ЕВГЕНИКА

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЕВГЕНИКА
от греч. eugenes - благородный) - созданное Фрэнсисом Гальтоном и восходящее к "Государству" Платона учение об условиях, при которых рождается потомство, удачное по своим физическим и духовным признакам, и предотвращается рождение неудачного поколения.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЕВГЕНИКА
(Eugenik) (от греч. eugenes — «благородный») — восходящее к «Государству» Платона, обоснованное Фрэнсисом Гальтоном учение об условиях, при которых рождается физически и духовно удачное потомство, а появление неудачного — предотвращается.
О. V. Versöhner. Е., kommende Generationen in der Sicht der Genetik, 1966.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Евгеника
греч. eugenes – породистый) – в работах некоторых авторов этот термин используется для обозначения теории, близкой к расизму и неомальтузианству, которая, извращая учение Дарвина, объясняет наличие социального неравенства психической и физиологической неравноценностью людей и ставит задачу выведения «новой породы» людей.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Евгеника
от греч. eugenes — благородного происхождения, породистый) — учение о наследственном здоровье человека и путях его сохранения и улучшения. Основные принципы евгеники сформулировал Фрэнсис Гальтон (1869, Англия), основываясь на идеях Платона, изложенных в его «Государстве». Учение использовалось, в том числе, для оправдания расизма.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Евгеника
(греч. еugenēs – хорошего рода) – теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы евгеники впервые были сформулированы Ф. Гальтоном (1869), предложившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений. Иногда использовалась для оправдания расизма (например, в фашизме). В современной науке перед евгеникой ставятся гуманные цели: борьба с наследственными заболеваниями методами медицинской генетики. Однако правомерность употребления термина евгеника пока является дискуссионной.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЕВГЕНИКА
направление, ставящее целью улучшение человеческого рода путем создания препятствий для воспроизведения "неприспособленных" и, напротив, благоприятных условий для воспроизведения наиболее одаренных, то есть изучение условий, благоприятных для сохранения генетического качества человеческого рода. Слово и сама наука возникли недавно, однако уже в античности спартанский обычай заставлял очищать общество от плохо приспособленных детей. В прошлом веке Дарвин был сторонником сознательной евгеники, логически вытекающей из положения о «естественном отборе», или естественной евгеники. Евгеника основана на прочной биологической базе, однако ее практическая реализация (большей частью основанная на «стерилизации») затруднена: она представляет страшную опасность расширения коллективных полномочий по вопросу о так называемой евгенической эвтаназии, пример злоупотребления которой – нацизм, осужденный международным сообществом на Нюрнбергском процессе.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Евгеника
 (греч.— породистый)— лжеучение об улучшении человеческой породы. Термин впервые ввел англ. расист Ф. Гальтон (1869). Е. исходит из того, что психическая и физиологическая неравноценность людей якобы обусловливает паличие социального неравенства. Так, К. Дарлингтон в «Фактах жизни» (1953) утверждал, что классы отличаются друг от друга не экономически, а генетически. Извращая учение Дарвина, евгенисты утверждают, что прогресс человека прекратился вместе с исчезновением естественного отбора. Они предлагают внедрить искусственный подбор — ограничение или запрещение браков для психически и физически неполноценных людей, стерилизацию и т. д. Критерием же «неполноценности» человека для них является его социальное положение, степень материальной обеспеченности и т. п. Е. родственна расизму и мальтузианству. В фашистской Германии, а ныне в США Е. получила широкое распространение. Обычно под категорию «генетически неполноценные» подводятся политические противники буржуазии.

Источник: Философский словарь. 1963

Евгеника
от греч. eugenes – породистый) – влиятельное научное направление первой половины ХХ в., в рамках которого ставилась задача совершенствования наследственных характеристик человеческой популяции (физических и интеллектуальных). Методы Е. были направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение человечества, связанное с развитием медицины и социальной поддержкой индивидов, в результате которых ослабло действие естественного отбора. В рамках негативной Е. отстаивается идея лишения неполноценных граждан (алкоголики, наркоманы, преступники и т.п.) возможности продолжения рода и передачи по наследству «недостойных» генов. В рамках позитивной Е. ставится задача обеспечения преимуществ для воспроизводства наиболее одаренных (физически и интеллектуально) людей. В последние десятилетия Е. снова начинает развиваться в связи с бурным прогрессом молекулярной генетики, клонирования и др. биомедицинских исследований, требуя учитывать этические и социокультурные факторы вмешательства в наследственные программы, осуществлять их регуляцию и контроль за ними, исходя из блага человеческой популяции.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

