ЭМЕРСОНЭМИЛЬ

ЭМЕРСОН Ралф Уолдо

Найдено 6 определений термина ЭМЕРСОН Ралф Уолдо

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЭМЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо

род. 25 мая 1803, Бостон - ум. 27 апр. 1882, Конкорд, близ Бостона) - амер. философ; был дружен с Карлейлем, познакомил Северную Америку с нем. идеализмом. Сам он называл себя "бесконечным искателем без прошлого", отклонял в принципе догматизм философских школ и систем и боролся против материализма и прагматизма. В его философии можно различить три осн. момента: 1) дух есть единственно реальное, он является носителем божественного; имманентные мысли о божественном существуют как в природе, так и в душе; 2) центральное метафизическое значение души как первоисточника ценностей и истин; философия есть возникающий в самой человеческой душе взгляд на строение мира; 3) одушевление всей природы или понимание ее как духовного абсолюта: природа есть все и все есть природа, также и душа; дух есть сверхдуша. Эмерсоновский идеал личности есть сама себя формирующая, идеалистически-активная личность; чем сильнее личность человека, тем в большей степени он является "репрезентативным" - намек на (абсолютную) истину. Особенным успехом пользовалась его работа "Essays on representative men" (1849). Осн. философские произв.: "Nature", 1836; "Essays", 1841 - 1844; "Complete works", 14 vol., 1890.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭМЕРСОН Ралф Уолдо

25. 5.1803, Бостон - 27. 4. 1882, Конкорд, близ Бостона), амер. философ-идеалист, основоположник трансцендентальной школы (см. Трансценденталисты), поэт и эссеист. Изучал теологию в Гарвардском ун-те, был священникомунитарием, в 1832 отказался от церк. сана. Через Карлейля Э. усвоил идеи нем. классич. идеализма. В 1836 Э. основал в Конкорде «Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 журн. «The Dial». Учение Э. носило характер спиритуализма: дух, по Э., - единственная реальность, природа - символ духа. С позиций пантеизма и панпсихизма Э. рассматривал природу как одушевленную, проникнутую «сверхдушой». Этика Э., при всей ее пантеистической настроенности, резко индивидуалистична: главное ее устремление - совершенствование личности. По своему социально-политическому мировоззрению Э. был мелкобурж. демократом: он остро критиковал окружавшую его капиталистич. действительность, вскрывал ее несоответствие нравств. идеалам. Обществ. идеал Э. - частнособственнич. утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть независимым ремесленником. Э. настойчиво проповедовал идеи свободолюбия, выступал против рабовладения, был яростным врагом милитаризма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ЭМЕРСОН Ральф Уолдо

25 мая 1803, Бостон — 27 апреля 1882, Конкорд, близ Бостона) — американский философ, основоположник трансцендентальной школы, поэт и эссеист. Изучал теологию в Гарвардском университете, был священником унитарием, в 1832 отказался от церковного сана. Через Карлейля Эмерсон усвоил идеи немецкого классического идеализма. В 1836 основал в Конкорде «Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 журнал «The Dial». Его учение носило характер спиритуализма: дух — единственная реальность, природа — символ духа. С позиций пантеизма и панпсихизма он рассматривал природу как одушевленную, проникнутую «сверхдушой». Этика Эмерсона, при всей ее пантеистической настроенности, резко индивидуалистична: главное ее устремление — совершенствование личности. По своему социально-политическому мировоззрению он был мелкобуржуазным демократом: остро критиковал окружавшую его капиталистическую действительность, вскрывал ее несоответствие нравственным идеалам. Общественный идеал Эмерсона — частнособственническая утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть независимым ремесленником. Он настойчиво проповедовал идеи свободолюбия, выступал против рабовладения, был яростным врагом милитаризма.

Соч.: Complete works, v. 1—12. Boston—N. Y, 1903—04; в рус. пер.: Нравственная философия, ч. 1—2. СПб., 1868; Соч., т. 1—2. СПб., 1902—03; Высшая душа. М., 1902; Избранники человечества. М., 1912.

Лит.: Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли, пер.с англ., т. 2. М., 1962, ч. 3, гл. 2; CookeG. W. B.W. Emerson: his life, writings and philosophy. Boston, 1881; Rusk K. L. Life ofR. W. Emerson. N. Y, 1949; Bishop J. Emerson on the soul. Cambr., 1964.

