ЭКСПЕРИМЕНТ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эксперимент
создание системы условий для воспроизведения явления с целью его последующего качественного и количественного анализа.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

ЭКСПЕРИМЕНТ
метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Эксперимент
(experimentum) — какой-нибудь опыт, с помощью которого желают узнать свойство какого-нибудь чувственного или вещественного предмета.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Эксперимент
от лат.: experementum – проба, опыт), чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т. д.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Эксперимент
(лат. experimentum – проба, опыт, испытание) – исследование в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях; активный, научно поставленный опыт. Основной задачей Э. является проверка гипотезы и предсказания теории, имеющей принципиальное значение.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

ЭКСПЕРИМЕНТ
научный метод, воссоздающий ситуацию наблюдения с целью проверки некоторого предположения, гипотезы. Если наблюдение — это лишь констатация феномена, при условии, что мы являемся его пассивным наблюдателем, «эксперимент сознательно реализует данные условия» (Бройль) и вызывает феномен в совершенно определенных условиях.

Источник: Философский словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ
от лат. experimentum - проба, опыт) - планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. Эксперимент в современном смысле является со времени Галилея и Фр. Бэкона одним из важнейших средств исследования.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Эксперимент
метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющие принципиальное значение (решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Эксперимент
от лат. experimentum — проба, опыт) — метод научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; планомерно проведенное наблюдение, опыт; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Со времен Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Галилео Галилея эксперимент является одним из важнейших средств и методов исследования в человеческой практике и науке.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЭКСПЕРИМЕНТ
(Experiment; лат. — «проверка, попытка, проба») — планомерно проведенное наблюдение; планомерное изолирование, регулировка и варьирование условий для изучения зависящих от них явлений с помощью получения наблюдений, на основе которых складывается знание регулярности и закономерностей наблюдаемого явления. Эксперимент в современном смысле является со времени Галилея и Фр. Бэкона одним из важнейших вспомогательных средств исследования.
J. W. Goethe. Der Versuch als Vermittler zwischen Subjekt u. Objekt, 1823; H. Dingler. Das E. — Sein Wesen und seine Gesch., 1928; R. A. Fisher. The Design of Experiments. Edinburgh, 1935; R Lorenzen. Die Entstehung der exakten Wiss., 1960; W. Strolz (Hg.). E. und Erfahrung in Wiss. und Kunst, 1963; K. Holzkamp. Wiss. als Handlung, 1968; H. Tetens. Experimentelle Erfahrung, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Эксперимент
(от лат. experimentum – проба, опыт) – Форма познания, когда предмет исследуется в искусственно созданных условиях, при которых обеспечивается либо изоляция, либо контроль за постоянством всех воздействий, кроме тех, зависимость от которых исследуется в данном Э.. Классический пример: «башня молчания», куда помещается животное, у которого вырабатывается условный рефлекс на определенный раздражитель. Э., проводимый в рамках объективной реальности, относится к эмпирическому познанию. Но постановка задачи Э. и интерпретация полученных результатов осуществляется посредством теоретического познания. Э., полностью относящийся к теории и являющийся средством её развития, обычно называют мысленным Э.. В этом случае исследователь работает с искусственно созданной (воображаемой, условно допускаемой) ситуацией в рамках субъективной реальности.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Эксперимент

/D/ Experiment; /Е/ Experiment /F/ Experiment; /Esp./ Experimento.
Основной метод эмпирического познания, представляющий собой форму практической деятельности в целях научного познания объекта, в ходе которого он посредством специальных инструментов и приборов:
а) объект изолируется от влияния побочных и затемняющих егосущность явлений с целью изучения объекта в чистом виде;
б) многократно воспроизводится ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях;
в) планомерно изменяется, варьируется, комбинируется набор условий для получения, накопления и регистрации научных факторов.
В отличие от наблюдения, эксперимент характеризуются вмешательством исследователя в изучаемый объект, активным воздействием на него. Эксперимент используется для проверки истинности теоретических положений или гипотез.

Источник: Философия, практическое руководство

ЭКСПЕРИМЕНТ
метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном или количественном уровне. Если под классическим языком описания в физике условиться понимать язык, все термины которого поддаются однозначной интерпретации данными опыта, то эксперимент можно было бы определить как воспроизводимую, управляемую и классически описываемую ситуацию, создаваемую с целью активного воздействия на ход изучаемого процесса и его исследования в «чистом виде». Понимание характера физического эксперимента как существенно классического по своей сути (на чем настаивал Н. Бор), позволяет уяснить все своеобразие связи чувственной и рациональной ступени познания, которое находит свое выражение в принципе «классичности» новой физики: как бы далеко ни выходили явления за рамки классического физического объяснения, все опытные данные, на которых строится теория, должны описываться при помощи обычных «макроскопических» понятий. Слово «эксперимент» относится к такой ситуации, когда мы можем сказать другим, что мы делали и что узнали» (Н. Бор).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Эксперимент
исследование к.-л. явлений путем активного воздействия на них при. помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Э. — сторона общественно-исторической практики человечества и поэтому является источником познания и критерием истинности гипотез и теорий. От действительного Э. следует отличать простое наблюдение, к-рое не предполагает активного воздействия на объект, а также т. наз. «мысленный Э.», представляющий собой логическое рассуждение о том, как протекали бы определенные явления, если бы удалось создать некоторые условия, не осуществимые в данный момент по техническим или др. причинам. Э. включает в себя: создание необходимых условий, устранение всех мешающих воздействий и факторов, фиксацию объекта различными средствами или же искусственное вызывание явления, акт наблюдения и измерения с применением соответствующих технических устройств. Всякий Э. основан на моделировании изучаемых явлений. С развитием науки и техники сфера Э. расширяется, охватывая все более сложные явления материального мира. В противоположность априоризму диалектический материализм усматривает в Э. и наблюдении источник теоретических представлений. Их связь с Э. может быть непосредственной, если они прямо выводятся из опыта, и косвенной, если они выводятся на основе анализа следствий из законов и положений, установленных ранее прямым Э. Но теория не сводится к сумме данных Э., а является качественно новой ступенью познания, движением от явлений, отображаемых в Э., к сущности, к познанию все более глубоких законов.

