ЕВА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЕВА
Евр.) Ева, "матерь всего живого".

Источник: Теософский словарь

ЕВА
др.-евр. Хава - источник жизни) - согласно Библии - первая женщина на земле, жена Адама, праматерь человечества. Обольщенная змеем, Е. съела сама и уговорила Адама съесть плод с запретного дерева. За ослушание бог проклял первых людей и все их потомство. Библейский миф о Е. восходит к др.-месопотамскому мифу.

Источник: Атеистический словарь

ЕВА
(др.-евр. хава, букв. - ребро) - по Библии - жена Адама, созданная богом для пребывавшего в раю Адама, виновница «грехопадения» и изгнания «первочеловеков» из рая. Миф о сотворении Е. из ребра Адама и о ее роли в «грехопадении» освящал на протяжении мн. столетий подчиненное и приниж. положение женщины в классовом обществе. Возникновение этого мифа относится к периоду патриархата, когда у разных племен создавались сказания, направленные против власти и авторитета женщин.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЕВА
или Хева) — женский родовой архетип. В переводе с еврейского означает «мать всего живого». «И нарек Адам имя жене своей Ева, ибо она стала матерью всех живущих». По распространенной версии имя Ева восходит к еврейскому слову «хай» — жизнь. Современная этимология рассматривает это имя как производное от арамейского «Хевья» и финикийского «хвт» — змея. Возможно, первообразом Евы была змееподобная богиня. Выступала одним из символов материального проявления человеческого бытия. Если Христос искупал первородный грех Адама, то Мария — Евы. Ева вместе с Адамом представляла пару перволюдей. Сотворенная из ребра Адама, она указывала на вторичность природы женщины. Ее образ ассоциировался с яблоком и со змеем. Ева первая встала на путь греха и совратила Адама, поэтому женщины считались более греховными, чем мужчины. С точки зрения У. Блейка, созданная Божественной милостью Ева представляла собой эманацию Адама. Исследователь усматривал за первогрехом Евы ее личный интерес к Адаму. По апокрифическим легендам Ева стала второй женой Адама после развода его с первоженщиной дьяволицей Лилит. В советской науке преобладало мнение, что идеомиф о Еве преследовал цель преодоления культовых пережитков матриархата. Источ.: Фрэзер Д. Д. Фольклор в Ветхом завете. М., 1990; Мифологический словарь. М., 1991; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Ева
(Eve). Адам нарек жену Евой, потому что она должна была стать матерью всех живущих (Быт 3:20). Еврейское имя hawwa (Ева) очень похоже на слово "жизнь" hay (в женском родеhayya). В Септ, это имя переведено как Жизнь (???). Имя/jiiwwa фактически совпадает с угаритским словом hwt, что означает "жизнь". Ева возникла потому, что "не хорошо быть человеку одному", и Бог решил сотворить "помощника соответственногоему" (Быт2:18,20). Слово "соответственный" выражает "дополняющую" природу личности, равной мужу, способной откликаться на его зов и даже бросать ему вызов. Неповторимость их отношений явствует уже из того, что слово "соответствующий" встречается в ВЗ всего один раз. Самая близкая параллель к нему предлог, крый описывает хоры, стоящие друг против друга и перекликающиеся друг с другом (Неем 12:24).
Радостная взаимность, скреплявшая эту совершенную связь, кончилась, когда Ева поддалась на обольщения змея и съела запретный плод (Быт 3:16). Вместо того чтобы повиноваться простой заповеди Божьей, она с вожделением взглянула на привлекательный плод, суливший "мудрость", и разделила его с мужем. Отныне их отношения и жизнь детей отравлены грехом. Во 2 Кор 11:3 ап. Павел предостерегает верующих, чтобы они не прельстились, подобно Еве, обманутой хитрым змеем, но были верны благовестию Христову. В 1 Тим 2:1114 ап. Павел запрещает жене "учить и властвовать над мужем ", ибо Адам создан прежде Евы и Еву обольстил змей. Хотя грех Евы породил смерть, ее потомство сокрушит змея (Быт 3:15). Смерть Иисуса Христа и воскресение Его победили лукавого и открыли перед потомками Адама и Евы путь к вечной жизни. При рождении первенца Ева поняла, что Бог податель жизни (Быт 4:1).
Н.М. Wolf(пер. А. к.)
Библиография: W. Foerster,TDNT, V, 58081; W. Kaiser, Jr.,Toward an ОТ Theology; A. Kapelrud, TDOT, IV, 25760.
См. также: Адам; Женщина ( библейское представление о ней).

Источник: Теологический энциклопедический словарь