ЕПИСКОП
Епископ
(греч. episkopos — надзиратель) — высший иерарх в большинстве христ. церквей. Среди Е. выделяют старших Е., или архиепископов.
Епископ
греч. episkopos) – в православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно- административной территориальной единицы.
ЕПИСКОП
греч. episkopos - надзиратель, блюститель) — высш. иерарх во мн. христ. церквах, обобщенное название всех архиереев (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ).
Источник: Атеистический словарь
ЕПИСКОП
(от греч. episkopos — надзиратель, смотритель) — священнослужитель, имеющий в православной, католической и некоторых протестантских церквах высший духовный сан. Имеет несколько степеней: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх, кардинал, папа.
ЕПИСКОП
(греч. episkopos, букв. - надзиратель) - высший духовный сан, высшая ступень церк. иерархии в большинстве христ. церквей. В раннехрист. общинах Е. появились во II в. как лица, наблюдавшие за имуществом общины. С сер. II в. они возглавили формировавшийся церк. аппарат. Процесс усиления их власти отчетливо отражен в посланиях Игнатия (неканонических) и в т. н. пастырских посланиях, приписываемых ап. Павлу. По мере превращения христианства в гос. религию Римской империи епископат стал ин-том, тесно связанным с эксплуатат. классами. Как старшие или особо почетные среди Е. церковью выделяются архиепископы (в православии и католицизме, кроме того, патриархи и только в православии митрополиты). Церковь обычно обязывает Е. к безбрачию. Как правило с саном Е. связано также монашество.
ЕПИСКОП
(от греч. episkopos – блюститель). Епископами называются старшие церковнослужители, несущие ответственность перед Богом и людьми за жизнь порученных им церковных общин и за сохранение единства Церкви во всем мире. Они представляют свои епархии перед другими епархиями. Как правило, титул епископа образуется от названия главного города епархии. Епископ главного города, который находится в центре большой области с несколькими епархиями, обыкновенно называется архиепископом, то есть, старшим епископом, или митрополитом. Митрополит – это епископ митрополии (от греч. metropolites – человек из главного города) – глава крупной епархии. Иногда этот титул присваивается и за личные заслуги перед Церковью. Ни один епископ не считается непогрешимым, ни один не обладает властью вне своей епархии; по данной им благодати все они равны друг другу. Начиная с VI в. православие предписывает для епископата обязательное безбрачие. Как правило, они бывают пострижены, по крайней мере, в первую степень монашества.
Основным условием вступления на эту почетную должность и тем самым рукоположения в высший священнический сан архиерея является полное отсутствие личных притязаний. Никто не должен искать епископства или тем более просить для себя этого; право избрания на епископский пост исключительно принадлежит соборному суду. Также и для приведения этого избрания в исполнение существуют особые соборные правила; такое избрание должно производиться тремя епископами и утверждаться митрополитом.
Основным условием вступления на эту почетную должность и тем самым рукоположения в высший священнический сан архиерея является полное отсутствие личных притязаний. Никто не должен искать епископства или тем более просить для себя этого; право избрания на епископский пост исключительно принадлежит соборному суду. Также и для приведения этого избрания в исполнение существуют особые соборные правила; такое избрание должно производиться тремя епископами и утверждаться митрополитом.
Источник: Православие. Основные понятия.
ЕПИСКОП
(Bishop). Тот, кто надзирает (пастырь) за паствой Господней (Церковью). Вероятно, в н. з. период епископ осуществлял функции пресвитера (старейшины); в Деян 20:1728 и Тит 1:57 эти два служения можно считать взаимозаменяемыми. Необходимые требования к епископской деятельности, равно как и его обязанности, перечисляются в 1 Тим 3:2 и Тит 1:7. Епископ должен обладать здравомыслием и быть хорошим учителем.
Четкое различение епископского и пресвитерского служения проводится в посланиях Игнатия, епископа Антиохии. Написанные приблизительно в 117 г., они свидетельствовали о том, что (по крайней мере в одном географическом регионе) зародился институт, крый нередко называют монархическим епископатом. У каждой церкви был свой епископ, под началом крого служили несколько пресвитеров и диаконов. Т.о., сформировались три уровня рукоположенного духовенства. Епископа считали главным лицом, совершающим богослужение, главным пастырем и главным управляющим народом Божьим и его имуществом. Вслед за появлением епископата как служения, отличного от пресвитериата, возникла идея апостольской преемственности. К 150 г. н.э. распространилось мнение, что епископы прямые наследники апостолов и главные защитники учения Церкви. Именно эта тенденция получила дальнейшее развитие.
Появление епископского служения, отличного от служения пресвитерского (священнического), можно объяснить внешними и внутренними трудностями, крые испытывала Церковь в 1в. Они требовали единоначалия (в противоположность власти, осуществляемой группой пресвитеров). Не отрицая человеческих факторов, можно рассматривать появление епископского служения как исполнение воли Божьей и считать, что оно установлено апостолами в конце их служения.
Что бы ни говорилось о происхождении епископов как верховных пастырей, исторический факт таков: с древнейших времен и до XVI в. епископская власть* имела в Церкви всеобъемлющий характер. По мере того как Церковь расширялась и утверждалась в географических регионах Римской империи, епископы становились верховными пастырями областей, в крых действовали несколько или много церквей. Епископы центральных городов и больших епархий стали именоваться папами, патриархами, митрополитами и архиепископами. Помощники епархиальных епископов получили название викарного епископа, епископапомощника, ассистирующего епископа, епископакоадъютора.
