ЭКСПЛИКАЦИЯ
Экспликация
лат. explicatio – объяснение, уточнение значения слова) – замещение представления обыденного сознания точным научным понятием.
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Экспликация
от лат. explicatio — разъяснение) — эквивалентно по сути понятиям объяснение, развертывание. Эксплицировать — объяснять, разъяснять.
ЭКСПЛИКАЦИЯ
от лат. explicatio разъяснение) - см. Объяснение; Развертывание; эксплицировать - объяснять, разъяснять; ехpliсite - подробно, развернуто, раздельно, определенно, ясно.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Экспликация
1) истолкование, объяснение, развертывание, объяснение путем точных формальных определений смысла; 2)краткое письменное изложение основного содержания, например, в музейной экспозиции
ЭКСПЛИКАЦИЯ
явное определение или уточнение значения и смысла отдельных, широко используемых в науке терминов, имеющих, как правило, не одно, а несколько значений (например, «вероятность», «детерминизм», «закон», «формализация», «вывод» и т. д., и т. п.). (См. определение, значение, смысл).
ЭКСПЛИКАЦИЯ
[от лат. explicatio разъяснение] – 1) то же, что легенда. Подпись к иллюстрации, содержащая расшифровку условных обозначений отдельных частей изображения; 2) краткое письменное сопровождение экспозиции музея или выставки; содержит объяснение и оценку данного историко-художественного явления.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Экспликация
(лат. expli care – выяснение) – 1. В методологии и логике: способ выяснения содержания данного понятия через его уточнение с помощью содержания понятий другого языка, языка другой науки (например, использование языка математики для выяснения понятий физики). 2. То же, что легенда. 3. Краткое описание экспозиции музея, выставки, помещаемое у входа в очередной зал.
ЭКСПЛИКАЦИЯ
(Explikation; лат.) — см. Объяснение; Развертывание; эксплицировать — объяснять, разъяснять; эксплицитно — подробно, развернуто, раздельно, определенно, ясно; см. implizite. У Карнапа экспликация подразумевает уточнение неопределенного понятия, имеющего место в повседневном употреблении. Такое понятие называют «экспликандум», а результат экспликации — «экспликатом».
J. F. Hanna. An Explication of «Explication», in: Philos. Sei., 35 (1968); G. Küng. The Phenomenological Reduction as Epoche and as Explication, in: Monist, 59 (1975—1976).
J. F. Hanna. An Explication of «Explication», in: Philos. Sei., 35 (1968); G. Küng. The Phenomenological Reduction as Epoche and as Explication, in: Monist, 59 (1975—1976).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЭКСПЛИКАЦИЯ
от лат. explicatio - истолкование, развертывание) - замещение неточного понятия более точным. Э. также называют объяснение символов и условных обозначений. Перевод неточных понятий в более точные и строгие является моментом любого познавательного процесса, напр., понятие повседневного языка "сила" замещается понятием силы в ньютоновской механике. Особое значение Э. придавал логический позитивизм, в частности Карнап, ввиду задачи создания логически строгого языка науки средствами математической логики. В процедуре Э. не требуется, чтобы значение нового понятия совпадало со значением старого, но обязательным является условие возможности замены старого понятия новым (экспликанда - экс-пликатом, в терминологии Карнапа) в любых возможных контекстах употребления.
Источник: Современная западная философия: словарь
ЭКСПЛИКАЦИЯ
лат. explicatio— объяснение, развертывание) — 1. Этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности того или иного предмета, явления,— объяснение. 2. Процесс развертывания, в результате к-рого раскрывается содержание к.-л. единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга. Термин “Э.” в этом смысле широко используется в идеалистической философии. Так, в неоплатонизме мир, отдельные вещи рассматриваются как Э., “саморазвертывание” бога, в к-ром они первоначально существуют в единстве. Гегель рассматривает действительность как саморазвертывание понятия в многообразие его определений. 3. Логико-методологический прием замещения привычного, но неточного понятия или представления точным научным понятием. Э. обычно выступает как разработка исходных в развитии научной теории понятий, в отличие от донаучного, или еще неопределенного научного, знания о предмете. Распространена в логической семантике, где термин “Э.” и получил указанное значение.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЭКСПЛИКАЦИЯ
лат. explicatio - разъяснение) - уточнение понятий и утверждений естественного или искусственного языка с целью устранения выявленных в них неясностей и неточностей или (и) сообразно новому объекту исследования. Э. может пониматься как замена одних (неточных, неясных) понятий другими (формально более четким) или только как уточнение исходных понятий через уточнение их места в какой-либо понятийной системе. Тогда она может быть описана через взаимосоотнесение explicanda (уточняемое, выявляемое, разъясняемое) и экспликата (уточняющее, выявляющее, разъясняющее). Акцент на способах и процедурах продуцирования концептов и конструктов знания позволяет рассматривать как технологии Э. концептуализацию (теоретическая Э.) и операционализацию (эмпирическая Э.), в рамках которых речь идет (в том числе) о концептуальных и операциональных определениях. Однако, в целом речь идет об Э. структур построения знания. В социологии говорят также об Э. (обнаружении, выявлении) латентных переменных; в аналогичном значении можно говорить о эксплицитных и имплицитных формах мысли (подтекстах и контекстах предъявляемых текстов). В этих случаях задачи Э. сводятся к выработке и знанию правил трансформации "скрытого" в "явное". Несколько иной аспект задает задача Э. в рефлексии и (или) методологическом анализе имплицитных оснований ("аксиом", допущений и т.д.) "очевидного" знания.
