Эпохе
греч. epoche – удержание, самообладание) – воздержание от суждений в процессе феноменологической редукции
Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов
ЭПОХА
[от гр. epoche букв. остановка] – промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий какие-л. характерные особенности.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Эпоха
(επί, εχω имею, держу, εποχή удержание) — важное историческое событие, которое оказывает сильное влияние на дальнейшее состояние народа или целого человечества, и с которого поэтому часто начинают новый период его истории.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
ЭПОХА
от греч. epoche, буквально - остановка) - продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, в истории человечества (в общественной жизни, науке, искусстве, экономике и т. д.). Ильгиз А. Хасанов
Источник: Время как объективно-субъективный феномен
ЭПОХА
(Epoche; греч. — «место остановки») — временгая точка, с которой начинается новое развитие или определенный отрезок времени. «Ограниченное по времени поле власти господствующих идей» (Г. Якоби). Эпохальными, или делающими эпоху, называются события или личности, которые начинают значительную эпоху.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Эпоха
от греч. еросhе — букв. остановка) — 1) период времени в развитии природы, общества, науки и т. п., имеющий те или иные отличительные особенности; 2) (в геологии) время, в течение которого образовались горные породы, часть геологического периода, единица относительной геохронологической шкалы.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Эпоха
(от греч. epoche – остановка) – большой промежуток времени, выделяемый по какой-то совокупности признаков. Например, геологическая или историческая Э. (Э. Возрождения или первобытнообщинного строя). Разнообразие признаков, которые могут быть положены в основание выделения различных эпох, затрудняет строгое использование этого понятия, хотя в каждом отдельном случае из контекста ясно, что имеется в виду.
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
ЭПОХА
(греч. ????? — задержка, приостановка) — 1) Продолжительный промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий к.-л. характерные отличия, особенности. 2) Подразделение геол. периода, соответствующее времени образования отложений геол. отдела. 3) Изв. момент, с к-рого в астрономии начинается счет времени при наблюдениях разного рода периодических явлений, либо для к-рого дано положение к.-л. небесного тела. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ЭПОХА
от греч. epoche - букв, остановка) - 1) временная точка, с которой начинается новое развитие или определенный отрезок времени. Эпохальными, или делающими эпоху, называются события или личности, которые начинают значительную эпоху; 2) воздержание от суждения, осн. понятие античной Стой, а позже - скептиков (особенно у Секста Эмпирика). В феноменологическом методе эпоха (историческая) есть отбрасывание всех полученных в ходе истории мышления мнений о предмете с целью сделать доступной сущность этого предмета. Преемником "исторической эпохи" является "эйдетическая редукция" предмета (см. Эйдос).
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЭПОХЕ
гр. слово, обозначающее сомнение): сомнение в суждении, утверждающем существование вещи. Эпохе настоятельно рекомендует феноменология Гуссерля для изучения феноменов сознания: так, она позволяет нам понять, например, смысл различных религий независимо от какого бы то ни было суждения о ценности, соотносимой с истинной реальностью их откровения. Другой пример — образ больной, утверждающей, что она слышит голоса. («Эти голоса нереальны», — говорит ей врач. «Но, — отвечает она, — ведь я их слышу».) Что касается феноменологии, то она изучает смысл этого феномена вне зависимости от проблемы его существования.
Источник: Философский словарь
ЭПОХЕ
(греч. ????? — задержка, прекращение, воздержание) — филос. понятие, сложившееся в антич. скептицизме; введено Пирроном. По определению Секста Эмпирика, Э. «есть такое состояние ума, при к-ром мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем». Скептическое Э. понимается как «воздержание от суждения». Э. в феноменологии Гуссерля то же, что эйдетическая редукция (см. Эйдос), т.е. исключение («заключение в скобки») всех имеющихся в обыденном и науч. знании суждений о к.-л. предмете (в т.ч. и вопроса о его реальности). В результате предмет входит как эйдос, сущность, в сферу «чистого сознания», благодаря чему открывается «смысл» предмета. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ЭПОХЕ
(Epoché; греч. epochë — «удерживание, самообладание») — воздержание от суждения, основное понятие античной Стой, а позже — скептиков (особенно у Секста Эмпирика). В феноменологическом методе эпохё (историческое эпохё) есть отбрасывание всех полученных в ходе истории мышления мнений о предмете с целью сделать доступной сущность этого предмета. За историческим эпохё следует эйдетическая редукция предмета (см. Эйдос).
