ЭМПАТИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭМПАТИЯ
сопереживание; способность поставить себя на место другого человека, разделить и понять его переживания; способность чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека как в процессе прямого и опосредованного общения, так и на расстоянии, без какого- либо контакта с этим человеком.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Эмпатия
англ. empathy – вчувствование) – английский эквивалент немецкого термина Einfuhlung, который использовался Т.Липпсом и Э.Гуссерлем для обозначения тех актов сознания, благодаря которым появляется возможность на основе восприятия тела судить о сознании и характере душевной жизни другого человека, что достигается благодаря эмоциональному сопереживанию на основе идентификации с "Другим"

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

ЭМПАТИЯ
вчувствование», то есть восприятие душевного мира другого человека в максимально возможном объеме вплоть до "перенесения" себя в другого, то есть ощущение способности испытывать за другого его чувства. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках. Если члены семьи не испытывают эмпатии друг к другу, то раздор становится более вероятным, чем там, где существует климат эмпатического понимания. Близкие друзья, и любящие, по определению, имеют эмпатическую связь. .

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЭМПАТИЯ
понятие философии и психологам. В герменевтике Шлейермахера и Дильтея одно из условий и механизмов понимания - непосредственное проникновение во внутренний мир другого человека, проекционная интроспекция. Возможность эмпатии обосновывалась общностью человеческой природы понимающего и понимаемого, при этом не учитывалась историческая природа сознания и мышления. В феноменологии Гуссерля эмпатия момент конституирования «другого Я», чувствование себя другим. Является завершением симпатии (сочувствия, чувствования в себе общности с другим).

Источник: Краткий философский словарь 2004

Эмпатия
способность эмоционально отзываться на переживания другого, в чем нуждаются больные по отношению к себе со стороны медицинских работников. Эмпатия проявляется в сочувствии и соучастии. Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач, сестра дают ему возможность высказаться и тем самым облегчить его душевное состояние. Соучастие – наиболее высокий уровень эмпатии, требующий большой самоотдачи – «взять боль пациента на себя» и помочь ему действиями. Эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными и их характер определяется не только качеством переживаний (субъекта), но и в значительной степени структурой личности индивида.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

ЭМПАТИЯ
способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки. Данный термин был введен в начале 20 в. как эквивалент нем. einfьglung и по аналогии со словом "симпатия". Термин "эмпатия" часто (но не исключительно) применяется по отношению к эстетическим переживаниям. Наиболее очевидный пример - актер или певец, искренне переживающий исполняемую роль. При соприкосновении с др. произв. искусства зритель может, путем своего рода интроекции, чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит или воспринимает. Использование эмпатии является важной частью методов психологического консультирования, предложенных амер. психологом Карлом Роджерсом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Эмпатия
(англ. empathy – вчувствование, проникновение) – понятие философии и психологии, означающее восприятие внутреннего мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его душевной жизни. В. Дильтей рассматривал способность к эмпатии как условие возможности понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Феномен эмпатии рассматривался Э. Гуссерлем при анализе проблемы интерсубъективности. В гуманистической психологии К. Роджерса эмпатия – основной метод «центрированной на клиенте» психотерапии, в которой психологи помогают клиенту осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЭМПАТИЯ
постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого; понимание др. человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Виды Э.: 1) эмоциональная — основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) когнитивная — основывающаяся на интеллектуальных процессах (сравнении, аналогии и пр.); 3) предикативная — выявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Так же выделяют Э.: 1) сопереживание — переживание тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой, через отождествление с ним; 2) сочувствие — переживание собств. эмоциональных состояний в связи с чувствами другого. Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭМПАТИЯ
от греч сопереживание) — постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием Термин введен Э Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями «чувствования Э Клиффорда и Т Липпса В герменевтике Шпейермахера и Дильтея — непосредственное проникновение во внутренний мир другого человека, проекционная интроспекция В феноменологии Гуссерля эмпатия — момент конституирования «другого Я», чувствование себя др. им Эмпатия может быть эмоциональной, интеллектуальном (когнитивном) и предикативной (предсказывающей переживания друого человека, его аффективные реакции в конкретных ситуациях) В плане психологическом эмпатия — временное сознательное отождествление с объектом для лучшего его понимания Использование эмпатии — важная часть методов психологического консультирования, предложенных американским психологом К Роджерсом Способность к эмпатии требует в некотором смысле расщепления своей личности Изучение ее важно для решения ряда социально-психологических проблем
В В Старовойтов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭМПАТИЯ
от англ. empathy - вчувствование) - понятие философии и психологии, означающее восприятие внутреннего мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его душевной жизни. Дильтей рассматривал способность к Э. как условие возможности понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из "живого целого человеческой души", поэтому и их понимание, по Дильтею, это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе Э. Трактовка понимания как Э. подверглась критике за психологизм и не получила дальнейшего развития в философской герменевтике. Феномен Э. в трансцендентальном плане затрагивался Гуссерлем при анализе проблемы интерсубъективности. Вчувствование предстает здесь как момент в конституировании "другого Я", как завершающая стадия симпатии (сознания в модусе согласия с другим), результирующаяся в переживании: чувствовать себя как бы другим, как бы жить в другом. Возможность Э. предполагается также в некоторых решениях проблемы "других сознаний". В гуманистической психологии амер. психолога К. Роджерса Э. является основным методом "центрированной на клиенте" психотерапии, в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с пациентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Э. как способ такого общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры Я, которое делает его более гибким, творческим, открытым позитивному опыту.