Источник: Философский словарь. 1963

ЭКСПЕРИМЕНТ
(лат. experimentum — проба, опыт) — метод науч. исследования, предполагающий необходимое изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных для этого контролируемых условиях. Э. занимает важнейшее, если не центр. место в методологии совр. науки. Как метод познания, Э. возник в естествознании Нового времени (У.Гильберт, Г.Галилей). Впервые он получил филос. осмысление в трудах Ф.Бэкона. Сущность Э. заключается в целесообразном, преднамеренном вмешательстве в естеств. процессы. Выделяют натурные и модельные Э., осуществляемые с заместителями естеств. объектов, а также физ. и мысленные Э. В зависимости от целей проведения Э. м.б. исследовательским, проверочным или демонстрационным. Достоинства экспериментального метода в том, что он позволяет изучать объект в «чистом» виде, исследовать его в экстремальных условиях, в т.ч. в искусственно созданных, а также в повторяемости Э. С 20-х гг. XX в. развиваются соц. Э., способствующие внедрению в жизнь новых форм соц. организации и оптимизации управления об-вом. Объект соц. Э., в роли к-рого выступает опред. группа людей, явл. одним из участников Э., с интересами к-рого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. Содержание _ ???и процедуры соц. Э. обусловлены также правовыми и моральными нормами. Лит.: Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. М., 1976; Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной политики. М., 1981; Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Эксперимент
(от лат. experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Эксперимент представляет собой воспроизведение какого-либо явления опытным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Это такой метод исследования объекта, когда исследователь активно влияет на изучаемый объект путём создания искусственных условий, необходимых для изучения тех его свойств или сторон, которые интересуют учёного, когда сознательно меняется направление, протекание процессов исследуемого объекта. Он позволяет исследовать явление в самых разнообразных условиях и даёт возможность его многократно воспроизвести. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом. Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию эксперимента. Виды эксперимента: исследовательский, или поисковый эксперимент; проверочный, или контрольный; преобразующий, или воспроизводящий; изолирующий; качественный или количественный; физический, химический, социальный, биологический эксперимент. Различают натуральный эксперимент (объект исследования находится в обычных условиях, которые изменяются в нужном направлении) и модельный (реальный объект и воздействующая на него среда заменяются моделью).

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ЭКСПЕРИМЕНТ
[от лат. experimentum проба, опыт] – искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований – физические, биологические, химические, социальные и т.д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом – обычные, прямые (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные). Прямой – предмет эксперимента сам объект, модельный – предметом является модель исследуемого объекта (дамба, самолет). Фактор, оказывающий существенное влияние рассматривается более пристально. Установление зависимость объектов – цель эксперимента. Эксперимент предполагает использование разнообразной техники. Приведенная классификация не является исчерпывающей.
Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях. Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: 1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»; 2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; 3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость. Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с »заместителем» этого объекта — моделью.
Постановка эксперимента предполагает системное видение общей идеи.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ЭКСПЕРИМЕНТ
лат. experimentum — проба, опыт) — исследование к.-л. явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Э.— сторона общественно-исторической практики человечества и поэтому является источником познания и критерием истинности гипотез и теорий. С развитием науки и техники сфера Э. расширяется, охватывая все большее множество объектов материального мира. Э. включает в себя: выделение объекта исследования, создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов, материальные воздействия на объект или условия, акты наблюдения и измерения с применением соответствующих технических устройств. От такого Э. следует отличать простое наблюдение без активного воздействия на объект, а также “мысленный Э.”, представляющий собой форму теоретического моделирования процессов или систем, неосуществимых в данный момент по техническим или др. причинам. Особой формой Э. является исследование сложных процессов или конструируемых систем по их техническим моделям. Оно может дополняться теоретическим моделированием процессов при помощи электронно-вычислительных машин. В противоположность априоризму (Априори) диалектический материализм усматривает в Э. и наблюдении источник теоретических представлений. Их связь с Э. может быть непосредственной, если они прямо выводятся из опыта, и косвенной, если они выводятся на основе анализа следствий из законов и положений, установленных ранее прямым Э. Теория представляет собой качественно новый уровень в познании по сравнению с Э. Она выражает движение мысли от явлений к сущности, ко все более глубокому познанию законов. Сложные формы Э. в настоящее время рассчитываются и проектируются на основе теорий.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ
от лат. проба, опыт) – метод эмпирического познания,характеризующийся вмешательством  в  течение  изучаемых  процессов,  использование разнообразных приборов. В ходе эксперимента исследователь, воздействуя на предмет в специально разработанных условиях, целенаправленно акцентируя внимание на нужном состоянии, изучая его на качественном и количественном уровнях. Эксперимент позволяет изолировать познаваемый объект от влияния  случайных или второстепенных факторов, многократно воспроизводить ход процесса в постоянных условиях. Особенности научного эксперимента: а) позволяет изучать объект в «очищенном» виде (без побочных  факторов); б) при нем могут создаваться специальные условия, при которых удается обнаружить неожиданные свойства объектов и тем самым постигнуть их сущность; в) многократная воспроизводимость позволяет получать достоверные результаты; г) изучая процесс, экспериментатор может включать в него все, что считает нужным для получения истинного знания об объекте. Эксперимент всегда включает в себя:  1)  определенные  допущения  о  свойствах  моделируемых  материальных процессов; 2) допущения о характере интересующих исследователя объектов, их свойств и отношений, которые должны в ходе эксперимента или подтвердиться, или опровергнуться, или  уничтожиться; 3) приборы, измерительную технику и знания, лежащие в основе принципов их действия. В зависимости от характера поставленных задач научные эксперименты бывают следующих видов: измерительные, поисковые, проверочные, контрольные, исследовательские и др. В зависимости  от  области  проведения  эксперименты  подразделяются  на:  фундаментальные,  прикладные,  промышленные,  социальные,  в  области  гуманитарных наук. Любой научный эксперимент – это не чисто материальная деятельность, а материально-когнитивная, опирающаяся на определенную систему знания, удостоверенную в прошлом опыте.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ
способ изучения явлений в точно установленных условиях, позволяющих воспроизводить и наблюдать эти явления. В Э. то или иное явление можно исследовать при разнообразных условиях, повторить сколько угодно раз при одних и тех же и при различных обстоятельствах, расчленить на отдельные части. Природа Э. сложна. Он является способом материального воздействия человека на объект, способом практического освоения им действительности. Вместе с тем Э. ставится не для удовлетворения практических нужд человека, а с научной целью — исследовать объект. Поэтому в нем можно обнаружить черты, характерные для теоретического мышления,— выделение стороны, интересующей исследователя, и отвлечение от других сторон. Э. является своеобразной практической абстракцией. В различных областях науки Э. имеет свои особенности, связанные с природой изучаемого предмета. Во всех естественных и технических науках он широко используется как средство познания истины и ее доказательства. В последнее время Э. стал чаще применяться в исследовании явлений общественной жизни, напр. экономики. При этом здесь он нередко принимает форму передового опыта: прежде чем произвести социальное изменение в широком масштабе, его в качестве пробы проводят лишь в отдельных случаях (напр., на отдельных предприятиях). Этот опыт отличается от лабораторного Э., поскольку ставится не в искусственных, а в естественных условиях, что позволяет сократить путь внедрения научных данных в жизнь. В процессе познания Э. и теория взаимодействуют друг с другом. Э. подтверждает или опровергает теорию, находящуюся на стадии гипотезы, и дает материал для ее развития. Вместе с тем нельзя абсолютизировать Э. Это не единственная форма практической проверки выдвинутых теорий, а только момент развивающейся практики, основу к-рой составляет производственный труд. Всякий Э., тщательно поставленный, добавляет в наше знание крупицу объективного знания, что-то доказывает в теории и развивает ее.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Эксперимент
Активный, обдуманный опыт; стремление не столько слышать реальную действительность (опыт) и даже не столько вслушиваться в нее (наблюдение), сколько пытаться задавать ей вопросы. Существует особое понятие научного опыта, который обычно ставит своей целью проверку той или иной гипотезы. Для этого искусственно (чаще всего в лаборатории) создают необычные условия, которые могут быть воспроизведены нужное число раз. При этом предполагается, что идет поиск чего‑то, мало того, автор эксперимента почти всегда знает, что именно он ищет; не бывает экспериментов без предварительно выдвинутой гипотезы и соответствующей теории, пусть даже впоследствии выяснится, что она ошибочна или носит преходящий характер. «Для научного ума, – говорит Башляр, – всякое знание есть ответ на вопрос. Если вопрос не задан, не может быть и научного знания. Само собой ничто не разумеется. Нет ничего заранее данного. Все есть результат конструкции» («Формирование научного ума», I). Эксперимент – опыт, не разумеющийся сам собой, это – сконструированный опыт.
Ни один эксперимент не способен доказать истинность той или иной гипотезы и тем более – той или иной теории. Мы ищем доказательство, но находим всего лишь пример или контрпример, и лишь последний является решающим аргументом. Вы можете десять тысяч раз проверить предположение, что природа не терпит пустоты или что более тяжелые тела падают быстрее, чем более легкие, – в результате всех этих проверок все равно нельзя будет сказать, что вы установили истину; но одного‑единственного эксперимента, если он поставлен строго и может быть воспроизведен, окажется достаточно, чтобы опровергнуть ваши выводы. Поэтому эксперимент играет решающую, ключевую роль лишь в той степени, в какой он способен опровергнуть ту или иную теорию. Экспериментальные науки движутся вперед путем догадок и опровержений, отмечает Поппер, а не путем индукции и проверки. «Не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации» («Логика научного исследования», глава I). Именно это позволяет наукам двигаться вперед, не давая им застыть на месте.

Источник: Философский словарь.

ЭКСПЕРИМЕНТ
исследование изучаемого явления в специально созданных условиях. Классиком физического Э. считается Г. Галилей. Он показал, что изучаемое явление должно быть по возможности изолировано от других процессов. В опытах по изучению процесса падения тел под действием силы тяжести ему необходимо было нивелировать силу сопротивления воздуха. Галилей решил наблюдать падения тяжелых тел. Действующая на них сила тяжести во много раз превосходила силу сопротивления воздуха. В известных пределах силой сопротивления воздуха можно было пренебречь. Поставить эксперимент «чисто», значит по мере возможности вычленить изучаемое явление, отделить его от сопутствующих факторов.
Выше описан т. наз. прямой Э., но он может быть и косвенным. В косвенном Э. непосредственно наблюдается не изучаемый объект, а его проявления- Именно так физики судят о кварках, которые в свободном состоянии не могут наблюдаться в принципе. Важной вехой в понимании Э. стали опыты над микрообъектами. Во-первых, выяснилось, что они по-разному реагируют на неодинаковые измерительные устройства. Во-вторых, с ними происходят решающие изменения, следовательно, один и тот же Э. не может быть повторен дважды. Оба обстоятельства были учтены в принципе относительности к средствам наблюдения. Принципиальными особенностями обладают Э. с участием людей. Испытуемые реагируют на вопросы и поведение экспериментатора, он вынужден учитывать это обстоятельство. К счастью, выяснилось, что как бы ни вел себя испытуемый, всегда есть возможность представить его поведение в теоретическом виде.
Важнейшее значение имеют в Э. наблюдение и измерение. Что касается целей экспериментирования, то они могут быть самыми различными. В одних случаях накапливают сведения об изучаемом явлении, в других — заинтересованы в уточнении статуса теории. Существенно, что Э. не противостоит теории. Он всегда осмысливается теоретически, но если возникают различного рода несогласованности, то от устаревшей теории отказываются в пользу ее более удачной соперницы. См. измерение, принцип наблюдаемости, принцип наглядности, принцип относительности к средствам наблюдения, операционализм, решающий эксперимент.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ЭКСПЕРИМЕНТ
от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи к-рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (т. н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности науч. познания в целом.
Экспериментальный метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей) . Вперые он получил филос. осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию Э. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирич. и теоретич. знания. Преодоление односторонности этих направлений нашло завершение в диалектич. материализме, в к-ром тезис о единстве теоретич. и экспериментальной деятельности является конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального, эмпирич. и теоретич. уровней в процессе познания (см. Эмпирическое и теоретическое).
Совр. наука использует разнообразные виды Э. В сфере фундаментальных исследований простейший тип Э.- качеств. Э., имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Более сложен измерит. Э., выявляющий количеств. определенность к.-л. свойства объекта. Широкое применение в фундаментальных исследованиях получает мысленный Э. Относясь к области теоретич. знания, он представляет собой систему мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Будучи теоретич. моделями реальных экспериментальных ситуаций, мысленные Э. проводятся в целях выяснения согласованности осн. принципов теории. (См. также Верификация, Фальсификация.)
С 20-х гг. 20 в. развиваются социальные Э. Они способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального Э., в роли к-рого выступает определ. группа людей, является одним из участников Э., с интересами к-рого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры социальных Э. обусловлены также правовыми и моральными нормами общества.

Источник: Советский философский словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ
термин, широко применяемый в философии и методологии науки; обозначает, как правило, исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования. Иногда понятие «эксперимент» отождествляется с «методом познания» (см., например, «Философский энциклопедический словарь». М., 1989). Однако «эксперимент» есть форма практической, а не духовной деятельности, которая входит в него как компонент. В эксперимент входят: 1) система приборов и других средств, используемых в ходе исследования объекта; 2) материальный объект, испытывающий воздействие со стороны тех или иных факторов; 3) гипотеза или шея, выдвигаемая исследователем с целью ее проверки; 4) метод (общие принципы) и методика проведения эксперимента, 5) экспериментатор или группа лиц, обслуживающих приборы (экспериментальную установку), управляющих ими, наблюдающими за ходом эксперимента, фиксирующих его результаты. Прибор есть материальное тело, способность которого отражать свойства других материальных тел используется человеком в целях их дальнейшего познания. Имеются приборы-усилители органов чувств (микроскоп, телескоп и т. п ), приборы-измерители, приборы-детекторы (приборы-преобразователи), способные преобразовать невоспринимаемые нашими органами чувств свойства в свойства, доступные нашему восприятию. Благодаря действию приборов и факторов, воздействующих на объект (к примеру, воздействие рентгеновых лучей в генетике на ее традиционный объект - мушку-дрозофилу) происходит изменение этого объекта (в генетике - мутации, изменение наследственных свойств). В отличие от простого наблюдения, эксперимент означает активное вмешательство исследователя в структуры природных и социальных систем. С помощью эксперимента исследователь может ставить объект в строго контролируемые условия, менять их, точно определять связь причины и следствия, ускорять или замедлять процессы, которые в естественном состоянии протекают либо крайне медленно, либо слишком быстро. В отличие от живого созерцания ц внешнего наблюдения процесс наблюдения в эксперименте способен привести к обнаружению сущностных моментов и новых закономерностей в исследуемых объектах. В процессе эксперимента возможны случайные (нередко и негативные) воздействия прибора на изучаемый объект. Их результаты могут расходиться с целями, поставленными экспериментаторами. Однако субъект способен предпринимать меры, чтобы свести к минимуму такие воздействия. Еще важнее то, что порой эти воздействия специально вызываются, а затем специально изучаются. Подобная практика, связанная с использованием вероятностно-статистического подхода и математизации, получила название рандомизации эксперимента.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЭКСПЕРИМЕНТ
лат. experimentum - проба, опыт) - метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений. Э. могут быть натурными и мысленными. Натурный Э. проводится с объектами и в ситуациях самой изучаемой действительности и предполагает, как правило, вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленный Э. предполагает задание условной ситуации, проявляющей интересующие исследователя свойства, и оперирование идеализированными объектами (последние зачастую специально конструируются для этих целей). Промежуточный статус носят модельные Э., проводимые с искусственно созданными моделями (которым могут соответствовать, а могут и не соответствовать какие-либо реальные объекты и ситуации), но которые предполагают реальное изменение этих моделей. Э. как исследовательско-преобразовательная деятельность может быть рассмотрен как особая форма практики, позволяющая устанавливать (не) соответствие концептов и конструктов познания, теоретически обнаруживаемых связей и отношений - действительности. В так называемых решающих Э. проверке может подвергаться теория в целом. Э. представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания, с которым связано становление европейской опытной науки и утверждение доминирования объяснительных моделей в естествознании в целом. Он ведет свое начало от исследований Галилея и основанной после его смерти Флорентийской академии опыта. Теоретически Э. был обоснован впервые в работах Ф. Бэкона, последующая разработка идей которого связана с именем Милля. Монопольное положение Э. было поставлено под сомнение только в 20 в. прежде всего в социогуманитарном знании, а также в связи с феноменологическим, а затем и герменевтическим поворотом в философии и науке, с одной стороны, и тенденцией к предельной формализации (математизации) естествознания - с другой (появление и рост удельного веса математических модельных Э.). Э. предполагает создание искусственных систем (или "обискусствливание" естественных), позволяющих влиять на них путем перегруппировки их элементов, их элиминирования или замены другими. Отслеживая при этом изменения в системе (которые квалифицируются как следствия предпринятых действий), можно раскрыть определенные реальные взаимосвязи между элементами и тем самым выявить новые свойства и закономерности изучаемых явлений. В естествознании изменение условий и контроль за ними осуществляются за счет использования приборов разного уровня сложности (от звонка в опытах Павлова по условным рефлексам вплоть до синхрофазотронов и т.п. устройств). Э. проводится для решения определенных познавательных задач, продиктованных состоянием теории, но и сам порождает новые проблемы, требующие своего разрешения в последующих Э., т.е. является и мощным генератором нового знания. Э. позволяет: 1) изучать явление в "чистом" виде, когда искусственно устраняются побочные (фоновые) факторы; 2) исследовать свойства предмета в искусственно создаваемых экстремальных условиях или вызывать явления, в естественных режимах слабо или вообще не проявляющиеся; 3) планомерно изменять и варьировать различные условия для получения искомого результата; 4) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксируемых и повторяющихся условиях. К Э. обычно обращаются: 1) когда пытаются обнаружить у объекта не известные ранее свойства для продуцирования знания, не вытекающего из наличного (исследовательские Э.); 2) когда необходимо проверить правильность гипотез или каких-либо теоретических построений (проверочные Э.); 3) когда в учебных целях "показывают" какое-либо явление (демонстрационные Э.). Особый тип Э. составляют социальные Э. (в частности Э. в социологии). По сути, каждое человеческое действие, предпринятое для достижения определенного результата, может быть рассмотрено как своего рода Э. По логической структуре Э. делятся на параллельные (когда процедура экспериментирования основана на сравнении двух групп объектов или явлений, одна из которых испытала воздействие экспериментального фактора - экспериментальная группа, а другая нет - контрольная группа) и последовательные (в которых нет контрольной группы, а замеры делаются на одной и той же группе до и после введения экспериментального фактора).
