образовать для человека полноценный и богатейший мир, где он может бесконечно странствовать, где он живет. У этого внутреннего мира, ставшего для эзотерика миром как таковым, есть два важных качества, которые отсутствуют у мира обычного. Первое: эзотерический мир возник на основе внутреннего мира и опыта самого человека. Поэтому эзотерический мир, с одной стороны, принципиально ограничен этим опытом, с др. — абсолютно естествен для человека; все события и ситуации этого мира, все его реальности имеют естественную основу и аналоги (осознаваемые или неосознаваемые) в жизни данного человека. Образно говоря, человек, вошедший в эзотерический мир, «летит в самого себя», «путешествует по своим собственным психическим реальностям», «погружается в собственный опыт». Второе качество таково: эзотерический мир, в отличие от обычного, поддается контролируемому преобразованию. С помощью психотехники он изменяется в направлении того идеала, который задает исповедуемая человеком эзотерическая доктрина.         Э. п. — это работа, разворачивающаяся сразу в двух плоскостях: в одной эзотерик познает, открывает подлинную реальность и проходит в нее (напр., Штейнер в духовный мир), в др. — он осуществляет нормальные познавательные процедуры (строит идеальные объекты, напр. понятие «духовного человека», объясняет интересующие эзотерика феномены, создает эзотерическое учение, теорию). Принципиально, что в Э. п. движение в первой плоскости выступает необходимым условием движения во второй, и наоборот. Последнее объясняет, напр., совпадение интересующих эзотерика, как ученого, феноменов (фактов) с состояниями подлинной реальности. То же самое можно сказать иначе: подлежащие объяснению феномены эзотерик создает сам в ходе переделки себя из обычного человека в эзотерического; но осознаются эти возникающие состояния и события неадекватно, а именно как независимые от активности и пути эзотерика. Полное преобразование личности, идущей по эзотерическому пути, и попадание ее в эзотерический мир — это предельный вариант развития событий, характерный, в основном, для «гениев эзотеризма». В обычном же случае речь идет просто о процессах становления эзотерической личности.         Таким образом, для эзотеризма характерна одновременность порождения эзотерического мира и его познания. Это же характерно для философского и художественного мышления. Вспомним высказывания Канта: «Первый, кто доказал теорему о равнобедренном треугольнике, понял, что его задача состоит в том, чтобы создать фигуру посредством того, что он сам а priori, сообразно понятиям, мысленно вложил в нее и показал путем построения» (Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: В 6-и т. Т. 3. М., 1964. С. 86). В каком-то смысле мыслящую личность Кант уподобляет самому Богу, создавшему мир. В этом смысле, когда Кант пишет, что человек «сам связывает, синтезирует, определяет опыт», что он имеет «возможность как бы а priori предписывать природе законы и даже делать ее возможной» (Там же. С. 210), он мыслит вполне последовательно. Др. дело, что разум, по Канту, чтобы не впадать в антиномии, должен ограничивать себя рамками опыта.         В современном искусстве продуктом выступают произведения, создаваемые не только путем вдохновения, но и на основе замысла и др. выразительных средств (напр., художественных концепций, жанровых и драматургических особенностей). Но замысел и выразительные средства не могут существовать вне знаний и объективации. Построение художественной реальности требует объективации соответствующих событий; при этом художник не только конституирует саму реальность, но и следит, какие события возникают в результате его творчества. Иначе говоря, и для искусства характерна одновременность конституирования (порождения) реальности и ее художественного познания. Все указанные здесь эпистемические моменты и предпосылки построения замысла, применения выразительных средств, конституирования художественной реальности можно отнести к художественному мышлению (познанию).         Во всех видах познания — научном, философском, художественном или эзотерическом, — везде мышление, с одной стороны, позволяет строить одни знания на основе др. и конституировать представления о действительности, с др. — обусловлено нормативно, в плане задач и самой сферой деятельности. Различия видов познания заключаются в том, какую роль в мышлении играет личность и представления, обусловленные нашим опытом, требованиями коммуникации, взаимодействием с др. людьми. В философии, эзотерике и гуманитарных науках роль личности огромная, а в естественных науках и техническом мышлении — минимальная. Для философии большое значение имеет философская традиция, требования и вызовы времени (современности), а также проблемы, которые философ взялся разрешать. Для эзотерика все эти факторы, кроме последнего, несущественны. Зато существенны реализация собственной личности и эзотерическое осмысление культурного материала.         В.М. Розин         Лит.: Андреев Д. Роза Мира: Метафилософия истории. М., 1991; Бердяев Н. Самопознание. М., 1990; Лайтман М. Наука Каббала. М., 2002; Его же. Плоды Мудрости. М., 2002; Розин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. М., 1998; Его же. Знание или схемы: познание мира или его конституирование? // КЕНТАВР. Вып. 27. М., 2001; Его же. Семиотические исследования. М., 2001; Штейнер Р. Очерк Тайноведения. М., 1916; Его же. Истина и наука. М., 1992; Щедровицкий Г.П. Сладкая диктатура мысли // Вопросы методологии. 1994. № 1—2; Его же. Я всегда был идеалистом. М., 2001; Его же. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов // Избранные труды. М., 1995; Этюды по социальной инженерии: от утопии к организации. М., 2002.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки