ЕВАНГЕЛИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Евангелия
букв. – благие вести) – раннехристианские сочинения, рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические – от Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового завета) – и апокрифические.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Евангелия
от греч. euangelion — благая весть) — раннехристианские книги, повествующие о земной жизни Иисуса Христа (от греч. Christos букв. помазанник), признанные Церковью каноническими. В Новый Завет включены четыре евангелия, два из них его непосредственных учеников апостолов Матфея и Иоанна, третье спутника апостола Петра Марка и четвертое спутника апостола Павла Луки. Канонические евангелия — один из главных источников христианского вероучения и культа. Вероятно, Евангелия складывались в конце I — начале II вв.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Евангелия
(греч. euaggelion — благая весть) — раннехристианские сказания о «земной жизни» Иисуса Христа. Из почти 30 известных Е. лишь четыре включены в Новый завет как «богодухновенные» (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна). Остальные объявлены церковью ложными, ибо представленный в них образ Христа в значительной степени отличается от принятого в офиц. христианстве (см. Апокрифы). Канонические Е. тоже противоречивы. Если Е. от Матфея, от Луки, от Марка еще близки по содержанию, то Е. от Иоанна имеет большие отличия и по содержанию и по стилю. Расхождения, противоречия, различия в евангельских текстах свидетельствуют о том, что Е. писались разными людьми и в разное время (примерно в первой половине 2 в.). В Е. ярко выражена реакц. сущность христ. вероучения, с его проповедями необходимости страданий, непротивления злу насилием, смирения и терпения, подчинения власть имущим и т. д. В течение многих веков они используются для воспитания верующих в духе пассивного отношения к окружающей действительности, примирения эксплуатируемых со своим положением, безропотного перенесения всех тягот жизни.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЕВАНГЕЛИЯ
(греч. - благая весть) - книги ранних христиан, повествующие об учении Иисуса Христа и об отдельных эпизодах его жизни. Первоначально слово «евангелие» относилось к устной проповеди христ. учения (в таком смысле оно было употреблено в посланиях Павла). Затем, по-видимому, были записаны отдельные речения, приписывавшиеся Иисусу. Из этих речений, а также из устных рассказов о его жизни стали создаваться более развернутые повествования, получившие название Е. Авторство приписывалось ученикам Иисуса или их ближайшим соратникам. Е. записывались в различных христ. группах примерно со вт. пол. I в. по 3 в. включительно. Кроме 4 Е., вошедших в Новый завет, известно о существовании многих других Е. (от Петра, Андрея, два - от Фомы и др.). Археологи обнаружили в Египте библиотеку христиан-гностиков, в к-рой были полные тексты Е. от Фомы, от Филиппа, Е. Истины. В Новый завет включены Е. от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Матфей и Иоанн, согласно христ. преданию, - ученики Иисуса Христа, Марк - спутник апостола Петра, Лука - Павла. Первые три Е. схожи, они восходят к общим источникам, в науке их называют синоптическими. Самое краткое и самое раннее из этих Е. - Е. от Марка, в нем нет рассказа о непорочном зачатии и чудесном рождении Иисуса. От синоптических Е. отличается по содержанию и по стилю Е. от Иоанна, где Иисус провозглашен Словом божием (Логосом). Е. Нового завета написаны на греч. языке, вне Палестины. В Египте был найден фрагмент Е. от Иоанна на папирусе, относящемся к первой трети 2 в.; оригинал его был создан на рубеже 1 н 2 вв.; остальные три Е. были написаны, вероятно, в кон. 1 в. В Е. от Матфея заметно влияние иудео-христиан. Е, от Луки написано для неиудеев, в нем резче звучит осуждение богатства. Отдельные события в Е. излагаются по-разному: по Луке, Иисус рождается в яслях, по Матфею - в доме; заповеди блаженства (см. Нагорная проповедь), даны в разных вариантах н т. д.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ЕВАНГЕЛИЯ
от греч. euangelion-благая весть) - ранние христ. писания, рассказывающие о легендарной жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось устно. Первыми, вероятно, были записаны «речения Иисуса» (логии) - отд. высказывания, приписанные основателю христианства. Затем из разных устных преданий и речений складывались более развернутые повествования, в основе к-рых лежало учение об искупительной смерти и воскресении Иисуса. Авторство приписывалось ученикам Иисуса - апостолам или ближайшим ученикам этих учеников. Е. создавались различными христ. группами начиная примерно со вт. пол. 1 в. и до 4 в. Кроме 4 Е-, вошедших в канонич. текст Нового завета (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), существовали Е. Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных Е. Фомы и многие др. Нек-рые Е. имели несколько версий: упоминаются у христ. писателей арамейская версия Е. от Матфея, 3 версии Е. от Марка. Ныне известны полные тексты 3 Е., не признанных церковью каноническими: Фомы, Филиппа и Истины, отражающие учения гностиков. Н.-з. Е. были написаны на греч. языке, по-видимому за пределами Палестины. Из 4 признанных церковью евангелистов только 2, согласно христ легенде, - ученики Иисуса; Лука, по преданию, был спутником апостола Павла. Марк — Петра. Первые 3 Е. во многом схожи, они имели общие устные и письменные источники. В науке их называют синоптическими. Самое краткое из синоптич. Е. - Е. от Марка. В нем отсутствуют рассказы о непорочном зачатии и чудесном рождении Иисуса. Это Е. ученые считают самым ранним из канонич. Е. От синоптич. Е. резко отличается и по содержанию и по стилю Е. от Иоанна. Долгое время в науке его считали самым поздним из 4 Е. Но в Египте был обнаружен фрагмент этого Е. на папирусе, относящийся к перв. трети 2 в. Е. от Матфея больше связано с иудео-христианами, Е. от Луки обращено к христианам из неиудеев; в этом Е. более резко звучат выпады против богатых («блаженны нищие»; в Е. от Матфея: «блаженны нищие духом»). В Е. от Иоанна просматриваются идеи гностицизма. Е. по-разному излагают события (напр., по Марку, проповедь Иисуса длилась 1 год, по Иоанну - ок. 4 лет, у Матфея и Луки даются разные родословные Иисуса и т. п.). В основе морального учения всех Е. лежит проповедь смирения.

Источник: Атеистический словарь

ЕВАНГЕЛИЯ
от греч. ?????????? – благая весть) – название первых четырех книг т.н. Нового Завета, входящих в состав Библии. Церк. учением их авторство приписывается апостолам и ученикам апостолов Матфею, Марку, Луке и Иоанну, якобы написавшим Е. в нач. 2-й пол. 1 в. н.э. На самом деле, ни одно из Е. не появилось раньше 2-й четверти 2 в. Одного этого было бы достаточно, чтобы признать их псевдонимными; но, помимо того, итоги новозаветной библейской критики с полной очевидностью свидетельствуют о мифич. характере тех персонажей, по именам к-рых названы ?. Содержанием ?. являются сказания о земной жизни Иисуса Христа, о его смерти на кресте, воскресении на третий день после смерти, сорокадневной земной жизни после воскресения и вознесении на небо, где он теперь, по христ. учению, пребывает "одесную бога-отца" вплоть до того, как наступит срок его второго пришествия на землю для окончат. исполнения божьего плана мироустройства. Первые три Е. по своему характеру отличаются от Е. от Иоанна и в общих чертах сходны, почему именуются синоптическими. В последнем содержится значительно меньше мифологич. материала, относящегося к вымышленной биографии Иисуса, но больше туманных богословских проповедей, носящих на себе явные следы влияния философии гностицизма. Как в освещении фактов мифич. биографии Христа, так и в изложении сущности христ. учения между Е. существует большое количество противоречий. Совершенно не совпадают родословные Христа, сообщаемые Матфеем и Лукой, не сходятся сведения о его детстве, о возрасте к моменту казни, о поведении разных лиц, окружавших Христа в разное время, мн. подробности отд. эпизодов. В изложении поучений, приписываемых Христу, также имеется много противоречий даже внутри отд. Е., а также и между ними. Напр., в греч. подлиннике Е. от Луки сказано – "блаженны нищие", а в соответствующем месте Е. от Матфея – "блаженны нищие духом" (в рус. пер. Е. от Луки вставлено – "духом"). Изложенное в Е. христ. учение обязывает верующего в ожидании второго пришествия Христа не заботиться об устройстве земной жизни людей ("птицы небесные не сеют, не жнут"), не бороться с социальным злом и классовым гнетом, не противиться злу насилием, "возлюбить ближнего", в т.ч. и врага, не оказывать врагу никакого сопротивления. В период возникновения христианства эта евангельская мораль выражала настроения социальных низов, отчаявшихся в возможности победы над господствующим классом рабовладельцев; она еще больше обезоруживала угнетенные массы. В ходе дальнейшей истории человечества вплоть до нашего времени она играла реакц. роль. Все ?. были первоначально написаны по-гречески. Их авторами были не палестинские евреи, как учит церковь, а, по всей вероятности, евреи диаспоры, что видно хотя бы из того, что они обнаруживают плохое знание географии Палестины, а также обычаев и особенностей быта палестинских евреев. Первым из Е. следует считать Е. от Марка, самым поздним – Е. от Иоанна. К сер. 2 в. уже существовали все 4 Е. Помимо них, однако, в это время уже были и продолжали появляться мн. другие Е., к-рые были впоследствии признаны апокрифическими (см. Апокрифы библейские). По мере централизации церкви возникла необходимость унификации Е. В ходе борьбы между различными христ. общинами, каждая из к-рых отстаивала свое Е., были приняты те, к-рые принадлежали наиболее мощным и влиятельным общинам. Окончат. канонизация четырех Е. была произведена на Лаодикийском церк. соборе в 374. Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1933; его же, К истории раннего христианства, там же, т. 16, ч. 2, М., 1936; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959, разд. 3; ?анович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. ?., Происхождение христианства, М., 1960. И. Крывелев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЕВАНГЕЛИЯ
(греч. euaggelion - благая весть, благовествование) - раннехрист. сочинения, повествующие о «земной жизни» мифич. основателя христианства Иисуса Христа. Известны названия примерно 30 Е. Однако только четыре Е. - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна - признаны церковью «богодухновенными» и включены в канонич. Новый завет как важнейшая его часть. Остальные Е. церковниками уничтожены. Согласно церк. преданию, Матфей и Иоанн были апостолами, а Марк и Лука ближайшими учениками ан. Петра и Павла. Первые три Е. близки по содержанию: моста, встречающиеся только в одном и не имеющие параллелей в др. Е., составляют лишь половину текста Е. от Луки, треть Е. от Матфея и всего одну десятую Е. от Марка. Ввиду совпадения значит. части их текстов первые три Е. называют «синоптическими» (от греч. synopsis - совместное обозрение). Четвертое Е. но содержанию и стилю существенно отличается от других; оно, по-видимому, самое позднее и написано под сильным воздействием идей Филона Александрийского и гностицизма. Е. возникли, очевидно, в первой пол. II в. Ни в посланиях, ни тем более в «Откровении Иоанна» не цитируются весьма многочисл. в Е. изречения, приписываемые Иисусу.
Очевидно, авторам посланий и «Откровения» Е. еще но были известны. Христ. апологет Юстин (ок. 150 г.) подробно излагал близкий к евангельскому миф об Иисусе, но также еще не знал Е. Впервые говорят о Е., впоследствии канонизированных, Ириней и Татиан ок. 180 г. Древнейшие папирусные фрагменты Е. относятся ко второй четверти II в. (папирус Райлендса). Наиболее ранним из синоптич. Е. является, как считают мн. ученые, самое краткое, второе, Е. - от Марка. Относительно позднее возникновение Е., как и отсутствие сведений о Христе и христианах в сочинениях греко-римских и иудейских авторов I в., заставляет считать подробности еванг. рассказа не отражением реальных событий, будто бы имевших место в первой трети I в., а сост. частями мифа, формировавшегося столетием позже (см. Христос).
Гл. источником еванг. «жизнеописания» были не сведения о якобы реально существовавшем человеке, как полагали сторонники тюбингенской школы и Ренан, а пророчества ветхозав. пророков о мессии. Так, местом рождения Иисуса Е. называют Вифлеем - по пророчеству Михея (5, 2), генеалогия Иисуса возводится к царю Давиду (хотя это и противоречило еванг. утверждению о зачатии от «св. духа»), рассказ о богатстве Марии с младенцем в Египет был создан на основании слов Осии (11, 1), что бог «из Египта вызвал сына своего» и т. д. Источником для Е. были также мифы др. религий. Повествование о «страстях господних» и «искуплении» грехов человеческих кровью сына божьего находит мн. параллели в мифах ряда ближне-вост. религий об умирающем и воскресающем боге - Осирисе, Таммузе, Адонисе и др. Эти мифы, первоначально символизировавшие весеннее оживление природы, на рубеже н. э. приобрели социальные черты. Смерть божества стала толковаться как искупление человеч. грехов, а его воскресение - как залог грядущего блаженства верующих.
В тексте канонич. Е. имеется много противоречий и несуразностей. Подробный рассказ о «родословии» Иисуса приведен в резко противоречащих одна другой редакциях в первом и третьем Е. Согласно первому, между Авраамом и Иисусом насчитывается 42 поколения (Матф. 1, 17) и дедом Иисуса был Яков, а согласно третьему (Лук. 3, 23—34) - таких поколений было 56 и дедом был Илия. Авторы Е. ошибаются в истории и географии Палестины. Согласно Е. от Луки (2, 2), Иисус родился в царствование Ирода при наместник» Квиринии. Но последний вступил на свой пост в 6 г. н. э., а Ирод умер в 4 г. до н. э. Упоминаемый в евангелиях г. Назарет в нач. I в. н.. э. еще не существовал. В Е. от Матфея (8, 30 и ел.) повествуется о большом стаде свиней, но свиней в Палестине не разводили: иудеи считали их нечистыми животными. Там же (8, 24) небольшое Генисаретское озеро называется морем, на к-ром случается «великое волнение». Травянистое растение горчица описывается как дерево с большими ветвями (Марк. 4, 32). Еванг. противоречия и путаница в сведениях о Палестине объясняются тем, что Е. были составлены в разл. внепалестинских христ. общинах и притом в расчете на разные аудитории. Если в Е. от Матфея чаще встречаются цитаты из ветхозав. пророков о мессии и в уста Иисуса вкладываются слова: «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнить» (5, 17), то оно было, очевидно, рассчитано на проповедь среди иудеев. Зато в Е. от Луки упрощен рассказ о пребывании Иисуса в Палестине, датировка событий ведется по римским императорским чиновникам, родословие Иисуса возведено не к библ. «родоначальнику» евреев Аврааму, а к Адаму. Это Ем написанное боле© лит. языком, было рассчитано на проповедь христианства среди греч. населения.
В Е. наиболее четко из всех писаний Нового завета выражено учение о непротивлении злу и загробном воздаянии «блаженством» за земные страдания угнетенных. Еванг. притчи, «нагорная проповедь», многочисл. эпизоды из Е. постоянно служили церковникам и иным религ. идеологам действенным средством религ. одурманивания масс в интересах эксплуататоров. Еванг. проповедь на протяжении мн. веков мешала, затрудняла эксплуатир. массам вести активную борьбу против угнетателей, внушая смирение и покорность судьбе под лозунгом «Христос терпел и нам велел».

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
329.99 кб

Неортодоксальное прочтение пролога Евангелия от Иоанна

Печенкин А. А.
Статья посвящена проблеме экзегетики Священного Писания в рамках неортодоксальных традиций.
Читать PDF
633.72 кб

О рецепции интерпретации Толстым Евангелия

Викстрём А.
Читать PDF
489.30 кб

ОСЦИЛЛЯЦИИ ЛЮБВИ. СООТНОШЕНИЕ ЗАКО- НА И ЕВАНГЕЛИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОЛОГИИ ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ БОГОСЛО

Тихомиров Антон Владимирович
В материале разбираются основные принципы теологии процесса, вдохновленной философией процесса Альфреда Уайтхеда, на примере богословия Кэтрин Келлер.
Читать PDF
160.46 кб

«Evangelium veritatis Евангелие истины». Дискуссия. Библиография / Bibliography

Каменских Алексей Александрович
Читать PDF
250.16 кб

Евангелие мести: дискуссия по книге Ивана Ильина в русской эмиграции

Красиков В. И.
Автор анализирует дискуссию в русской эмиграции середины 20 годов ХХ века, посвященной книге Ильина. Статья реконструирует философско-методологические основания концепции Ильина и его оппонентов.
Читать PDF
437.93 кб

"Зеленая книга" М. Каддафи "Евангелие" современного человечества

Белолипецкая Наталья Андреевна
Читать PDF
14.11 мб

Третье Евангелие Н. Бердяева

Длугач Тамара
Огромной заслугой Н. Бердяева перед философией признаётся обращение его к теме творчества. Творчество считается чертой, общей человеку с Богом, сущностью человека и умножением мира.
Читать PDF
311.71 кб

Г. Д. Гачев язык тела в Евангелии

Гудимова С. А.
Гачев Г.Д. Язык тела в Евангелии // Телесный код в славянских культурах. М., 2005. С. 6-18. (В реферате сохранена орфография автора.)
Читать PDF
99.46 кб

Иисус и обновление природы: прочтение книги пророка Исайи и Евангелий в экологическом контексте

Бокхем Р.
Читать PDF
314.04 кб

Евангелие Истины и рождение христианской философии

Евлампиев Игорь Иванович
В статье анализируются особенности метафизической системы, изложенной в Евангелии Истины.
Читать PDF
293.34 кб

Миссия евангелизации Римо-католической Церкви в информационную эпоху

Кияк Максим Тарасович
Радикальные изменения, которые происходят в сфере средств массовой информации, привели к значительному культурному и социальному развитию. Новые технологии меняют не только способ общения, но и саму коммуникацию.
Читать PDF
169.46 кб

Герменевтика в процессе преобразования: три герменевтических горизонта славянского евангелического с

Александр Негров
Целью настоящей работы является выявление некоторых наиболее характерных тенденций в евангелической библейской интерпретации, которые возникли как результат сложившихся условий в постсоветских странах бывшего Советского Союза.

