ЕВХАРИСТИЯ
ЕВХАРИСТИЯ
причащение) – одно из 7 христианских таинств, совершая которое верующие под видом хлеба и вина вкушают тело и кровь Господни и тем самым мистически соединяются с Иисусом Христом.
Источник: Религиоведческий словарь
ЕВХАРИСТИЯ
греч. evcharistia - благодарение) - главный обряд христианского богослужения, месса, обедня. Семантика обряда - обретение единения со Всевышним, святое причастие. Иисус во время последней трапезы угощал учеников вином и хлебом, претворяя последние в тело и кровь свою и наставляя неизбывно соблюдать этот обряд в память о нем. Верующий, т. обр., вкушая освященные вино и хлеб, приобщается плоти и крови Иисуса Христа.
А.А. Грицанов
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
Евхаристия
Одно из главнейших таинств церкви, признаваемое всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение его составляет главное христианское богослужение литургию. По учению церквей православной, католической и армяно-григорианской, в евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы. Лютеране не признают пресуществления, а допускают только соприсутствие действительных тела и крови Христовых в Е. с хлебом и вином (cum, in, sub pane); по их учению, вкушающий хлеб и вино Е. приобщается в ней действительных тела и крови Христовых.
Источник: Православный церковный словарь.
ЕВХАРИСТИЯ
или причащение. Одно из семи таинств, “таинство таинств”, сердце церковной жизни, источник и цель всех учений и учреждений. Само слово “евхаристия” означает благодарение. Это таинство называется также и Святым Причастием, потому что является мистическим приобщением, причастием людей к Богу, к друг другу, ко всему человечеству и ко всему, что только существует через Христа в Святом Духе. Именно через Святое Причастие обретают верующие дар благодати.
Причастие дается всем членам церкви всегда в двух видах: в хлебе и в вине, понимаемых как Плоть и Кровь Христа, то есть как Его подлинное присутствие. Православная церковь отвергает учение о том, будто евхаристические дары являются лишь интеллектуальными и психологическими символами. Евхаристия становится в таком случае простой трапезой, на которой люди призываются просто думать о Христе и приобщаться Ему в своих сердцах, то есть мысленно. В православии реальное, действительное не противопоставляется символическому, духовному. Определение же литургической жертвы как духовной и бескровной объясняется тем, что человек и мир и реальны именно настолько, насколько они символичны и мистичны. И через принятие, реальное осязание освященных хлеба и вина достигается подлинное причастие к живому Богу.
Как и обряд крещения, евхаристическая трапеза не была впервые создана Христом, подобные ей священные ритуальные трапезы существовали и в Ветхом Завете и в языческих религиях. Праздничная совместная еда и сегодня остается одним из главных ритуальных событий в жизни человека. Ветхозаветная пасхальная трапеза первоначально была праздничным ужином (вечерей), посвященным воспоминанию об освобождении евреев от египетского плена. Иисус Христос преобразил эту трапезу в воспоминание о Его пришествии на землю. “А хлеб и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь, ибо в большинстве случаев она с досадой отвращается от того, что сделано не согласно с обычаем. Поэтому, проявляя Свое обычное снисхождение, Он чрез то, что – близко естеству, совершает то, что – выше естества”, – писал Иоанн Дамаскин.
Это таинство совершается во время литургии и состоит в том, что Господу приносятся в жертву хлеб и вино. Эти дары благословляются с призыванием Святого Духа и незримо преобразуются в Тело и Кровь Христовы. Эти Святые Дары священник дает причащающемуся со словами: “Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную”. Православная церковь считает необходимым для каждого верующего причащаться не менее четырех раз в год. Для причастия используются просфоры (специально испеченные пресные хлебцы на воде), которые называются Агнец Божий, и красное вино, разведенное водой (обычно кагор).
“Если же ты не веруешь, то посмотри на эту трапезу; припомни, для чего и почему она поставлена. Помысли, кто здесь, и ужаснися…”, – писал Иоанн Златоуст.
Причастие дается всем членам церкви всегда в двух видах: в хлебе и в вине, понимаемых как Плоть и Кровь Христа, то есть как Его подлинное присутствие. Православная церковь отвергает учение о том, будто евхаристические дары являются лишь интеллектуальными и психологическими символами. Евхаристия становится в таком случае простой трапезой, на которой люди призываются просто думать о Христе и приобщаться Ему в своих сердцах, то есть мысленно. В православии реальное, действительное не противопоставляется символическому, духовному. Определение же литургической жертвы как духовной и бескровной объясняется тем, что человек и мир и реальны именно настолько, насколько они символичны и мистичны. И через принятие, реальное осязание освященных хлеба и вина достигается подлинное причастие к живому Богу.
Как и обряд крещения, евхаристическая трапеза не была впервые создана Христом, подобные ей священные ритуальные трапезы существовали и в Ветхом Завете и в языческих религиях. Праздничная совместная еда и сегодня остается одним из главных ритуальных событий в жизни человека. Ветхозаветная пасхальная трапеза первоначально была праздничным ужином (вечерей), посвященным воспоминанию об освобождении евреев от египетского плена. Иисус Христос преобразил эту трапезу в воспоминание о Его пришествии на землю. “А хлеб и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь, ибо в большинстве случаев она с досадой отвращается от того, что сделано не согласно с обычаем. Поэтому, проявляя Свое обычное снисхождение, Он чрез то, что – близко естеству, совершает то, что – выше естества”, – писал Иоанн Дамаскин.
Это таинство совершается во время литургии и состоит в том, что Господу приносятся в жертву хлеб и вино. Эти дары благословляются с призыванием Святого Духа и незримо преобразуются в Тело и Кровь Христовы. Эти Святые Дары священник дает причащающемуся со словами: “Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную”. Православная церковь считает необходимым для каждого верующего причащаться не менее четырех раз в год. Для причастия используются просфоры (специально испеченные пресные хлебцы на воде), которые называются Агнец Божий, и красное вино, разведенное водой (обычно кагор).
“Если же ты не веруешь, то посмотри на эту трапезу; припомни, для чего и почему она поставлена. Помысли, кто здесь, и ужаснися…”, – писал Иоанн Златоуст.
Источник: Православие. Основные понятия.