ЭМЕРДЖЕНЦИЯЭМЕРСОН Ралф Уолдо

ЭМЕРСОН

Найдено 2 определения термина ЭМЕРСОН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЭМЕРСОН (Ральф Вальдо)

американский философ (Бостон, 1803 — Конкорд, Массачусетс, 1882). Основал так называемый трансцендентализм, который можно определить как поэтический мистицизм. Отстаивал превосходство индивидуального сознания над традиционными верованиями и догмами, священными текстами и церквями. Душа, по Эмерсону, — высший судья в духовной материи. С 1840 по 1844 г. опубликовал свои конференции, посвященные работам «Настоящее время», «Метод природы и реформированный человек». Им написаны также «Черты английского характера» (1856).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ЭМЕРСОН

Emerson), Ралф Уолдо (25 мая 1803 – 27 апр. 1882) – амер. философ-идеалист, поэт и эссеист, основоположник т.н. трансцендентальной школы (см. Трансценденталисты). Филос. взгляды Э. формировались под влиянием нем. классич. идеализма, популяризатором к-рого он выступил в Америке. Э. не оставил целостной филос. системы; его произведения написаны в форме эссе. Мировоззрение Э. – спиритуализм: дух утверждается как единств. реальность, а физич. мир – как "...чистый символ мира спиритуального..." ("Избранники человечества", М., 1912, с. 117). Противопоставляя свое мироощущение материалистическому, Э. писал: "Я собираюсь восславить духовные силы в их безграничной противоположности механическим силам и механической философии нашего времени" ("Journals", of R. V. Emerson with Annotations, v. 5, Boston, 1911, p. 288). В духе, близком к пантеизму, Э. рассматривал природу как воплощение духовного абсолюта. "Идеализм, – по его словам, – видит мир в боге. Он смотрит на него, как на одну необъятную картину, которую бог пишет для созерцаний души..." (Соч., т. 1, СПБ, 1901, с. 38–39). Э. выражает позицию персонализма. Человеч. душа понимается как микрокосм, образующий промежуточное звено между макрокосмич. "сверх-душой" и природой. Нравств. совершенствование личности Э. видит в достижении гармонии со "сверх-душой". Обладание душой, согласно Э., делает людей равными между собой. Этика Э., проникнутая романтизмом, при всей ее пантеистич. настроенности является резко индивидуалистической. "Все глубокие прозрения, – по словам Э., – удел индивидуализма" ("Journals", v. 8, Boston, 1912, p. 135). Взгляды Э. на роль гениальной личности в истории аналогичны идеям Карлейля (с к-рым Э. был близок). Э. подверг резкой критике капиталистич. действительность: "Нынешняя демократия, – писал Э., – не имеет ничего общего с подлинно демократическим началом. Насквозь проникнутая торгашеским духом, она обречена на гибель" ("Journals...", v. 4, Boston, 1910, p. 95). По его словам, весь институт собственности в его нынешнем виде несправедлив и оказывает пагубное, разлагающее влияние на людей. Вместе с тем Э. относится скептически и к идеям утопического социализма; фурьеристский фаланстер он считал "прозаичным" и утверждал, что "кооперации не будет и быть не может" ("Journals", v. 8, Boston, 1912, p. 135). Обществ. идеал Э. – частнособственническая утопия; каждый человек, по мысли Э., должен жить простой и мудрой в этой простоте жизнью свободного фермера или ремесленника наедине с природой. (Утопические социальные идеи Э. стремился сделать руководством к действию его ученик и друг Торо; см. его кн. "Уолден, или Жизнь в лесу", М., 1962.) В своем эссе "Война" ("War", опубл. в "Aesthetic Papers",1849) Э. предстает перед нами как гуманист и пацифист; как обществ. деятель Э. был видным участником аболиционистского движения в Америке, проповедником мира, свободы и равенства. Соч.: Complete works, v. 1–12, [Boston–N. Y., 1903–04]; The letters, v. 1–6, N. Y., 1939; Essays, ser. 1–2, N. Y., [1961]; The Journals, v. 1–6, Camb., 1960–66; в рус. пер.; Сочинения, [т. 1]–2, СПБ, 1902–03; Нравств. философия, ч. 1–2, СПБ, 1868; О бессмертии души, М., 1887; Высшая душа, М., 1902; О доверии к себе, 2 изд., М., 1904. Лит.: История философии, т. 3, М., 1943, с. 498–504; Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962, с. 448–64; Cooke G., R. W. Emerson. His life, writings, and philosophy, Boston, 1882; Cabot J. E., A memoir of R. W. Emerson, v. 1–2, Boston, 1887; Alcоtt А. В., R. W. Emerson, [2 ed.], Boston, [1888]; Dugard M., R. W. Emerson, [P., 1907]; ?erris G. H., Emerson, [L.], 1910; Herzog J., R. W. Emerson, В., 1913; Gray H. D., Emerson, [Palo Alto], 1917; Sakmann P., R. W. Emerson´s Geisteswelt nach den Werken und Tageb?chern, [Stuttg., 1927]; Hubbard S., Nietzsche und Emerson, Basel, 1958; Gonnaud M., Individu et soci?t? dans l´oeuvre de R. W. Emerson, P.–Brux., 1964 (библ. с. 507–23); Cooke G., A bibliography of R. W. Emerson, [Ann Arbor, 1962]. Б. Быховский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ЭМЕРСОН — 0

Найдено научныех статей по теме ЭМЕРСОН — 0

Найдено книг по теме ЭМЕРСОН — 0

Найдено презентаций по теме ЭМЕРСОН — 0

Найдено рефератов по теме ЭМЕРСОН — 0