ЭкслибрисЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТ

Найдено 14 определений термина ЭКСПЕРИМЕНТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭКСПЕРИМЕНТ

метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Эксперимент

от лат.: experementum – проба, опыт), чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т. д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ЭКСПЕРИМЕНТ

от лат. experimentum - проба, опыт) - планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. Эксперимент в современном смысле является со времени Галилея и Фр. Бэкона одним из важнейших средств исследования.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Эксперимент

от лат. experimentum — проба, опыт) — метод научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; планомерно проведенное наблюдение, опыт; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Со времен Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Галилео Галилея эксперимент является одним из важнейших средств и методов исследования в человеческой практике и науке.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Эксперимент

/D/ Experiment; /Е/ Experiment /F/ Experiment; /Esp./ Experimento.

Основной метод эмпирического познания, представляющий собой форму практической деятельности в целях научного познания объекта, в ходе которого он посредством специальных инструментов и приборов:

а) объект изолируется от влияния побочных и затемняющих егосущность явлений с целью изучения объекта в чистом виде;

б) многократно воспроизводится ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях;

в) планомерно изменяется, варьируется, комбинируется набор условий для получения, накопления и регистрации научных факторов.

В отличие от наблюдения, эксперимент характеризуются вмешательством исследователя в изучаемый объект, активным воздействием на него. Эксперимент используется для проверки истинности теоретических положений или гипотез.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия, практическое руководство

ЭКСПЕРИМЕНТ

метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном или количественном уровне. Если под классическим языком описания в физике условиться понимать язык, все термины которого поддаются однозначной интерпретации данными опыта, то эксперимент можно было бы определить как воспроизводимую, управляемую и классически описываемую ситуацию, создаваемую с целью активного воздействия на ход изучаемого процесса и его исследования в «чистом виде». Понимание характера физического эксперимента как существенно классического по своей сути (на чем настаивал Н. Бор), позволяет уяснить все своеобразие связи чувственной и рациональной ступени познания, которое находит свое выражение в принципе «классичности» новой физики: как бы далеко ни выходили явления за рамки классического физического объяснения, все опытные данные, на которых строится теория, должны описываться при помощи обычных «макроскопических» понятий. Слово «эксперимент» относится к такой ситуации, когда мы можем сказать другим, что мы делали и что узнали» (Н. Бор).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ЭКСПЕРИМЕНТ

(лат. experimentum — проба, опыт) — метод науч. исследования, предполагающий необходимое изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных для этого контролируемых условиях. Э. занимает важнейшее, если не центр. место в методологии совр. науки. Как метод познания, Э. возник в естествознании Нового времени (У.Гильберт, Г.Галилей). Впервые он получил филос. осмысление в трудах Ф.Бэкона. Сущность Э. заключается в целесообразном, преднамеренном вмешательстве в естеств. процессы. Выделяют натурные и модельные Э., осуществляемые с заместителями естеств. объектов, а также физ. и мысленные Э. В зависимости от целей проведения Э. м.б. исследовательским, проверочным или демонстрационным. Достоинства экспериментального метода в том, что он позволяет изучать объект в «чистом» виде, исследовать его в экстремальных условиях, в т.ч. в искусственно созданных, а также в повторяемости Э. С 20-х гг. XX в. развиваются соц. Э., способствующие внедрению в жизнь новых форм соц. организации и оптимизации управления об-вом. Объект соц. Э., в роли к-рого выступает опред. группа людей, явл. одним из участников Э., с интересами к-рого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. Содержание _ ???и процедуры соц. Э. обусловлены также правовыми и моральными нормами. Лит.: Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. М., 1976; Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной политики. М., 1981; Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980. В.И.Полищук

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ

лат. experimentum — проба, опыт) — исследование к.-л. явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Э.— сторона общественно-исторической практики человечества и поэтому является источником познания и критерием истинности гипотез и теорий. С развитием науки и техники сфера Э. расширяется, охватывая все большее множество объектов материального мира. Э. включает в себя: выделение объекта исследования, создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов, материальные воздействия на объект или условия, акты наблюдения и измерения с применением соответствующих технических устройств. От такого Э. следует отличать простое наблюдение без активного воздействия на объект, а также “мысленный Э.”, представляющий собой форму теоретического моделирования процессов или систем, неосуществимых в данный момент по техническим или др. причинам. Особой формой Э. является исследование сложных процессов или конструируемых систем по их техническим моделям. Оно может дополняться теоретическим моделированием процессов при помощи электронно-вычислительных машин. В противоположность априоризму (Априори) диалектический материализм усматривает в Э. и наблюдении источник теоретических представлений. Их связь с Э. может быть непосредственной, если они прямо выводятся из опыта, и косвенной, если они выводятся на основе анализа следствий из законов и положений, установленных ранее прямым Э. Теория представляет собой качественно новый уровень в познании по сравнению с Э. Она выражает движение мысли от явлений к сущности, ко все более глубокому познанию законов. Сложные формы Э. в настоящее время рассчитываются и проектируются на основе теорий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ

от лат. проба, опыт) – метод эмпирического познания,характеризующийся вмешательством  в  течение  изучаемых  процессов,  использование разнообразных приборов. В ходе эксперимента исследователь, воздействуя на предмет в специально разработанных условиях, целенаправленно акцентируя внимание на нужном состоянии, изучая его на качественном и количественном уровнях. Эксперимент позволяет изолировать познаваемый объект от влияния  случайных или второстепенных факторов, многократно воспроизводить ход процесса в постоянных условиях. Особенности научного эксперимента: а) позволяет изучать объект в «очищенном» виде (без побочных  факторов); б) при нем могут создаваться специальные условия, при которых удается обнаружить неожиданные свойства объектов и тем самым постигнуть их сущность; в) многократная воспроизводимость позволяет получать достоверные результаты; г) изучая процесс, экспериментатор может включать в него все, что считает нужным для получения истинного знания об объекте. Эксперимент всегда включает в себя:  1)  определенные  допущения  о  свойствах  моделируемых  материальных процессов; 2) допущения о характере интересующих исследователя объектов, их свойств и отношений, которые должны в ходе эксперимента или подтвердиться, или опровергнуться, или  уничтожиться; 3) приборы, измерительную технику и знания, лежащие в основе принципов их действия. В зависимости от характера поставленных задач научные эксперименты бывают следующих видов: измерительные, поисковые, проверочные, контрольные, исследовательские и др. В зависимости  от  области  проведения  эксперименты  подразделяются  на:  фундаментальные,  прикладные,  промышленные,  социальные,  в  области  гуманитарных наук. Любой научный эксперимент – это не чисто материальная деятельность, а материально-когнитивная, опирающаяся на определенную систему знания, удостоверенную в прошлом опыте.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ

от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи к-рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (т. н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности науч. познания в целом.

Экспериментальный метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей) . Вперые он получил филос. осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию Э. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирич. и теоретич. знания. Преодоление односторонности этих направлений нашло завершение в диалектич. материализме, в к-ром тезис о единстве теоретич. и экспериментальной деятельности является конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального, эмпирич. и теоретич. уровней в процессе познания (см. Эмпирическое и теоретическое).

Совр. наука использует разнообразные виды Э. В сфере фундаментальных исследований простейший тип Э.- качеств. Э., имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Более сложен измерит. Э., выявляющий количеств. определенность к.-л. свойства объекта. Широкое применение в фундаментальных исследованиях получает мысленный Э. Относясь к области теоретич. знания, он представляет собой систему мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Будучи теоретич. моделями реальных экспериментальных ситуаций, мысленные Э. проводятся в целях выяснения согласованности осн. принципов теории. (См. также Верификация, Фальсификация.)

С 20-х гг. 20 в. развиваются социальные Э. Они способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального Э., в роли к-рого выступает определ. группа людей, является одним из участников Э., с интересами к-рого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры социальных Э. обусловлены также правовыми и моральными нормами общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ

