ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ
концепция, согласно которой Европа является центром и эталоном культурного развития человечества.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Европоцентризм
культурно-философская позиция, рассматривающая европейскую цивилизацию и культуру в качестве высшего образца и подлинного источника всей цивилизации и культуры человечества.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Европоцентризм (европеизм)
теоретическая и идеологическая установка некоторых современных общественно-политических концепций, которая подчеркивает авангардную роль Европы в общемировом развитии, превращает ценности европейской культуры в эталон, критерий стремлений и систему отсчета для научных исследований других культур, а европейскую модель общественно-по-литического и экономического развития – в универсальный способ решения всех сложнейших проблем человечества.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ (европеизм)
теоретическая установка современных концепций общественно-политического развития, которая подчеркивает авангардную роль Европы в мировом развитии, превращает ценности европейской культуры в критерий идентификации и систему отсчета для научных исследований других культур, европейскую модель развития в универсальный способ решения всех сложнейших проблем человечества. Вестернизация мыслилась как основа всех западных глобальных проектов. В 20 в. европоцентризм был подвергнут критике и заговорили о «закате Европы» (О. Шпенглер), «увядании творческих сил западной культуры» (П. Сорокин), об ограниченности такого подхода (А. Тойнби). Сегодня убежденность в узости идей европоцентризма практически всеобща и предпринимаются попытки осмыслить многообразие культур, полицентризм в политике. Мир становится одновременно единообразным и разнообразным, дополняя гомогенизацию экономических отношений, технологических и научно-производственных процессов дифференциацией жизненных укладов, народных традиций и социокультурным, этнонациональным, конфессиональным, духовно-ценностным плюрализмом. См. также Апиантизм.
М. А. Мунтян

Источник: Новая философская энциклопедия

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ
одна из распространенных концепций развития мировой культуры, основанная на признании доминирующей роли западного типа цивилизации в истории человеческого общества от греко-римской античности до ХХ в. Поворотным пунктом для создания типологии мировой истории в духе Е. стала эпоха Возрождения. Именно тогда была обоснована идея о том, что основное содержание, формы и достижения культурной деятельности Европы имеют своим источником греко-римскую античную культуру. С этого времени античность осмыслялась не только как культурный образец для Европы, но и для всего остального мира. В дальнейшем географические открытия, колониальная и торговая экспансия, достижения капиталистической цивилизации, развитие естественных наук, просвещения, философии и художественной культуры — все это дало основание выделить Европу из общего потока всемирной истории и привело к укреплению и распространению концепции Е. в философии культуры, социологии и исторической науке. На долгое время Е. стал ведущей методологией исследования и анализа мировой культуры на основе ценностей и понятий, выработанных западной цивилизацией и общественной мыслью. С этой точки зрения другие «неевропейские» регионы и культуры оцениваются как недостаточно развитые по сравнению с достижениями Европы. Е. нашел свое выражение в определенном направлении политической философии, идеологии и типе мышления — европеизме. Европеизм побуждает рассматривать каждую проблему с западной точки зрения, т.е. в европейском контексте, исходя из идеалов, ценностей и норм жизни европейской цивилизации. В современной культурологии много сделано для преодоления крайностей и односторонности Е., и доминирующее значение приобретает концепция полицентризма — многообразия типов цивилизаций и форм культур.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

европоцентризм
– культурно-методологическая установка, согласно которой европа есть центр, средоточие всей мировой цивилизации, а европейские стандарты – универсальные и непререкаемые культурные образцы. Огромную роль в утверждении в сознании культурной общественности мировосприятия в духе е. Сыграла эпоха просвещения с ее культом разума (причем в его «логическом», стало быть, европейском виде). С позиций е. Строили свои модели истории гегель и маркс (в основе его теории смены общественно-экономических формаций лежит пример эволюции именно европейской экономики). Серьезный удар по е. Нанесла вышедшая в 1918 г. Книга о. Шпенглера «закат европы», в которой был предложен вариант теории «локальных цивилизаций» (как ее назвали позже, сопоставляя концепцию шпенглера с аналогичными моделями данилевского и тойнби). Эта теория упраздняла понятие всемирной истории и ее единства, понятие «универсальный принцип культурности и цивилизованности» и т.д. Критика е. Сыграла значительную роль в становлении плюралистического и демократического восприятия социокультурной реальности, однако, заострение ее релятивистских (см. Релятивизм) тенденций и использование самих по себе вполне разумных аргументов против е. В «деконструктивистской» философии постмодерна сыграло крайне негативную роль в нарастании тенденций бездуховности, эклектичности, «шизоидности» в современном мире. Применительно к истории философии е. – это позиция, согласно которой философия возникает и эволюционирует как таковая только в европе. Сторонники данной теории они обращают внимание на серьезные отличия «западного» и «восточного» (индия, китай) типа «философствования» и приводят три знаменитых аргумента э. Гуссерля против правомерности разговора о «восточной философии»: 1. Возникновение и существование духовной установки на поиск истины ради нее самой (а не ради спасения, примирения с миром, прагматической выгоды и т.д., как в религии, мифологии, в обыденном знании), которая лежит в основании философского знания и составляет его суть, есть отличительный признак лишь западного сознания. 2. Философия в европе сразу четко отделяется и сознательно противопоставляет себя религии, мифологии, обыденному сознанию. Этого явно нельзя наблюдать на востоке. Скажем, буддизм – это религия? Философия? Стиль жизни? Конфуцианство – не просто ли это сборник житейских наставлений? 3.
Итоги своих мировоззренческих изысканий европейские философы оформляют в виде строгих философских теорий, стройных всеохватывающих систем, использующих разветвленный концептуальный аппарат, глубокие теоретические доказательства и т.д. (т.е. По образцу науки). Философствование востока чаще всего облекается в форму притч, сказаний, афоризмов, нравоучительных текстов и т.д. По мнению европоцентристов, только то есть философия (и может так называться), что удовлетворяет этим критериям. Восточное квазифилософское мировоззрение не выполняет фактически ни одного из указанных требований. Поэтому восточной философии не существует.

