ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование
христ. таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определенных молитв, к-рые сопровождаются помазанием освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук. Правосл. церковь учит, что Е. исцеляет человека от телесных и душевных болезней и одновременно освобождает от тех грехов, в к-рых он не успел раскаяться сам. Католики не признают за Е. исцеляющих функций, а усматривают в нем успокоительное напутствие умирающему. Как по содержанию, так и по форме проведения Е. представляет собой пережиток первобытной лечебной

Источник: Атеистический словарь

Елеосвящение соборование
одно из христ. таинств, совершаемое у постели больного. В православии считается последним наиболее сильным духовным средством излечения от недуга, а также способом отпущения грехов. Католич. церковь отказалась рассматривать таинство Е. как средство врачевания и оценивает его только как благословение умирающему. Таинство Е. называют также соборованием потому, что для совершения его необходимо собрать семь священников (в случае необходимости Е. может проводить и один священник). Установленный церковью порядок исполнения Е. указывает на его связь с древними магическими обрядами и мистикой чисел: семь священников, семь стручков для помазания больного, семь апостольских и семь евангельских чтений. И в католическом и в православном варианте таинство Е. служит одним из средств психологического воздействия на верующих, с помощью к-рых церковники стремятся опутать, пронизать религией всю жизнь человека от рождения до его смерти.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Соборование, Елеосвящение
(Extreme Unction).
Таинство Католической церкви, в к-ром больного помазуют елеем. Это последнее из трех таинств миропомазания, следующее за крещением и конфирмацией; к нему прибегают, когда больной находится in extremis (в крайне тяжелом положении). На Тридентском соборе было решено, что это таинство установлено Христом. В Евангелии нет точных сведений на этот счет, но принято думать, что об этом прикровенно сказано в Мк. Статус таинства и его действие основаны на толковании Иак 5:1415. Материал таинства  освященный епископом елей; помазание, к-рое производит священник, произносящий молитву,  знак; а благодать, даруемая при условии покаяния и веры, знаменует прощение грехов, восстановленные силы, душевное и телесное здоровье. Господь прибегал к разным средствам во время исцелений, но нет никаких свидетельств о том, что Он использовал елей, к-ром е упоминаний об апостольской практике в Мк 6:13. Мы не знаем, применяли ли елей в медицинских целях или символически. В Католической церкви елей символизирует Св. Духа. Молитва, читаемая при освящении елея над больным, приводится в "Апостольском предании" Ипполита (ок. 225 г. н.э.) и в "Евхологионе" Серапиона (ок. 365 г. н.э.). Начиная с V в. миропомазание упоминается все чаще и чаще. В XIII в. этот обряд был включен в число основных таинств, и учение о нем сформулировано на Тридентском соборе.
R. J. C0ATES (пер. А. К.) Библиография: F.W. Puller, The Anointing of the Sick in Scripture and Tradition.
См. также: Таинство; Помазывать, Помазание.

Источник: Теологический энциклопедический словарь