ЭНГЕЛЬМЕЙЕР Петр Климентьевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭНГЕЛЬМЕЙЕР ПЕТР КЛИМЕНТЬЕВИЧ
(1855—1940) — русский инженер и общественный деятель, внесший значительный вклад в развитие философии техники. Занимался общей теорией технического творчества, включая решение изобретательских задач.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ЭНГЕЛЬМЕЙЕР ПЕТР КЛИМЕНТЬЕВИЧ
1855-1941) российский философствующий инженер-механик, сторонник позитивизма, который в условияхОктябрьской революции пытался дать философское осмысление проблем техники и технического прогресса, создав теорию творчества (эврологию). Методологию эврологии П.К. Энгельмейер нашел в махизме, согласно  которому, истина есть экономная форма описания опыта, а содержанием всякого научного открытия является  изобретение,  создание  новой  мысли,  позволяющей  приспособить  к опыту новые факты. В работе  «Технический итог XIX века» П.К. Энгельмейер впервые  в  развернутом  виде  сформулировал  идеи  гуманитарного  социальнофилософского измерения техники и инженерной деятельности. С учетом достижений  европейской  научной  мысли  он  изложил  свои  взгляды  на  философию техники и ее предмет, которые можно свести к следующему. 1) опыт и наблюдение являются источником наших знаний о природе, и именно они служат свидетельством истинности законов науки; 2) опыт и наблюдения использования техники для борьбы с природой показывают, что природу надо побеждать природой;3) если без техники человек потерян, то без науки нет техники; 4) определение человека как «мыслящего животного» (Ж. Кювье и К. Линней) нуждается в уточнении с учетом положения о том, что ум человека развивался параллельно с развитием языка и орудий труда (Л. Нуаре и М. Мюллер); 5) способность человека к созданию орудий заложена в самой его природе, в его творческой натуре; 6) наука рождается из практических, т.е.  технических, нужд обыденной жизни. Научный закон, техническое изобретение, и художественный образ  одинаково являются результатами творчества. Он создает трехактную теорию творчества: акт догадки, акт знания и акт умения. Из этого же теоретического корня вырастает и философия техники Энгельмейера, или, как он ее кратко называет, техницизм. И теория творчества (эврология), и философия техники П.К. Энгельмейера, имеют общий теоретический исток – понимание человека как существа, обладающего способностью к целеполаганию и к целеисполнению, в отличие от природы и механизма.Теорию человеческой деятельности, он связывает с понятием «труд». В центре внимания Энгельмейера социальные аспекты техники. Вопрос о генезисе философии техники он рассматривает в русле размышлений о социальном статусе инженеров:  философия  техники  нужна  инженеру  для  успешного  выполнения своих профессиональных функций и для осознания своей общественной миссии.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ЭНГЕЛЬМЕЙЕР Петр Климентьевич
29.03 (10.04). 1855, Рязань - после 1939) - инженер-механик, основоположник философии техники в России. Стоял у истоков рус. автомобилизма и патентоведения, способствовал развитию отечественной электротехники и технического образования. В 1881 г. окончил Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Для творчества Э. характерно стремление рассматривать технику и философию в неразрывном единстве: с одной стороны, подвести под технику философский фундамент, с другой - обратить саму философию к изучению техники как основы совр. цивилизации. Теоретические взгляды Э. складываются в сер. 1880-х гг. как в результате собственных размышлений, так и под влиянием попыток разработки философии техники в Германии. Первым опытом осмысления технического прогресса и его социально-экономических последствий стала кн. "Экономическое значение современной техники - точка зрения для оценки успехов техники" (1887). Программу философии техники Э. намечает в кн. "Технический итог XIX века" (1898) и затем реализует в ряде журнальных публикаций 1900-х гг. В нач. века Э. способствует распространению в России идей Э. Маха. Был редактором рус. издания сб. его статей (см.: Мах Э. Научно-популярные очерки. Вып. 1. Этюды по теории познания /Под ред. П. К. Энгельмейера. М., 1901). В 1911 г. Э. принимает участие в работе IV Международного философского конгресса в Болонье (Италия), где ставит вопрос о необходимости развития философии техники. В 1912-1913 гг. выходит труд Э. "Философия техники" (в 4 вып.). В этой работе он проводит анализ взглядов, способствующих, по его мнению, построению философии техники, размышляет о связи техники и человеческой жизни и излагает собственное философское учение, к-рое он называет техницизмом. Понимая под техникой в философском смысле любое целенаправленное воздействие на материю, Э. тем самым возвращает ей исконное значение любого умения, ремесла, искусства вообще (греч. "techne"). Согласно Э., к технике, помимо орудий труда, сооружений, средств связи и т. д., следует отнести также язык, письменность, медицину, педагогику, мастерство администратора, актера, музыканта и др. (т. обр., понятие "техника" оказывается близким к философской категории "средство"). Необходимость разработки философии техники Э. видит прежде всего в том, что совр. цивилизация стала "насквозь технической", поэтому философия, если она не хочет потерять связь с жизнью, должна "приняться за изучение технического фактора культуры" (Философия техники. М., 1912. Вып. 2. С. 153). Выделяя в технике 3 ступени теоретического обобщения: 1) группировку технических сведений или приемов к.-л. ремесла; 2) технологию как систему осн. принципов и методов производства и 3) философию техники, Э. называет последнюю "технологией технологий", призванной исследовать общие факторы, способствующие успешной практической деятельности человека во всех ее сферах. Техницизм как часть философского мировоззрения должен стать учением о пользе (наряду с учениями об истине, добре и красоте), т. е. о том, "что способствует деятельности на всех путях ее, независимо от целей" (Там же. Вып. 4. С. 64). Обобщая родовое определение человека, данное Б. Франклином ("животное, производящее орудия"), Э. определяет человека как "техническое животное" (zoon technikon), подразумевая при этом, что человек "может составлять себе планы сообразно с желаниями, а затем осуществлять эти планы, воздействуя на среду" (Там же. С. 36). В качестве составной части философии техники Э. разрабатывал всеобщую теорию человеческого творчества (эврологию). Он развивал учение о 3 этапах творчества, согласно к-рому на 1-м этапе (функция инстинкта) возникает замысел будущего произв., принцип, гипотеза или предложение нек-рой теории, на 2-м (функция разума) - формулируется план, схема, проект и осуществляется доказательство теории, на 3-м (функция умения) - художественное произв. получает свое материальное воплощение, технический проект - конструктивную реализацию, а теория - точную формулировку и окончательное изложение. Определение Э. философии техники неоднократно цитировалось в трудах зап. исследователей, в частности в работах одного из основоположников философии техники в Германии Ф. Дессауэра и нем. экономиста и социолога В. Зомбарта. В нашей стране фигура Э. оставалась практически полностью забытой вплоть до 1990-х гг., что в значительной мере связано с недооценкой философии техники как самостоятельного раздела философских исследований.

Источник: Русская философия: словарь