ЭЛЬФЫЭмбер

ЭМАНАЦИЯ

Найдено 15 определений термина ЭМАНАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭМАНАЦИЯ

в философии неоплатонизма и гностицизма – переход от высшей ступени онтологического универсума к низшим, менее совершенным.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ЭМАНАЦИЯ

истечение из единого) - философское понятие, означающее переход абсолюта в свои творения: мир есть эманация божества, ибо все низшее вытекает из высшего.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

ЭМАНАЦИЯ

от лат. emanatio - истечение, распространение) - философское понятие в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Эманация

от лат. – emanatio – истечение, распространение) – понятие, разработанное в неоплатонизме и означающее появление относительного мнжественного мира как следствие избыточной творческой мощи единого первоначала, абсолюта. Критическое отношение к такому подходу, так же как и к креационизму, вытекает из общей критики абсолютизации абсолюта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философские категории авторский словарь

ЭМАНАЦИЯ (лат. - истечение)

осн. понятие неоплатонизма, означающее «путь вниз», «развитие вспять» от высшего, более общего, к низшему, менее общему. В противоположность христ. идее творения учение об Э. утверждало, что Единое не творит, а излучает из себя все прочее бытие с естеств. необходимостью. Тем не менее идея Э. была воспринята христ. теологией, оказала влияние на нем. мистицизм (Эккарт) нпантеистич. концепции Эриугены и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ЭМАНАЦИЯ

от лат. emanatio - истечение) - истечение из единого, целого. По учению неоплатоников и гностиков, мир есть эманация божества, которое, однако, при этом остается неизменным. Все низшее, согласно этому учению (эманацизм), вытекает из высшего, которое обозначается не только как "Бог", но и как "первоединое", "одно и все" (см. также Всеединство). В противоположность эманацизму, учение об истории развития предполагает развитие от низшего к высшему.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭМАНАЦИЯ

(от лат. emanatio - переливание через край, истечение) - неоплатоническое представление, с помощью которого давалось несколько образное объяснение того, каким образом появляется из Единого иерархия космического бытия: низшие ступени порождаются высшими с необходимостью и с понижением качества. Эманация происходит не во времени, а как бы над временем - в вечности. Там, где речь идет об эманации, отклоняется характерная для авраамических религий вера в Бога-Творца, создавшего все по своей воле и замыслу.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЭМАНАЦИЯ

букв. "истечение") – онтологическое понятие, наиболее использовавшееся в философии неоплатонизма, в пантеистических теориях, в религиозной философии, хотя его первооснову можно найти и в более ранней философии у Платона, Аристотеля, стоиков. Путем эманации выстраивается иерархия (построение) бытия: от высших форм к низшим; от ЕДИНОГО как первоосновы к мировому разуму, далее к мировой душе, а от нее к первоматерии – таков акт творения бытия. При этом первоисточник ничего не теряет, так как одновременно он все объемлет и включает в себя, поэтому эманация в отличие от библейского акта творения не разовый процесс, а постоянное становление бытия в прежних и новых формах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЭМАНАЦИЯ

от позднелат. emanatio - истечение, распространение.), филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной энтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию. Учение об Э. всегда чревато пантеистич. выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоисточника мира. В монистич. системах (платонизм, неоплатонизм) учение об Э. как об «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творч. мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринципом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Э.: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и умунусу), возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от ее умопостигаемой «отчизны». В дуалистич. системах (пифагореизм, гностицизм) Э. обычно провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» Один из наиболее распространенных образов

Э. как «истечения» - солнце и солнечный свет (ср. Платон, Государство VI 508 а-509 d) - был воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-ДионисийАреопагит), а также арабо-мусульм. и европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота Эриугену; ее влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), а также у Николая Кузанского.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Эманация

(Emanation).