ЕВГЕНИКА
система антропологических знаний о возможности создания нового вида людей в соответствии с заданным идеалом на основе генетических манипуляций с наследственностью человека, что требует философских обобщений и критического осмысления. Евгеника как точная генетическая наука зародилась в начале XX в. В 20—30-е гг. была разработана специальная американская евгеническая программа, задачей которой было создание расы чистокровных англосаксонских американцев, а также: устранение низших рас (негров, итальянцев, японцев, китайцев, поляков, и русских); стерилизация нищих, преступников; запрещение межрасовых браков. В это же время в СССР образовалось Русское евгеническое общество, которое занималось генетикой человека, главная задача которой - устранение наследственных заболеваний, при этом определились три сферы воздействия на наследственность человека: а) медицинская генетика, занимающаяся выявлением и предотвращением генетических изменений, приводящих к наследственным заболеваниям; 6) генная инженерия как целенаправленное изменение макромолекулярного субстрата человеческого генотипа; в) евгеника, способствующая улучшению фенотипа путем модификации функций генов человеческого организма.

Источник: Тематический философский словарь

ЕВГЕНИКА
греч. eugenes—породистый) — учение о целях, средствах, путях и условиях достижения высшего качества наследственности человека. Ее задачи и принципы впервые были разработаны англ. биологом Ф. Гальтоном в книге “Наследственность таланта, его законы и последствия” (1869). Сам термин “Е.” был предложен им в 1883. Независимо от Гальтона осн. идеи Е. были высказаны в систематической форме рус. медиком В. М. Флоринским в книге “Усовершенствование и вырождение человеческого рода” (1886). Е. как учение о наследственном здоровье человека функционально делится на негативную Е., к-рая ставит цель бороться с наследственными болезнями, и позитивную Е., направленную на улучшение наследственных свойств " человека. Структурно в Е. различают естественнонаучную основу (законы генетики) и идеологическую надстройку (философско-социологическую концепцию человека). Через последнюю в Е. реализуются либо гуманные цели прогрессивных ученых, либо зачастую различные реакционные взгляды в форме расизма, фашизма, геноцида. Дифференциация и расчленение целостного, комплексного подхода Е. на отдельные задачи привели к образованию таких наук, как генетика человека, медицинская генетика, генетическая инженерия и др. Что же касается задач позитивной Е., то они, вероятно, могут быть решены лишь в далекой перспективе на основе концепции реального гуманизма, при наличии высокой социально-нравственной ответственности ученых.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Евгеника
Теория улучшения человеческого рода не путем воспитания отдельных индивидуумов, а путем селекции или генных манипуляций. Евгеника больше полагается на изменение генотипа человечества, чем на развитие его культурного достояния. Сама идея, скомпрометированная тем применением, какое ей нашли нацисты, может показаться весьма привлекательной. Воздействовать на гены? Но разве мы уже не делаем это в отношении различных видов животных и даже отдельных людей (в рамках генной терапии)? Почему бы не улучшить целиком все человечество? Мне кажется, наилучшим ответом на этот вопрос, который трудно сопроводить подробной аргументацией, служит выражение, не имеющее ничего общего с биологией: «Потому что все человеческие существа равны в правах и достоинстве». В приложении к праву людей жить и рожать детей идеи евгеники, подразумевающие некий отбор, выглядят неприемлемыми, ибо оспаривают равное достоинство всех. Мы имеем право обзаводиться или не обзаводиться детьми, но права выбирать, какими именно детьми нам обзаводиться, не имеем. Мне возразят, что подобный выбор все‑таки практикуется, поскольку существуют медицинские аборты. Верно. Но мы идем на это с целью борьбы со страданием, а не с целью производства сверхчеловека. С целью защитить от страданий конкретного индивидуума, а не с целью улучшить вид. Из сострадания, а не ради осуществления евгенической теории. Мы движемся по узкой и извилистой тропе, и это требует от нас особой бдительности.

Источник: Философский словарь.