В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ
эмпирический метод исследования, метод-действие, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях [70]. Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если надо проверить влияние другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными, и т.д.
В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет ход какого-нибудь явлением путем введения в него нового фактора. Новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, называется экспериментальным фактором, или независимой переменной. Факторы, изменившиеся под влиянием независимой переменной, называются зависимыми переменными.
В литературе имеется множество классификаций экспериментов. Прежде всего, в зависимости от характера исследуемого объекта принято различать эксперименты физические, химические, биологические, психологические и т.д. По основной цели эксперименты делятся на проверочные (эмпирическая проверка некоторой гипотезы) и поисковые (сбор необходимой эмпирической информации для построения или уточнения выдвинутой догадки, идеи). В зависимости от характера и разнообразия средств и условий эксперимента и способов использования этих средств можно различать прямой (если средства используются непосредственно для исследования объекта), модельный (если используется модель, заменяющая объект), полевой (в естественных условиях, например, в космосе), лабораторный (в искусственных условиях) эксперимент.
Можно, наконец, говорить об экспериментах качественных и количественных, основываясь на различии результатов эксперимента. Качественные эксперименты, как правило, предпринимаются для выявления воздействия тех или иных факторов на исследуемый процесс без установления точной количественной зависимости между характерными величинами. Для обеспечения точного значения существенных параметров, влияющих на поведение изучаемого объекта, необходим количественный эксперимент.
В последние годы широкое распространение получили эксперименты, в которых средством познания выступает компьютер. Они особенно важны тогда, когда реальные системы не допускают ни прямого экспериментирования, ни экспериментирования с помощью материальных моделей. В ряде случаев компьютерные эксперименты резко упрощают процесс исследования – с их помощью «проигрываются» ситуации путем построения модели изучаемой системы.
В разговоре об эксперименте как методе познания нельзя не отметить и еще один вид экспериментирования, играющий большую роль в естественнонаучных исследованиях. Это мысленный эксперимент – исследователь оперирует не конкретным, чувственным материалом, а идеальным, модельным образом. Все
знания, получаемые в ходе мысленного экспериментирования, подлежат практической проверке, в частности в реальном эксперименте.
К теоретическим методам научного познания должны быть отнесены также и некоторые другие виды эксперимента, например, так называемые математические и имитационные эксперименты.
При планировании и подведении результатов эксперимента существенную роль играют статистические методы, которые дают возможность:
– компактно и информативно описывать результаты эксперимента;
– устанавливать степень достоверности сходства и различия исследуемых объектов на основании результатов измерений их показателей;
– анализировать наличие или отсутствие зависимости между различными показателями (явлениями);
– количественно описывать эти зависимости;
– выявлять информативные показатели;
– классифицировать изучаемые объекты и прогнозировать
значения их показателей и характеристик, и др.
Этапами постановки и проведения эксперимента являются: формирование рабочей гипотезы, определение цели и задач исследования (плюс иногда проведение пилотного исследования), выбор конкретных методик, непосредственное проведение эксперимента (серии опытов), фиксация и анализ данных эксперимента, обсуждение и выводы.
Рассмотрим следующую модель эксперимента [75]. Пусть имеется некоторый объект, изменение состояния которого исследуется в ходе эксперимента. В качестве объекта может выступать отдельный организм, группа лабораторных животных (нередко в литературе – серия) и т.д. Состояние объекта измеряется теми или иными показателями (характеристиками) по критериям (быть может, векторным), отражающим его существенные характеристики. Примерами критериев являются: выраженность интоксикации, выживаемость в группе животных на определенный период после начала опыта и т.д., примерами характеристик – температура, активность тех или иных ферментов в биологических жидкостях, количественные показатели структуры внутренних органов и т.д.
Эксперимент заключается в целенаправленном воздействии на объект, призванном изменить его определенным образом. Собственно, это воздействие – его состав, структура, свойства и т.д. – и есть результат теоретического (теоретической части) исследования. Следовательно, при проведении эксперимента необходимо обосновать, что состояние объекта изменилось, причем в требуемую сторону. Но этого оказывается недостаточно. Ведь нужно доказать, что изменения произошли именно в результате произведенного воздействия. То есть, для того, чтобы выделить в явном виде результат целенаправленного воздействия на исследуемый объект, необходимо взять аналогичный объект и посмотреть, что происходит с ним в отсутствии воздействий.
Традиционно эти два объекта называют соответственно экспериментальной группой (иногда основной) и контрольной группой (или группой сравнения).