P. Couissin. L'origine et l'évolution de Ге., in: Rev. ét grec., 42 (1929); M. Hossenfelder. Einl. zu Sextus Empiricus. Grundriß der phyrrhon. Skepsis, 1968; E. Ströker. Das Problem der E. in der Philos. Husserls. Dordrecht, 1970.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЭПОХЕ
познавательная установка на воздержание категорических истинных суждений о предметах объективной действительности, поскольку любые суждения такого рода всегда делаются конкретными субъектами, которые не только не гарантированы от ошибок, но, наверняка, делают односторонние, а скорее всего просто ошибочные высказывания с точки зрения их абсолютной адекватности объекту суждения. Каждому суждению такого рода следовало бы предпосылать вводные слова «Как мне кажется», «Возможно», «Вероятно», «На мой взгляд» и т. п. В современном сознании на роль таких слов все больше претендует выражение «как бы», необходимость обращения к которому в процессе «ответственного говорения» специально обосновывается в философии постмодернизма. (См. истина, ложь, критицизм).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
ЭПОХЕ
греч. остановка, прекращение; воздержание от суждения), филос. понятие, сложившееся в антич. скептицизме; по определению Секста Эмпирика, Э. «есть такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем» (Sext. Emp., Pyrrh. I 10). Скептич. Э. понимается, т. о., как «воздержание от суждения»; оно связывается с отсутствием полной достоверности в человеч. познании и рассматривается как путь к душевному покою и невозмутимости.
Э. приобретает иное значение в феноменологии Гуссерля, где оно выступает как средство, с помощью к-рого предмет или положение путем феноменологич. редукции выключаются из обычных, эмпирич. связей («заключаются в скобки»). Э. состоит в устранении всех суждений о пространственно-временном мире, воздержании от их теоретич. применения. В результате предмет входит как эйдос, сущность, в сферу «чистого сознания», благодаря чему сознанию открывается сам «смысл» предмета.
Источник: Советский философский словарь
Эпохе
(греч. epochē – воздержание от суждения) – 1. Термин, введенный древнегреческими скептиками (Пирроном), означающий необходимость воздерживаться от формулировок каких-либо суждений, как утверждающих, так и отрицающих что-либо. Такое правило должно было защитить философию от догматизма и одновременно способствовать духовным упражнениям, совершенствующим некоторые свойства человеческого характера, в т.ч. такие, как воздержанность, осторожность, критицизм. 2. Введенный Э. Гуссерлем методологический прием, получивший название «эпохе феноменологический» (или «феноменологической редукции», или «эйдетической редукции»). Этот прием состоит в т. н. «взятии в скобки», абстрагировании от проблемы существования реального мира и его предметов, во временном отказе от всех имеющихся в обыденном и научном сознании суждений об этом мире и его предметах. Этот метод создает предпосылку «усмотрения сущности» предмета без его непосредственного воздействия на познающего субъекта.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
ЭПОХЕ
от греч. epohe - удерживание, самообладание) - воздержание от суждений о мире. Одно из основных понятий феноменологии, нередко употребляется как синоним феноменологической редукции. Посредством феноменологического Э. осуществляется переход от "естественной" к феноменологической установке. Осуществляя Э., субъект исключает из поля зрения все накопленные историей научного и ненаучного мышления мнения, суждения, оценки предмета и стремится сделать доступной сущность этого предмета с позиции "чистого наблюдателя". Согласно Гуссерлю, феноменологическое Э. позволяет открыть новую онтологическую область, недоступную средствам классической философии. Он отмечает, что посредством Э. философу открывается новый способ опыта, мышления и теоретизирования, способ, в стихии которого он, возвышаясь над своим естественным бытием и естественным миром, не теряет ни их бытия, ни их объективных истин, ни своей мирской жизни; он, как философ, только отказывается ставить вопросы о бытии, ценностях, красоте, пользе, добре и т.д.
