ЭВГЕМЕРИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Эвгемеризм
(от Эвгемера) — способ объяснения мифических божеств, когда под ними разумеют обоготворенные личности, действительно существовавшие, а не представления младенческой мысли, когда она объясняет себе происхождение мира и исторический ход событий не понятиями о причине мира и о законах исторических событий и их внутренней последовательности, но в образной форме сверхъестественных существ.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ЭВГЕМЕРИЗМ
евгемеризм принципы рационалистич. истолкования присхождения богов и героев, содержания мифов, впервые изложенные в кн. «Священная грамота», написанной сицилийским мыслителем Эвгемером (кон. 4 в. - нач. 3 в. до н. э.), жившим при дворе македон. царей. Согласно взглядам Эвгемера, боги и герои — это обожествленные великие люди прошлого, а мифы - фантастич. изложение реальных событий минувших времен. Наивные представления сторонников Э. тем не менее явились попыткой дать естеств. объяснение сверхъестеств. явлениям.

Источник: Атеистический словарь

ЭВГЕМЕРИЗМ
рационалистич. толкование .происхождения представлений о богах и героях и содержания мифов. Сторонники Э. полагают, что боги и герои - это некогда жившие выдающиеся люди, обожествленные после смерти нар. фантазией, а мифы - отзвуки их реальных действий. Свое название данная система взглядов получила от имени др.-греч. философа Эвгемера (конец IV - нач. III в. до н. э.). Произведение Эвгемера «Свящ. запись» дошло до нас в кратком изложении Диодора Сицилийского. В этой филос. повести Эвгемер рассказывал о своем фантастич. путешествии на о. Панхею, где он якобы видел золотой столб, на к-ром сам Зевс начертал свою родословную. Э. наложил печать на ряд позднейших попыток объяснения религ., особенно политеистич. представлений.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЕВГЕМЕРИЗМ
учение о происхождении религии из почитания и обожествления древнейших царей. Е. наз. также объяснение мифов и верований как проекции в мир богов и героев реальных историч. событий. В этом смысле Е. возник в Греции уже в 5 в. дон. э. как один из вариантов рационалистич. критики мифов; так, Геродор из Гераклеи пытался истолковать мифы о Геракле и о походе аргонавтов как фантастич. изображение реальных.подвигов давних времен. Свое название Е. получил по имени Ёвгемера из Мессены (ок. 340 - ок. 260 до н. э.), автора кн. «Священная запись», дошедшей до нас в кратком пересказе Диодора Сицилийского (V 41-46). В жанре рассказа о путешествии по дальним морям Евгемер повествовал о счастливом о. Панхея и о надписи древнего царя Панхеи Зевса, в к-рой рассказывалось якобы о могущественных и мудрых царях Панхеи - Уране, Кроносе и Зевсе, побудивших своими благодеяниями воздавать им божеские почести. Евгемер рассказывал о том, как они наделили людей всеми достижениями цивилизации и описывал, как Зевс объездил с этой целью всю Землю. Аналогичным образом объяснял Евгемер и возникновение культов богов и героев. Соч. Ёвгемера было переведено на лат. язык рим. поэтом Эннием.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
767.27 кб

Исторические корни эвгемеризма

Р. Г. Назиров