ЭПОС

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭПОС
(от греч. epos — слово, рассказ, повествование) — повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики); произведения народного творчества — героические сказания, песни.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Эпос
от гр. epos – слово, рассказ, песня) – 1) повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ; 2) героический эпос – героическое повествование о прошлом, составляющее героев-богатырей, бытующее в книжной и устной форме (например, «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», русские былины, саги и др.).  

Источник: Словарь по культурологии

Эпос
(έπος песнь), эпопея, эпическая поэзия. Так обыкновенно называется один из главных родов поэзии (в отличие от лирич. и драм.), в котором в повествовательной форме излагается какое-нибудь событие или действие. Эпическая поэзия может иметь много частных форм, начиная от древнейших, безыскусственных народных сказаний до эпических произведений в образованные периоды народной жизни. Рассмотрением этих форм занимается теория и история поэзии. У древних греков знаменитейшим эпическим поэтом был Гомер (Илиада, Одиссея); у римлян — Виргилий (Энеида), подражавший Гомеру.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Эпос
греч. epos – слово, повествование, рассказ, песня) – один из трех родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. 1) повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ; 2) героический эпос – героическое повествование о прошлом, составляющее героев-богатырей, бытующее в книжной и устной форме (например, «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», русские былины, саги и др.).

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ЭПОС
греч.-слово, повествование, рассказ): один из основных родов художественного текста, выступающий как повествование о свершившихся событиях. В древнем героическом эпосе центром повествования был эпический конфликт, в котором, как правило, излагались действительные исторические события, но при этом автор не претендовал на полное сходство с реальностью («Илиада», «Одиссея», «Махабхарата»). На первый план в эпическом произведении выдвигались не столько душевные состояния героев, сколько их действия и поступки. В современных эпических формах ведущее место занимает роман: универсальный охват жизненных явлений соединяется в нем с обстоятельным изображением человеческих характеров. К жанровым разновидностям эпоса относятся сказка, новелла, повесть, рассказ, очерк и т. д.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЭПОС
от греч. epos — слово, рассказ, повествование) — 1. Род худож. лит-ры (устной и письменной) наряду с лирикой и драмой, к-рым Э. противостоит как иск-во повествовательное, дающее связный рассказ о событиях, объективированных от личности повествователя. Такое разделение восходит к Аристотелю, базировавшемуся, впрочем, только на жанре героического Э. До статуса родового (Род в искусстве) понятие Э. было углублено и расширено в эстетической традиции Возрождения (Возрождения эстетика) и нового времени- В устной словесности к Э. кроме собственно героического Э. относятся многочисленные жанры и жанровые разновидности народной прозы: сказки, предания, легенды, сказания, былички и др. В письменной лит-ре эпическими жанрами являются роман, повесть, новелла, рассказ, очерк. Возникнув на древн. этапе развития устной словесности, эпика постепенно освобождается от своей изначальной функции сообщения о событиях безусловно реальных (напр., эволюция народной сказки). В письменной лит-ре сказка и быличка дают