ЭМИССИЯ ДЕНЕГЭмоции

ЭМОТИВИЗМ

Найдено 4 определения термина ЭМОТИВИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ЭМОТИВИЗМ

англ. emotive - вызывающий эмоции, возбуждающий, от лат. emoveo - потрясаю, волную), этич. теория, выработанная на основе идей и методологии логич. позитивизма. Согласно этой теории, моральные суждения и термины не являются ни истинными, ни ложными, лишены познават. содержания, т. к. не могут быть подвергнуты верификации (опытной проверке). Значение их состоит лишь в том, чтобы служить для выражения нравств. эмоций (напр., эмоций говорящего). Рассматривая моральные представления как произвольные, Э. дает нигилистич. истолкование морали. Получил распространение в 20-40-х гг. 20 в. в Великобритании, Австрии и США. Гл. представители - Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ЭМОТИВИЗМ

лат. emovere — возбуждать, волновать) — субъективистская буржуазная теория морали, в к-рой была наиболее последовательно применена методология логического позитивизма. Осн. представители — Ааер, Карим, Реахенбах, Ч. Стивенсон. Установив при исследовании моральных суждений и терминов, что они не поддаются непосредственной опытной проверке (Верифицируемости принцип), эмотивисты пришли к заключению, что эти суждения и термины не несут в себе никакой информации, лишены смысла, а потому не являются ни истинными, ни ложными. Значение нравственных высказываний имеет чисто “эмотивный” характер, т. е. служит якобы лишь для выражения эмоций говорящего и для того, чтобы склонить слушателя к таким же эмоциям и соответствующим действиям. К различию индивидуальных и групповых эмоций, согласно Э., и сводится различие нравственных позиций людей. Отсюда делается вывод, что каждый волен придерживаться любой т. зр. в морали, что противоположные убеждения логически не противоречат друг другу. Поэтому доказательство одних и опровержение др. убеждений производится не рациональным, а чисто психологическим путем подсознательного внушения. Э.— нигилистическая и скептическая теория морали. Пытаясь обосновать абсолютную свободу индивида в выборе нравственной позиции. она, в сущности, оправдывает произвол в поведении и нравственных убеждениях и в то же время лишает индивида способности действительно самостоятельно и сознательно избирать моральную позицию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭМОТИВИЗМ

англ. emotive— волнующий, возбуждающий, лат. emoveo — волную, потрясаю) — метаэтическая теория (см. Метаэчшка), согласно которой главная функция этических (оценочных и императивных) высказываний заключается в выражении эмоции говорящего и возбуждении соответствующих чувств и переживаний у слушателей. Эта точка зрения восходит к Юму, который полагал, что этические (или моральные) суждения не несут никакого сообщения о предметах и поступках, а лишь выражают по отношению к ним чувства (feelings) одобрения или неодобрения. В качестве особой доктрины эмотивизм сложился в 20 в. в русле логического позитивизма, для которого критерием научной осмысленности любого высказывания является его верифацируемость. Поскольку этические суждения не отвечают этому критерию и, следовательно, не несут никакой информации о вещах и событиях, за ними остается лишь эмотивная функция, благодаря которой они могут служить одним из средств межчеловеческого общения. Имеются некоторые различия между «радикальным эмотивизмом» (А. Айер), который полностью отрицал репрезентативность языка морали и наличие каких-либо логических связей между его элементами, и «умеренным эмотивизмом» (Ч. Стивенсон), допускавшим двойственную — ценностно-познавательную — природу моральных слов и выражений: они одновременно и обозначают (описывают) некоторый предмет, и выражают к нему эмотивное отношение.

Эмотивизм оказал заметное воздействие на развитие англоязычной аналитической этики в 1920—50-е гг., его сторонниками были Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап и др. Однако кризис неопозитивистской методологии, а также субъективистские и релятивистские следствия эмотивизма, неприемлемые для большинства этиков-моралистов, существенно ограничили влияние этой метаэтической доктрины. В современной моральной философии последовательных приверженцев эмотивизма (особенно в его радикальной версии) практически нет.

Д. В. Максимов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭМОТИВИЗМ

англ. emotive – вызывающий эмоции, возбуждающий, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – этич. теория, выработанная на основе идей и методологии логического позитивизма (см. также Неопозитивизм). Получил распространение в 20–40-х гг. 19 в. в Англии, Австрии, США, скандинавских странах. Гл. представители – Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах, Ч. Стивенсон, Ч. Огден, А. Ричарде, Хегерстрем. Подойдя к, языку морали с критериями и методами, выработанными при анализе языка науки, логич. позитивисты пришли к выводу, что, поскольку моральные суждения (напр., "X есть добро", "Ты должен совершить поступок А") и термины ("добро", "должен") не могут быть подвергнуты верификации (см. Верифицируемости принцип), они не являются ни истинными, ни ложными, не несут в себе познават. содержания и, следовательно, являются псевдосуждениями и псевдопонятиями, лишенными смыслового значения. Считая, что моральные идеи не могут быть обоснованы или опровергнуты средствами науки, Э. признал за ними лишь эмоцион. значение – служить для выражения и возбуждения нравств. эмоций. С этой т. зр., все моральные представления "...являются одинаково законными и одинаково произвольными" (Moore A., Emotivism: theory and practice, см. "Journal of Philosophy", 1958, v. 55, N 9, p. 376). Исходя из этого, представители Э. считают, что науч. философия должна воздерживаться от моральных суждений, быть "нейтральной" по отношению к различным способам поведения и нравств. убеждениям и представлять собой лишь анализ морального языка: в этом смысле она есть не этика в традиц. понимании, а "метаэтика". Поскольку в морали индивид свободен выбирать любые убеждения, мораль исключает вопросы истины и знания. В 20–30-х гг. Э. был филос. выражением реакции нек-рых кругов науч. интеллигенции на практикуемые бурж. пропагандой "увещевательные" способы индоктринации убеждений. Эта "антиидеологич." тенденция Э. выразилась в нигилистич. воззрениях на мораль, к-рые позднее сменились, однако, более "позитивным" пониманием морали: если в ней неприменимы рационально-эмпирич. доказательства, то уместны эмоционально-психологические доводы, внушение убеждений. Лит.: Дробницкий О. Г., Оправдание безнравственности. Критич. очерки о совр. бурж. этике, M., 1963, гл. 2, Шварцман К. А., Этика без морали. Критика совр. бурж. этич. теорий, M., 1964, гл. 4, Против совр. бурж. этики [Сб. ст.], М., 1965, с. 159–82, Дробницкий О. Г. и Кузьмина ?. А., Критика совр. бурж. этич. концепций, M., 1967, гл. 4, Ауеr A. J., Language; Truth and logic, L., 1936; его же, Philosophical essays, L.–?. ?., 1963; Reichenbach H., The rise of scientific philosophy, Berk.–Los Ang., 1951, p. 277–302, его же, Modern philosophy of science, L., 1959; Ogden С. К., Richards J. A., The meaning of meaning, L., [1953]; Stevenson С. L., Ethics and language, New Haven, 1960; Dennes W. R., Some dilemmas of naturalism, ?. ?., 1960. О. Дробницкий. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ЭМОТИВИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме ЭМОТИВИЗМ — 0

Найдено книг по теме ЭМОТИВИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме ЭМОТИВИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме ЭМОТИВИЗМ — 0