ЕВГЕНИКА
греч. eugenes - благородный, хорошего рода) - учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одаренности и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. Термин Е. был впервые введен английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном в конце 19 в., а основные положения Е. были сформулированы им в 1904. Основная задача Е., по Гальтону, - это изучение факторов, влияющих на улучшение наследственных качеств будущих поколений путем накопления "расой" полезных наследственных признаков. В Е. выделяются два основных направления: предотвращение рождения детей и ограничение рождаемости у людей с плохим генотипом и плохими наследственными качествами, а также поощрение рождаемости у групп людей, обладающих качествами, наиболее нужными обществу. Первую задачу предлагается решать путем пропаганды воздержания от рождений, больничной изоляции и стерилизации тех контингентов людей, иметь детей которым по их качествам нежелательно. (Как показывает практика, такие меры не дают желаемого результата). Вторая задача решается путем специального подбора брачных пар, применением искусственных методов для зачатия ребенка и т.п. (Эти меры пока также вряд ли приемлемы для большинства людей). Особый интерес к евгеническим идеям проявился в начале 20 в. с появлением и развитием генетики. В это время проводились различные конгрессы и съезды по Е., принимались евгенические программы, создавались евгенические общества и кафедры. Однако к началу 1920-х интерес к Е. упал. Из европейских стран только в Германии нацистами развивались идеи Е., принявшие там форму "расовой гигиены" и обосновывавшие политику геноцида, что в конечном итоге значительно дискредитировало Е. как науку. До сих пор вокруг термина Е. ведутся споры. Часть ученых, например, полагает, что основное содержание Е. со временем должно перейти к таким наукам как медицинская генетика, генетика человека, генная инженерия, то есть к наукам, изучающим проблемы формирования оптимального генофонда наций, совершенствования генотипа человека.
Е.А. Кечина

Источник: Новейший философский словарь

ЕВГЕНИКА
совокупность социальных и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций.
Термин «евгеника» предложил в 1883 Френсис Гальтон. Согласно ему, евгеника — это наука, которая призвана разрабатывать методы социального контроля, которые «могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные» (Galton F. Inquines Into the Human Faculty L, 1883, p. 44).
В 1-й пол. 20 в. идеи евгеники породили влиятельное научное и политическое движение. Многие видные биологи, сторонники евгеники, выступали в роли консультантов при правительствах различных стран по вопросам эмиграции, аборта, стерилизации, психиатрической помощи, образования и т. д. По мнению сторонников евгеники, в современном обществе за счет развития медицины, социальной поддержки инвалидов и улучшения качества жизни действие естественного отбора ослабло, в результате чего возникла опасность расового вырождения. «Субнормальные» индивиды участвуют в размножении, засоряя генофонд нации «недоброкачественными генами». Евгенические методы направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение населения.
Различают негативную и позитивную евгенику. Негативная евгеника предполагает лишение неполноценных граждан возможности продолжения рода и передачи по наследству «субнормальных» генов. Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества (напр., финансовые) для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных. Исторически в качестве основного объекта негативной евгеники рассматривались алкоголики, психиатрические больные, наркоманы, больные сифилисом, уголовные преступники, «половые извращенцы» и др. Первый закон о принудительной стерилизации был принят в 1907 в штате Индиана (США). Стерилизация разрешалась по генетическим основаниям. Позднее подобные законы были приняты почти в тридцати штатах США. Всего в США до 2-й мировой войны было зарегистрировано около 50 000 случаев принудительной стерилизации. В то время многие американские штаты ввели законы, запрещающие межрасовые браки по евгеническим основаниям. Человек считался «негром», если у него было всего 1/32 «негритянской крови». Т. о., использовался более жесткий расовый критерий, чем тот, который применялся при определении «неарийского происхождения» в нацистской Германии, где «евреем» признавался человек, имеющий больше Д «еврейской крови». Евгенические программы, включавшие методы насильственной стерилизации, существовали также в Канаде и во многих западноевропейских странах.
Идеи евгеники оказали существенное влияние на формирование фашистской расовой теории. Германские специалисты в области евгеники ввели понятие «генетическое здоровье» нации, а также разработали специализированную отрасль превентивной медицины — «расовую гигиену». В 1933 был принят «Закон о защите потомства от генетических заболеваний», применение которого до краха фашистской Германии привело к более чем 350 000 случаев насильственной стерилизации. Генетическое консультирование в нацистской Германии было обязательным условием для получения разрешения на вступление в брак.
После 2-й мировой войны идеи и практика евгеники были надолго дискредитированы. Новая волна обсуждения проблем евгеники (и связанных с ней опасений) зарождается и усиливается в связи с бурным прогрессом молекулярной генетики в последние десятилетия, в частности, с возможностями и перспективами обнаружения на стадии эмбрионального развития и даже на предэмбриональных стадиях множества генетически обусловленных заболеваний и дефектов. В последние годы евгеника как форма государственной политики развивается в Сингапуре. Она направлена на стимулирование плодовитости образованных женщин и ограничение ее среди необразованных. Отдельные мероприятия евгенического характера узаконены также в Японии и Китае. Евгенические исследования (нередко выступавшие как составная часть социальной гигиены) активно развивались в СССР в 1920-х и в нач. 1930-х гг., в т. ч. такими крупными учеными, как Н. Кольцов и Ю. Филипченко. Однако в СССР евгеника так и не стала частью государственной политики. Более того, в 1930-х гг. в ходе начавшегося идеологического давления на генетику она была фактически запрещена. Тем не менее ряд идей евгеники (напр., организация кабинетов медико-генетической консультации) вошел в арсенал современной медицинской генетики. Особую остроту в евгенике приобрела проблема насильственных мер и принуждения. Отнюдь не все евгеники были сторонниками таких мер. Так, британские евгеники пропагандировали идеи добровольных евгенических мероприятий. С точки зрения консервативных либералов действие может рассматриваться как свободное (т. е. не содержащее признаков принуждения) в том случае, если отсутствуют правовые или иные формальные (напр., административные) барьеры для его выбора и осуществления. В рамках социалистической традиции считается, что принуждение отсутствует тогда, когда человек практически имеет возможность согласиться или отказаться от осуществления определенного действия.
В США и странах Западной Европы цели медицинской генетики ныне смещаются от обеспечения интересов популяции к более полному учету интересов и ценностей отдельных пациентов и их семей. Возникает феномен, который Р. Райт назвал «евгеникой домашнего изготовления». Вместе с тем общество должно ответственно использовать и контролировать социальные и экономические силы принуждения, которые могут существенно влиять на формально свободный личный выбор индивидов. Массовая «фабрикация» детей с генетическими качествами, добровольно избранными родителями, несет на себе печать не только личных предпочтений, но и давления определенных экономических и социальных факторов. Проблема для современного общества заключается в том, что эти факторы можно регулировать исходя из блага популяции, или, наоборот, ими можно манипулировать в корпоративных и групповых интересах.
Лит.: Филипченко Ю. А. Пути улучшения человеческого рода (евгеника). Л., 1924; Chan С. К. Eugenics on the Rise: A Report From Singapore. — В кн.; Ethics, Reproduction and Genetic Control, ed. by R.F. Chadwick. L.-N.Y., 1987, p. 164-172; Nelkin D. Tanwedi L. Dangereuse Diagnostics. The Social Pour of Biological Information. N. Y, 1989; Levantin R. C. Biology as Ideology: The Doctrine of DNA. N.Y, 1992; Are Genes US? The Social Consequences of the New Genetics, ed by С. F. Cranor. New Bruswick—New Jersey. 1994, p. 155—180; Herrnstain R. ]., Murray Ch. The Beil Curve Wars. Race, Intelligence and the Future of America. N. Y, 1995.
П. Д. Тищенко

