ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Найдено 5 определений термина ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

совокупность человеческих знаний. Энциклопедическое знание — это вся широта знания, знание всего, что имеет место в универсуме. Именно так Конт предложил составить энциклопедию — объединяя все области знания: астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Энциклопедическое знание противопоставляют «абсолютному знанию», которое представляет собой всю глубину знания, то, что философия называет мудростью, совершенством самопознания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

совокупность человеческих знаний. Энциклопедическое знание – это вся широта знания, знание всего, что имеет место в универсуме. Именно так Конт предложил составить энциклопедию, объединяя все области знания: астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Энциклопедическое знание противопоставляют «абсолютному знанию», которое представляет собой всю глубину знания, то, что философия называет иногда мудростью, совершенством целостного самопознания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

от греч. enkyklios - круг и paideia - образование) - уровень образования, количества знаний, которым должны были овладеть рожденные свободными древнегреч. юноши, прежде чем перейти к обучению определенной специальности или начать деятельность в самой жизни. Уже в средние века существовало известное соединение всех знаний в форме энциклопедии, напр. "Speculum maius" Винченцо Бовэ. Но само слово "энциклопедия" появилось только во второй пол. 16 в., обозначая произв., в которых освещалась совокупность общеобразовательных вопросов или вопросов по какой-либо специальности. Наиболее известна в философском отношении "Encyclopedic ou dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers", которая была издана в 1751 - 1788 энциклопедистами Даламбером и Дидро при участии Руссо, Вольтера, Гримма, Гольбаха и др. Гегель назвал "Энциклопедией философских наук" свое осн. произв. (1817).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

греч. enkyklios - круг, paedia - образование) - понятие европейской интеллектуальной (философской и педагогической) традиции. Первоначально (в Древней Греции) речь шла о некоем минимуме знаний, который были обязаны освоить свободные юноши для полноценного включения в общественную и экономическую жизнь полиса. Значимость этой идеи состояла в том, что постулировалась возможность и позитивность существования определенного информационного ценза - количественного параметра процесса социализации личности. В средневековой традиции допускалась достижимость аккумуляции всех актуальных для верующего человека знаний в конечном объеме (В. Бовэ). Первая (печатная) философская Э. - "Философская жемчужина" Грегора Рейша, исповедника императора Максимилиана I (ок. 1496) - 12 частей: натурфилософия, логика, психология, этика и 8 других, не собственно философских. Сугубо философская первая - Джованни Баттиста Бернардо "Семинарий или Лексикон в трех томах с индексами по философии Платона, перипатетиков, стоиков" (Венеция, 1582-1585). В 17 в.: "Философский реперторий" Н. Бурхарди, "Философский лексикон" Р. Гокленгиуса, после которых многие термины стали общеупотребительными в профессиональной среде. Сам термин "Э.", введенный в оборот во второй половине 16 в., обозначал трактат, содержащий целостную совокупность данных общеобразовательного либо специального характера. В историко-философской традиции наиболее известны: 1) Э. Д&Аламбера, Дидро, Руссо, Вольтера, Гольбаха и др. (1751-1788); 2) "Энциклопедия философских наук" Гегеля (1817). В современной трактовке Э. являет собой компендиум устоявшихся и апробированных, легитимированных научным сообществом знаний в определенной области. Быстрый рост популярности в последней трети 20 в. научных дисциплин "маргинального", "пограничного" характера, экспоненциальный рост специальных знаний, развитие компьютерных банков данных снижают значимость самой идеи Э. для ученых-профессионалов, сохраняя при этом ее статус как "моментальной", "сиюминутной" характеристики меры и степени конвенционализма, присущего той или иной области знания. В постмодернизме выступает символическим обозначением текста, организованного как лабиринт или ри-зома - в отличие от структурно одномерного "словаря" (Эко).

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

греч. enkyklios - круг, "завершенный цикл" дисциплин; paedia - воспитание, образование, культура) - понятие европейской интеллектуальной (философской и педагогической) традиции. Словосочетание "enkyklios paedia" появляется в 1 в. до н.э. у Дионисия Галикарнасского, но сама данная идея традиционно относима к творчеству Гиппия Элейского (вторая половина 5 в. до н.э.), преподававшего, согласно Платону, "энциклопедические знания". Во французском языке (как идея) Э. впервые упоминается Ф.Рабле, упоминавшем о "кладезях и безднах Э.". Первоначально (в Древней Греции) речь шла о некоем минимуме знаний, который были обязаны освоить свободные юноши для полноценного включения в общественную и экономическую жизнь полиса. Значимость этой идеи состояла в том, что постулировалась возможность и позитивность существования определенного информационного ценза - количественного параметра процесса социализации личности. В средневековой традиции допускалась достижимость аккумуляции всех актуальных для верующего человека знаний в конечном объеме (В.Бовэ). Первая (печатная) философская Э. - "Философская жемчужина" Грегора Рейша, исповедника императора Максимилиана I (ок. 1496) - включала 12 частей: натурфилософия, логика, психология, этика и 8 других, не собственно философских. (При этом предполагалась обращенность энциклопедических знании к широкой публике, а не только к специалистам.) Сугубо философская первая Э. - Джованни Баттиста Бернардо "Семинарий или Лексикон в трех томах с индексами по философии Платона, перипатетиков, стоиков" (Венеция, 1582-1585). В 17 в.: "Философский реперторий" Н.Бурхарди, "Философский лексикон" Р. Гокленгиуса, после которых многие термины стали общеупотребительными в профессиональной среде. Сам термин "Э.", введенный в оборот во второй половине 16 в., обозначал трактат, содержащий целостную совокупность данных общеобразовательного либо специального характера. В историко-философской традиции наиболее известны: 1) Э. Д&Аламбера, Дидро, Руссо, Вольтера, Гольбаха и др. (1751-1780). По Д&Аламберу, Э. излагает "порядок и последовательность человеческих знаний"; 2) "Энциклопедия философских наук" Гегеля (1817). (По замечанию Аверинцева, "будучи в значительной степени платоническим по типу своего вдохновения, Ренессанс, в общем, избегал формализованного порядка. Темы "Опытов" Монтеня по своей широте могут показаться своего рода разрозненной энциклопедией; нельзя, однако, зная Монтеня, вообразить, чтобы он пожелал увидеть разрозненное собранным. Так вот, если проводить классификацию по вышеназванному признаку, энциклопедисты, видевшие в том же Монтене своего предшественника, довольно неожиданно оказываются вовсе не в его обществе, но в обществе ненавистных им создателей средневековых схоластических сводов, какими были, например, Винцент из Бове, автор "Великого зерцала", или Фома Аквинский с обеими своими "Суммами".) В современной трактовке Э. являет собой компендиум устоявшихся и апробированных, легитимированных научным сообществом знаний в определенной области. Быстрый рост популярности в последней трети 20 в. научных дисциплин "маргинального", "пограничного" характера, экспоненциальный рост специальных знаний, развитие компьютерных банков данных снижают значимость самой идеи Э. для ученых-профессионалов, сохраняя при этом ее статус как "моментальной", "сиюминутной" характеристики меры и степени конвенциализма, присущего той или иной области знания. В постмодернизме выступает символическим обозначением текста, организованного как лабиринт или ризома - в отличие от структурно-одномерного "словаря" (Эко).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено схем по теме ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — 0

Найдено книг по теме ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — 0