ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ, ЕВРОЦЕНТРИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ/ ЕВРОЦЕНТРИЗМ
идейно-политическая доктрина, призывающая ориентироваться на западноевропейские страны при определении путей развития человечества и отдельных стран, а также распространять на другие континенты и нации социально-культурные ценности, этические и эстетические взгляды, возникшие и оформившиеся в основном в Западной Европе.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ, ЕВРОЦЕНТРИЗМ
тенденция гуманит. наук и полит. идеологии, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европ. народов и зап.-европ. цивилизации над др. народами и цивилизациями во всех сферах жизни, а также их особую роль в мировой истории; истор. путь, пройденный зап. странами, провозглашается единственно правильным или образцовым. Е. европ. гуманит. наукам был присущ изначально. Одним из факторов, повлиявших на отход от Е. и принятие всего реального многообразия культ. миров в кач-ве равноправных участников культ. динамики, был культ. шок, пережитый европ. культурой при встрече с «чужими» культурами в процессе колониальной и миссионерской экспансии XIV—XIX вв. Фр. просветители выдвинули идею расширения геогр. рамок истории, воссоздания всемирной истории, выходу за рамки Е. Одним из первых здесь был Вольтер. Однако на следующем этапе развития европ. истор. мысли, у Гегеля, именно идея всемирн. истории оказалась сопряжена с принципом Е. (Гердер, активно изучавший неевроп. культуры, критиковал подчеркнутый Е. Гегеля). Заметный Е. был свойственен соц.-истор. концепции Маркса, края оставляла открытым вопрос о соотношении «азиатского способа производства» с европ. — антич., феодальным и капиталистическим. Во второй половине XIX в. начинается новый виток критики Е., доминировавшего в изучении мирового истор. процесса. Напр., Данилевский подверг его критике в своей теории культ.-истор. типов. В истор. науке XX в. освоение обширного неевроп. материала выявило скрытый Е. привычного представления об истории как едином всемирн. процессе. Появились многочисл. альтернативные концепции. Шпенглер назвал концепцию всемирн. истории «птолемеевой системой истории», основанной на Е. в понимании иных культур. Др. примером подобной критики явл. классификация цивилизаций, предложенная Тойнби. Евразийцы, напр., Н.С.Трубецкой, полагали необходимым и позитивным преодоление Е. Он активно критиковался в востоковедении и антропологии социальной при изучении первобытных культур (Ростоу). Для всей культуры XX в. характерен кризис идеалов Е. Этот кризис актуализировали апокалиптические настроения (в частн., жанр антиутопии в иск-ве). Одной из черт авангардизма был отход от Е. и повышенное внимание к вост. культурам. Нек-рые филос. течения XX в. ставили целью преодоление Е. в сфере теор. мышления в целом. Э.Левинас разоблачал Е. как частный случай иерархизации (расовой, нац. и культ.); для Ж.Деррида Е. — частный случай логоцентризма. В неевроп. культурах появились новые идейные течения. Негритюд в Африке возник как реакция на Е. и политику насильственной культ. ассимиляции как компонентам полит. и соц. угнетения, с одной стороны, и идеология расового и этнокульт. (а затем и гос.-полит.) самоутверждения колонизированных афро-негритянских по своему происхождению (а затем и всех негроидных) народов. «Философия лат.амер. сущности» (нуэстро-американизм) обосновывала децентрацию универсального европ. дискурса, опровергала его претензии на высказывание вне опред. культ. контекста. В число противников Е. включаются А. де ла Торре, Р.Маганья, Л.Сеа. Теор. Е. использовался и используется для оправдания политики колониализма, на нем также базируется расизм. В России идеология Е. характерна для значит. части интеллектуалов. Согл. С.Г.Кара-Мурзе, Е. базируется на неск. устойчивых мифах: 1) Запад — христ. цивилизация; 2) Запад — продолжение антич. цивилизации. Считается, что корни совр. зап. цивилизации восходят к Древнему Риму или Греции. При этом процесс культ. эволюции мыслится непрерывным; 3) Технол. миф: вся совр. культура, а также наука, технология, философия, право и т.д. созданы зап. цивилизацией. При этом вклад др. народов игнорируется или приуменьшается; 4) Миф о «человеке экономическом»: капиталистическая экономика объявляется естеств. и основанной на з-нах природы; 5) Миф развития через имитацию Запада: т.н. «страны третьего мира» (или «развивающиеся страны») явл. отсталыми, чтобы «догнать» страны Запада, им надо пройти по зап. пути, создавая обществ. ин-ты и копируя обществ. отношения развитых или цивилизованных зап. стран. Ф.П.Фурман

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь