ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 1 определение
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(jüdische Philosophie). — Еврейская философия с самого начала была и осталась философией религии. Чистое истолкование Библии и собрание божественных законов, унифицированных в Галахе (новоевр. «путеводная нить») и расширенных посредством назидательных трактатов к Гаггаде (древнеевр. — «рассказ», «поучение»), а позднее заимствованных Талмудом, было расширено благодаря включению совокупности эллинистических идей, что определило особенности философии александрийских евреев. Главным представителем в этот период является Филон (25 до н. э. — 50 н. э.), защищавший еврейские религиозные учения, облаченные в одежды греческой философии (Платона) (см.: Н. A. Wolfson. Philo, 2 vol., англ. изд. 1948). После гибели иудейского государства (70 н. э.) еврейская философия при раввине Иоханане бен Заккаи сделала попытку сохранить духовное наследие иудаизма. Особого успеха добился раввин Акиба бен Иосиф (50—137), чьи сочинения стали основой Мишны (евр. — «обновление»; изд. Л. Г. Штрака, 1915). Все содержание религиозных законов евреев, устно или письменно передававшихся из поколения в поколение в течение первых пяти веков н. э., было собрано в Талмуде (евр. — «учение») (составлен ок. 500 на восточноарамейском языке; нем. изд. Лаз. Гольдшмидта, 12 т., 1930— 1936). Около 761 Ханан бен Давид основал секту караитов, которая духовно отделилась от Талмуда и начала интеллектуально заниматься философией. В это же время иудейская философия сталкивается с исламистской и испытывает с ее стороны различного рода импульсы и влияния. Возникает родственная караитской философия мутазилитов (араб. — «обособившиеся»), которые использовали мыслительные формы греческой логики и поэтому назывались еще и каламитами (араб. «догматики»); они проповедовали справедливость и единство Бога и отрицали, что бытие Бога можно определить с помощью атрибутов (борьба против христианского учения о Троице и против дуализма манихейцев; cp. М. Schreiner. Der Kalam in der jüdische Literatur, 1895). Начинается период расцвета иудейской философии (см. также Европейская философия), в котором надо различать два главных направления: восточное, с центром в Вавилоне (главные представители — Саадия бен Иосиф (892—942) и Аарон бен Элиа (1300—1369), караит; осн. соч.: «Ez Hayyim» [евр. — «Родословная величины»], 1346, изд. Делича и Штейншнейдера, 1841, и западное, с центром в Испании, где работали прежде всего: неоплатоник ибн Гебироль (1020/21 — 1069/70), Маймонид (1135—1204) и Иегуда Галеви (1085—1145, врач, религиозный философ и крупнейший еврейский поэт послебиблейского времени; см.: F. Rosenzweig. 92 Hymnen und Gedichte J. Halevis, с послесловием и примечаниями, 1928), Авраам ибн Дауд (А. бен Давид, 1110—1180, историк, основной труд «Emunah Ramah» [«Возвышенная вера»], изд. на евр. и нем. яз. С. Вейля, 1852), Бахья бен Иосиф (ок. 1050, неоплатоник, осн. соч.: «Hobot ha-Lebabot» [«Сердечные обязанности»] и «Torot ha-Nefesch» [«Учения о душе»]; см. G. Vajda. La théologie de Bahya ben Joseph, 1947), Леви бен Герсон (Герсонид; 1238—1340, аристотелик, астроном, осн. соч. «Milhamot Elohim» [«Войны Бога»], 1560, новое евр. изд. 1866) и Дон Хаздай Крескас ( 1370—1412), первым из европейцев критиковавший Аристотеля, противник рационализма Маймонида (см.: Н. A. Wolfson. Crescas critique of Aristotle, 1929). В западном направлении, как во всем западном средневековье вообще, господствовал дух Аристотеля. Восточное направление держалось посередине — между аристотелизмом и мутазилитством. Все эти мыслители разрабатывают ряд основополагающих проблем, причем предполагаются безусловная истинность содержания Торы (Пятикнижие Моисея) и высокая ценность сочинений пророков.
Бытие Бога восточные философы и Бахья доказывают логически (творение есть — следовательно, есть творец), западные — с помощью аристотелевских аргументов. В отличие от рационалистического направления схоластики, Иегуда Галеви, основываясь на факте исторического откровения, трудился над проблемой надынтеллектуального характера откровения и присущей сердцу всякого благочестивого уверенности в бытии Бога. Для Саадии и его школы единство Бога заложено уже в понятии творца, в то время как Маймонид и его сторонники разрабатывают понятие неподвижного двигателя и мировой гармонии. Проблема свойств (атрибутов) Бога вызвала широкую дискуссию, в центре которой стоял вопрос о непостижимости Бога. Несмотря на это, делаются попытки дать некоторые определения Бога. Саадия называет Бога Единым, Полным жизни, Могущественным, Мудрым; Бахья — Единым, Существующим, Вечным. Ибн Дауд добавляет: Истинный, Желающий. Но поскольку все свойства Бога в основе своей не совместимы с единством Бога, Бахья констатировал, что содержание этих понятий негативно; к такой точке зрения присоединились все остальные философы; Герсон и Крескас — с некоторыми оговорками (см: Kaufmann. Geschichte der Attributenlehre in der jüdischen Religionsphilosophie des Mittelalt. von Saadja bis Maimûni, 1877).