Лат.слово emanatio  эквивалент греч. aporroia  "истечение", "излияние", к-рое было термином у философов Древней Греции. Эмпедокл воспользовался этим понятием, чтобы связать реальность внешних вещей с тем, как их воспринимает наше сознание. У Филона учение о Логосе стало первой ступенью пути, связывающего трансцендентного Бога и мир чувственного восприятия (или мир единства и мир множественности). Плотин пытался истолковать движение от трансцендентного к миру чувств по аналогии со светом, крый ослабевает, удаляясь от своего источника.

Гностикам теория эманации помогала объяснить проблему зла, крое, согласно их учениям, возникло изза некой ущербности в самом божестве. Процесс эманации в учении Валентина начинается с трансцендентной пары божеств  " Глубины " и " Молчания "  и заканчивается женским эоном "Софией ", или " Мудростью ", крый изначально был подвержен "падению".

В Средние века идеи неоплатонической философии Плотина и его последователей сочетались с христианскими воззрениями и оказали влияние на некрых христианских мистиков, таких, как Иоанн Скот Эриугена. Он полагал, что универсалии имеют реальное существование, а причинность связана с возникновением отдельных вещей. Т.о., тварный порядок нашего мира  не что иное, как Бог, Который обнаруживает или раскрывает себя в отдельных вещах. Это самораскрытие Бога (или процесс Его развертывания) по сути представляет собой эманацию, описанную Плотином; ангелы христианского мистицизма во многих чертах заимствованы у неоплатоников.

G.L. BORCHERT(nep. В. Р.) См. также: Неоплатонизм; Гностицизм; Мистицизм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ЭМАНАЦИЯ

от позднелат. emanatio — истечение, распространение; греч. ) — философское понятие, разработанное в неоплатонизме и означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития эманация — нисхождение, дробление, рассеивание — противоположна восхождению, совершенствованию и обретению простоты и единства. Учение об эманации чревато пантеистическими выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоистока мира. В монистических системах (платонизм) учение об эманации как о «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творческой мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринципом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие эманации: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (Единому и умунусу), возможное в чувственном мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от ее умопостигаемой «отчизны». В дуалистических системах (пифагореизм, гностицизм) эманация обычно провоцируется сознательным актом предвечной «дерзости» (). Один из наиболее распространенных образов эманации как «истечения» — солнце и солнечный свет (ср. Платон. «Государство» VI 508 a—509d) — был воспринят христианской теологией (особенно Псевдо-Дионисием Ареопагитом), а также арабо-мусульманской и европейской средневековой мыслью. К пантеистическим выводам концепция эманации привела Иоанна Скота Эраугену; ее влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), у Николая Кузанского.

Ю. А. Шичалин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭМАНАЦИЯ

Учение об.) В его метафизическом смысле оно

противоположно Эволюции, но все же едино с ней. Наука учит, что

эволюция физиологически является видом зарождения, где зародыш,

который развивается в утробный плод, уже до того существует в

родителе, причем развитие и конечная форма, и особенности этого

зародыша устанавливаются в природе; и что в космологии этот

процесс осуществляется бессознательно посредством соотношения

элементов и их различных составляющих. Оккультизм отвечает, что

это лишь кажущийся порядок, настоящий процесс является Эманацией

руководимой разумными Силами в соответствии с непреложным

Законом. Следовательно, поскольку оккультисты и теософы полностью

верят в учение об Эволюции, как оно дано Капилой и Ману, они

скорее эманационисты, чем эволюционисты. Доктрина Эманации

некогда была всеобщей. Ей учили как александрийские, так и

индийские философы, египетские, халдейские и эллинские Иерофанты,

а также евреи (в своей Каббале и даже в "Бытии"). Ибо лишь

вследствие преднамеренно неправильного перевода еврейское слово

асдт в Септуагинте переведено как "ангелы", тогда как оно

означает Эманации, Эоны: точно так же, как у гностиков.