Источник: Краткий философский глоссарий

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ

- культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно к-рои Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Уже в Др. Греции разграничение Востока и Запада стало формой противоположности варвара и эллина, "дикости" и "цивилизованности". Такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского, что сформировалось со временем в одну из традиций, унаследованных социальной практикой и духовной жизнью послеантичной Европы. Возвеличение Запада прослеживается в европ. сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, Великие геогр. открытия, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны - все это, в конечном счете, воплощенные в реальных истор. деяниях проявления европоцентрист. точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их истор. укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единств, и безоговорочную ценность, противостоящую "неправильности" и "неразвитости" вост. мира. В раннее ср.-вековье, когда экон., полит, и культурные связи Европы с остальным миром резко ослабевают, а важнейшим фактором духовной и полит, жизни становится христианство, Восток в сознании европейца закономерно отодвигается на задний план как нечто отдаленное и сугубо экзотическое. Восходящая к эпохе Просвещения вера в прогресс человеч. знаний укрепляла представление об однонаправленном движении истории. Внеисторически понятая "разумность" в противовес "заблуждениям" и "страстям" рассматривалась просветителями как универсальное средство совершенствования об-ва. Прогресс мыслился ими как постепенное проникновение европ. цивилизации во все регионы мира. Если Гердер усматривал в восточном мире воплощение патриарх., идиллического начала, то Гегель уже пытался поставить вопрос, почему вост. народы ушли от своих человеческих истоков, остались в изв. мере за пределами магистральной линии истории. Этот подход к оценке обществ, развития в дальнейшем стал вырождаться в апологетическую, по своей сути, "прогрессистскую" концепцию с характерным для нее представлением о науке (а затем и о технике, информатике) как об оптимальном средстве разрешения любых человеч. проблем и достижения гармонии на путях устроения рационально проектированного порядка. Сложившееся еще в филос. классике возвеличение разумного, рационального, "эллинского" начала в противовес аффектированности, стихийности и эмпиричности иных культур, а также возникшее позднее стереотипное представление о технич. цивилизации, активно содействовали формированию разл. совр. сциентист-ских иллюзий. Они, в частности, нашли опору в разработке М. Вебером принципа рациональности, осн. принципа в его философии истории. Именно М. Вебер наиболее последовательно рассматривал рациональность как истор. судьбу европ. цивилизации. Он пытался объяснить, почему формальный разум науки и рим. права превратился в жизненную установку целой эпохи, целой цивилизации. Постепенное "расколдование" мира, вытеснение из мышления, из обществ. сознания магических элементов, с одной стороны, а с др. - все большее постижение последовательности и постоянства явлений, - вот те идеи, которые берут у Вебера совр. философы, осмысливающие феномен Е.
Лит.: Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993; Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994; Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994; Культура: Теории и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1995.
П. С. Гуревич

