ЭТОС

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Этос
общее качество культуры, пронизывающее ее подобно запаху (А.Кребер), система идеалов и ценностей, доминирующая в культуре и имеющая тенденции контролировать поведение ее членов.

Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов

ЭТОС
(Ethos; греч.) — обычай, характер нравов, моральное убеждение. Современная этика наиболее близко определяет это понятие через преобладание нравственного сознания ценности.
Н. Krön. Е. und Ethik, 1960; Е. Schütrumpf. Die Bedeutung des Wortes E. bei Aristoteles, 1970; W. Lauer. Humor als E., 1974; W. Kluxen. Ethik des E., 1974.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЭТОС
от др.-греч. ethos — обычай, нрав, характер) — совокупность стойких черт индивидуального характера. Первоначально Э. обозначали привычное место совместного проживания: дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Затем слово стало означать стабильный признак к.-л. явлений, обычай, нрав, характер. Гераклит утверждал, что Э. человека — это его божество. Антич. философы считали, что человеческий характер обладает неизменностью. Характер личности формируется традициями и обычаями. Поэтому всегда есть возможность описать различные обнаружения характера, исходя из его Э. Именно на этом представлении основана антич. физиогномика в типологии характеров в «Нравственных характерах» Тео-фраста. Древние греки считали, что воздействие музыкального или риторического произведения определяется Э. Сложились общие и частные учения об Э. В музыке изучались ее характер, влияние на психику слушателей, ее возможности. Некоторые считали музыку частью государственного воспитания из-за ее влияния на формирование воли и сознания юношества. В риторике учение об Э. обращало внимание на психологию слушателей, на влияние ораторского искусства на толпу. Аристотель воспользовался словом Э. для определения особой науки — этики, которая обратилась к этическим добродетелям как особой предметной области знания. Позднее Э. обозначали обычно стойкую систему нравственных представлений. Напр., нравственные представления эпохи Реформации, жизненные правила людей той поры получили название «протестантский Э». Последний зафиксировал огромные изменения в психике человека. В религиозных доктринах появилась новая концепция свободы. Идею огромной, определяющей роли протестантского Э. в становлении капитализма развил М. Вебер. О Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998; Золотухина-Аболина Е.В. Этика. М., 1998.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ЭТОС
греч. ???? – обычай, нрав, характер) – термин антич. философии, обозначающий характер физического, морального, общественного и художеств. явления. В ранней натурфилософии говорится об Э. первоэлементов действительности (Эмпедокл В 17, 28), об Э. как устойчивом нравств. характере (Пифагор А 16, пифагорейцы 58 Д 9; Гераклит A 1, В 78; Демокрит В 57, 192; Критий В 6, 14), а также об Э. как о чем-то динамически-направляющем (Эмпедокл В 110, 5; Демокрит А 77); ср. характерное изречение Гераклита: "Э. человека есть его демон" (В 119). В ранней греч. философии Э. употребляется и в художеств. значении (Дамон об Э. муз. ладов – В 7), к-рое позднее было развито Аристотелем: Э. ораторской речи как ее адекватность намерениям и идеям оратора (Rhet. II 21) и Э. музыки, характеризующий ее внутреннее и воспитат. воздействие на человека (Polit. VIII, 4, 5). Здесь Э. уже приближается к понятию стиля. Дионисий Галикарнасский (De art. rhet. XI 2 Mai) и Гермоген (De ideis II 2 Rabe) понимают Э. как в общеморальном, так и в частном, риторич. смысле, дифференцирующемся у Гермогена в зависимости от характера изображаемых персонажей. С углублением художеств. значения термина все большее внимание уделялось разнообразию внутренних и внешних сторон предмета, совпадавших у риторов, музыкантов и поэтов в том или ином стиле. Этосу в антич. эстетике обычно противопоставляли пафос как более спокойный и аффективный стиль (Дионисий Галикарнасский, De vet. script. censure III, 1; De compos. verb. XXII p. 75; Квинтилиан VI 2, 8.17; ? 