Когда началась протестантская Реформация, некрые новые церкви отвергли епископское служение, исходя из тех соображений, что в НЗ нет различий между епископом и пресвитером.С этого времени в протестантизме стал преобладать новый подход. Тем не менее Англиканская церковь и некрые скандинавские лютеранские церкви сохранили традиционное епископское служение. Теперь епископат существует у католиков, православных, англикан, старокатоликов и в некрых лютеранских церквях.
Именование "епископ" употребляется в ряде протестантских деноминаций, где епископат не притязает на апостольскую преемственность. Здесь это слово означает просто "пастор" ("пастырь") или "главныйпастор".
Традиционное епископское служение имеет следующие черты. (1)Епископа рукополагают другие епископы, крые сами пребывают в апостольской преемственности. Т.о., епископ символизирует собой единство Церкви во времени и пространстве. (2) Только епископ наделяется правом рукополагать дьяконов и пресвитеров (священников) и участвовать в рукоположении других епископов. (3) Епископ есть верховный пастырь, отправитель таинств и администратор епархии. Как таковой, он может делегировать свои обязанности другим лицам.
В Католической и Православной церквях епископы не должны жениться (т.н. целибат). Знаки епископского служения епископский нагрудный крест и перстень, а также пастырский посох. Методы избрания епископа варьируются от демократического голосования представителей епархии (как в некрых ветвях англиканства) до папского указа (в католицизме).
P. Toon(пер. Ю.Т.) Библиография: R E. Brown,Priest and Bishop; К. Rahner and J. Ratzinger,The Episcopate and the Primacy; WCC Faith and Order Paper 102, Episcope and Episcopate; B. Cooke,Ministry of Word and Sacrament; R. P. Johnson,The Bishop in the Church; W. Telfer,The Office of a Bishop.
См. также: Церковнослужители; Старейшина, Старец, Пресвитер.
Четкое различение епископского и пресвитерского служения проводится в посланиях Игнатия, епископа Антиохии. Написанные приблизительно в 117 г., они свидетельствовали о том, что (по крайней мере в одном географическом регионе) зародился институт, крый нередко называют монархическим епископатом. У каждой церкви был свой епископ, под началом крого служили несколько пресвитеров и диаконов. Т.о., сформировались три уровня рукоположенного духовенства. Епископа считали главным лицом, совершающим богослужение, главным пастырем и главным управляющим народом Божьим и его имуществом. Вслед за появлением епископата как служения, отличного от пресвитериата, возникла идея апостольской преемственности. К 150 г. н.э. распространилось мнение, что епископы прямые наследники апостолов и главные защитники учения Церкви. Именно эта тенденция получила дальнейшее развитие.
Появление епископского служения, отличного от служения пресвитерского (священнического), можно объяснить внешними и внутренними трудностями, крые испытывала Церковь в 1в. Они требовали единоначалия (в противоположность власти, осуществляемой группой пресвитеров). Не отрицая человеческих факторов, можно рассматривать появление епископского служения как исполнение воли Божьей и считать, что оно установлено апостолами в конце их служения.
Что бы ни говорилось о происхождении епископов как верховных пастырей, исторический факт таков: с древнейших времен и до XVI в. епископская власть* имела в Церкви всеобъемлющий характер. По мере того как Церковь расширялась и утверждалась в географических регионах Римской империи, епископы становились верховными пастырями областей, в крых действовали несколько или много церквей. Епископы центральных городов и больших епархий стали именоваться папами, патриархами, митрополитами и архиепископами. Помощники епархиальных епископов получили название викарного епископа, епископапомощника, ассистирующего епископа, епископакоадъютора.
Когда началась протестантская Реформация, некрые новые церкви отвергли епископское служение, исходя из тех соображений, что в НЗ нет различий между епископом и пресвитером.С этого времени в протестантизме стал преобладать новый подход. Тем не менее Англиканская церковь и некрые скандинавские лютеранские церкви сохранили традиционное епископское служение. Теперь епископат существует у католиков, православных, англикан, старокатоликов и в некрых лютеранских церквях.
Именование "епископ" употребляется в ряде протестантских деноминаций, где епископат не притязает на апостольскую преемственность. Здесь это слово означает просто "пастор" ("пастырь") или "главныйпастор".
Традиционное епископское служение имеет следующие черты. (1)Епископа рукополагают другие епископы, крые сами пребывают в апостольской преемственности. Т.о., епископ символизирует собой единство Церкви во времени и пространстве. (2) Только епископ наделяется правом рукополагать дьяконов и пресвитеров (священников) и участвовать в рукоположении других епископов. (3) Епископ есть верховный пастырь, отправитель таинств и администратор епархии. Как таковой, он может делегировать свои обязанности другим лицам.
В Католической и Православной церквях епископы не должны жениться (т.н. целибат). Знаки епископского служения епископский нагрудный крест и перстень, а также пастырский посох. Методы избрания епископа варьируются от демократического голосования представителей епархии (как в некрых ветвях англиканства) до папского указа (в католицизме).
P. Toon(пер. Ю.Т.) Библиография: R E. Brown,Priest and Bishop; К. Rahner and J. Ratzinger,The Episcopate and the Primacy; WCC Faith and Order Paper 102, Episcope and Episcopate; B. Cooke,Ministry of Word and Sacrament; R. P. Johnson,The Bishop in the Church; W. Telfer,The Office of a Bishop.
См. также: Церковнослужители; Старейшина, Старец, Пресвитер.
Источник: Теологический энциклопедический словарь