толчок формированию новеллы; на базе исторических преданий складывается историко-героическая хроника; сказка и поздний романический Э., а также новелла подготавливают почву для развития романа — рыцарского, плутовского, бытового, исторического, приключенческого и пр., вплоть до его позднейших разновидностей, а также повести, рассказа, очерка нового и новейшего времени. В лит-ре Э. включает большие и малые жанровые разновидности, бывает поэтическим, прозаическим и прозопоэтическим, смешанным. Примерами его могут служить эпопея Толстого «Война и мир», новеллы И. А. Бунина, поэма «За далью даль» А. Т. Твардовского. Сложившись в рамках худож. лит-ры, эпическая поэтика распространяется на др. виды искусства (музыку, живопись, а позднее — на киноискусство), где она выражается в объективированности содержания, нек-рой его отчужденности от авторского начала и дает целостный взгляд на мир (напр., эпические полотна В. И. Сурикова — в живописи, «Богатырская симфония» А. П. Бородина — в музыке). 2) Героический Э.—жанр фольклора, древн. и средневековой лит-ры, в к-ром в идеализированных образах повествуется о деяниях исторического или квазиисторического прошлого. Наиболее древн. формы Г. э. складываются на базе мифов об очищении земли от чудовищ культурным героем, первобытных быличек о контактах человека с потусторонним миром, отчасти преданий о межплеменных столкновениях. Будучи связан с формирующимся этническим самосознанием, Г. э- рождается на заре возникновения племенной консолидации и раннегосударственных образований. Различаются два его стадиальных типа: архаический и т. наз- «классический». Архаический Г. э. (карело-финская «Калевала», нартский Э. народов Северного Кавказа, Э. тюркских и монгольских народов Центральной Азии и Южной Сибири и др.) в осн. остается верен мифологической интерпретации событий (отнесение действия к «эпохе первотворения» и условно-обобщенному миру эпического прошлого, сказочно-мифологический облик противников героя), а в его сюжете явственно прослеживаются контуры богатырской сказки с ее биографической канвой. Мотивы деятельности героя объективно совпадают с общеплеменными интересами, со стремлением к гармонизации миропорядка, подавлением хтонических (подземных) и демонических сил, с организацией ряда социальных институтов и т. д. В «классическом» Г. э. происходит демифологизация эпических персонажей (прежде всего относящихся к враждебному миру — их место занимают обобщенные фигуры исторических врагов) и эпического конфликта, в к-ром преломляются воспоминания о действительных исторических событиях (битва на Курукшетре в инд. «Махабхарате», троянская война в «Илиаде» Гомера и т. п.). Соответственно, наибольшее выражение получает здесь патриотический пафос, а в именах персонажей иногда просвечивают имена подлинных исторических лиц (Владимир в рус. былинах, Марко Кралевич в сербском или Сид в староиспанском Э.). Однако здесь нет точного отражения реальной истории. Жанровыми новообразованиями Г. э. являются исторические песни (баллады), использующие мн. принципы эпической поэтики, но повествующие уже о реальном прошлом, хотя и деформированном народной фантазией. В древн. и средневековой лит-ре возник книжный эпос, отражавший устные традиции и получивший обработку уже в ходе литературного развития («Махабхарата» и «Рамаяна», «Илиада» и «Одиссея», «Песнь о Роланде» и др.). Иногда книжный Э. имеет искусственный характер: представляет собой авторский синтез существующих мифологических и исторических традиций («Шах-намэ» Фирдоуси) или создается в подражание существующим эпическим образцам («Энеида» Вергилия).