H. E. Покровский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭМЕРСОН Ралф Уолдо (1803—82)

амер. философ, публицист и поэт. Глава трансценденталистов. Значительное влияние на него оказали Платон и неоплатоники, Гете, Карлейль, англ. поэты-романтики У. Вордсворт и С. Колридж, а также вост. мистики. “Вечная проблема” философии, по Э., состоит в отношении духа и материи. Он решает ее идеалистически: “Природа есть символ духа”. Высший синтетический принцип бытия — сверхдуша, бог. В гносеологии же Э. близок к интуитивизму; созерцание, интуиция, экстаз (“пророческое вдохновение”) — лучшие способы постижения истины. Всюду в мире присутствует красота; осн. ее черты — гармония, совершенство и духовность. “Созидание красоты есть искусство”. Решающая роль в истории, по Э., принадлежит великим людям (и вообще “все глубокие прозрения — удел индивидуализма”) ; они способствуют прогрессу об-ва, к-рый состоит в моральном совершенствовании людей. Индивидуализм Э. включал и веру человека в свои силы (принцип “доверия к себе”), идею самоценности личности, борющейся за самобытность национальной культуры. Э. отмечал, что “на земле царит вечная борьба и антагонизм интересов между богатыми и бедными”; его симпатии были на стороне работников. Социально-этический идеал Э.— утопическая мечта о цельности личности, о всеобщем благе и равенстве, основанном на труде и справедливом распределении частной собственности. Э. критиковал буржуазный строй и выступал против рабства в США, против захватнических войн. “Нынешняя демократия,— писал он,— не имеет ничего общего с демократическим началом. Насквозь проникнутая торгашеским духом, она обречена на гибель”. Осн. соч.: “Природа” (1836); “Опыты” (1841—44); “Представители человечества” (1850); “Общество и одиночество” (1870).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭМЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо

1803—82) —амер. философ-идеалист, поэт, глава литературно-философской группы трансценденталистов, сторонник аболиционизма. Испытал влияние европ. романтиков, Платона, Гете и Карлейля. Мир представлялся Э. «живым» единством природы (материального) и духа, где ведущим началом выступает духовная субстанция («сверхдуша»), к-рая все «проникает и объем-лет», так что в конечном итоге мир являет собой движение души, универсальной и человеческой одновременно. Философия Э. определяет и его романтико-эстетические взгляды: красота, подобно истине и добру,— объективное свойство действительности, явлений космоса (включая и жизнь); человек чувствует и созерцает ее непосредственно, прежде всего в виде внешних «естественных форм», но уже сквозь эти «первичные формы» (звезды, дерево, животное и т. п.) просвечивает духовное начало — сущностное свойство прекрасного. Более полно красота выражается в духовно-нравственных, обычных или героических, деяниях личности. Совершенство, гармоничность, целостность — всеобщие характеристики прекрасного, к-рые мысль человека находит в предметах и явлениях,— коренятся, по мнению Э., во всеобщем разуме, в «сверхдуше». Сознание индивида выступает посредником между природой и сферой идеального, вечного. Любовь к красоте, пишет Э., рождает эстетический вкус, а ее созидание — искусство. В худож. произв. важно изобразить не внешнее сходство с предметами и событиями, а их внутренний смысл, передать особенности культуры, политики, морали своего народа, дух эпохи. Вслед за Карлейлем и Рескином Э. подчеркивал не только эстетическое (воспитание прекрасного вкуса), но и «нравственное назначение» иск-ва, отмечал единство красоты и пользы. Поскольку реальные, природные объекты, по Э.,— это эмблемы, символы духовного, художник (его интуиция) может выразить задуманное только с помощью символики, принятой в его стране, понятной в его время. Культура личности формируется постепенно — от созерцания и усвоения внешне прекрасного до понимания и наслаждения идеальными формами, «вечными тайнами» абсолютной души. Хотя Э. преувеличивал роль «духовных вождей» человечества в истории (особенно «служителей красоты», считая их пророками, ясноиндцами), он справедливо полагал, что худож. гений может плодотворно творить лишь тогда, когда его сердце бьется в УНИСОН со своим народом и временем, когда он опирается на самобытную «почву народной традиции» (принцип «доверия к себе»), Возвышая труд (более всего земледельческий), выступая за справедливое распределение богатства, Э. полагал, что совр. ему об-во, в к-ром «родники таланта и красоты... почти пересохли», а иск-во влачит жизнь «жалкую и низменную», враждебно творческой личности. Эстетика Э. изложена в соч.: «Природа» (1836), «О литературной морали» (1838), «Опыты» (1841, 1844), «Избранники человечества» (1850), «Общество и одиночество» (1870).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Эстетика: Словарь

Эмерсон, Ральф Уолдо

(Emerson, Ralph Waldo, 18031882).

