ЕРТОВ Иван Данилович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЕРТОВ Иван Данилович
Давыдович) (1777-1828 или после 1835) - рус. философ-самоучка. Придерживался в своих соч. («Начертание естественных законов происхождения вселенной», «Мысли о происхождении и образовании миров») деистич. формы материализма, развивал взгляды, несовместимые с библ. картиной мира, религ. догматом о творении мира богом; выдвинул космогонич. гипотезу о происхождении миров из материи; допускал возможность распространения разумной жизни во Вселенной.

Источник: Атеистический словарь

ЕРТОВ Иван Данилович

(по др. данным – Давидович) (1777–1828) – рус. самоучка, космогонист и философ деистич. направления. Происходил из купеч. семьи. В работе "Начертание естественных законов происхождения вселенной" (кн. 1–6, 1798–1800; часть издана под назв. "Картина просвещения россиян перед началом девятогонадесять века", 1799) Е. утверждал, что природа возникла хотя и "по изречению Всесильной Премудрости", но из "материи" (указ. соч., кн. 2, ч. 1, СПБ, 1799, с. 6–7). Согласно гипотезе Е., миры произошли из "первобытных элементов", рассеянных в "тончайшем эфире" и обладающих "Протяжением, Непроницаемостью..., почти ничтожной Малостью" и "силой", которая противодействует притягательной (см. тамже, с. 16–22). Эфир и "первобытные элементы" (земля, вода, огонь и воздух) неуничтожимы, их происхождение не объяснимо (там же, см. кн. 1, ч. 4, СПБ, 1798, с. 222). Возможна всеобщая распространенность живых существ, обитающих даже на звездах (там же, см. кн. 1, ч. 1, с. 63; ч. 2, с. 98–100). В кн. "Мысли о происхождении и образовании миров" (1805) Е. уже не вводил божеств. промысел в свою концепцию. В дальнейшем (2-е и 3-е изд. "Мыслей...", 1811 и 1820) он вновь возвратился к деизму. В "Мыслях о развитии ума в человеческом роде" (1811) Е. развил идеалистич. взгляд на человека. В его "Всеобщей истории древних просвещенных народов..." (ч. 1–5, 1824–28) проводилось провиденциалистское воззрение на историю. В ст. "О необходимости предположений в умозрительных науках, и о способе правильно мыслить" (см. "Сын отечества", 1826, No 10) Е. доказывал правомерность согласованных с опытом предположений, основанных не на невежестве, а "...на соображении с общими законами природы" (указ. соч., с. 152); с этих позиций Е. критиковал эмпиризм (см. тамже, с. 154). Сов. ученые не едины в оценке филос. идей Е. Нек-рые авторы полагают, что Е. был материалистом, произведения к-рого "...не оставляли места для религии и бога, подрывали основы религии и способствовали развитию атеизма" (Кравец И. Н., И. Д. Ертов – передовой русский мыслитель начала XIX века, см. "Вопр. философии", 1957, No 3, с. 119), а наличие "религиозных привесков" в произведениях ?. объясняется гл. обр. цензурными соображениями (см. тамже, с. 120; см. также М. И. Шахнович, Первый русский космогонист И. Д. Бртов, в журн. "Природа", 1951, No 4). Соч.: Мелкие сочинения, ответы на критики и сокращение Мыслей о происхождении и образовании миров, СПБ, 1829. Лит.: Обозрение книги: Мысли о происхождении и образовании миров. Соч. И. Ертова, и нечто о самом сочинителе – природном русском астрономе (анонимно), "Отечественные записки", 1821, No 11, март; Щеглов Н., Указатель открытий по физике, химии, естественной истории и технологии, СПБ, 1824, т. 1, No 5; Русский Кандид или простодушный (беллетризованная биография Е.), СПБ, 1833 (анонимно); ?ерель Ю. Г., Ертов в оценке современников, "Астрономич. ж.", 1954, т. 31, No 1; Зубов В. П., Историография естественных наук в России (XVIII в. – первая половина XIX в.), М., 1956, с. 172–75. З. Каменский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.