1, 48. 101; Лонгин IX 15; XXIX 2; Евстафий Praef. p. 4; Proem. Od. p. 1379 – о "патетичности" "Илиады" и "этичности" "Одиссеи"). Плутарх наряду с Э. в моралистич. и педагогич. смысле (De poet. aud. 4, 20 а, 20 е) развивает также художеств. понимание Э. как принципа муз. композиции (De mus. 33 Bernard.). T.о., в учении об Э. проявляется обычное для антич. мышления слияние внутреннего и внешнего, равно как и взаимное соответствие этич. и эстетич. т. зр. на предмет. Лит.: S?ss W., Ethos. Studien zur ?lteren griechischen Rhetorik, Lpz., 1910; Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЭТОС
греч. обычай, нрав, характер) - 1) термин древнегреческой философии, обозначающий совокупность устойчивых, стабильных черт характера индивида, вследствии его неизменности. Присущий каждому человеку прирожденный Э. (нрав) определяет все проявления его характера. Понятие "этика" является производным от понятия "Э."; 2) современная философия диалога (Левинас и др.) интерпретирует Э. как совокупность нравственных императивов, имплицитно присущих интерсубъективному пространству. Э. предстает как практический моральный опыт, совокупность регулятивных идей, наделяющий личность ее "естественным правом", которое предопределяет условия всякой активности личности, но в первую очередь, коммуникативную активность. Опыт Э. выступает прагматическим обоснованием трансцендентальной теории диалога; 3) в современной общей риторике - аффективное состояние получателя информации, возникающее в результате воздействия на него какого-либо сообщения и специфические особенности которого варьируют в зависимости от определенных параметров (метабол); эстетический эффект, достигаемый сведением к норме множества отклонений. Полное описание риторической фигуры (выразительного стилистического оборота) должно включать описание соответствующего отклонения, ее маркера, инварианта и Э. Э. фигур речи в общей, т.е. прило-жимой ко всем способам выражения информации, риторике есть определенный жанр и конкретная эстетическая категория в отличие от фиксированной формы и не изменяющейся субстанции пустых фигур. Воздействие фигуры речи не содержится в самой фигуре, а возникает у слушателя (читателя, зрителя) в качестве ответа на определенный стимул. В теории метабол и теории Э. заключена практически всякая стратегия построения, воспроизведения и восприятия убеждающей речи. Структура Э. в общей риторике включает три разновидности Э.: а) ядерный Э., связанный со структурой метаболы, используемой одинаковым образом, независимо от того, идет ли речь о сакрализации (литургия), об убеждении (реклама), о возвеличивании некоторых ценностей (определенный тип поэзии), об игре (кроссворды) или даже такой языковой деятельности, которая вообще не порождает явного Э. (нахождение имени для обозначения новой реальности); б) автономный Э., связанный со структурой метаболы и субстанцией - психологическими и социологическими факторами (паралингвистический аспект); в) контекстуальный Э., связанный со структурой метаболы, субстанцией и контекстом. Текст предстает в виде пространства, в котором необходимо изучить взаимозависимости, соответствия, синтагматические или парадигматические связи (в палеориторике уровни элокуции и диспозиции), которые устанавливаются между различными метаболами и создают в своей совокупности контекстуальный Э.
С.В. Воробьева