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

ЭКСПЕРИМЕНТ
от лат. experimentum – проба, опыт) – чувств.-предметная деятельность в науке, осуществляемая теоретически познанными средствами. В науч. языке термин "Э." обычно используется интуитивно в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания и т.п. Проблема Э. возникла в естествознании нового времени как результат превращения нек-рых форм практической чувств.-предметной деятельности в эмпирич. деятельность науч. познания. До этого формы языка и чувств.-предметной деятельности были одинаковыми и для вненауч. практики, и для науки, различаясь лишь по целевому использованию (это различение терминологически фиксируется противо-поставлением практического эмпирическому), а специфика науч. познания усматривалась в психологич. аспектах деятельности ученого. Лишь после триумфа ньютоновской механики, давшей естествознанию принципиально новую систему предметных средств – теорию в совр. смысле этого понятия, – чувств.-предметная деятельность в науке начинает опираться на теоретич. средства – продукт своего собств. развития. После этого центр. проблемой в гносеологии становится опыт и предпринимаются попытки отличить наблюдение от Э. по структуре физич. осуществления эмпирич. деятельности в науке (там, где такие попытки не делались, как в нем. классич. философии, не обсуждалась и сама проблема Э.). Согласно Дж. С. Миллю, наблюдение ставит задачей "...отыскать в природе пригодный для наших целей случай...", а Э. – "...создать его при помощи искусственного сочетания обстоятельств" ("Система логики, силлогистической и индуктивной", М., 1914, с. 346). Но поскольку обе эти формы опыта используют одну и ту же систему предметных средств, приходилось признавать, что "между указанными процессами нет никакой разницы по существу" (там же), или отождествлять науч. опыт с опытом вообще. Развитие теоретич. базы естествознания и смена господства механики сосуществованием различных теорий привели к тому, что не только средства, но и объекты эмпирич. исследования начали выступать не в качестве непосредственно, эмпирически данных, а в качестве опосредованных развитием теории. Иными словами, объект включается теперь в эмпирич. деятельность в результате предшествующего развития теоретич. знания и выступает в этой деятельности теоретически не познанным, фиксируемым эмпирич. языком для получения в дальнейшем теоретич. результата. В этой связи проблема опыта предстает как логич. проблема возможности организации эмпирич. языка, фиксирующего результаты исследования на основе различных теоретич. каркасов (см. Р. Карнап, Значение и необходимость, М., 1959, прилож. А). Но подобный язык уже не является абсолютно исходным эмпирич. языком, и анализ формирования знания в науке посредством анализа формирования ее языка также приводит к неразрешимым трудностям (см. В. С. Швырев, Неопозитивизм и проблемы эмпирич. обоснования науки, М., 1966). В таком анализе проблема Э. непосредственно не выступает, но стоит за ним как проблема существования особой, отличной от наблюдения чувств.-предметной деятельности в науке. Э. является объектом не только философского, но и конкретно-науч. анализа. Так, физика изучает чувств.-предметную деятельность исследователя как его материальное взаимодействие с объектом познания (см., напр., Л. Бриллюэн, Наука и теория информации, пер. с англ., М., 1960). Но при этом обычно снимается историчность проблемы и размывается ее гносеологич. специфика, в результате чего значение термина "Э." трансформируется в систему смыслов терминов абстрактной теории, а сам этот термин употребляется при ее изложении в несобственном для этой теории смысле, порождая путаницу в терминологии – называние Э. опытом, наблюдением и т.п. Экспликация собств. значения понятия Э. предполагает анализ целостной структуры познават. деятельности в науке при отказе от психологизации субъекта опыта и внеисторич. понимания самого этого опыта. В условиях разделения труда и специализации способов получения знания чувств.-предметные формы науч. деятельности (в т.ч. и Э.) выполняют служебную роль в науке и потому могут считаться формами практики не непосредственно, а лишь постольку, поскольку производство знания берется в качестве исторически необходимого условия практич. воспроизводства обществ. человека. Источником односторонности в решениях проблемы Э. является стремление раскрыть специфику процесса познания посредством анализа одного из компонентов структуры этого процесса (главными составляющими этой структуры являются исследователь, познават. деятельность и язык как ее средство) и его результата – теории. При целостном же подходе учитывается взаимосвязь всех этих компонентов; в рамках этой взаимосвязи специфика Э. определяется тем, что он представляет собой чувств.-предметную деятельность, объект к-рой еще не познан теоретически, а в качестве ее средства используется уже опредмеченная теория. Благодаря этому эмпирич. деятельность по своим средствам теоретизируется. Э. – более развитый способ такой деятельности, чем наблюдение (в последнем средства и объект эмпирич. деятельности осознаются исследователем в логич. формах обыденного языка, и сама такая деятельность отличается от практической лишь своей познават. целью). После достижения теоретич. познания объекта чувств.-предметная деятельность трансформируется в абстрактно-предметную, осуществляемую как преобразование теоретич. языка; возникает т.н. замкнутая теория (типа термодинамики). До ее возникновения Э. не может абсолютно достоверно подтверждать или опровергать теоретич. гипотезы, т.к. знание об объекте исследования здесь еще не предопределяет способ его чувств.-предметного функционирования и не выводится из него; когда же такая теория создана, она организует всю структуру соответствующей ей чувств.-предметной деятельности, содержит свое обоснование внутри себя и не нуждается в критериальной функции Э. С завершением теоретич. познания нек-рой предметной области сохраняется необходимость определения начальных и граничных условий для конкретных случаев ее существования. Если подобная необходимость возникает в сфере науки, то Э. вновь превращается в наблюдение (напр., астрономическое), если же в практике, то Э. становится инженерным испытанием. Несмотря на разнообразие судеб разных отраслей эмпирич. науки, каждая из них должна в своем развитии пройти через стадию Э. В совр. науке он стал уже достоянием не только своей традиц. сферы – физики, но и ряда др. дисциплин вплоть до лингвистики и психологии. При наличии общих черт в характеристике Э. его использование в науке связано с различными целями, средствами и объектами познания. В зависимости от этого создаются пересекающиеся классификации Э.: исследовательский – проверочный, обнаруживающий – демонстрационный, воспроизводящий – созидающий, изолирующий – связующий, качественный – количественный, естественный – искусственный, модельный – непосредственный, природный – социальный и т.д. С т. зр. связи Э. с функциями теоретич. знания он рассматривается как условие описания, объяснения, предсказания. С т. зр. связи структур чувств.-предметной и мыслит. деятельности проводится сопоставление реального Э. с т.н. мысленным. С т. зр. связи науки и практики науч. Э. сопоставляется с производственным. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20 (предметный указат.); Мировоззренческие и методология, проблемы науч. абстракции, М., 1960; Практика – критерий истины в науке. [Сб. ст.], М., 1960; Борн М., Э. и теория в физике, в его кн.: Физика в жизни моего поколения, сб. переводных ст., М., 1963; Алешин А. И., Лазарев Ф. В., О гносеологич. функциях измерения и Э. в естествознании, М., 1966; Вальт Л. О., О роли мысленного Э. в развитии науч. теории, в кн.: Логика и методология науки, М., 1967; Дынин Б. С, Взаимосвязь наблюдения, теории и Э. в физике, в кн.: Человек, творчество, наука, М., 1967; его же, Метод и теория, М., 1968; Dinglеr H., Das Experiment, sein Wesen und seine Geschichte, M?nch., 1928; Claude В., Introduction ? l´?tude de la m?thode exp?rimentale, P., 1952. Б. Дынин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЭКСПЕРИМЕНТ
лат. experimentum — проба, опыт) — род опыта, имеющего познавательный, целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Решающее значение в эксперименте имеет исследование испытуемого в «стесненных» (Ф. Бэкон) — предельных, пограничных, критических — состояниях.
Эксперимент в строгом — исторически и логически — смысле есть форма исследования, определенная логикой научного познания Нового времени (17—19 вв.). Эксперимент не просто «метод познания», не просто «органон» и архитектоническое начало всей познавательной стратегии новоевропейской науки, но конститутивный момент мышления Нового времени, в соответствии с которым оно в целом может быть названо экспериментирующим мышлением. Не случайно И. Кант понимает замысел своей «Критики чистого разума» как философскую рефлексию экспериментирующего познания и даже как «распространение экспериментального метода на метафизику» (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 88— 91). Новоевропейский разум мыслит экспериментально как в науках о природе, так и в науках о человеке (в психологии, социологии, языкознании и т. д.), даже там, где, кажется, не ставятся эксперименты. «Естественно-научному эксперименту, — замечает М. Хайдеггер, — соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников» (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с. 42). Мысль остается экспериментирующей и вне науки (ср. замечание А. Эйнштейна об экспериментальном исследовании человека в романах Ф. Достоевского).