Относительно самого мира еврейская философия, как и школа Саадии, присоединяется к учению Аристотеля об отношениях между материей и формой; вновь возвращаются понятия материи, четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля), разделения Вселенной на высший мир сфер и низший, подлунный. Саадия проповедует постепенное сотворение Богом мира из ничего (сначала воздух, состоящий из материи и формы, из него — элементы, ангелы, звезды и сферы). Ибн Дауд, Маймонид и Герсон защищали убеждение, что из prima causa (первопричины) происходит духовная сущность, от которой — девять других, соответственно числу сфер. Гебироль и Герсон утверждали, что материя существует вечно; акт сотворения был только актом наделения материи формой и жизнью. Провидение Бога выводилось из устойчивости естественного порядка вещей, и, несмотря на это, чудеса (т. е. нарушение этого порядка) считались возможными, так как, согласно мутазилитскому воззрению, законы природы — лишь «привычки Бога», и Бог к ним никоим образом не привязан. Для Маймонида провидение есть свойство человека, связанное с интеллектом. Отношение между божественным провидением и человеческой свободой воли и выбора ставит проблему: знает ли Бог заранее, что собирается делать человек? Если Он это знает, то человеческая свобода выбора — только видимость. Саадия говорит: божественное знание — как взгляд в зеркало будущего, не влияющий на человеческие поступки. Маймонид считает, что божественное знание отличается от человеческого тем, что Бог знает ход событий, не ограничивая этим свободу выбора человека. Ибн Дауд и Герсон ограничивают божественное знание тем, что человеку предоставлена свобода выбора. По Крескасу, человек ничего не знает о действительной ситуации, в которой он находится; поэтому Бог оценивает не результат его выбора, а благое или дурное намерение.
Душа создается Богом в процессе непрерывного творения. По Саадии, она состоит из тонкой духовной субстанции; желания, чувства и мысли — ее главные функции; Маймонид добавляет еще две: силу воображения и познание. Ибн Дауд принимает предсуществование души и ее способность к развитию в земном бытии. Все мыслители считают душу бессмертной; по мнению Саадии и Галеви, после смерти тела продолжает жить вся душа, по мнению других философов, — только разум (мысль).
Еврейская этика в целом присоединяется к аристотелевскому учению о золотой середине, нахождение которой осуществляется с помощью Торы. Маймонид считает золотую середину нормой, касающейся только заурядного человека. Человек же, стоящий выше, должен идти самым лучшим путем. Крескас считает, что любовь к Богу и желание осуществить ее в жизни составляют основу человеческого поведения.
После изгнания евреев из Испании (1498) еврейская философия состояла главным образом в классификации и комментировании уже разработанного материала. Иосифом Альбо (1380—1435), стремившимся к догматизации содержания веры, и Исааком Альваванелем (1437—1508) заканчивается еврейская схоластика. Теперь привлекают к себе внимание фигуры Спинозы (1632—1677) и Моисея Мендельсона (1729—1786), который перевел на немецкий Тору и псалмы, побудив тем самым евреев заниматься немецким языком и литературой (до этого ортодоксальные евреи могли читать только еврейские тексты). Одним из последних классиков среди еврейских мыслителей в немецкой философии является С. Маймон, ставший известным как остроумный критик Канта и как человек, проложивший дорогу неокантианству. Особым явлением в еврейской философии является хасидизм, который представлен ведущим мыслителем современной еврейской философии М. Бубером. Участие еврейских мыслителей в дальнейшем развитии европейской философии было значительным; особенно велик их вклад в логику и теорию познания. Но это их творчество уже не может быть расценено как специфическая еврейская философия в смысле зарождающейся философии Израиля (см. Бруннер).
J. S. Spiegler. Gesch. der Philos, des Judentums, 1890 (Repr. 1971); D. Neumark. Gesch. der j. P. des MA.s nach Problemen dargestellt, I—II, 1907—1910; I. Husik. A History of Mediaeval Jewish Philosophy. New York, 1916; H.-J. Schoeps. Gesch. der jüd. Religionsphilos. in der Neuzeit, 1935; L. Strauss. Philos, und Gesetz. Beiträge zum Verständnis Maimunis und seiner Vorläufer, 1935; Ijjun (Zeitschrift), 1945—1949 ff.; G. Vajda. Introduction à la pensée juive du Moyen Age. Paris, 1947; T. Bomann. Das hebräische Denken im Vergleich mit dem Griechischen, 1952; S. Hurwitz. Die Gestalt des sterbenden Messias. Religionspsycholog. Aspekte der jüd. Apokalyptik, 1958; E.
J. Rosenthal. Griech. Erbe in der jüd. Religionsphilos. des MA.s, 1960; E. Behler. Die Ewigkeit der Welt. Problemgesch. Unters, zu den Kontroversen um Weltanfang u. Weltunendlichkeit im MA, 1965; F. Weinreb. Die Symbolik der Bibelsprache, 1969; W. E. Kaufman. Contemporary Jewish Philosophies. Lanham, 1976, 1986; F. Mussner. Traktat über die Juden, 1979; H. Simon. Gesch. der j. P, 1984; J. Guttmann. Die Philos. des Judentums, 1985; A. Altmann. Von der mal. zur modernen Aufklärung. Studien zur jüd. Geistesgesch., 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
148.30 кб