В.Л. Абушенко
В.Л. Абушенко
Источник: Новейший философский словарь
экспликация
ЭКСПЛИКАЦИЯ (от лат. explicatio — разъяснение) — уточнение понятий естественного и научного языков с помощью средств символической логики. Содержание понятий естественного, а порой и научного языка обычно не вполне ясно и определенно. Как правило, это не мешает людям общаться и рассуждать: контекст показывает, что они имеют в виду, когда говорят: «молодой человек» или «высокое дерево». Однако в некоторых сложных и тонких случаях неясность и неточность понятий способна приводить к ошибочным или даже парадоксальным заключениям. Напр., теория множеств опирается на интуитивное понимание множества как совокупности любых объектов, объединяемых нашей мыслью. В большинстве случаев такого интуитивного понимания достаточно. Но когда мы имеем дело с парадоксальными множествами (типа множества всех множеств, не содержащих себя в качестве собственного элемента), неясность интуитивного понятия становится очевидной и требует устранения. В таких случаях прибегают к Э. Замена неясных, неточных понятий точными не только оберегает от ошибок в рассуждениях, но и служит средством более глубокого проникновения в содержание эксплицируемых понятий, позволяет отделить существенное от второстепенного, лучше понять собственные утверждения. Напр., в повседневной речи и в науке часто используются понятия «теория», «аксиома», «доказательство», «объяснение» и т.п. Но только благодаря Э. этих понятий становится понятно, что в теорию должна включаться фиксированная логика, что факты или практика «доказать» в строгом смысле ничего не могут, что объяснение содержит в себе ссылку на закон и т.п. Следует, однако, иметь в виду, что вводимое в процессе Э. более точное понятие обладает, как правило, гораздо более бедным содержанием, чем уточняемое интуитивное понятие; поэтому стремление полностью заменить интуитивное понятие его формальным экспликатом может стать препятствием для развития познания. Э. содействует более глубокому пониманию и стимулирует новые исследования. Но более глубокое понимание или изменение содержания понятия в результате исследований может потребовать новой Э. АЛ. Никифоров
ЭКСПЛИКАЦИЯ
лат. explicatio — объяснение, развертывание) — в широком смысле разъяснение, уточнение позиции, понятия, значения слова. В более узком и точном смысле, сформулированном Р. Карнапом в его концепции логической семантики, — замещение представления обыденного сознания точным научным понятием. Экспликация обычно выступает как разработка исходных научных понятий в процессе формирования первоначальных концептуальных структур — типологий, первичных объяснительных схем и т. д., при использовании смыслового содержания обыденного сознания. Экспликация в этом смысле выступает как исходная для всякого теоретического сознания процедура рефлексии над смыслом и значением представлений обыденного сознания, предполагающая концептуально-теоретический ответ на вопрос: «Что это такое?» В философии этот вопрос звучит так: что такое знание, что такое истина, бытие, добро, зло и т. д.; в физике — что такое сила, или скорость, или газ; в биологии — что такое жизнь; в социальных науках — что такое общество, социальная структура; и т. п. Именно такого рода вопросы своим собеседникам, представлявшим позицию обыденного сознания, задавал Сократ в диалогах Платона, формулируя отправную рефлексивно-рациональную установку теоретического сознания (напр., известный вопрос о природе прекрасного в диалоге Платона «Бшпий Большой»). Специфика процедуры экспликации по сравнению с формированием вообще конструктов в науке состоит в том, что, преодолевая нерефлексивность позиции обыденного сознания по отношению к эксплицируемому понятию, рационально-теоретическое сознание в то же время считается с обыденным смыслом и стремится не столько отбросить его, сколько увидеть за его многозначностью и символичностью реальную проблему, которая должна быть решена собственными средствами рационально-теоретического сознания. Т. о., в ситуации экспликации дотеоретическое или внетеоретическое сознание задает рамки, «краевые условия» той проблемной ситуации, в которой движется рационально-теоретическое сознание. В известном смысле всю его конструктивную работу как в философии, так и в научных дисциплинах можно представить как некую многоплановую и многослойную экспликацию исходных познавательных смыслов.
В. С. Швырев
В. С. Швырев
Источник: Новая философская энциклопедия