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ
историко-культурная и геополитическая концепция, постулирующая и обосновывающая особые статус и значение западно-европейских ценностей в мировом цивилизованном и культурном процессах. Одними из первых и ярких демонстраций влияния и распространенности подобных идей стали межгосударственные и межрегиональные столкновения сторонников различных мировых религий. Так, в средние века Европа, Северная Африка и Ближний Восток стали ареной столкновения католичества с православием и христиан с мусульманами. Наибольшую активность в отстаивании идеалов Е. проявила католическая церковь. Она инициировала вооруженную борьбу с мусульманским миром за освобождение Иберийского полуострова, организовала крестовые походы на Иерусалим. По ее инициативе осуществлялась экспансия в Прибалтику. Эта стратегия в конечном итоге привела к судьбоносной конфронтации с государствами Восточной Европы, в которой последние одержали важную победу (1410, Грюнвальдская битва). Идея Е. значительно актуализировалась под влиянием угрозы, исходившей от турок-сельджуков, а впоследствии - Османской империи. Эра великих географических открытий позволила европейцам обнаружить множество иных народов. Однако неадекватное видение истории не позволяло признать уникальность культуры последних, их достижения в области науки и техники. Историческим уделом местного населения предполагалось рабство и колониальная зависимость. В 19 ст. в воззрениях европейцев на другие народы произошли перемены. Этому способствовали уникальные археологические открытия на Ближнем Востоке, в Индии, Китае и Америке. Европейскому сознанию были представлены факты, говорившие о еще более древних, чем европейская, цивилизациях. Хотя даже они не смогли изменить традиционалистской точки зрения, ряд аспектов во взаимоотношениях европейцев с иными народами изменился. Е. подпитывался очевидным отставанием неевропейских народов в уровне и темпах экономического (особенно индустриального и военного) развития, что стало основанием для идеи о существовании неполноценных рас. В начале 20 в. со всей остротой встала проблема лидерства в европейском и мировом сообществе. Она разрешилась новым расколом Европы на коммунистическую и капиталистическую части. Между ними развернулось острое геополитическое и в ряде случаев опосредованно-военное соревнование за лидерство и влияние в мире. На волне конфронтации, дошедшей до второй мировой войны, Европа утратила роль мирового лидера и со второй половины 20 ст. концепция Е. стала приобретать двойной смысл. С одной стороны, в ней нашли отражение тревоги европейцев, оставшихся на континенте, по поводу успехов своих бывших соотечественников в Северной Америке, Австралии и Южной Африке. Старой Европе конкуренцию составила и Япония. С другой стороны, идея Е. получила новый импульс благодаря новым идеям о мировом приоритете единых ценностей "англо-саксонского" (англо-американского) мира. К концу 20 ст. процессы западноевропейской интеграции приобрели реальные очертания, приведшие к "прозрачности" национальных границ. Крушение социалистической системы в Европе сделало потенциально возможным разработку проектов, охватывающих единое пространство от Вашингтона до Владивостока. Континентальная интеграция Европы получила новые перспективы за счет воссоединения Германии, реформ в Центральной и Южной Европе, а также в государствах Прибалтики. Обе эти тенденции в рамках концепции Е. практически не противоречат друг другу, хотя и отражают некоторое несовпадение экономических интересов Нового и Старого Света. Западно-европейская культура, в основном определившая облик современной техногенной цивилизации, по темпам обновления и влиянию пока не утрачивает своих позиций в мире. При этом основные различия внутри Европы в целом не исчезают. Восточная ее часть, как и ранее, настороженно воспринимает не всегда бесспорные ценности Европы Западной, отражением чего является непрекращающаяся почти 300 лет дискуссия между западниками и славянофилами, инициированная в сфере российской общественной мысли еще реформами Петра Первого. В Западной же Европе динамичное экономическое развитие и определенная стабилизация социально-политических проблем позволили к рубежу тысячелетий практически реализовать культурный и геополитический идеал единого европейского пространства.
Л.Е. Лойко

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
733.25 кб

Центральная Азия, европоцентризм, колониальность

Нурулла-Ходжаева Наргис Талатовна
Предлагаемая статья, это не очередной раунд ревизионизма в истории, речь идет о возможной перспективе снижения масштабов доминирующей европоцентристской эпистемологии на основе которой был выстроен современный стереотип знаний по
Читать PDF
18.64 мб

Скрытый европоцентризм: понимание личности

Марков Виктор Иванович
Актуальность статьи связана со скрытым сохранением стереотипов европоцентристского мышления, при формальном отказе от него, в гуманитарных науках на понятийном уровне.
Читать PDF
173.60 кб

2018.03.004. ДЭВИС Б.В. ЗАНОЗА КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ: КРИТИКА ФИЛОСОФСКОГО ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА РОБЕР

Мельник С.В.
Читать PDF
246.63 кб

Кризис европоцентристского исторического сознания

Леопа Александр Владимирович
В статье освещается, что одним из проявлений глобального системного кризиса явился кризис европоцентристского исторического сознания. Европоцентристское историческое сознание, сформировавшееся в XVII-XVIII вв.
Читать PDF
430.16 кб

Кризис европоцентристского исторического сознания

Леопа Александр Владимирович
В статье освещается, что одним из проявлений глобального системного кризиса явился кризис европоцентристского исторического сознания. Европоцентристское историческое сознание, сформировавшееся в XVII-XVIII вв.

Похожие термины:

  • ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ, ЕВРОЦЕНТРИЗМ

    идейно-политическая доктрина, призывающая ориентироваться на западноевропейские страны при определении путей развития человечества и отдельных стран, а также распространять на другие континен
  • ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ в философии и культуре

    концепция, согласно к-рой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, литературы и т. д. происходит только в Европе. Истоки Е. можно видеть в противопоставлении греко-римской цивилиза