Еврейский «Аниконизм» и немецкая философия

Раевская Наталья Юрьевна
В статье рассматриваются представления еврейских немецких мыслителей XIX начала XX вв.
Читать PDF
655.31 кб

"ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС" В ЗЕРКАЛЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Столяров Александр Арнольдович
Данная статья посвящена «еврейскому вопросу» насколько он может быть проиллюстрирован текстами античных философов и близких к ним авторов, и основана на собраниях текстов Т. Рейнаха и М. Штерна.
Читать PDF
135.85 кб

Ф. Кафка в еврейской религиозно-философской эссеистике ХХ века

Данилкова Юлия Юрьевна
The main subject of the study is the perception of Kafka's works in the Jewish and religious twentieth-century essay writing. The article provides a comprehensive analysis of the works by G. Sholem, V. Benjamin and M.
Читать PDF
369.77 кб

Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции

Нечипуренко В. Н.
Читать PDF
757.73 кб

Между универсумом и землей (о «Еврейских мотивах» в российской философской мысли XX столетия)

Рашковский Евгений Борисович
Читать PDF
562.93 кб

Переводные философские сочинения в русской книжности конца XV – середины XVI веков: еврейские и араб

Мильков Владимир Владимирович
Автор анализирует философские тексты, которые связаны с влиянием на Русь иноконфессиональных культур. Произведения исследуются в контексте идейной жизни Руси конца XV – середины XVI столетий.