ЕПИТИМЬЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Епитимья
от греч. epitimion – наказание) – в христианстве церковное наказание в виде поста, длительных молитв и т.п., налагается исповедующим священником.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ЕПИТИМЬЯ
(греч. epitimion, opitimia) - наказание в форме поста, земных поклонов и т. п. «подвигов благочестия», налагаемое христ. церковниками на верующих (реже - избираемое самим верующим) за «грехи», за нарушение указаний духовенства. Используется церковью для укрепления своего влияния на верующих.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЕПИТИМЬЯ
греч. epitimion - наказание) - церк. наказание верующих за нарушение церк. канонов, предписаний, указаний духовника-священника. Виды наказаний: продолжительная молитва, усиленный пост, земные поклоны перед иконой, крестом и т. п. Используется духовенством для усиления влияния на верующих и укрепления их веры.

Источник: Атеистический словарь

Епитимья
нравственно-исправительная мера в православии и католицизме, налагаемая в качестве наказания на мирян, иноков и пастырей за греховные мысли и поведение и состоящая в усиленном исполнении нек-рых религ. обрядов и ритуалов: продолжительного и строгого поста, длительных молитв, паломничества в св. места и т. д. Е. налагается чаще всего духовником на исповеди или (реже) добровольно принимается самим верующим.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Епитимья
От греч. epitimion «наказание по законам» – на языке церковных канонов епитимья означает добровольное исполнение исповедавшимся, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т. п.). Епитимья не имеет значения наказания, меры карательной, лишения прав члена церкви; она является лишь «врачевством духовным». Учение православной церкви об епитимье существенно отличается от учения о том же церкви католической, по которому епитимья есть не нравственно-исправительная мера, а именно наказание или возмездие за грех.

Источник: Православный церковный словарь.

ЕПИТИМЬЯ
(от греч. epitimion – наказание). Церковное наказание, накладываемое за так называемые непростительные (смертные) грехи. Заключается обычно в запрещении употреблять в пищу мясо, рыбу и масло, в назначении определенного числа поклонов с Господней молитвой, раздачи милостыни, чтения Псалтири. За особо тяжкие грехи – в удержании от евхаристии на один два года и дольше. Это делается не только в наказание, но и ради исправления. Высшей церковной карой является отлучение от Церкви, проклятие или анафема (от греч. anathema – оставление).
Всевозможные наказания и запреты и вообще имеют в православии большое значение. Потому что, как писал Иоанн Лествичник, “естество человеческое не может принимать похвалу безвредно” (25: 43). “И наставник душ делает вред и себе и подвижнику, если не подает ему случаев к приобретению венцов, какие он… может на всякий час заслуживать перенесением досад, бесчестий, унижений и поруганий” (4: 43).

Источник: Православие. Основные понятия.

ЕПИТИМЬЯ
(Penance). Наказание, установленное Церковью для согрешивших. В первые века христианства епитимья назначалась тем верующим, крые были виновны в таких страшных грехах, как вероотступничество, убийство и прелюбодеяние. Грехи эти отпускались только один раз после того как грешник, выдержав долгие посты, публично каялся и заново, как при крещении, исповедовал свою веру. Когда начались вторжения варваров, эти строгие установки были сильно смягчены. Изучая кельтские церковные уложения, мы обнаруживаем, что в тот период уже дозволялась тайная исповедь, отпущение грехов предшествовало епитимье, края стала более формальной и, в соответствии с новыми представлениями об искуплении вины, могла заменяться денежными пожертвованиями.
Средние века отмечены двумя важными переменами. Вопервых, с 1215 г. верующим вменяется в обязанность совершать епитимью не реже одного раза в год. Вовторых, новые взгляды на проблему нашли свое выражение в том, что Тридентский собор признал епитимью таинством. Признавалось, что смертные грехи, совершенные после крещения, могут быть искуплены лишь жертвой Христовой, искренним раскаянием и церковным отпущением. С этой точки зрения епитимья сохраняла функцию наказания. При этом считалось, что те, кто совершил смертные или искупаемые грехи, могут посредством епитимьи отчасти загладить свою вину уже в этом мире и смягчить кару, ожидающую их в чистилище. Добровольные пожертвования, мессы и заимствования из т.н. сокровищницы заслуг, напр. индульгенции, использовались в тех же целях и порой заменяли епитимью.
Вполне очевиден небиблейский характер данной доктрины. Она (1) неправильно трактует проблему греха после крещения, (2) уводит в сторону от дел искупления, (3) поощряет ошибочную веру в чистилище, мессы, индульгенции и молитвы святым, (4) порождает законничество и формализм, а также (5) способствует злоупотреблениям исповедью.
Деятели Реформации, утверждая, что НЗ требует не епитимьи, а раскаяния и покаяния, не отрицали необходимости возрождать в Церкви строгие порядки и проводить с верующими частные наставнические беседы.
G. W.Bromiley (пер. А. Г.) Библиография: HERE; O.D. Watkins,^Histoту of Penance; R.C. Mortimer,The Origins of Private Penance in the Western Church; Canons and Decrees of the Council of Trent; Catechism of Trent.
См. также: Отпущение грехов, Абсолюция; Раскаяние; Покаяние.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • ЕПИТИМЬ

    (греч - наказание) - церк. наказание верующих за нарушение церк. канонов, предписаний, указаний духовника-священника. Виды наказаний: продолжительная молитва, усиленный пост, земные поклоны перед ик