лат. experimentum - проба, опыт) - метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений. Э. могут быть натурными и мысленными. Натурный Э. проводится с объектами и в ситуациях самой изучаемой действительности и предполагает, как правило, вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленный Э. предполагает задание условной ситуации, проявляющей интересующие исследователя свойства, и оперирование идеализированными объектами (последние зачастую специально конструируются для этих целей). Промежуточный статус носят модельные Э., проводимые с искусственно созданными моделями (которым могут соответствовать, а могут и не соответствовать какие-либо реальные объекты и ситуации), но которые предполагают реальное изменение этих моделей. Э. как исследовательско-преобразовательная деятельность может быть рассмотрен как особая форма практики, позволяющая устанавливать (не) соответствие концептов и конструктов познания, теоретически обнаруживаемых связей и отношений - действительности. В так называемых решающих Э. проверке может подвергаться теория в целом. Э. представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания, с которым связано становление европейской опытной науки и утверждение доминирования объяснительных моделей в естествознании в целом. Он ведет свое начало от исследований Галилея и основанной после его смерти Флорентийской академии опыта. Теоретически Э. был обоснован впервые в работах Ф. Бэкона, последующая разработка идей которого связана с именем Милля. Монопольное положение Э. было поставлено под сомнение только в 20 в. прежде всего в социогуманитарном знании, а также в связи с феноменологическим, а затем и герменевтическим поворотом в философии и науке, с одной стороны, и тенденцией к предельной формализации (математизации) естествознания - с другой (появление и рост удельного веса математических модельных Э.). Э. предполагает создание искусственных систем (или "обискусствливание" естественных), позволяющих влиять на них путем перегруппировки их элементов, их элиминирования или замены другими. Отслеживая при этом изменения в системе (которые квалифицируются как следствия предпринятых действий), можно раскрыть определенные реальные взаимосвязи между элементами и тем самым выявить новые свойства и закономерности изучаемых явлений. В естествознании изменение условий и контроль за ними осуществляются за счет использования приборов разного уровня сложности (от звонка в опытах Павлова по условным рефлексам вплоть до синхрофазотронов и т.п. устройств). Э. проводится для решения определенных познавательных задач, продиктованных состоянием теории, но и сам порождает новые проблемы, требующие своего разрешения в последующих Э., т.е. является и мощным генератором нового знания. Э. позволяет: 1) изучать явление в "чистом" виде, когда искусственно устраняются побочные (фоновые) факторы; 2) исследовать свойства предмета в искусственно создаваемых экстремальных условиях или вызывать явления, в естественных режимах слабо или вообще не проявляющиеся; 3) планомерно изменять и варьировать различные условия для получения искомого результата; 4) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксируемых и повторяющихся условиях. К Э. обычно обращаются: 1) когда пытаются обнаружить у объекта не известные ранее свойства для продуцирования знания, не вытекающего из наличного (исследовательские Э.); 2) когда необходимо проверить правильность гипотез или каких-либо теоретических построений (проверочные Э.); 3) когда в учебных целях "показывают" какое-либо явление (демонстрационные Э.). Особый тип Э. составляют социальные Э. (в частности Э. в социологии). По сути, каждое человеческое действие, предпринятое для достижения определенного результата, может быть рассмотрено как своего рода Э. По логической структуре Э. делятся на параллельные (когда процедура экспериментирования основана на сравнении двух групп объектов или явлений, одна из которых испытала воздействие экспериментального фактора - экспериментальная группа, а другая нет - контрольная группа) и последовательные (в которых нет контрольной группы, а замеры делаются на одной и той же группе до и после введения экспериментального фактора).