Источник: Новейший философский словарь

ЭТОС
многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. У древних греков понятие «этос» имело широкий спектр значений: привычка, обычай, душевный склад, характер человека, т. е. то, что отлично от природы человека. Слово «этос» лежит в основе слова «этика» (4 в. до н. э.). В 19 в. от него было образовано слово «этология» для обозначения «науки о характере» (Дж. С. Милль), «науки о поведении животных» (Ж. Сент-Илер) или «науки о психологии народов» (В. Вундт); в наше время оно иногда используется для выделения т. н. моральной этнографии.
Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Согласно М. Веберу, понятие «хозяйственный этос» не только означает совокупность правил житейского поведения, практическую мудрость, но и позволяет предложить расширенное понимание морали: объективированной, воплощенной в укладе, строе жизни, мироощущении людей. Подобное понимание открывало путь к исследованию профессиональной морали — политической, предпринимательской, врачебной и т. д. М. Шелер этим понятием обозначал структуру витальных потребностей и влечений новых поколений людей, что отличает их ментальность от типов чувствования и общения, присущих предшествующим поколениям. Р. Мертон применил понятие этоса в рамках социологии науки, обозначая набор согласованных норм, некий социальный код, эмоционально воспринимаемый комплекс институционально одобренных и защищаемых правил, предписаний, суждений, довлеющих над «научным братством». В более поздних работах разных авторов вводятся представления о «субэтосе», «этосе» как виде консенсуса (противостоящего диссенсусу), разных видах этоса («коллегиальном», «дисциплинарном»), также об этосе философствования, образования и воспитания или о либеральном и консервативном этосе, об этосе революции, об этососфере, этосологии и т. д.
По определению М. Оссовской, этос — это стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентация ее культуры, принятая в ней иерархия ценностей; в этом смысле этос выходит за пределы морали. Согласно Е.Анчел, этос, в отличие от морали, концентрирует в себе такие нравственные начала, которые не проявляются в повседневной жизни и указывают на потребность человека в надэмпирическом нравственном порядке.
Современное понятие «этос» позволяет достаточно четко отличать феномен этоса от нравов: это понятие адекватно для обозначения промежуточного уровня между пестрыми нравами — и собственно моралью, между сущим и должным. В то же время современное понятие «этос» помогает провести демаркационную линию между этосным как реально-должным, выходящим за полюсы притяжения хаотического состояния нравов, и строгим порядком идеально-должного, сферой собственно морального. Для проведения такого рода отличий имеет смысл использовать и однопорядковое с «этосом» понятие «хабитус» (греч. обычай); оно позволяет отличать условную «мораль по обычаю» (с ее реально-должным) от безусловной морали как формализованного и идеализованного должного. Термин «хабитус» позволяет лучше понять парадокс поведенческой стратегии, когда поступки могут приводить к цели, не будучи сознательно направленными к ней: хабитус — это своего рода необходимость, ставшая добродетелью (Бурдье). Благодаря такому подходу к пониманию функционирования морали более рельефно выявляется ее свойство быть не просто инструментом осуществления социальной необходимости, но и независимой переменной процесса очеловечивания самого социума, гуманизирующей всю ткань общественной жизни.
Понятие «этос» позволяет выделить нормативно-ценностную составляющую в сословно или профессионально локализованных социокультурных практиках. В этом смысле можно говорить, напр., о рыцарском или монашеском этосе Средневековья или о множестве профессиональных этосов Нового и Новейшего времени. При этом соответствующие этосы связываются (но не отождествляются) с привычными представлениями о профессиональной морали.
Лит.: Оссовжая М. Рыцарь и буржуа. М., 1987; Ефимов В. Т. Этосология как учение о нравах и нравственности. М., 1992; Анчел Е. Этос и история. М., 1988; Бурдье П. Начала. М., 1994, с. 23—25.
В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭТОС
многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. У древних греков понятие «Э.» имело широкий спектр значений: привычка, обычай, обыкновение, душевный склад, характер человека. Э. считался подверженным изменениям и противопоставлялся «физису» — природе человека, к-рая полагалась не подвластной ему, неизменной. Слово «Э.» лежит в основе слова «этика» (4 в. до н.э.).
В 19 в. от него образовано слово «этология» (по Дж.С.Миллю, оно означало «науку о характере», по Ж.Сент-Илеру — «науку о поведении животных», В.Вундт употреблял его применительно к проблемам психологии народов; в наше время оно используется для выделения т.н. дескриптивной этики, или моральной этнографии); оно использовалось также и в качестве нравственно-эстетической и этико-логической категории. Аристотель трактовал Э. как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Греки использовали и понятие «патос» («rcdeoq», ср. «пафос»). Если «Э.» описывал спокойный, нравственный характер, разумный стиль поведения, то «патос» определял поведение беспокойное, неупорядоченное, иррациональное, аффективное. Согласно М.Веберу, понятие «хозяйственный Э.» не только означает совокупность правил житейского поведения, практическую мудрость, но и позволяет предложить расширенное понимание морали: объективированной, воплощенной в укладе, строе жизни, мироощущении людей. Подобное понимание открывало путь к исследованию профессиональной морали - политической, предпринимательской, врачебной и т.д. М.Шелер понятием «Э.» обозначал структуру витальных потребностей и влечений новых поколений людей, что отличает их ментальность от предшествующих поколений, присущих им типов чувствования и общения. Р.Мертон применил понятие Э. в рамках социологии науки, обозначая набор согласованных норм, некий социальный код, эмоционально воспринимаемый комплекс институционально одобренных и защищаемых правил, предписаний, суждений, довлеющих над «научным братством».