Источник: Современная западная философия: словарь

ЭМПАТИЯ
греч. empatheia — сопереживание) — способ понимания эмоциональных состояний др. людей, в т. ч. при восприятии объектов и явлений природного мира и произв. иск-ва, посредством вчувствования и сопереживания. Понятие «Э.» введено в 1909 г. амер. психологом Э. Титченером, обобщившим в нем близкие по содержанию идеи философских и этических концепций симпатии и сострадания [Юм, А. Смит, Шопенгауэр и др.) с концепциями вчувствования Р. Фишера, Г. Лотце, Липпса и др. (Вчувствования теории). Способность к вчуветвованию понималась при этом либо как особое внутреннее переживание, возникающее при созерцании форм внешнего мира (Р. Фишер), либо как «способ переноса страстей из одной груди в другую» (Берк). либо как эстетическое чувство ценности, возникающее при «непосредственном переживании себя самого в чувственном предмете» (Липпс). Данные совр. психологии позволяют выделить в качестве объективной основы эм-патической реакции процесс моторно-кинестетической идентификации — неосознаваемого уподобления мышечных и тонических состояний субъекта выразительным особенностям объекта восприятия. В силу закономерной связи качества переживаемых эмоций с мото-рикой субъекта создается возможность как прямого сопереживания людей, возникающего в результате неосознаваемого и неполного воспроизведения одним человеком выразительных мимических и кинестетических движений др., так и более сложной предметно-опосредствованной (напр., через произв. иск-ва) эмоциональной связи. Во втором случае аффекты проецируются в произв. иск-ва его создателем в объек-. тивированных формах (оттенок слова, экспрессия мазка, л-инии, настроение цветовой гаммы, выразительность формы, звуковысотного сочетания и т. п.) и могут вызывать аналогичные эмоциональные состояния у субъектов восприятия (реципиентов). Неосознавае-мость механизмов эмпатического реагирования определяет зависимость качества и глубины этого переживания преимущественно от индивидуального жизненного опыта субъекта восприятия. Эмпатические реакции человека могут выполнять функции; а) получения эстетического наслаждения при восприятии в результате постижения им общности между собой и объектом восприятия, переживания исходящего от него настроения; б) самопознания в результате объективации своего «Я» в предмете восприятия. Кроме того, эти реакции могут выступать основой альтруистического поведения за счет соучастия субъекта в эмоциональных переживаниях др. людей.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено схем по теме — 12

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
547.16 кб

Интуиция и эмпатия как атрибуты понимания

Федоров И. А., Серебряков С. В., Шутов Р. В.
The article discusses the role of empathy and intuition in understanding from a philosophical angle.
Читать PDF
265.12 кб

Эмпатия в интернет-среде киберпространства: философско-психологический аспект

Обыденкова В. К.
Статья посвящена рассмотрению феномена эмпатии в философско-психологическом аспекте в современных условиях интернетизации и киберсоциализации общества.
Читать PDF
291.06 кб

Эмпатия как фундамент морального опыта

Абрамова Анастасия Владимировна
В рамках раскрытия природы и механизмов действия инициативных альтруистических эмоций реконструируются теоретические позиции, выдвинутые в последние годы в рамках широкой дискуссии о содержании такой эмоциональной предрасположенно
Читать PDF
246.73 кб

Социальная онтология Густава Шпета и проблема эмпатии в феноменологии

Евстропов Максим Николаевич
Анализируется связь концепции социальной или герменевтической интуиции Густава Шпета и вопроса об эмпатии, активно дискутировавшегося в феноменологических кругах в 1910-е гг. (Э. Гуссерль, М. Шелер, Э.
Читать PDF
338.51 кб

Тайна эмпатии Жана-Поля Сартра

Афанасьев Сергей Глебович
Статья раскрывает позицию Сартра о «свободе воли», роль «воображаемого сознания» в его интерпретации. Показан переход от «активизма» в литературе к эмпатийности писателя и реципиента.
Читать PDF
396.21 кб

Значимость эмпатийного отношения к другому в формировании идентичности человека

Муратова Ирина Анатольевна
Статья посвящена рассмотрению идентификации человека в контексте взаимосвязи «Я» и «Другого».
Читать PDF
265.96 кб

Субъект-субъектная природа эмпатического познания

Бочкарёва Светлана Владимировна
В статье рассматривается основа эмпатического познания. Даны сущностные характеристики данного способа. Описана модель эмпатического познания на уровнях межиндивидуального и межкультурного общения.
Читать PDF
362.87 кб

Истинность диалога: соционическое исследование или эмпатическое познание Другого

Бочкарёва Светлана Владимировна
Рассматривается проблема понимания Другого как основа для организации Диалога. Сравниваются точки зрения соционики и эмпатии по данному вопросу.