Действительно, во "Второзаконии" (XXXIII, 2) слово асдт, или

ашдт, переведено как "огненный закон", тогда как правильный

перевод этого отрывка должен быть "из его правой руки исходил (не

огненный закон, но) огонь в соответствии с законом"; т.е. огонь

одного пламени передается и подхватывается другим, словно по

следу легко воспламеняющейся субстанции. Именно это и есть

эманация. Как показано в "Разоблаченной Изиде": "В Эволюции, как

теперь начинают понимать, во всей материи предполагается

существование импульса к достижению более высокой формы, -

предположение, ясно выраженное Ману и другими индусскими

философами самой седой древности. Древо философов иллюстрирует

это в случае растворения цинка. Разногласия между последователями

этой школы и эманационистами можно коротко выразить следующим

образом: эволюционист прекращает все исследования у пределов

"Непознаваемого", эманационист же верит, что ничто не может

эволюционировать (be evolved) - или, согласно значению этого

слова, выйти из утробы, родиться - если оно сперва не было

запроектировано (been involved), тем самым указывая, что жизнь,

прежде всего, происходит от духовной силы."

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

ЭМАНАЦИЯ

позднелат. emanatio – истечение, исхождение, распространение, от лат. emano – вытекаю) – популярный термин антич. философии, обозначающий исхождение низших областей бытия из высших, когда высшие остаются в неподвижном и неисчерпаемом состоянии, а низшие выступают в постепенно убывающем виде вплоть до нуля. М а т е р и а л и с т и ч. учение об Э. принадлежит в той или иной мере почти всей древней натурфилософии. Так, Эмпедокл (А 90, В 109а) объяснял зрение истечениями из элементов, производящими соответствующие раздражения наших органов чувств. Систематич. форму это учение приобрело у атомистов, к-рые учили об отделении от атомов того, что они называли "видиками" (??????). Эти "видики", "истекая" из самих атомов, попадают и в органы человеч. чувств, становясь причиной соответствующих ощущений (Левкипп А 29, ср. 30–31; Демокрит А I, 121, 135). И д е а л и с т ы учили об истечениях из идеального мира в материальный. Платонизм выдвинул учение об Э. сверхразумного и сверхсущего Единого, или Блага, что у Платона (R. Р. VI 508а–509d) дано в полумифич. форме учения о Благе как о сверхразумном Солнце, излучающем из себя все бытие, т.е. дающем возможность всему быть, и быть познаваемым. Аристотель, не признавая такого Единого и считая, что оно является попросту единством разнообразного, развил учение об Э. как об энергии в противоположность потенции (Met. IX 6–9) и как о перводвигателе (Met. XII 6–10), к-рый движет всем миром энергийно. Это учение было разработано неоплатонизмом, в учении об Э. к-рого слились три тенденции: 1) платоновское понятие о Едином, соединенное с аристотелевской энергией; 2) представление о всеобщей текучести вещей в духе эллинистич. субъективизма, развитое особенно в стоицизме, вслед за к-рым неоплатоники понимали Э. в духе провиденциализма, фатализма и телеологии; 3) идеи монистической, имманентно присущей всей действительности активной подвижности первоначала. Стоики понимали это материалистически – как истечение первоогня, охватывающего своими творческими потоками ("художественно-творческий огонь") всю действительность в виде огненной пневмы, доходящей до теплого дыхания у человека и замирающего в неорганич. природе. Стоило только понять эти стоич. истечения провиденциально-фаталистически и интимно-творчески (а их энергийно-смысловая природа была разработана уже Аристотелем), как уже получалось развитое неоплатонич. учение об Э. Таковы идеи Плотина о творч. "истечении" (III 4,3; 7,2; 8,9; IV 5, 2; 7,5; VI 7, 12, 22), световом излучении (I 1,8; V 1,6; 3, 15; VI 7, 5), оставляющем первооснову без всякой убыли в течение всей вечности (III 8, 9; IV 9, 5) и действующем не произвольно, но по строгим законам действительности (III 2,2; IV 8, 6; V 4, 1). Эту теорию Э. подробно разработал Прокл, пользовавшийся для Э. технич. термином ??????? "выхождение", "исхождение"), употребляемым, впрочем, уже Плотиной (VI 3, 12). У Прокла же учение об Э. достигло своего окончат, диалектич. и структурного оформления: "пребывание на месте" – Э. – "возвращение". В конце концов, несмотря на весь идеализм этой теории, интуитивно он остался все-таки в пределах того круговорота вещества в природе, к-рый издавна проповедовала еще древнегреч. натурфилософия. Учение об Э. встречается в философии средневековья и Возрождения. Здесь оно столкнулось с монотеистич. противопоставлением творца и твари и только сравнит, редко оставляло неприкосновенным теорию теистич. вероучения (как, напр., в Ареопагитиках или у Николая Кузанского). Большей же частью оно вносило сильный пантеистич. элемент, благодаря чему и приводило теистич. теорию креационизма к полной катастрофе (как напр., у Иоанна Скота Эриугена, нем. мистиков 14 в. или в натурфилософии Возрождения, особенно у Бруно). Лит.: Muller H. F., Plotinische Studien I, "Hermes", 1913, Bd 48, S. 408–25; Armstrong A. H., "Emanation" in Plotinus, "Mind", 1937, v. 46, p. 61–66; Beierwaltes W., Proklos. Grundz?ge seiner Metaphysik, Fr./M., 1965, S. 118–64. А. Лосев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЭМАНАЦИЯ

позднелат. emanatio - истечение) - термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.); 2) к семантической фигуре Блага в философии Платона, иррадиирующего и бытие как таковое (греч. aporroia - распространение), и его имманентный смысл, делающий возможным его познание (ср. с исходной семантикой Софии в античной культуре); 3) к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящий в движение все уровни универсума; 4) к стоической концепции истечения творческого Логоса как "первоогня", пронизывающего своими потоками - огненной пневмой - все бытие, вплоть до "холодной" неорганической природы. В рамках системы неоплатонизма Э. мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира, проявляющейся в его непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии вовне (ср. с креативной семантикой "сперматического логоса" в стоицизме): "представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения, и представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия" (Плотин). (В более позднем гностицизме идея спонтанности Э. будет трансформирована в идею Э. как сознательно целеположенного волевого акта, актуализирующего исходное желание "дерзости" - tolma.) Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым (Благом) и низшими уровнями бытия управляются двумя фундаментальными закономерностями: во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе Э. и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому импульсу преодоления оторванности от истока: у Плотина это фиксировано постулатом "восхождения к Единому" и передается термином "экстаз", у Прокла в "Первоосновах теологии" формулируется тезисом: "все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе" (ср. с концепцией любви и красоты у Платона, основанной на гносеологической фигуре "припоминания" душой созерцаемых некогда в мире идей совершенных форм и неудержимом "эросе" - стремлении - к ним при узнавании их в сотворенном). Таким образом, Э. понимается в неоплатонизме как нисходящее движение ("истечение от верховного светоча"), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, что позднее в рамках теизма будет переосмыслено как излияние отцовской любви Творца на творение (вектор вниз) и неизбывная сыновья любовь твари к Творцу (вектор вверх) и задаст в контексте мистики идею стремления души к воссоединению с Богом как своим источником: "искра Божья" в душе человеческой и ее "устремление к соединению с Божественным светом" у Амальрика Бенского в христианстве; "капля, стремящаяся в океан" у ал-Газали в исламе и т.п. Парадигма Э. (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи: наличие зла обусловливается семантически вытекающей из идеи Э. иерархией совершенства мироздания (поскольку каждый последующий уровень Э. как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, поскольку зло есть не что иное как недостаток (в экстремуме - отсутствие) блага. Концепция Э. глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры, войдя в качестве фундаментальной идеи в христианский канон ("Ареопагитики" и трактовка Духа Святого в Символе веры) и оказав принципиальное содержательное воздействие и на развитие теологии как в апофатической (Э. как непостижимый след трансценденции), так и в катафатической (Э. как основа принципа "аналогии бытия", открывающего для познания путь постижения Бога через постижение его творения) ее версиях, и на развертывание европейской философской традиции, задав специфическое структурное оформление как средневековым схоластике (Иоанн Скот Эриугена) и мистике (Экхарт), так и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Бруно). Наряду с семантическим влиянием концепции Э. на европейскую культуру, могут быть зафиксированы ее следы и в символической системе последней, - прежде всего, это касается световой символики, красной нитью прошедшей сквозь весь семиотический ряд культурных универсалий Европы и изначально восходящий к фундировавшей эманационную модель неоплатонизма метафоре Платона, сравнивающей иррадиирующее Благо с излучающим свет Солнцем ("Государство", VI). Всеобъемлющая световая символика неоплатоников имманентно входит в систему символов христианства, фундируя собою как теологическую (линия Псевдо-Дионисия Ареопагита), так и мистическую традиции: душа праведника, преисполненная любви к Господу, метафорически фиксируется в образе светильника с огнем внутри (например, у Бернара Клервоского), свет которого стремится к воссоединению с источником света. Символы света характерны также и для иудаизма: явление Яхве Моше "из среды огня" (Танах), концепция индивидуальной души как искры, стремящейся к воссоединению с Божественным светом в хасидизме (ср. с христианским амальриканством). Аналогично - в ортодоксальном исламе (кораническая сура "Солнце"); в концепции ишракийа (арабск. "ишрак" - сияние), где Бог мыслится как эманирующий свет ("Сияющий" у Сухраварди); символико-метафорическая система суфизма фиксирует в качестве ценностей "свет реальной веры, свет искренней преданности, свет мудрости, свет милосердия, свет повиновения, свет понимания и бездонный свет таухид" (Абу-л-Хасан-Харакани), а состояние единения души мистика с Абсолютом (таухид) передает посредством универсально распространенной метафоры бабочки, сгорающей в пламени свечи. Световая символика лежит в основе практически всех дуалистических вероучений, центрирующихся вокруг семантико-аксиологической оппозиции темного и светлого начал, символизирующих, соответственно, материальный субстрат и Бога, прозреваемого сквозь мрак материи: зороастризм, манихейство, гностицизм и др. (см., например, гностическое понятие Pistis Sophia, отождествленное со светом). В когнитивной сфере метафора света использовалась для обозначения истинного знания (Э. как истечение бытия и одновременно его умопостигаемого смысла, освещающего мир Божьим светом); начиная с Ренессанса, метафора света как знания и образованности прочно входит в светскую культуру (см. этимологию понятия "Просвещение").

