Эрнст МахЭРОС И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ЭРОС

Найдено 10 определений термина ЭРОС

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭРОС

Греч.) Гесиод делает из бога Эроса третьего члена эллинской

первоначальной Троицы, состоявшей из Урана, Геи и Эроса. Это есть

олицетворенная порождающая Сила в природе в ее абстрактном

смысле, движитель "сотворения" и порождения. Экзотерически

мифология делает из Эроса бога страстного животного желания, -

отсюда и термин эротический; эзотерически это нечто другое. (См.

"Кама".)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

ЭРОС (Эрот)

у древних греков бог половой любви, сын богини любви Афродиты и ее постоянный спутник. У Платона ("Пир") Эрос выступает как воплощение любви, мудрости и мужской воспроизводящей силы; в телесном и духовном отношениях он является демоном, который воодушевляет людей в их стремлении к истине, добру и прекрасному. Он - стимул в стремлении мужчины к самозавершению и бессмертию (находящему воплощение в потомках и продуктах его духовной деятельности), к значительному и безусловному.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭРОС

в древнегреческой религии — божество любви; кроме того, у Платона — двойной символ: духовного порыва, ведущего к божественной любви («высший Эрос»), и инстинкта, без которого угас бы человеческий род («низший Эрос»). В мифологии, подчеркивает Платон, Эрос — сын Пороса (Богатства) и Пении (Бедности): любовь бедна, поскольку она жаждет того, чем не владеет, — этим аспектом объясняется динамизм любви; но она также богата счастьем и внутренней полнотой. Этот двойной аспект богатства и нищеты психологически весьма характерен для любви.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ЭРОС

синонимы: Эрот, Амур, Купидон) – в мифологии, у древних греков – Бог любви, сын Афродиты, ее сущность и постоянный спутник. В общекультурном смысле – олицетворение сексуальности, полового инстинкта как инстинкта жизни и самосохранения. Термин широко испльзовался в мифологии, искусстве, философии, психологии. Еще у Платона в ряде диалогов ("Пир", "Федр") представляет олицетворение жизненной силы, стремления к красоте, является проводником в мир идей; соединяет сущность, идею жизни мира небесного и мир земной. Понятие Эроса как сексуального инстинкта, сосредоточения либидо, инстинкта жизни и самосохранения разрабатывал З.Фрейд и последователи психоанализа (например, русский ф-ф Б.Вышеславцев "Этика преображенного Эроса"). Эрос представлен как активное начало жизни (наряду с другим жизнеобразующим инстинктом – Танатосом – инстинктом смерти), обозначающее любовь в самом широком смысле слова. Энергетическим потенциалом Эроса является либидо – сексуализированная психическая энергия, превращающаяся в различные формы деятельности. Понятие Эроса как символа любви, символа сексуальности активно используется в современной культуре (см. любовь, психоанализ).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЭРОС

- в древнегреческой философии понимался многогранно и как чувственная любовь, телесное влечение, и вместе с тем как любовь к красоте, к прекрасному, к мудрости. Более поздние культуры закрепили за словом "эрос" в основном первый смысл. Но у Платона эрос, будучи космической силой, пронизывает и отношения между полами, и художественное творчество, и врачебное искусство, и ремесла, и философию, и языческую религию вместе с магией, гаданиями и колдовством. Вдохновитель эротической любви - полубог-получеловек Эрос, чье главное дело - рождать в красоте и созидать мост между небом и землей. Интерес к вопросам, связанным с эросом, проявился у различных мыслителей недавнего времени. З.Фрейд придал эросу значение блудной страсти, принизив его в сравнении с Платоном, и пытался все высшие достижения культуры и религиозные идеалы списать на сублимацию этой страсти. М.Шелер увидел здесь игру на понижение, а С.Франк оценил это как "сексуальный материализм". Б. Вышеславцев писал, что истинная любовь трансцендирует за пределы чувственного влечения и ищет полноты в бесконечности, а в христианстве эрос очищается и преображается действием благодати. Н.Бердяев считал, что в нынешнюю эсхатологическую эпоху эрос пройдет путь "погружения этой стороны жизни в ужасную тьму и разложение", после чего наступит просветление эроса: любовь-эрос сблизится с любовью-агапе в деле творческого преображения жизни.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЭРОС

греч. eros - любовь) - 1) мифологическое олицетворение любви и сексуальности, 2) персонифицированное обозначение сексуального инстинкта (сексуального влечения), инстинкта жизни и самосохранения. Как общее эмблематическое обозначение любви Э. получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве, философии и психологии (главным образом в психоанализе). В психологии 20 в. формирование представлений о существовании неких сил жизни и сексуальности осуществлялось под влиянием соответствующих философских идей (главным образом Платона и Эмпедокла). Наиболее систематически идею об Э. как персонифицированном обозначении сексуального инстинкта (влечения), инстинкта жизни и самосохранения разработали Фрейд и последователи его психоаналитического учения. Начиная с 1920 (с работы "По ту сторону принципа удовольствия"), Фрейд часто использовал понятие Э. В окончательной редакции Фрейд представил Э. как один из двух активных основных инстинктов психической жизни человека, обозначающий "любовь в самом широком смысле слова". По Фрейду, энергетическим потенциалом Э. является либидо - энергия всех сексуальных влечений (и в силу этого сексуализированная энергия психики вообще). Фрейд считал, что Э. противостоит Танатос (инстинкт смерти, влечение к смерти, инстинкт и влечение агрессии и деструкции) и что борьба этих сил является активным, фундаментальным и определяющим основанием жизни и психической деятельности человека. Согласно психоанализу, борьба Э. и Танатоса идет с переменным успехом, но исход ее, предопределенный природой вещей, может быть только один - в конечном счете, побеждает Танатос. Понятие Э. ныне активно и весьма часто употребляется не только в психоанализе и психологии, но и за их пределами. См. также Любовь, Секс.

В.И. Овчаренко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ЭРОС

греч. (сильное) желание, любовь, как персонификация - Эрот, в греч. мифологии, поэзии и культе - бог любви; лат. Amor - Амур или Cupido - Купидон], в мифоэпич. теокосмогониях космич. прапотенция, приводящая в действие механизм генеалогич. порождения мира, «древнейший из богов» (Платон, Пир 178 d), не имеющий родителей. Так, в «Теогонии» Гесиода (ст. 116 слл.) Э. вместе с Хаосом и ГеейЗемлей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля («Метафизика» 984 b 23): Хаос - пространство, Гея - праматерия, Э.- движущая сила. Аналогичную роль Э. играет в теогониях Акусилая (9 В 1-3 DK), Ферекида из Сироса (7 А 11, В 3), Парменида (В 13) и в поэмах орфиков. Типологич. параллели: др.-евр. ruah - «дух божий», оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1, 2; термин, означающий также любовное желание), «любовная тоска» в «космогонии сидонян» у Дамаския (De princ. 125) и др. Мотив космогонич. Э. продолжается в «любви», или «Афродите», Эмпедокла как силе, соединяющей элементы, и дает позднюю реплику в гимне Лукреция к Венере, к-рая «одна правит природой вещей («О природе вещей» 1, 21).

Уникальное место занимает философия Э. у Платона - прежде всего в «Пире», а также в «Федре», где мотив Э. как ностальгии по абсолюту переплетается с теорией припоминания - анамнесиса. Э. испытывает влечение к красоте (греч. - выражает также определ. аспект «блага» вообще) и, следовательно, еще не обладает ею, но отсюда не следует, что он сам безобразен или не благ: Э.- не бог, а демон, т. е. промежуточное существо между богом и человеком, между красотой и безобразием, добром и злом, мудростью и незнанием. Именно в силу своей «промежуточности» Э. оказывается связующим звеном между миром небесным и земным и - для человека - средством восхождения к небесному миру. Метафизич. (недосягаемая) реальность предстает у Платона как эстетич. объект любви, а Э. оказывается метафорой философствования. У Аристотеля перводвигатель движет космосом как объект любви (Э.) («Метафизика» 1072 b 2). Плотин в трактате «Об Э.» («Эннеады» III 5) перетолковывает платоновский миф в духе стоич. аллегорезы: Э. происходит от нищетыматерии (к-рая лишена всякой формы) и богатствалогоса, исходящего из ума (нуса), и принадлежит Афродитедуше (как в макро, так и в микрокосмосе), занимающей промежуточное положение между нусом и материальным миром; как «сопряженный с материей» Э. «ущербен благом, но и стремится к нему, ибо от него рожден» («Эннеады» III 5, 9). В эллинистич. филос. школах Э. низводится до уровня опасной «страсти» (патос), угрожающей апатии стоического и атараксии эпикурейского мудреца и подлежащей искоренению (Диоген Лаэртий X 118). См. также Любовь.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ЭРОС