Источник: Современная западная философия: словарь
ЭПОХЕ
понятие, восходящее к античному скептицизму (Пиррон, Энесидем), в 20 в. возрожденное Э. Гуссерлем и толкуемое им как совокупность подготовительных процедур феноменологического метода, функцией которых является «выведение из игры» (auer Aktion setzen), или приостановка, или «заключение в скобки» (Einklammenmg), или «подвешивание» (suspendieren) «наивно-реалистических» постулатов науки и философии относительно мира, человека, его сознания. Метод эпохе, согласно Гуссерлю, не имеет ничего общего с субстанциалистскими утверждениями идеализма, в случае крайнего субъективизма приводящими к солипсизму и скептицизму. Идеализм (а в отдельных случаях и солипсизм), с которым связано феноменологическое эпохе, является методическим. Само «заключение в скобки» носит исключительно методический характер: это только мысль (Husserliana, Bd. III. Den Haag, 1972, S. 266), только методическая «нейтрализующая модификация», не затрагивающая фактического положения вещей в самом мире. Зато эпохе открывает возможность кардинального изменения позиции философа как феноменолога: «наивная» естественная установка совершенно преобразуется — я «становлюсь незаинтересованным наблюдателем моего здесь-бытия и моего собственного Я», становлюсь «феноменологизирующим Я», раскрывающим «актовую жизнь» сознания. Появившись в работах Гуссерля уже в самом начале 20 в., понятие эпохе затем было включено в учение о феноменологической редукции в качестве обозначения предварительного, очищающего ее этапа.
Н. В. Мотрошилова
Источник: Новая философская энциклопедия
ЭПОХА
историческая, сравнительно длительный и качественно своеобразный период история, выделяемый на основе нек-рой суммы объективных признаков. Э. и. характеризует тот или иной отрезок всемирной истории в соответствии с ведущей для данного времени тенденцией обществ. развития.
При определении Э. и. марксизм исходит из материалистич. понимания истории как закономерного процесса развития и смены обществ.-экономич. формаций. Этот подход дает возможность выявить, какие классы (с момента их возникновения) определяют гл. содержание и динамику данной Э. и., ее особенности.
Э. и. могут охватывать весь период развития данной обществ.-экономич. формации (эпоха первобытнообщинного строя, эпоха феодализма и т. п.) или ее отд. этапы (эпоха домонополистич. капитализма, эпоха империализма и т. п.). Надо также учитывать, что вследствие неравномерности историч. процесса со времени разложения родового строя одновременно сосуществовали и сосуществуют неск. обществ.-экономич. формаций.
При этом эпохи всемирной истории определяются той обществ.-экономич. формацией, становление и развитие к-рой выражает направление обществ. прогресса в данный период времени, тем, «...какой класс стоит в центре той или иной эпохи, определяя главное ее содержание, главное направление ее развития, главные особенности исторической обстановки данной эпохи и т. д.» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 26, с. 142). Так, возникнув в Европе, капитализм начал постепенно втягивать в свою орбиту др. страны и континенты, народы к-рых находились еще на докапиталистич. стадиях развития. Но именно буржуазия в тот период была ведущей силой и потому определяла характер Э. и. Критерием для выделения Э. и. может служить также смена одной формации другой. Выделенные на этом объективном основании переходные Э. и. носят революц. характер, наполнены острыми конфликтами, противоречиями, столкновениями обществ. классов. Такова, напр., совр. эпоха, в к-рой ведущая роль в прогрессе общества перешла от буржуазии к пролетариату. Революц. рабочий класс и его детище - мировая система социализма стоят в центре совр. Э. и., а ее осн. содержанием является революц. переход от капитализма к социализму и коммунизму во всемирном масштабе.
Определение объективного содержания каждой Э. и.- основа науч. подхода к ее конкретному анализу. «Только на этой базе - писал В. И. Ленин - т. е. учитывая в первую голову основные черты различия разных „эпох" (а не отдельных эпизодов истории отдельных стран), можем мы правильно построить свою тактику; и только знание основных черт данной эпохи может послужить базой для учета более детальных особенностей той или иной страны» (там же). Вместе с тем науч. методология принимает во внимание сложность и противоречивость реального историч. процесса, в данном случае то, что «в каждой эпохе бывают и будут отдельные, частичные движения то вперед, то назад, бывают я будут различные уклонения от среднего типа и от среднего темпа движений» (там же), что границы Э. и., непосредственно определяемые часто по крупным историч. событиям или деятельности историч. личностей, не абсолютны, а подвижны и относительны. Понятие Э. и.- как бы посредствующее звено между общей теорией обществ. развития и конкретным анализом реального историч. процесса. Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; Маркс К., К критике политич. экономии, там же, т. 13; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, ПСС, т. 27; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; е г о ж е, Под чужим флагом, там же, т. 26; О 60й годовщине Великой Октябрьской социалистич. революции. Постановление ЦК КПСС от 31.01.1977, М., 1977; Брежнев Л. И., Великий Октябрь и прогресс человечества, М., 1977.
Источник: Советский философский словарь