Источник: Эстетика: Словарь

ЭПОС

        в древней Индии — "Махабхарата" и "Рамаяна ", созданные сказителями-импровизаторами на санскрите как литературном наддиалекте в устной традиции за период приблиз. с VI—V вв. до н. э. по IV—V вв. н. э. Типологически первичный слой содержания составляет героич. сказание о борьбе за престол внутри царского рода куру между двумя его ветвями — Кауравами и Пандавами, завершающейся "великой битвой", всеинд. по своим масштабам: в ней принимают участие все известные эпосу племена и народы. По данным историч. типологии, в "Махабхарате" получило отображение длит, этнокультурное противостояние Мадхьядеши, "Срединной земли" ЯмуноГангского междуречья, бывшего родиной эпоса, ее зап. и юго-вост. соседям. Основой содержания "Рамаяны" Валъмики, создание к-рой связывается с сев.-вост. Индией, является борьба героя Рамы, сына царя Дашаратхи, за возвращение его супруги Ситы, похищенной демоном Раваной, правителем Ланки, к-рого Рама убивает в бою, поддерживаемьщ полчищами обезьян и медведей. Сюжет "Рамаяны" традиц. интерпретируется в свете продвижения индоариев на юг субконтинента. В процессе т. наз. брахманского "редактирования" "Махабхарата" прошла эволюцию от героич. песенного фольклора до религ.-философской эпопеи, в к-рую был введен обширный "дидактический" материал (типологически вторичный слой эпического содержания), тогда как "Рамаяна" с ее обилием сказочной фантастики превратилась в лирико-эпич. поэму со следами авторской индивидуальности в стиле и характере образов. Оба памятника, отражая ранний этап становления индуизма, могут служить источниками, проясняющими осн. вехи этого процесса. Многие мифологии, сюжеты и образы эпоса, нашедшие отражение в лит-ре и искусстве Индии, содействовали распространению индуизма, в т. ч. и за пределами региона. Ведущая свое начало от "Ригведы" тенденция — наряду с усилением монотеистич. начала отождествление принадлежащих к разнородным культам мифологич. фигур и создание, через циклизацию мифов, синкретических образов — ощутима и в эпосе, причем едва ли не осн. источником эпич. мифологии выступают локальные верования. Эпич. пантеон отмечен чертами системности. Главный для эпоса из трех "великих богов" индуистской триады (подходы к к-рой здесь еще только намечаются), Вишну осуществляет свою осн. функцию — охранителя людей (см. АВАТАРА), однако иногда (в части., когда он выступает в форме Нараяны) ему приписывается роль созидателя — Брахмы и разрушителя — Шивы. В развитой космологии индуизма ведийские по происхождению боги (Индра, Варуна, Яма, божества стихий и светил) распределяются вначале согласно четырем, а впоследствии — восьми сторонам света как их хранители (см. ЛОКАПАЛЫ). "Основной" индоевропейский миф, принимающий в Индии форму демоноборчества царя богов Индры, не только входит в эпическую сюжетику, но в кач-ве композиционного архетипа определяет действия и соотношение персонажей эпоса; так, Пандавы ассоциируются с богами как их сыновья, а Кауравы — с демонами как их воплощения. Ригведийские связи Индры и Вишну-Упендры ("Малого Индры") выражаются в родственных отношениях и боевом союзе героя Арджуны, сына Индры, с Кришной, верховным божеством и воплощением Вишну; при этом Арджуна и Вишну-Кришна иногда сближаются вплоть до идентификации. В эпич. космографии вертикаль трехчастна, соединяя небо (местопребывание богов), землю (обиталище людей) и подземный мир (край демонов); поздняя относительно героики эпоса брахманская теория использует также имеющую параллели в упанишадах идею многоярусности надземных и подземных миров. Жизнь вселенной в эпической "дидактике" воспринимается как периодич. смена циклов, состоящих из четырех юг; каждый из них завершается гибелью вселенной (см. ПРАЛАЯ) в результате моральной деградации человечества. Космогонич. концепции эпоса предполагают наличие персонифицированной силы творения, к-рое связывается обычно с именем Праджапати-Брахмы, однако оба направления индуистской веры — вишнуизм и шиваизм — наделяют статусом творца верховное для каждого божество. Представления о посмертной судьбе человека как о наказании грешника в аду и райском блаженстве праведного на небесах сосуществуют в эпосе с концепцией переселения душ. Те, что следуют "путем богов" (дэваяна), освобождаются от перерождений; блюдущие дхарму идут "путем предков" (питрияна), рождаясь снова среди людей; преступившие же религ, закон рождаются животными. Всеми течениями индуистской мысли было воспринято известное и эпосу учение о карме, детерминированности участи человека исполнением в прошлом его рождении сословно-варновых обязанностей. Понятие бесконечности бытия выражено образом кояесг-сансары, выход за пределы к-рого, т. е. релит, освобождение, осознается как результат йогического постижения тождества индивидуального Атмана и мирового Абсолюта — Брахмана. "Бхагавадгита", фрагмент из VI книги "Махабхараты", демонстрирует синтез религ.-философских и этич. доктрин. Один из самых значит, текстов индуизма, "Гита", проповедует единство трех путей к освобождению: знания (джняна), любви к богу (бхакти) и действия (карма), определяемого законом дхармы К числу важнейших сторон религ. практики индуизма эпос относит аскезу, ритуальное паломничество и йогическое самосовершенствование.
С. Невелева

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено схем по теме — 2

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
257.31 кб

Эпос Древней Греции: от мифа к логосу. О генезисе философии в истории античной культуры

Панова Ольга Борисовна
Читать PDF
256.08 кб

Миф, эпос, логос: архетипы имагинативного, нарративного и когнитивного разумения

Осаченко Юлия Станиславовна
Миф в статье моделируется как онтологическая структура опыта сознания, как трансцендентальное воображение, посредством которого открывается, генерируется «первообраз бытия».
Читать PDF
12.85 мб

Мордовский национальный эпос в основе формирования нравственной культуры

Юрченкова Н.Г.
Читать PDF
262.21 кб

2017.04.003. АРНОТТ Л. ЭПОС И ЖАНР: ПЕРЕСЕКАЯ МЕДИАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ. ARNOTT L. EPIC AND GENRE: BEYOND T

Лозинская Е.В.