ЭВМЕНИДЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЭВМЕНИДЫ (греч. - благосклонные)
добрые богини-благодетельницы в др.-греч. пантеоне. Первоначально считались богинями мщения — Эриниями. Впоследствии, после отмены кровной мести, превратились в добрых Э.

Источник: Атеистический словарь

ЭВМЕНИДЫ
(Eumenides) - в представлении древних греков - доброжелательные богини, хранительницы гос. правопорядка. Считаясь ранее кровожадными Эринниями, эти богини превратились в Эвменид (букв. - благосклонных) в результате победы отцовского права над материнским и отмены кровной мести в Афинах. Конфликт старого и нового нрава и потеря старых функций Эринниями нашли отражение в трилогии Эсхила «Орестея».

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Эвмениды
(ευμενής благожелательный) — название мифических богинь у древних греков, мстительниц за нарушение правды. Глубокий смысл этого представления состоит в том, что эвмениды были мстительницы не за какую-нибудь личную обиду, но за нарушение закона совести. Эвмениды — это пластическое представление совести у древних греков, — как бы олицетворенная совесть. Каждого, по смыслу греческой мифологии, раньше или позже, ждет приговор эвменид.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Евмениды
Евмениды (Εΰμενίδες, подразум. θεαί) – «милостивые, благожелательные» (богини) – одно из названий женских божеств, наиболее известных под именем эриний, у римлян фурий, что значит «гневные, яростные», богини-мстительницы; именуются также величавыми (Πότιαι), досточтимыми (Σεμναί). По Гезиоду, Евмениды – дочери земли, оплодотворенной каплями крови старейшего божества Урана, оскопленного сыном его, Кроном. Это – объяснительный миф позднейшего происхождения, приурочивающий родословную Евменид к первому в мире насилию против родителя. По Эсхилу, Евмениды – дочери Ночи; Софокл называет их детьми мрака и земли. В мифах, к ним относящихся, Евмениды – земные божества, находящиеся в теснейшей связи с исконными правилами и устоями человеческого общежития. Они неусыпно наблюдают за тем, чтобы от века установленные отношения между старшими и младшими, родителями и детьми, богатыми и бедными, благоденствующими и несчастными и т. п. не были нарушаемы к выгоде одной стороны на счет другой. Есть Эринии отца, матери, родителей; также детей, нищих, т. е. всякого, кто обижен и чья обида вопиет о мщении. Воплям и проклятиям жертвы внемлют богини и преследуют виновного без устали и пощады не только на земле, но и в преисподней после смерти, пока мера мщения не исполнится. Уже в Илиаде богини-мстительницы живут в преисподней. «Бродящими во мраке», где гнездятся преступления, «жестокими», «свирепыми», «гибельными» называются они у Гомера. Одна из Евменид носит имя Мегеры. В рисунках на вазах Евмениды неоднократно изображаются в роли наказующих божеств в преисподней. Наружный вид богинь, свирепых, кровожадных и беспощадных, внушал жертвам ужас и отвращение. Старые, седые, с злобным кровавым взором, со змеями в волосах, Евмениды или лают как собаки, или ревут, как разъяренные быки; змеи обвивают их туловище, ползут по плечам или в руках богинь шипят и с открытою пастью тянутся к жертве; иногда Евмениды изображаются с бичом в руке, с факелом, освещающим путь в погоне за виновным. Пифия в ужасе бежит из святилища Аполлона при виде Евменид, расположившихся у жертвенника. Аполлон гонит их из своего храма туда, где виновных казнят, где раздаются стоны измученных преступников. Не одною смертью карают богини: с момента совершения преступления они неотступно преследуют виновного, причиняя ему мучительнейшие страдания, физические и душевные, даже за гробом. Кровь убитой матери еще не засохла на руках убийцы – а Орест испытывает уже терзания совести, и надвигающиеся «свирепые собаки матери» повергают его в невыразимый ужас. Евмениды – божества «быстрые», «многорукие», «многоногие», «с медными ногами» и т. п. По словам Гераклита, Евмениды зорко следят за тем, чтобы и во внешней природе все оставалось в своих границах. Евмениды карают клятвопреступление и всякое нарушение положенной человеку меры (Ил. IX. 454, 569; XIX, 86, 259, 418. Од. XV, 235, XVII, 475; XX, 66–78). Отсюда сопоставление Евменид с богинями судьбы.
«Человеку с чистыми руками не должно страшиться нашего гнева; жизнь его протекает мирно. Мы, вездесущие и мощные богини, памятуем содеянное зло, внушаем страх злодею и недоступны мольбам его. Чти алтарь правды и не попирай его нечестивой ногой, соблазняясь корыстью, ибо за преступлением последует наказание и возмездие. Чти родителей, радушно принимай странника под кровом твоим. Праведник не будет несчастлив».
Трагедия Евмениды, откуда извлечены эти слова, заключает собою трилогию Эсхила Орестию, обильнейший источник наших сведений об Евмениды. Богини жаждут крови матереубийцы Ореста, они гонятся за ним из Аргоса в Дельфы, из Дельф в Афины, и только вмешательство «юных» божеств, Аполлона и особенно Афины, сострадательных, различающих побуждения к действию, смиряет ярость «старейших» божеств и спасает Ореста, отмстившего за смерть отца по внушению Аполлона. Первое умилостивление богинь, карающих злодеяние без внимания к его мотивам, трагик относит ко времени учреждения древнейшего судилища излюбленных граждан. У следующего за Эсхилом трагика, Софокла, те же богини милостиво принимают в своей роще подле Афин другого страдальца, Эдипа, искупившего невольную вину бедствиями и душевными страданиями (Эдип в Колоне).

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Похожие термины:

  • ЭРИНИИ, эриннии, эвмениды

    Богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. Другой миф говорит об их рождении от Ночи и Эреба. Э. три: Алекто, Тисифона, Мегера. Они обитают в царстве Аида и Персефоны, появляяс