Источник: Новая философская энциклопедия

евгеника
ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes — благородного происхождения, породистый) — учение об усовершенствовании человеческой «породы» методами селекции, применяемыми в животноводстве.         Сама по себе идея Е. очень древняя. Напр., в «Государстве» Платона, «Городе Солнца» Т. Кампанеллы приводятся вполне разработанные стратегии получения человеческих индивидов с заданными качествами. Необходимость евгенического вмешательства в естественный ход событий обосновывалась вырождением человека в процессе цивилизационного развития. Возможность усовершенствования человека, как полагали, обеспечивается знанием механизма передачи признаков по наследству («видоспецифичного» для каждой исторической эпохи), а также введением государственного контроля за репродуктивным поведением граждан. Все евгенические проекты предполагают реформу государственного устройства.         Термин «Е.» введен в 1865 английским естествоиспытателем Ф. Гальтоном в докладе «Наследственный талант и характер». В 1869 вышла его книга «Наследственный гений, его законы и последствия», содержащая основные положения и принципы Е. Гальтон считается основателем «научной» Е. — учения о наследственном здоровье, — целью которой является увеличение потомства генетически здоровых людей (позитивная Е.) и/или подавление потомства генетически отягощенных (негативная Е.).         Теоретическим основанием научной Е. является учение Ч. Дарвина о роли естественного отбора в эволюции видов, согласно которому борьба за существование и неизбежная гибель наиболее слабых индивидов являются непременным условием поддержания высокого стандарта выживаемости. Евгенисты подчеркивали, что человечество является единственным на земле видом, который уклоняется от «благодетельного» воздействия естественного отбора: благодаря развитию культуры и цивилизации (медицины, гигиены, социальных программ поддержки сла бых) давление естественного отбора в человеческом обществе снизилось в 10 раз по сравнению с природной средой. В результате произошло вырождение человека, что выразилось в резком ослаблении его физической конституции (близорукость, низкая сопротивляемость простудным заболеваниям, туберкулез, сифилис и т.д.) и психической («волна слабоумия захлестнула Европу» — из обращения д-ра Беттерса к немецким врачам, 1924 г.), а также в падении нравственности (алкоголизм, тунеядство, преступность). Творец теории вырождения, французский врач О. Морель считал, что люди, подорвавшие свое здоровье неправильным образом жизни, отравлением и т.п., дают потомство духовно неуравновешенное, истеричное; во втором поколении появляется умственная отсталость, эпилепсия, алкоголизм; в третьем — душевные болезни, самоубийства; в четвертом — идиотизм, уродства, бездетность, прямо ведущие к смерти рода. Смешение дефектов различной природы в едином понятии «вырождение» было некритично перенято евгенистами и послужило основой для выделения кандидатов на принудительную стерилизацию и эвтаназию. Из факта (не доказанного) вырождения человечества евгенисты делали логический вывод о необходимости восполнить отсутствие естественного отбора в культурной среде введением искусственного отбора: то, что природа делает медленно, жестоко и слепо, человек должен делать быстро, гуманно и осмысленно (Ф. Гальтон).         Источником сведений о состоянии наследственного здоровья стали биометрические исследования, проводившиеся «Гальтоновской лабораторией» в Лондоне. Биометрия давала статистическое описание и прогнозирование распределения наследственных особенностей в череде поколений на основе изучения родословных выдающихся личностей. При этом качество потомства отождествлялось со «статистической определенностью». Биометрические исследования Гальтона и его коллег положили начало эмпирической генетике человека. В частности, Гальтоном был разработан «близнецовый метод», до сих пор являющийся основным источником сведений о наследовании таких сложных характеристик, как способности, склонности, темперамент и т.п. Гальтон применил статистический метод к анализу генетических зависимостей («гальтоновская кривая» описывает распределение наследственных характеристик в популяции). Его ученик К. Пирсон, математик и биолог, произвел математизацию дарвинизма с целью научного обоснования евгенических мероприятий (социал-дарвинистского толка). Он разработал метод оценки статистической значимости (-квадрат) и ввел базовый коэффициент корреляции (коэффициент Пирсона), используемые современной статистикой для более точной оценки измеряемых явлений. Психометрист Ч. Спирмен изобрел основную технику факторного анализа и ввел коэффициент ранговой корреляции (коэффициент Спирмена) — все это с евгенической целью: оценить интеллект и степень его наследуемости.         