в мифопоэтических теокосмогониях космическая прапотенция, приводящая в действие механизм генеалогического порождения мира, «древнейший из ботов» (Платон, «Пир» 178 d), не имеющий родителей. Так, в «Теогонии» Гесиода (ст. 116 слл.) Эрос вместе с Хаосом и Геей-Землей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля (Met. 984b23): Хаос — пространство. Гея — праматерия, Эрос — движущая сила. Аналогичную роль Эрос играет в теогониях Акусилая (9 В 1—3 DK), Ферекида из Сироса (7А 11, В 3), Парменида (В 13) и в поэмах орфиков. Типологические параллели: древнеевр. Ruah — «дух божий», оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1,2; термин, означающий также любовное желание), «любовная тоска» () в «космогонии сидонян» у Дамаския (De princ. 125) и др. Мотив космогонического эроса продолжается в «любви» (), или «Афродите», Эмпедокла как силе, соединяющей элементы, и дает позднюю реплику в гимне Лукреция к Венере, которая «одна правит природой вещей» («О природе вещей» 1,21).

Уникальное место занимает философия эроса у Платона — прежде всего в «Пире», а также в «Федре», где мотив эроса как ностальгия по абсолюту переплетается с теорией припоминания — анамнесиса. Эрот испытывает влечение к красоте (греч. выражает также определенный аспект «блага» вообще) и, следовательно, еще не обладает ею, но отсюда не следует, что он сам безобразен или не благ: эрот — не бог, а демон, т. е. промежуточное существо между богом и человеком, между красотой и безобразием, добром и злом, мудростью и незнанием. В силу этого Эрот оказывается связующим звеном между миром небесным и земным и — для человека — средством восхождения к небесному миру. Метафизическая (недосягаемая) реальность предстает у Платона как эстетический объект любви, а Эрот оказывается метафорой философствования. У Аристотеля перводвигатель движет космосом как объект любви (эроса) (Met. 1072b2). Плотин в трактате «Об эросе» («Эннеады» III 5) перетолковывает платоновский миф в духе стоической аллегорезы: Эрот происходит от нищеты-материи (лишенной всякой формы) и богатства-логоса, исходящего из ума (нуса), и принадлежит Афродите-душе (как в макро-, так и в микрокосмосе), занимающей промежуточное положение между нусом и материальным миром; как «сопряженный с материей», Эрот «ущербен благом, но и стремится к нему, ибо от него рожден» (III 5, 9). В эллинистических философских школах эрос низводится до уровня опасной «страсти» (патос), угрожающей апатии стоического и атараксии эпикурейского мудреца и подлежащей искоренению (Диоген Лаэртий 118).

Лит.: Nygren A. Eros und Agape. В., 1955; Schiavone M. Il problema dell amore nel mondo greco, v. 1. Mil., 1965; LottJ. B. Die Stufen der Liebe. Eros, Philia, Agape. Fr./M., 1971; Lesley A. Vom Eros der Hellenen. Gott 1976; Fasce S. Eros. La figura e il culto. Genova, 1977.

