Эпигенез

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭПИГЕНЕЗ
от греч. epi - после, сверх и genesis - возникновение) - развитие, совершающееся через следующие одно за другим новообразования, дифференциацию частей.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Эпигенез
 (греч. — после, возникновение) — концепция зародышевого развития организмов. В противоположность преформизму концепция Э. представляет развитие организма как только новообразование, надстраивание и совершенно исключает к.-л. преформированность, т. е. возможность того, что уже в зародыше предопределено развитие взрослого организма.

Источник: Философский словарь. 1963

ЭПИГЕНЕЗ
(Epigenesis; от греч. epi — «благодаря» и genesis — «возникновение») — развитие, совершающееся благодаря следующим одно за другим новообразованиям, дифференциации частей. К. Ф. Вольф — для Гёте это служащий мерилом естествоиспытатель — отличает эпигенез от эволюции в том отношении, что последнюю приравнивают к теории преобразования, преформации (в Адаме — зачатки всех грядущих людей), в то время как для него сегодняшнему учению о развитии соответствует эпигенез.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Эпигенез
от греч. epi — после, сверх и genos — возникновение) — (в биологии) учение, согласно которому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей зародыша из бесструктурной массы оплодотворенного яйца, а не из готовых зачатков; развитие, совершающееся через следующие одно за другим новообразования, дифференцацию частей. Учение явилось, благодаря Гар-вею, Бюффону и Вольфу, предшественником современной теории эволюции.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Эпигенез
теория, объясняющая биологические особенности и закономерности развития живых организмов, опираясь не на генетические механизмы, программы, а влиянием внешних факторов. Нередко в далеко зашедшей своей бескомпромиссной позиции представляла собой вульгарно трактуемый дарвинизм (лысенковщина). До недавнего времени считалась окончательно опровергнутой, но в последнее время интерес к ней в научных кругах проявился снова. Очевидно не следует абсолютизировать ни первое (генетически обусловленный процесс развития), ни второе (развитие путем "воспитания" внешними условиями), а рассматривать то и другое в диалектическом единстве, каждому определив свое место. Так, по крайней мере, учит диалектика.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ЭПИГЕНЕЗ
от греч. после и рождение, происхождение), учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем серии последоват. новообразований. Термин «Э.» предложен У. Гарвеем (1651), однако концепции Э. и противостоящего ему преформизма (учения о наличии в половых зачатках организмов материальных структур, предопределяющих развитие зародыша) в истолковании эмбрионального развития известны еще с античности. Эпигенетич. концепции, как правило, признавали решающую роль внешних факторов. Совр. биология отказывается как от чисто эпигенетич., так и от чисто преформистских объяснений эмбриональных явлений. Вместе с тем термин «Э.» приобрел более общее значение и употребляется применительно к концепциям, трактующим развитие как процесс последоват. возникновения новых форм и структур.

Источник: Советский философский словарь

Эпигенез
гр. сверх, после + возникновение, происхождение) — теория, согласно которой в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей зародыша из бесструктурной массы оплодотворенного яйца, а не из готовых зачатков. Теория эпигенеза складывалась преимущественно в 17 — 18 вв. Родоначальники учения — У. Гарвей (1578 — 1657), Ж. Бюффон (1707 — 1788), особенно К. Ф. Вольф (1734 — 1794). Эпигенез был прогрессивным учением, давшим значительный толчок развитию биологии (см. Биология), поскольку оно исходило из предпосылки об изменяемости растений и животных. Эпигенез был одним из предшественников современной теории эволюции (см. Теория эволюционная, Эволюция). Согласно современным воззрениям, развитие особи определяется микроструктурными особенностями половых клеток, в которых заключена генетическая информация (см. Информация генетическая).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

эпигенез
ЭПИГЕНЕЗ — учение, согласно которому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей зародыша из бесструктурной субстанции оплодотворенного яйца. Термин «Э.» предложен У Гарвеем (1651), однако эпигенетические представления и противоположная им концепция преформизма были известны еще с античных времен. Эпигенетические представления складывались, главным образом, в 17—18 вв. (У Гарвей, Ж. Бюффон, К.Ф. Вольф и др.) в борьбе с преформизмом. В основном благодаря трудам Вольфа, в середине 18 в. концепция Э. победила и способствовала развитию эмбриологии. Но достижения цитологии и возникновение генетики показали, что развитие организма определяется микроструктурами половых клеток, в которых заключена генетическая информация. В результате этого на смену представлениям о развитии как процессе полного новообразования, зависящего лишь от внешних или нематериальных факторов, пришло учение о генетической информации, определяющей закономерности онтогенеза организмов.         О.Е. Баксанский