В отличие от генетики, биометрия не искала объяснений действия механизма наследственности, ограничиваясь статистическим описанием его работы. При этом ортодоксальная Е., взявшая на вооружение этот метод, исходила из предположения, что подобное рождается подобным и что подбором производителей можно существенно изменить качественный состав населения. Это противоречило данным генетики (напр., закону Харди—Вайнберга).         Издержки биометрического метода (главным образом, несостыковки с данными развивающейся генетики) побудили Р.А. Фишера и Дж.Б.С. Холдейна (ученых, одновременно являвшихся активистами Eugenics Education Society) переработать биометрию в популяционную генетику. Это позволяет говорить, что проблемы Е. были одной из побудительных причин создания синтетической теории эволюции — наиболее популярной на сегодня эволюционной теории, претендующей на устранение противоречий между «экспериментальной генетикой» и «умозрительным дарвинизмом».         Трудности научного обоснования не помешали росту популярности евгенической идеи, что характеризует Е. как химерическое образование, состоящее из двух не связанных внутренней логикой частей: научно-технического инструментария (генетика, биометрия, эволюционизм) и социального проекта (идея государственного управления воспроизводством народонаселения).         Евгеническое движение быстро охватило все «культурные» страны мира. В Германии, где пропаганда евгенических идей началась практически одновременно с Англией, за Е. закрепилось название «расовая гигиена» (А. Плетц). В России, где первоначально Е. понимали как синоним «генетики человека», 15 сентября 1920 состоялось учредительное собрание Евгенического общества при Государственном Институте Народного Здравоохранения, председателем которого был избран выдающийся российский биолог Н.К. Кольцов. А вскоре, 14 февраля 1921, была образована евгеническая организация в Петрограде (при комиссии по изучению естественных и производительных сил Российской Академии наук), получившая название «Бюро по евгенике» и возглавил другим выдающимся биологом Ю. А. Филипченко. Позднее были открыты отделения Евгенического общества в Ленинграде и Одессе. Печатным органом российских евгенистов стал «Русский евгенический журнал», выходивший с 1922 по 1930 (четыре выпуска в год). В 30-е гг. российская Е. разделила трагическую судьбу генетики.         Центром дискуссий в евгенических обществах (членами которых были не только ученые) стали практические меры государственной евгенической политики. Среди них: евгеническое просвещение (введение специальных курсов в учебных заведениях, добрачные консультации); материальное поощрение ценных производителей (заработная плата устанавливается пропорционально количеству детей в семье); сегрегация малоценных производителей (принудительная изоляция от общества с раздельным содержанием полов); стерилизация нежелательных производителей (с точки зрения евгенистов — мера более гуманная, чем сегрегация); эвтаназия неполноценных.         Стерилизация была узаконена в США в 1907 (штат Индиана, затем еще 15 штатов). До 1920 в США было принудительно стерилизовано более 3 тыс. человек, в том числе «преступники против нравственности» (Люблинский П.И. Евгенические тенденции и новейшее законодательство о детях // Русский евгенический журнал. Т. 3. Вып. 1.1925). В Европе (не считая Германии) имели место лишь единичные случаи принудительной стерилизации и только по медицинским показаниям.         Эвтаназия неполноценных на законных основаниях проводилась в Германии (1939—1942), где Е. стала частью официальной идеологии правящего нацистского режима. Итогом этого первого в истории воплощения в реальность евгенического проекта стали сотни тысяч умерщвленных л ю д е й, в результате чего Е. была изъята из обращения « н а пару поколений» (Ф. Фукуяма).         Опыт развития евгенической доктрины показывает следующее: а) экстраполяция положений эволюционного учения на человеческое общество была неправомерной; факт вырождения человечества нельзя считать доказанным; б) генетика конца 19 — начала 20 вв. не располагала средствами управления наследственностью; в) первый опыт практического осуществления государственной евгенической политики обернулся социальной катастрофой.         В настоящее время евгеническая проблематика вновь обретает популярность в связи с развитием геномных исследований, преследующих те же цели, что и классическая Е. (усовершенствование человека). При этом стремление преодолеть основной порок старой Е. (государственный контроль) вылилось в создание Е. либеральной, разрабатывающей идею производства «детей на заказ» по желанию родителей.         Ю.В. Хен         Пит.: Галыпон Ф. Наследственность таланта. М., 1996 (репринт издания 1875 г.); Кольцов Н.К. Улучшение человеческой породы // Русский евгенический журнал. Т. 1. В ы п. 1. 1922. С. 1 — 27; Филипченко Ю.А. Пути улучшения человеческого рода. Евгеника. Л., 1924 г.; Weingart P., Kroll J., Bajertz К. Rasse, Blut u. Gene. Frankfurt a. M., 1988.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
505.22 кб