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

ЭМАНАЦИЯ

позднелат. emanatio - истечение) - термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Лев-кипп, Демокрит и др.); 2) к семантической фигуре Блага в философии Платона, иррадиирующего и бытие как таковое (греч. aporroia - распространение), и его имманентный смысл, делающий возможным его познание (ср. с исходной семантикой Софии в античной культуре); 3) к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящий в движение все уровни универсума; 4) к стоической концепции истечения творческого Логоса как "первоогня", пронизывающего своими потоками - огненной пневмой - все бытие, вплоть до "холодной" неорганической природы. В рамках системы неоплатонизма Э. мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира, проявляющейся в его непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии вовне (ср. с креативной семантикой "сперматического логоса" в стоицизме): "представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения, и представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия" (Плотин). (В более позднем гностицизме идея спонтанности Э. будет трансформирована в идею Э. как сознательно целеположенного волевого акта, актуализирующего исходное желание "дерзости" - tolma). Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым (Благом) и низшими уровнями бытия управляются двумя фундаментальными закономерностями: во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе Э. и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому импульсу преодоления оторванности от истока: у Плотина это фиксировано постулатом "восхождения к Единому" и передается термином "экстаз", у Прокла в "Первоосновах теологии" формулируется тезисом: "все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе" (ср. с концепцией любви и красоты у Платона, основанной на гносеологической фигуре "припоминания" душой созерцаемых некогда в мире идей совершенных форм и неудержимом "эросе" (стремлении) к ним при узнавании их в сотворенном). Таким образом, Э. понимается в неоплатонизме как нисходящее движение ("истечение от верховного светоча"), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, что - позднее - в рамках теизма будет переосмыслено как излияние отцовской любви Творца на творение (вектор вниз) и неизбывная сыновья любовь твари к Творцу (вектор вверх) и задаст в контексте мистики идею стремления души к воссоединению с Богом как своим источником: "искра Божья" в душе человеческой и ее "устремление к соединению с Божественным светом" у Амальрика Венского в христианстве; "капля, стремящаяся в океан" у ал-Газали в исламе и т.п. Парадигма Э. (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи: наличие зла обусловливается семантически вытекающей из идеи Э. иерархией совершенства мироздания (поскольку каждый последующий уровень Э. как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, поскольку зло есть не что иное как недостаток (в экстремуме - отсутствие) блага. Концепция Э. глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры, войдя в качестве фундаментальной идеи в христианский канон ("Ареопагитики" и трактовка Духа Святого в Символе веры) и оказав принципиальное