Похожие термины:

  • Церкви Полного Евангелия

    «Полное Евангелие» одна из теологич. концепций пятидесятников (см. Протестантизм в России), к-рая требует, чтобы каждый верующий в своей жизни в определенной мере повторил жизнь Сына Божьего. «Все
  • Евангелия, социальное значение

    (Gospel, Social Implications of) Евангелие это радостная весть об искупительном деле Божьем, совершившемся во Христе ради спасения греховного человечества. Искупление имеет личный характер: каждый человек дол
  • ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ

    Иллюминированные Евангелия - книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами, создавались кельтскими монахами на протяжении длительного времени; они считаются одним из наиболее ярких пам
  • Евангелие, Благая весть

    (Gos pel). ВНЗгреч. словоeuangelion означает радостную весть об искупительном деле Божьем, совершившемся через Христа ради спасения греховного человечества. Происхождение. Словоevangelion (ср. род, ед. ч.) в знач
  • ЕВАНГЕЛИЕ

    благая весть", святое благовествование о рождении, деяниях и мученической смерти Иисуса Христа, сына божия. Это раннехристианские сочинения, рассказывающие о жизни Христа и его учении. В современн
  • СОЦИАЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

    разновидность «соц. христианство», возникшая в американском протестантизме зо зт. пол. 20 в, ак попытка разрешить противоречия капиталистич. общества на осно-ге примирения классов и христианизации
  • Евангелистов символы

    В Откровении Иоанна Богослова четыре живых существа обступают престол Господень: «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек,
  • ЕВАНГЕЛИЕ НАПРЕСТОЛЬНОЕ

    служебное евангелие - текст первых четырех книг Нового завета (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), отпечатанный большим форматом («в лист») и изданный в одной книге. Находится на престоле (от
  • ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ

    от греч. euan-gelion - благая весть) - термин, употребляемый для обозначения деятельности, направленной на обращение народов и отд. людей в христианство. Для обоснования Е. церковь использует приведенный
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ЕВАНГЕЛИЗМ

    Social Gospel) - влиятельное религиозно-общественное движение США кон. 19 — нач. 20 в., выдвинувшее программу социального реформирования посредством «идей и духа Христа». Сформировалось в обстановке роста
  • ЕВАНГЕЛИСТЫ

    согласно церк. традиции - авторы жизнеописаний Иисуса Христа - евангелий. Авторами канонич. евангелий считают ся Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Историч. исследования показывают, что евангелия, вероятно,
  • ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ, евангелисты

    последователи родственной баптизму христ.-протестантской секты. Отличаются от баптистов обращением лишь к евангельским (новозаветным) текстам, более широким толкованием учения о предопределени
  • ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ

    лютеранские церкви или объединения разл. протестантских церквей, гл. роль в к-рых играет лютеранство.
  • Единая Евангелическо-лютеранская церковь

    была зарегистрирована в Министерстве юстиции в 1990-е гг. бывшим пастором Немецкой евангелическо-лютеранской церкви в Советском Союзе Йозефом Баронасом. Руководству ЕЕЛЦ удалось организовать боле
  • Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии в России

    одна из лютеранских церквей, следующая финской церк. традиции. Ингерманландия (Ингрия) это обширная территория между рекой Нарва и северо-западным побережьем Ладожского озера, население к-рой сос
  • Евангелическо-лютеранская церковь в России

    (с 1988 Немецкая Евангелическо-лютеранская церковь Советского Союза (НЕЛЦСС); с 1993 Евангелическо-лютеранская церковь в России и др. гос-вах; в наст. вр. общеупотребляемое название Евангелическо-лютер
  • Праздники Евангелическолютеранской церкви

    Праздничный календарь Евангелическо-лютеранской церкви, края генетически наиболее непосредственно связана с римско-катол. церковью, в своих осн. моментах близок или совпадает с календарем церк.