ЭСТЕЗИС

Найдено 1 определение
ЭСТЕЗИС

Англ. AESTHESIS, франц. ESTHESIS (от греч. — ощущение, чувство). Термин, веденный М. Маффесоли для описания специфического предсознательного миро- и самоощущения, обязанного своим происхождением практике жизнеповедения хиппи, художественному андеграунду и прочим философско-религиозным маргинальным сообществам.
В «коллективной чувственности» малых групп, или, как теперь их принято обозначать с легкой руки Делеза, «племен», социальность, по Маффесоли, противостоит обществу в его традиционном понимании; это социальность множества маргинальных сообществ, порождающая дух эмоциональной сопричастности и обладающая особой аурой, аурой эстетического восприятия, где разум, рациональная рефлексия замещаются эмоциональной реакцией. Все это и создает, пишет Маффесоли, «этику эстетики»:
«Возможно, один из самых обещающих ключей ко всему тому, что объединяется понятием «постмодерн» — это просто способ выявления связи между этикой и эстетикой» (Maffesoli:1989, с. 103). Этот «эстезис», понимаемый в данном случае как постоянный процесс эстетизации всех жизненных явлений в коллективном сознании племени, зависит, подчеркивает исследователь, от союза микрокосмоса и макрокосмоса. Постмодернистское сознание 80-х годов, заключает Маффесоли, отвергло традиционную бинарную логику, логику господства, инструментализм, принцип строгой организованности и иерархической упорядоченности социальных структур (все, что является характеристиками типичной социальной организации) и вместо этого предложило «развитие органической солидарности в символическом измерении (коммуникацию), «нонлогики» (в духе идей В. Парето), озабоченность настоящим» (там же, с. 103). Именно эстетическая форма существования постмодернистского сознания и приводит, по Маффесоли, к возникновению групповой, а не индивидуальной «этики, эмпатики и проксении» (право взаимного гостеприимства), что в принципе и должно обеспечивать существование «органического компромисса» между людьми. В то же время эстетизированное восприятие, эстетическое сознание приводят к тому, что после долгого периода господства рационализма с его «расколдовыванием мира», о чем в свое время писал Макс Вебер, приходит, по утверждению Маффесоли, «заколдовывание мира» в сознании людей конца XX в.
 

Источник: Постмодернизм. Словарь терминов

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
193.71 кб

Эстезис и эстетическое: истоки и клише традиции

Круглов Виктор Леонидович
Рассматриваются истоки рефлексии эстезиса и традиции предмета эстетики в истории философского знания от античности и до наших дней.
Читать PDF
382.98 кб

Этос и эстезис в антропологическом измерении: опыт постсовременности

Грякалов Алексей Алексеевич, Грякалов Николай Алексеевич
Читать PDF
551.40 кб

Творчество и субъективность: логос - эстезис - этос (обзор конференции)

Грякалов Алексей Алексеевич, Мартынова Светлана Александровна
Читать PDF
152.65 кб

ЭТОС И ЭСТЕЗИС: ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ВОЗРАСТНАЯ АНТРОПОЛОГИКА (НА ПРИМЕРЕ ЭСТЕЗИСА И ЭТОСА СТАРОГО

Лишаев Сергей Александрович
В статье рассматривается связь между феноменами эстетики времени и философией возраста. Проясняется отношение феноменов эстетики времени с разными типами возрастных этосов.
Читать PDF
172.83 кб

Роль эстезиса в формировании идентичности народа

Кирсанова Лидия Игнатьевна, Коротина Ольга Александровна
Самоидентичность народа это незавершенный процесс, содержание которого изменяется, подвергается пересмотру в эпохи кризисов. Особая роль в обосновании самоидентичности народа принадлежит мифопоэзису, т.е.
Читать PDF
0.00 байт

Судьба эстезиса в философии: от античности до постмодернизма

Красноярова Н.Г.
В статье рассматривается тип философствования, отличительным признаком которого является эстетический компонент философского дискурса или эстезис.