А. В. Лебедев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭРОС

ЭРОС [греч. ???? - (сильное) желание, любовь, как персонификация - Эрот, в греческой мифологии, поэзии и культе - бог любви; лат. Amor - Амур или Cupido - Купидон], в мифопоэтических теокосмогониях космическая пра-потенция, приводящая в действие механизм генеалогического порождения мира, «древнейший из богов» (Plat. Symp. 178 d), не имеющий родителей. Так, в «Теогонии» Гесиода (Hes. Theog. 116 сл.) Эрос вместе с Хаосом и Геей-Землей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля (Met. 984Ь23): Хаос - пространство, Гея - праматерия, Эрос - движущая сила. Аналогичную роль Эрос играет в теогониях Акусилая (DK9 В 1-3), Ферекида из Спроса (DK7 А 11, В 3), Парменида (В 13) и в поэмах орфиков. Типологические параллели: древнеевреск. Ruah - «дух божий», оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1:2; термин, означающий также любовное желание), «любовная тоска» (?????) в «космогонии сидонян» у Дамаския (De princ. 125) и др. Мотив космогонического Эроса продолжается в «любви» (???????), или «Афродите», Эмпедокла как силе, соединяющей элементы, и дает позднюю реплику в гимне Лукреция к Венере, которая «одна правит природой вещей» («О природе вещей» 121).     Уникальное место занимает философия Эроса у Платона - прежде всего в «Пире», а также в «Федре», где мотив Эроса как ностальгия по абсолюту переплетается с теорией припоминания - анамнесиса. Эрос испытывает влечение к красоте (греч. ????? - выражает также определенный аспект «блага» вообще) и, следовательно, еще не обладает ею, но отсюда не следует, что он сам безобразен или не благ: Эрос не бог, а демон, т. е. промежуточное существо между богом и человеком, между красотой и безобразием, добром и злом, мудростью и незнанием. В силу этого эрос оказывается связующим звеном между миром небесным и земным и - для человека -средством восхождения к небесному миру. Метафизическая (недосягаемая) реальность предстает у Платона как эстетический объект любви, а эрос оказывается метафорой философствования. У Аристотеля перводвигатель движет космосом как объект любви (Эрос) (Met. 1072Ь2).     Плотин в трактате «Об Эроте» (Епп. III 5) перетолковывает платоновский миф в духе стоической аллегорезы: Эрот происходит от нищеты-материи (лишенной всякой формы) и богатства-логоса, исходящего из ума (нуса), и принадлежит Афродите-душе (как в макро-, так и в микрокосмосе), занимающей промежуточное положение между нусом и материальным миром; как «сопряженный с материей», Эрот «ущербен благом, но и стремится к нему, ибо от него рожден» (III 5, 9). В эллинистических философских школах Эрос низводится до уровня опасной «страсти» (патос), угрожающей апатии стоического и атараксии эпикурейского мудреца и подлежащей искоренению (D. L. X 118).     Лит.: Nygren ?. Eros und Agape. В., 1955; Schiavone M. Il problema dell´ amore nel mondo greco. Vol. 1. Mil., 1965; Lotz J. B. Die Stufen der Liebe. Eros, Philia, Agape. Fr./M, 1971; LeskyA. Vom Eros der Hellenen. Gott., 1976; Fasce S. Eros. La figura e il culto. Genova, 1977; "????. Antiche trame greche d´amore. A cura di A. Stramaglia. Bari, 2000; Лосев А. ?. Эрос у Платона, - Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве. М., 1916, с. 52-78.     А. В. ЛЕБЕДЕВ

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

ЭРОС (Эрот)

бог половой любви в др.-греч. мифологии, сын богини любви Афродиты и ее постоянный спутник; половая страсть, глубинное чувство, понимаемая как сила, которая организует праматерию, оказываясь в то же время источником ее развития.

«Достойно внимания то обстоятельство, — пишет Р. Крафт-Эбинг в работе «Половая психопатия», — что роль половой жизни встретила крайне ничтожную оценку даже со стороны философов». А. Шопенгауэр в кн. «Мир как воля и представление» удивляется, что любовь служила материалом только для поэзии, а не для философии, если не считать исследований Платона, Ж.Ж. Руссо и И. Канта. На самом деле философы, особенно в 20 в., уделили значительное внимание Э.

В мировой филос. литературе, посвященной Э., нередко соседствуют два имени — Платон и 3. Фрейд. По глубине и мощи идей, направленных на постижение феномена, их действительно можно поставить рядом. Идеи Платона и Фрейда знаменуют два глубочайших переворота в постижении Э. Ими созданы две радикально противоположные концепции: один стремился к филос. постижению Э., др. — к научному.

Платон и Фрейд трактовали Э. как изначальную мощную страсть. Но как объяснить любовь — поразительное обнаружение человеческой природы? Отчего люди тянутся друг к другу? Как возникают идеальные переживания? Животные не знают секса. Им ведома только репродукция. Многообразные переживания любовной страсти — удел человека. Парадоксальные проявления Э. — таинство. Их нельзя объяснить из чисто натуралистических предпосылок. Невозможно, напр., понять, как в ходе эволюции родилось неудержимое глубинное влечение особей друг к другу. Природа, разумеется, могла позаботиться о том, чтобы тела ее созданий оказались анатомически разными. Но разделенность плоти вряд ли может объяснить огромную силу страсти. Трепетное, многообразное и неодолимое влечение трудно вывести из простой констатации: мужчина устроен иначе, чем женщина. Остается загадкой, как появился половой инстинкт. Фрейд признавал, что наука мало знает о происхождении полов.

В «Пире» Платон описывал Э. как воплощение любви, мудрости и мужской воспроизводящей силы. Он связывает мир земной и мир небесный. В телесном и духовном смыслах Э. оказывается демоном, который одухотворяет людей в их влечении к истине, добру и красоте. Э. — это залог могучего стремления мужчины к самозавершению и бессмертию. Последнее реализует себя в потомках и в продуктах человеческой деятельности.