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЭПИГЕНЕЗ
от греч. ??? – приставка, обозначающая здесь следование, последовательность, и ??????? – рождение, происхождение) – учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляющемся путем последоват. новообразований. На всех этапах развития биологии Э. противопоставлялся преформации (см. Преформизм) – учению о предсуществовании в зародыше уже сформированных структур, в той или иной степени предопределяющих форму будущего организма. Различие Э. и преформизма не совпадало в истории биологии с различием материализма и идеализма. Впервые Э. был провозглашен Аристотелем в связи с критикой им преформистских взглядов атомистов о гомеомериях и Гиппократа – о пангенезе. Согласно Аристотелю, части зародыша не заложены в невидимо малых размерах в "семенах вещей" и не возникают все одновременно, а растут и развиваются в определ. последовательности. Это положение дополнялось виталистич. взглядом на то, что материя материнского зачатка приобретает форму будущего организма под влиянием нематериальных сил, "энтелехий", заложенных в семени самца. Виталистич. эпигенез Аристотеля в новое время был обоснован У. Гарвеем (1651), предложившим и термин "Э.". Гарвей выдвинул принцип "все из яйца", причем для животных, у к-рых ему не удалось обнаружить яиц, он допускал зарождение из "разлагающихся веществ". Декарт создал механистич. теорию, объяснявшую развитие процессами брожения, к-рые возникают при смешении мужской и женской "семенных жидкостей". Однако в обеих этих интерпретациях теория Э. успеха не имела, и во 2-й пол. 17 – 1-й пол. 18 вв. господствовала преформац. теория, считавшаяся более обоснованной. Теории Э. возродились во 2-й пол. 18 в. в связи с распространением учения о всемирном тяготении на мир химич. и биологич. процессов. П. Мопертюи (1744) и Ж. Бюффон (1749) выдвинули предположение о формировании зародыша на основе процессов притяжения и отталкивания гипотетич. элементов и "органич. молекул", представляющих в семенных жидкостях зачатки частей и органов будущих организмов. Их поддержал Дж. Т. Нидем (1745–50), пытавшийся экспериментально доказать возможность возникновения живых существ путем самозарождения из продуктов распада растений и животных. Обоснование Э. дал К. Ф. Вольф (1759, 1764, 1768). Он утверждал, что лишь в результате поступления извне питат. соков в зачатке образуются клетки и сосуды, из к-рых затем формируются полости и органы будущего зародыша. Объясняя механич. процессы, обеспечивающие развитие зародыша, Вольф ссылался на наличие "существенной силы", к-рая обусловливает поступление и продвижение питат. веществ, необходимых для образования частей зародыша. Эта сила ничем принципиально не отличается от сил притяжения и отталкивания. Эпигенетич. представления приобрели виталистич. характер у последователя Вольфа – Блюменбаха (1781), допускавшего наличие нематериального "формообразующего порыва". Борьба теорий преформации и Э. возродилась в конце 19 в. в связи с развитием экспериментальной эмбриологии и особенно т.н. механики развития, претендовавшей на каузальное объяснение онтогенеза. Но теперь уже речь шла не о наличии в зачатковых клетках готового миниатюрного зародыша, а о химич. и морфологич. структурах, предопределяющих развитие организма. Сторонники преформации опирались на данные о сложных структурах клеток, особенно половых и зародышевых, и их роли в размножении, оплодотворении и развитии. Им противостояли факты и эксперименты, доказывавшие большую роль в развитии внешних факторов и взаимовлияния развивающихся частей организма. Эпигенетич. направление, получившее преобладание в экспериментальной эмбриологии, способствовало возрождению в нач. 20 в. витализма. Полемика между сторонниками Э. и преформации велась и вокруг проблемы соотношения внутренних и внешних факторов наследственности и эволюции. Представители Э. пытались обосновать свои взгляды ссылкой на явления наследования т.н. приобретенных признаков, на прямое влияние среды на онто- и филогенез и опирались на различные ламаркистские и эктогенетич. теории. Но многочисл. попытки подтвердить эти теории экспериментально оказались безуспешными. Вместе с тем успехи молекулярной биологии и генетики доказали наличие в зачатковых клетках предетерминированных химич. и биологич. структур (структур ДНК), к-рые определяют воспроизведение осн. видовых и индивидуальных особенностей развивающегося организма. В наст. время чисто эпигенетич. объяснения развития, наследственности и эволюции потеряли свое значение. Раскрытие закономерностей развития живых существ строится с учетом как внутренних, предетерминированных факторов, так и роли в их реализации условий внешней среды. Лит.: Новиков П. ?., Теория Э. в биологии, М., 1927; Гайсинович ?. ?., ?. ?. Вольф и учение о развитии организмов (В связи с общей эволюцией мировоззрения), М., 1961. См. также лит. при ст. Преформизм. А. Гайсинович. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
353.73 кб

Эпигенетика в эпистемологии

Белоногов И.Н.
В статье исследуются вопросы о границах современной эпистемологии, ее статусе среди других дисциплин, ее собственных устройстве и подходе.

Похожие термины:

  • ПРЕФОРМАЦИЯ И ЭПИГЕНЕЗ

    понятия натурфилософии, обозначающие противоположные взгляды на процесс формирования зародыша: преформация означает изначальное наличие в зародыше всех структур, которые затем вырастут в орган