Экспериментальный характер новоевропейских наук заключается не в том, что умозрение было поставлено на почву опыта, а в фундаментальном изменении логики умозрения и соответственно смысла и устройства самого опыта.
Всякий опыт (лат. experientia; греч. ) имеет смысл и силу открытия, свидетельства, удостоверения или опровержения только потому, что фрагментарно выявляет определенный образ (строй) мира в целом, предполагаемый (пред-усматриваемый, пред-восхишаемый) определенной формой (логикой) конструктивной мысли. Зрение в теоретически ориентированном опыте становится понимающим (умным) зрением, а «умный» (мыслимый) образ целого приобретает зримость. Греческая теоретическая «фисиология» не менее опытна («эмпирична») и не более умозрительна, чем «натуральная философия» И. Ньютона. Они различаются как логикой умозрения, так и характером опытного базиса. «Эйдетической» логике понимания (понять — значит усмотреть сущее в неделимой форме его бытия) и образу аристотелевского космоса полностью соответствует искусство «эйдетического» опыта, т. е. восприятия сущего в его собственном «эйдосе» (идеальной форме). Логике же новоевропейской науки (понять — значит познать, открыть сущностный закон, определяющий возможности существования вещей и явлений) и без-образности бесконечной в себе природы (Бруно—Ньютона) соответствует как раз техника экспериментального исследования: расформирование существующего для проникновения в сущность вещей.
Особая логическая культура характеризует и средневековую опытность. Если в Англии 13 в. францисканцы Роберт Гроссетест и его ученик Роджер Бэкон требуют дополнить схоластическую аргументацию прямым свидетельством опыта, то речь идет никак не об исследовательском эксперименте, а о том, чтобы усмотреть в опыте «внешнего» мира аналог «внутреннего» мистического опыта.
Принципы и структуру эксперимента нельзя, т. о., понять вне метафизики, лежащей в основании научно-познающего мышления Нового времени. Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл разных (частных) видов эксперимента (исследовательский, проверочный, демонстрационный, качественный, решающий, модельный, мысленный), могут быть сведены к следующим: 1. Эксперимент исследует изменение состояния наблюдаемого объекта в зависимости от изменяющихся условий его существования, он ищет за природными «субстанциями» схему функциональной зависимости, рассматривая их как примеры действия единого закона, одной «природы». Эксперимент становится методом познания, когда саму природу понимают как метод действия. Начало ревизии аристотелевского (и схоластического) понятая формы в духе экспериментального метода положено в «Новом Органоне» Ф. Бэкона.
2. Изменение условий в эксперименте строится как ряд последовательных приближений к предельному состоянию, как своего рода предельный переход. В эксперименте происходит выход за предметный (опытный) горизонт исходной теории в мир новых (мыслимых) сущностей и одновременно опытное открытие этих сущностей как предельных (парадоксальных) форм опыта. Так, Галилей открывает существование коперниканского мира, экспериментируя с предельными формами мира аристотелианского. Сформулированный Н. Бором принцип соответствия лишь выявляет эту особенность развития теоретической мысли, которая всегда есть эксперимент над собой.
3. Поскольку в опыте видимое дано вместе с определенным образом видения и понимания, экспериментирование с предметом опыта преобразует и конструктивное воображение субъекта. Открывая новые объекты, эксперимент одновременно открывает на них глаза: создает, изобретает соответствующую им способность видеть. Подобно тому как аристотелик Симпличио в «Диалогах» Галилея научается видеть события с «точки зрения» бесконечной Вселенной, физик 20 в. научается видеть события в стереоскопии принципа дополнительности. Эту функцию эксперимента называют сократической (Л. Ольшки).
4. Эксперимент устремлен к пределу, в котором исследуемое явление (напр., падение тела, химическое превращение, жизнь популяции, реактивное поведение) выступает в «чистом виде», изолированно. Преобразующее действие эксперимента направлено к разделению сложной системы взаимодействий с целью выделить, изолировать элементарную связь причинадействие и, далее, — свободное от действий (инерциальное) бытие объекта. Идея предельной изоляции свободного состоянм и элементарного взаимодействия определяет эксперимент как процедуру идеализации, как предельный переход к мысленному эксперименту с идеальными объектами (к которым только и относятся утверждения теории). Эксперимент весьма далек от какого бы то ни было натурального наблюдения. Специальными техническими средствами эксперимент создает условия, максимально приближенные к идеальным (абсолютная пустота, абсолютно твердое тело, идеальный газ, силовые линии электромагнитного поля, простой рефлекс, социальный тип, чистая фонема и др.). Вместе с тем он указывает путь «реализации» идеального — реальной интерпретации идеальных (теоретических) событий и причинного объяснения реальных явлений. Всякий реальный эксперимент имеет смысл только в горизонте мысленного эксперимента с идеальными объектами. Точно так же и всякий теоретический конструкт получает смысл реального понятия лишь в качестве идеального проекта реального эксперимента. Мысленный эксперимент в специальном смысле, т. е. принципиально нереализуемый, воображаемый эксперимент (который сыграл столь существенную роль в уяснении смысла квантовой реальности), лишь обнаруживает внутреннюю экспериментальность самого теоретического мышления.
5. Воспроизведение реального события в идеальном пределе предполагает исключительные, искусственно созданные условия эксперимента. Поскольку же идеализация в эксперименте устремлена к выявлению элементарных действий (как причин и как следствий), эксперимент находит опору в технике. В опытной основе экспериментальной физики лежит не наблюдение естественной природы, а исследования полета снарядов, действия инженерных и гидротехнических механизмов, законов теплообмена и т. д. Экспериментальная наука делается в лабораториях. Эксперимент рассматривает технику как форму открытия сущностных законов природы и заранее открывает природу как возможную технику. Экспериментальная техника (метод) однородна с воспроизводимым явлением (предмет), она представляет собой звено, через которое теоретическое открытие становится техническим изобретением, а достижения техники позволяют продвинуться в исследованиях. Фундаментальные исследования являются и наиболее техноемкими (напр., современный ускоритель), и наиболее технически эффективными (ядерная энергия, генная инженерия).
6. Однородность технического средства и исследуемого предмета в эксперименте сказывается в том, что теоретическое открытие сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники. В экспериментальной установке, построенной на базе теории, последняя утрачивает характер объекгности, объективной картины мира, она как бы отслаивается от мира, приобретает форму инструмента исследования, направленного на мир. Она совершенствует орудийную оснащенность экспериментатора, т. е. субъекта познания. В форме эксперимента теоретическое знание вновь выталкивает мир из его «объективной» картины как непознанный и бесконечный в себе предмет.
7. Неклассическая физика 20 в. (релятивистская и квантовая механика) обнаруживает внутренние границы эксперимента как метода познания. Принципы наблюдаемости, неопределенности, дополнительности фиксируют неустранимое участие познавательного действия в определении бытия познаваемого «объекта» (т. е. его не-объектность). Намечается существенно новое понятие бытия — бытие-событие, бытие-возможность (онтология виртуальности), новая идея разума, архитектонически отличного от разума объективно познающего, и соответственно новое, неэкспериментальное понимание опыта.
Лит.: Бэкон Ф. Новый Органон, пер. С. Красилыцикова. Л., 1935; Галилей Г. Избр. труды в 2 т. М., 1964; Max Э. Механика. СПб., 1909; Ольшки Л. История научной литературы на новых языках, т. 3. М., 1933; Гук Р. Общая схема, или идея, настоящего состояния естественной философии.— В кн.: Научное наследство, т. 1. М.—Л., 1948; Борн М. Эксперимент и теория в физике.— В кн.: Он же. Физика в жизни моего поколения. М., 1963; Дынин Б. С. Метод и теория. М., 1968; Библер В. С. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы).— В кн.: Научное творчество. М., 1969; Он же. Кант — Галилей — Кант. М., 1991; Макаревичтос К. Место мысленного эксперимента в познании. М., 1971; Налимов В. В. Теория эксперимента. М., 1971,АхутинА. В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. М., 1976; Он же. Понятие «природа» в Античности и в Новое время. М., 1988; Вовк С. Н. Математический эксперимент и научное познание. К., 1984; Dingler H. Das Experiment, sein Wesen und seine Geschichte. Munch., 1928; Mittelstrass J. Die Moglichkeit von Wissenschaft. Fr./M., 1974.