Э. есть величайшая неутолимая страсть, смутное томление по единению, таинственная устремленность людей, обреченных на смерть, к некой вечной жизни. Тайна всякой любви — тоска по вечности, стремление человека устоять перед разрушительным потоком времени. Гонимый страхом смерти, человек возрождает себя в др. существе. Согласно Платону, рождение пола символизировало разрыв в первоначальной, единой и могучей природе. Переживание вечности, которое достигается в Э., обеспечивает постижение божества, бессмертного и неустранимого. Бытие разделено на два мощных потока: бытие во времени и бытие вне всякого времени. Любовь — это томительное чувство воссоединения в целостную индивидуальность.

Э., по-видимому, и в самом деле древнейший из богов, а любовь — универсальное чувство. Нет на земле такой культуры, где бы она отсутствовала. Э. свойствен человеческой природе, но она причудливо и неповторимо проявляется в каждой отдельной судьбе. Кто-то через всю жизнь проносит печать воздержания, преобразуя энергию секса в романтические : чувства. Кто-то, напротив, в полной мере предается страстям, погружаясь в оргиастическую стихию. Любовь одухотворяет не только родительские или братские переживания. Она питает также молитвенное отношение к Богу.

Платон и Аристотель усматривали в эротическом чувстве величайшее благо, залог человеческого счастья, импульс самого разностороннего человеческого вдохновения. Христианство принесло с собой радикальное переосмысление любви. Отныне она стала восприниматься не только как человеческая страсть, но и как основа человеческого бытия. Братская любовь — это любовь ко всем людям.

И. Кант усматривал цель природы в совокуплении мужчины и женщины и полагал, что нельзя действовать против этой цели: «Половое влечение называется также любовью (в самом узком смысле слова) и в действительности есть величайшее чувственное наслаждение каким-либо предметом». О роли и значении сексуальности для психической жизни писали Шопенгауэр и Ф. Ницше.

B.C. Соловьев предложил вариант жизнеустройства через Э.-посредника. Человек, по его мысли, волен распоряжаться даром, полученным от Бога, — Э., который воспринимается человеком как всплеск силы и энергии. Смысл этого дара заключается в том, чтобы дать возможность человеку сделать бессмертной ту часть человеческого существа, которая поглощается потоком рождения и умирания, — человеческое тело, поскольку душа и так бессмертна. Тело и его половые признаки, отмечает Соловьев, могут быть использованы человеком в эротический период по-разному: в зависимости от того, какой из возможных путей он избирает. Предполагаемые сценарии, пути достижения абсолютной целостности человека: сверхчеловеческий — аскетизм и любовь; путь частичной целостности — половая жизнь в браке; путь отказа от целостности — адский и животнообразный путь разврата.

Н.А. Бердяев также рассматривал Э. через проблему универсальности человечекого бытия. По его мнению, целостности человека мешает половое деление, оно выглядит «как печать падшести человека, утери целостности человеческой природы». Сексуальность обезличивает человека, тогда как эротизм носит личный характер. Попадание под власть сексуальности делает человека рабом рода. Э., или эротическая любовь, напротив, выводит за рамки пола и представляет собой движение вверх, творческий экстаз, но при ус ловии, что эта любовь содержит внутри себя милосердие, жалость ко всем людям.

Фундаментальнее различение секса и сексуальности есть и у М. Фуко. Различия между ними существенны, ибо человек, по Фуко, — это существо, главной отличительной чертой которого является «воля к знанию» и самопознанию. Сексуальность, считает Фуко, это реальная фигура жизненной практики, которая приковывает наше внимание к сексу, т.е. к воображаемой точке, играющей теоретическую и практическую роль, поскольку через нее надо пройти каждому человеку, чтобы получить доступ к себе, к своей идентичности.

По мнению Э. Фромма, Фрейд ошибался, видя в любви выражение, или сублимацию, полового инстинкта и не учитывая, что само половое влечение есть одно из проявлений потребности в любви и соединении. Но заблуждение Фрейда было даже более серьезным. В соответствии со своей физиолого-материалис-тической установкой он рассматривал половой инстинкт как результат мучительного напряжения, химического по своей природе и требующего разрядки. Однако, по мнению Фромма, взаимное влечение полов лишь отчасти мотивировано потребностью снять напряжение. Это, по Фромму, прежде всего потребность соединения с противоположным полюсом.

В современных концепциях Э. рассматривается как некая кристаллизация разноликих чувств человека, направленных на продолжение человеческого рода и разнообразные типы творчества.

О Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989; Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990; Фромм Э. Душа человека. М., 1998; Эрос. Страсти человеческие. М., 1998. П.С. Гуревич

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЭРОС — 0

Найдено научныех статей по теме ЭРОС — 0

Найдено книг по теме ЭРОС — 0

Найдено презентаций по теме ЭРОС — 0

Найдено рефератов по теме ЭРОС — 0