В более поздних работах разных авторов вводятся представления о субэтосе, Э. как виде консенсуса (противостоящего диссенсусу), разных видах Э. — «коллегиальном Э.», «дисциплинарном Э.», а также об Э. философствования, образования и воспитания, или о либеральном и консервативном Э., об Э. революции, об этосологии, этососфере и т.д. По определению М.Оссовской, Э. - это стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентация ее культуры, принятая в ней иерархия ценностей; в этом смысле Э. выходит за пределы морали. Согласно Е.Анчел, Э., в отличие от морали, концентрирует в себе такие нравственные начала, к-рые не проявляются в повседневной жизни, свидетельствуя о неистребимой человеческой потребности в признании нравственного порядка в мире, даже если он плохо согласуется с житейским опытом людей. Современное понятие «Э.» позволяет достаточно четко отличать феномен Э. от нравов: это понятие адекватно для обозначения промежуточного уровня между пестрыми нравами и собственно моралью, сущим и должным.
В то же время современное понятие «Э.» помогает провести демаркационную линию между этосным как реально-должным, выходящим за полюсы притяжения хаотического состояния нравов, и строгим порядком идеально-должного, сферой собственно морального. Для проведения такого рода отличий имеет смысл использовать и однопорядковое с Э. понятие «хабитус» (лат. habitus — обычай), употреблявшееся еще Г.В.Ф.Гегелем. Оно позволяет отличать условную «мораль по обычаю», с ее реально-должным, от безусловной морали как формализованного и идсализованного должного, соответственно отличая в нравственной деятельности человека императивы гипотетические и категорические, моральные «релятивы» и «абсолюты». Хабитус акцентирует социальную детерминацию поступков, всей линии поведения, давление социальных обусловленностей, «предрасположенностей» (по выражению К.Поппера), к-рые побуждают агента общественной жизни делать нечто или стать кем-то, не будучи в то же время подчиненным необходимости. Данное понятие, как и понятие Э., позволяет глубже осознать парадокс нравственной автономии, когда социум предоставляет духовно развитой личности полную свободу морального выбора в расчете на то, что она сама на основе нравственных убеждений сможет разыскать долженствование и возложить на себя соответствующие ответственность и санкции (проблема «спокойной совести», морального удовлетворения, с одной стороны, раскаяния, покаяния, самоосуждения - с другой). Термин «хабитус» позволяет лучше понять парадокс поведенческой стратегии, когда поступки могут приводить к цели, не будучи сознательно направленными к ней: «хабитус — необходимость, ставшая добродетелью», и агентам деятельности «достаточно быть тем, что они есть, чтобы быть тем, чем они должны быть» (П.Бурдье). Благодаря такому подходу к пониманию функционирования морали более рельефно выявляется ее свойство быть не просто инструментом осуществления социальной необходимости, но и независимой переменной процесса очеловечивания самого социума, гуманизирующей всю ткань общественной жизни. Понятие «Э.» позволяет выделить нормативноценностную составляющую в социокультурных практиках, возвышающихся над уровнем повседневности, над «средним уровнем» моральной порядочности. Речь идет об опыте развитых в духовном отношении группах и сословиях, а не о всем социуме.
В этом смысле можно говорить, напр., о рыцарском или монашеском Э. в средневековье или о множестве профессиональных Э. Нового и Новейшего времени. При этом соответствующие Э. связываются, но не отождествляются с привычными представлениями о профессиональной морали. Напр., воспитательная деятельность, независимо от того, где она протекает, представляет собой известное сочетание как профессиональных, так и надпрофессиональных начал, а потому ориентациями и регулятивами в ней выступают и профессиональная педагогическая этика, и нечто более широкое, что и можно назвать воспитательным Э. И в медицинской деятельности профессиональная этика врача, медработника во всех ее отраслевых разновидностях оказывается лишь элементом более обширного нормативно-ценностного комплекса. Так же — в научной, управленческой, хозяйственной или политической деятельности. Лит.: Лнчел Е. Этос и история. М.: Прогресс, 1988; Бурдье П. Начала. М: Socio-Logos, 1994. С. 23-25; Ганопольский М.Г. Региональный этос. Истоки, становление, развитие. Тюмень: НИИ прикладной этики ТГНУ. 1998; Ефимов В. Т. Этосология как учение о нравах и нравственности. М., 1992; Золтаи Д. Этос и аффект. История философии музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977; Лосев А. Этос // Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1970; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987; Франц А.Б. Политическая анатомия морали: Опыт философии этоса. Екатеринбург: УРО РАН, 1993; Этика Севера: Сб. науч. трудов/ Под ред. В.И.Бакштановского, Т.С.Караченцевой. Т. 1-2. Томск: ТГУ. 1992. В.И.Бакштановский, Ю.В.Согомонов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
53.33 кб