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
225.45 кб

Эксперимент и его особенности в современной физике

Исмаилов В. И.
Читать PDF
176.30 кб

Мысленный эксперимент в философии права

Мартишина Наталья Ивановна
Дано методологическое описание мысленного эксперимента. Выделены базовые характеристики этого метода, показаны направления его применения в теоретических дисциплинах.
Читать PDF
2.48 мб

Специфика моделирования и мысленный эксперимент в научном познании

Иойлева Галина Валентиновна
Структурирование моделей как процесс, состоящий из ряда этапов и уровней, представляет собой современное и продолжающее постоянно возрастать научное познание действительности.
Читать PDF
4.73 мб

«Лабораторно-онтологический эксперимент» событий войны и экзистенция свободы выбора: Ж. -П. Сартр и

Хусаинова Айсылу Хамзеевна
Рассматривается онтология войны и проблема существования человека в философии экзистенциализма и свобода его выбора.
Читать PDF
688.24 кб

Моральная философия, мысленный эксперимент и неуправляемая вагонетка

Читать PDF
83.44 кб

Вычислительный эксперимент как проблема для эпистемологии

Сокулер Зинаида Александровна
Компьютерное моделирование (вычислительный эксперимент) становится все более важной составляющей современной научной практики. Эпистемология не может обойти вниманием это явление.
Читать PDF
11.47 мб

Мысленный эксперимент more geometrico

Дроздова Д.Н.
Хотя типология мысленных экспериментов разнообразна, некоторые из них претендуют на то, чтобы сообщать нам новые сведения о реальности до опыта и помимо опыта.
Читать PDF
11.43 мб

Мысленный эксперимент и логика

Грифцова И.Н.
Обсуждается статья В.П. Филатова с точки зрения той роли, которую в мысленном эксперименте играет логика. Показывается, что эта роль зависит от того, как трактуется рассуждение и его соотношение с логическим выводом.
Читать PDF
1.07 мб

«Загорский эксперимент» и проблема врожденных способностей человека

Мареева Е.В.
В статье рассматривается иллюзия «врожденных» способностей человека как объективная видимость, за которой скрывается их прижизненное формирование через вовлечение индивида в социальную деятельность и общение.
Читать PDF
382.93 кб

Физиологический эксперимент как основа аргументов Галена в полемике с оппонентами (на примере второй

Балалыкин Дмитрий Алексеевич
На примере анализа второй книги трактата «Об учениях Гиппократа и Платона» показано, что Гален последовательно выстраивает свою аргументацию в полемике с оппонентами врачами-эмпириками, на основе данных, полученных в результате си
Читать PDF
255.84 кб

Мысленный эксперимент: эпистемологический статус?

Балданов Сергей Владимирович
В рамках данной статьи рассматривается развернувшаяся в последние два десятилетия дискуссия между западными методологами касательно вопроса о статусе мысленных экспериментов.
Читать PDF
191.16 кб

Современный эксперимент и математическая статистика: методологические аспекты

П. Н. Девяткин
В настоящее время трудно представить себе науку существующей вне всякой связи с экспериментом. Само понятие эксперимента претерпело за последние десятилетия существенные изменения.
Читать PDF
82.16 кб

Прорывное знание: мыслительный эксперимент Галилео Галилея против власти инквизиции

Громыко Н.Г.
В статье предлагается описание мыслительного эксперимента Г.
Читать PDF
186.88 кб

Актуальные вопросы философии научного эксперимента (обзор конференции)

Пронских В.С.
Читать PDF
171.90 кб

Как возможна независимая экспериментальная проверка теории?

Мамчур Е.А.

Похожие термины:

  • НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ

    эмпирические методы научного познания. Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей познавательной деятельности человека. Различают обыденное и научное наблюдение, в том чи
  • МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретическими конструкциями в условиях, аналогичных экспериментальным. (См. эксперимент, теоретическое и эмпирическое). Ф.В. Ла
  • РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    понятие методологии классической науки о возможности в ситуации конкурирующих научных гипотез А и -А (например, волновой и корпускулярной теории света) поставить эксперимент, который окончательн
  • Социальный эксперимент

    лат. experimentum — проба, опыт) — метод научного исследования и элемент в управлении социальными явлениями и процессами; осуществляется в форме контролируемого воздействия на эти явления и процессы
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ЭКС-ПОСТФАКТУМ

    разновидность мысленного эксперимента, не основывающегося на анализе уже собранной информации, а предполагающего сбор данных для проверки гипотез о причинных связях. Но это не означает проведен
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛЕВОЙ

    разновидность эксперимента, в котором воздействие экспериментального фактора происходит в реальной социальной ситуации. По степени активности исследователя (что во многом означает и степень бл
  • Модельный эксперимент

    эксперимент с моделями, замещающими исследуемый объект, с целью изучения свойств последнего.
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ

    разновидность эксперимента, в котором вмешательство исследователя в естественный ход событий сведено к минимуму. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор на
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ

    диагностика новшества пробным нововведением. В широком социальном плане эксперимент инновационный выступает как механизм перехода организационных, социально-экономических систем от одного сос
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ

    разновидность эксперимента, в котором экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем ситуации. Этим резко повышается внутренняя валидность эксперимента элиминируются сл
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ

    тип научного исследования, не предполагающий прямых операций с изучаемым явлением. Вычислительный эксперимент включает: 1) построение математической модели, записываемой, как правило, в дифферен
  • Эксперимент социологический

    искусственно созданная, смоделированная исследователями социальная ситуация, предназначение которой состоит в том, чтобы подтвердить или опровергнуть определённую социологическую гипотезу.
  • МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

    система приемов или способов для последовательного наиболее эффективного осуществления экспериментального исследования и в общем случае включает в себя: цель и задачи эксперимента, выбор варьи
  • ПЛАН-ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

    включает наименование темы исследования, рабочую гипотезу, методику эксперимента, перечень необходимых материалов, приборов, установок, список исполнителей эксперимента, календарный план работ
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

    учебное заведение, работающее в режиме эксперимента для апробации новых педагогических технологий и образовательных программ.
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

    лат.) находящийся вне познающего сознания.
  • ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

    раздел математической статистики, изучающий рациональную организацию измерений, подверженных случайным ошибкам. Обычно рассматривается следующая схема планирования эксперимента. Со случайным
  • ПРОГРАММА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

    документ, в котором представлен план последовательных действий и требований к результатам научно-педагогического эксперимента, как правило, состоящий из следующих пунктов, дающих наиболее полну
  • ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА

    качество эксперимента, гарантирующее обоснованность выводов о том, что: 1) именно экспериментальный фактор является причиной изменений, зарегистрированных в зависимой переменной (внутренняя вал
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    исследование психических явлений с помощью экспериментальных, методов наблюдения, теста и анкеты; основана Фехнером, Вебером, Гельмгольцем, Вундтом и др. в сер. 19 в.; применяется преимущественно в