содержательное воздействие и на развитие теологии как в апофатической (Э. как непостижимый след трансценденции), так и в катафатической (Э. как основа принципа "аналогии бытия", открывающего для познания путь постижения Бога через постижение его творения) ее версиях, и на развертывание европейской философской традиции, задав специфическое структурное оформление как средневековым схоластике (Иоанн Скот Эриугена) и мистике (Экхарт), так и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Бруно). Наряду с семантическим влиянием концепции Э. на европейскую культуру, могут быть зафиксированы ее следы и в символической системе последней, - прежде всего, это касается световой символики, красной нитью прошедшей сквозь весь семиотический ряд культурных универсалий Европы и изначально восходящий к фундировавшей эманационную модель неоплатонизма метафоре Платона, сравнивающей иррадиирующее Благо с излучающим свет Солнцем ("Государство", VI 508a-509d). Всеобъемлющая световая символика неоплатоников имманентно входит в систему символов христинства, фундируя собою как теологическую (линия Псевдо-Дионисия Ареопагита), так и мистическую традиции: душа праведника, преисполненная любви к Господу, метафорически фиксируется в образе светильника с огнем внутри (например, у Бернара Клервоского), свет которого стремится к воссоединению с источником света. Символы света характерны также и для иудаизма: явление Яхве Моше "из Среды огня" (Танах), концепция индивидуальной души как искры, стремящейся к воссоединению с Божественным светом в хасидизме (ср. с христианским амальриканством). Аналогично - в ортодоксальном исламе (кораническая сура "Солнце"); в концепции ишракийа (арабск. "ишрак" - сияние), где Бог мыслится как эманирующий свет ("Сияющий" у Сухраварди); символико-метафорическая система суфизма фиксирует в качестве ценностей "свет реальной веры, свет искренней преданности, свет мудрости, свет милосердия, свет повиновения, свет понимания и бездонный свет таухид" (Абул-Хасан-Харакани), а состояние единения души мистика с Абсолютом (таухид) передает посредством универсально распространенной метафоры бабочки, сгорающей в пламени свечи. Световая символика лежит в основе практически всех дуалистических вероучений, центрирующихся вокруг семантико-аксиологической оппозиции темного и светлого начал, символизирующих, соответственно, материальный субстрат и Бога, прозреваемого сквозь мрак материи: зороастризм, манихейство, гностицизм и др. (см., например, гностическое понятие Pistis Sophia, отождествленное со светом). В когнитивной сфере метафора света использовалась для обозначения истинного знания (Э. как истечение бытия и одновременно его умопостигаемого смысла, освещающего мир Божьим светом); начиная с Ренессанса, метафора света как знания и образованности прочно входит в светскую культуру (см. этимологию понятия "Просвещение").

М.А. Можейко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Найдено схем по теме ЭМАНАЦИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ЭМАНАЦИЯ — 0

Найдено книг по теме ЭМАНАЦИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ЭМАНАЦИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ЭМАНАЦИЯ — 0