Этос постнеклассической науки

Андреева Полина Владимировна
Рассмотрена тема трансформации традиционного и становление нового типа научного знания через призму этоса науки.
Читать PDF
256.74 кб

Героический этос гомеровских времен

Сороцкий М. С.
Рассматриваются основные детерминанты героического этоса архаического периода истории Древней Греции, давшие начало рыцарскому, придворному и джентльменскому этосу.
Читать PDF
311.45 кб

Вслед уходящему идеалу: этос западноевропейского гражданина Нового времени

Фан И. Б.
Читать PDF
382.98 кб

Этос и эстезис в антропологическом измерении: опыт постсовременности

Грякалов Алексей Алексеевич, Грякалов Николай Алексеевич
Читать PDF
551.40 кб

Творчество и субъективность: логос - эстезис - этос (обзор конференции)

Грякалов Алексей Алексеевич, Мартынова Светлана Александровна
Читать PDF
2.48 мб

Этос дружбы как феномен диалогического мироотношения

Даренский Виталий Юрьевич
Автор рассматривает специфику дружбы как феномен диалогической идентичности. Феномен дружбы как философско-антропологической категории анализируется в качестве одного из базовых источников экзистенциального и нравственного опыта.
Читать PDF
265.39 кб

Этос философии науки

Огурцов Александр Павлович
Читать PDF
413.30 кб

Этос постнеклассической науки (к постановке проблемы)

Киященко Л.П.
Читать PDF
281.48 кб

Этос науки как символ новой объективности

Моисеев В.И.
Читать PDF
234.49 кб

Этос становящегося наблюдателя

Аршинов В.И., Свирский Я.И.
Читать PDF
57.65 кб

Заключение. Этос науки: парадоксы осмысления

Тищенко П.Д.
Читать PDF
319.02 кб

Кантианский этос в политической философии Дж. Ролза

Грановская Ольга Леонидовна
Данное эссе ставит своей целью прояснить связь концептуальных построений Дж. Ролза с идеями И. Канта и с интеллектуально-политической традицией Просвещения в целом.
Читать PDF
577.19 кб

Глобальный этос: опыт формализации понятия

Авдеева Ирина Александровна
В статье рассматривается проблема сложности определения понятия «глобальный этос» в силу неоднозначности формального содержания этого понятия и сочетания в нем различных характеристик по отношению к социальному действию.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетика времени и возрастной этос

Лишаев Сергей Александрович
В статье рассматриваются смысловые связи между аналитикой эстетики времени, разграничивающей феномены старого и ветхого, молодого и юного, зрелого и мимолетного, и изучением структуры возрастного этоса.
Читать PDF
180.70 кб

2015.04.045. СЮ СЯОХУН. ПРЕЖДЕ ЧЛЕНСТВО, ВЕРА - ПОТОМ: ГРУППОВОЙ ЭТОС И СОЗДАНИЕ БЛОКОВ В ПРОЦЕССЕ Р

Демидов К.Б.

Похожие термины:

  • ЭТОС НАУКИ

    понятие философии и социологии науки, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. Наиболее известна концепция «нормативног
  • ЭТОС ТРУДА

    (Arbeitsethos) — приписываемая человеческому труду как таковому, вне зависимости от его цели, нравственная ценность. Конечно, это понятие играет роль преимущественно в тех случаях, когда труд как общест
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭТОС

    - совокупность норм, ценностей, профессиональных установок, реально функционирующих в практике воспитания (семейного или институционального) определенного общества (сообщества) в определенный п