Американский трансценденталист, эссеист, поэт. Воспитывавшийся в семье пуритан, Эмерсон положил начало культурной традиции, края могла бы вызвать только сожаление у его духовных предшественников. Он постарался обрубить последние нити, связывающие эту традицию с историческим христианством.В то же время Эмерсона считают главной фигурой зародившейся и набиравшей силу собственно американской литературы. Он оказал непосредственное влияние на Торо, Готорна, Уитмена, Мелвилла и Эмили Дикинсон; воздействие его творчества испытали столь разные люди, как У. Джеймс, Р. Фрост и Г. Форд. Невозможно представить себе развитие американской литературы и культуры без Эмерсона.

Вслед за своим отцом, пастором одной из наиболее влиятельных церквей Бостона, Эмерсон готовился к пасторскому служению. Унитаризм тех дней лишь в малой степени требовал определенных теологических убеждений, но Эмерсон счел даже эти ограниченные требования непомерными. В 1832 г., во время спора о Вечере Господней, он сложил с себя пасторские обязанности. Понастоящему радикальный протестант, Эмерсон поставил под сомнение и нравственный аспект, и практическую ценность всякого исторического события или обряда, крые претендуют на посредничество в прямом переживании Бога.

В дополнение к тому духу либерального христианства и реализму здравого смысла, крые были привиты ему дома и в Гарварде, на Эмерсона, чья юность прошла под знаком интенсивного чтения, оказали глубокое влияние противоречивое творчество Э. Сведенборга, произведения неоплатоника Плотина, английского поэта и критика С. Кольриджа, а через Кольриджа  и немецкого философа И. Канта. В дневниках Эмерсона встречаются многочисленные ссылки на самые разные источники, крые позже перекочевали в принесшие ему известность лекции и статьи кон. 1830х40х гг. Отвергнув церковную кафедру, он избрал в качестве трибуны кафедру лекционную.

С этой трибуны Эмерсон проповедовал романтический идеализм, специфически "эмерсоновский" испецифически американский. В своих работах "Природа" (Nature, 1836), "Статьи. Часть первая" (Essays. First Series, 1841), "Статьи. Часть вторая" (Second Series, 1844), "Образцовый человек" (Representative Man, 1850) Эмерсон призывает читателей вести высоконравственную и целеустремленную жизнь, основанную на ответственности перед самим собой. Почерпнув из американской действительности многие характерные черты  пренебрежение к прошлому, недоверие к властям, неограниченную веру в будущее,  он придал им ключевую роль в своем художественном и религиозном мире. " Подражание  это самоубийство ",  говорит Эмерсон в книге "Уверенность в себе", настойчиво призывая американских писателей отбросить всякую зависимость от традиционных для английской литературы формы и содержания, а американскую духовность  от исторического христианства. Вместо веры, привязанной, по его мнению, к мертвой букве Св. Писания и предания, он звал "верить, как Христос, в бесконечность человека" ("Семинарская лекция"). Вершиной его мечтаний было кардинальное обновление исторического бытия, секуляризированное Тысячелетнее Царство, путь к к-ром у могут проложить американские принципы жизни.

R. LuNDiN(nep. Ю.Т.) Библиография: The Complete Works of Ralph Waldo Emerson, 12 vols.; The Journals and Miscellaneous Notebooks of Ralph Waldo Emerson. IXIV; F.O. Matthiessen, American Renaissance: Art and Expression in the Age of Emerson and Whitman; J. Porte, The Representative Man: Ralph Waldo Emerson in His Time; G.W. Allen, Waldo Emerson: A Biography.

См. также: Трансцендентализм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЭМЕРСОН Ралф Уолдо — 0

Найдено научныех статей по теме ЭМЕРСОН Ралф Уолдо — 0

Найдено книг по теме ЭМЕРСОН Ралф Уолдо — 0

Найдено презентаций по теме ЭМЕРСОН Ралф Уолдо — 0

Найдено рефератов по теме ЭМЕРСОН Ралф Уолдо — 0