96. 02. 010. Вайнгарт П. Евгеника - медицинская или социальная наука? Weingart P. Eugenics - Medical

Али-заде А. А.
Читать PDF
5.85 мб

Цели и средства: О. Хаксли и евгеника

Головачева И. В.
This interdisciplinary study explores eugenic Utopia, advanced by European and American demographers and biologists, as reflected in Aidons Huxley's fiction and non-fiction.
Читать PDF
442.48 кб

Евгеника: от утопии к науке и. . . от науки к утопии?

Иванюшкин Александр Яковлевич, Лапин Юрий Ерминингельдович, Смирнов Владимир Иванович
Представлен историко-философский анализ феномена "евгеники домашнего изготовления" возможности "фабрикации" детей с заданными генетическими свойствами как части социальных и этико-правовых проблем использования современных генетич
Читать PDF
276.77 кб

Евгенические стратегии будущего: качественная демография или либеральная евгеника?

Хен Юлия Вонховна
До недавнего времени размножение в человеческой среде ничем не регулировалось, как и в животном мире, где плодовитость является залогом успешного существования вида и гарантией того, что хотя бы какое-то число его представителей п
Читать PDF
166.00 кб

Нравственные аспекты биологической и социальной евгеники

Карканица Оксана Александровна
В данной статье автор анализирует феномен «вульгарного евгенизма», определяя исторические и социально-политические условия, при которых инициировались процессы имморализации выбора и применения средств евгенического вмешательства.