В.Л. Абушенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ

от лат. experimentum – проба, опыт) – чувств.-предметная деятельность в науке, осуществляемая теоретически познанными средствами. В науч. языке термин "Э." обычно используется интуитивно в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания и т.п. Проблема Э. возникла в естествознании нового времени как результат превращения нек-рых форм практической чувств.-предметной деятельности в эмпирич. деятельность науч. познания. До этого формы языка и чувств.-предметной деятельности были одинаковыми и для вненауч. практики, и для науки, различаясь лишь по целевому использованию (это различение терминологически фиксируется противо-поставлением практического эмпирическому), а специфика науч. познания усматривалась в психологич. аспектах деятельности ученого. Лишь после триумфа ньютоновской механики, давшей естествознанию принципиально новую систему предметных средств – теорию в совр. смысле этого понятия, – чувств.-предметная деятельность в науке начинает опираться на теоретич. средства – продукт своего собств. развития. После этого центр. проблемой в гносеологии становится опыт и предпринимаются попытки отличить наблюдение от Э. по структуре физич. осуществления эмпирич. деятельности в науке (там, где такие попытки не делались, как в нем. классич. философии, не обсуждалась и сама проблема Э.). Согласно Дж. С. Миллю, наблюдение ставит задачей "...отыскать в природе пригодный для наших целей случай...", а Э. – "...создать его при помощи искусственного сочетания обстоятельств" ("Система логики, силлогистической и индуктивной", М., 1914, с. 346). Но поскольку обе эти формы опыта используют одну и ту же систему предметных средств, приходилось признавать, что "между указанными процессами нет никакой разницы по существу" (там же), или отождествлять науч. опыт с опытом вообще. Развитие теоретич. базы естествознания и смена господства механики сосуществованием различных теорий привели к тому, что не только средства, но и объекты эмпирич. исследования начали выступать не в качестве непосредственно, эмпирически данных, а в качестве опосредованных развитием теории. Иными словами, объект включается теперь в эмпирич. деятельность в результате предшествующего развития теоретич. знания и выступает в этой деятельности теоретически не познанным, фиксируемым эмпирич. языком для получения в дальнейшем теоретич. результата. В этой связи проблема опыта предстает как логич. проблема возможности организации эмпирич. языка, фиксирующего результаты исследования на основе различных теоретич. каркасов (см. Р. Карнап, Значение и необходимость, М., 1959, прилож. А). Но подобный язык уже не является абсолютно исходным эмпирич. языком, и анализ формирования знания в науке посредством анализа формирования ее языка также приводит к неразрешимым трудностям (см. В. С. Швырев, Неопозитивизм и проблемы эмпирич. обоснования науки, М., 1966). В таком анализе проблема Э. непосредственно не выступает, но стоит за ним как проблема существования особой, отличной от наблюдения чувств.-предметной деятельности в науке. Э. является объектом не только философского, но и конкретно-науч. анализа. Так, физика изучает чувств.-предметную деятельность исследователя как его материальное взаимодействие с объектом познания (см., напр., Л. Бриллюэн, Наука и теория информации, пер. с англ., М., 1960). Но при этом обычно снимается историчность проблемы и размывается ее гносеологич. специфика, в результате чего значение термина "Э." трансформируется в систему смыслов терминов абстрактной теории, а сам этот термин употребляется при ее изложении в несобственном для этой теории смысле, порождая путаницу в терминологии – называние Э. опытом, наблюдением и т.п. Экспликация собств. значения понятия Э. предполагает анализ целостной структуры познават. деятельности в науке при отказе от психологизации субъекта опыта и внеисторич. понимания самого этого опыта. В условиях разделения труда и специализации способов получения знания чувств.-предметные формы науч. деятельности (в т.ч. и Э.) выполняют служебную роль в науке и потому могут считаться формами практики не непосредственно, а лишь постольку, поскольку производство знания берется в качестве исторически необходимого условия практич. воспроизводства обществ. человека. Источником односторонности в решениях проблемы Э. является стремление раскрыть специфику процесса познания посредством анализа одного из компонентов структуры этого процесса (главными составляющими этой структуры являются исследователь, познават. деятельность и язык как ее средство) и его результата – теории. При целостном же подходе учитывается взаимосвязь всех этих компонентов; в рамках этой взаимосвязи специфика Э. определяется тем, что он представляет собой чувств.-предметную деятельность, объект к-рой еще не познан теоретически, а в качестве ее средства используется уже опредмеченная теория. Благодаря этому эмпирич. деятельность по своим средствам теоретизируется. Э. – более развитый способ такой деятельности, чем наблюдение (в последнем средства и объект эмпирич. деятельности осознаются исследователем в логич. формах обыденного языка, и сама такая деятельность отличается от практической лишь своей познават. целью). После достижения теоретич. познания объекта чувств.-предметная деятельность трансформируется в абстрактно-предметную, осуществляемую как преобразование теоретич. языка; возникает т.н. замкнутая теория (типа термодинамики). До ее возникновения Э. не может абсолютно достоверно подтверждать или опровергать теоретич. гипотезы, т.к. знание об объекте исследования здесь еще не предопределяет способ его чувств.-предметного функционирования и не выводится из него; когда же такая теория создана, она организует всю структуру соответствующей ей чувств.-предметной деятельности, содержит свое обоснование внутри себя и не нуждается в критериальной функции Э. С завершением теоретич. познания нек-рой предметной области сохраняется необходимость определения начальных и граничных условий для конкретных случаев ее существования. Если подобная необходимость возникает в сфере науки, то Э. вновь превращается в наблюдение (напр., астрономическое), если же в практике, то Э. становится инженерным испытанием. Несмотря на разнообразие судеб разных отраслей эмпирич. науки, каждая из них должна в своем развитии пройти через стадию Э. В совр. науке он стал уже достоянием не только своей традиц. сферы – физики, но и ряда др. дисциплин вплоть до лингвистики и психологии. При наличии общих черт в характеристике Э. его использование в науке связано с различными целями, средствами и объектами познания. В зависимости от этого создаются пересекающиеся классификации Э.: исследовательский – проверочный, обнаруживающий – демонстрационный, воспроизводящий – созидающий, изолирующий – связующий, качественный – количественный, естественный – искусственный, модельный – непосредственный, природный – социальный и т.д. С т. зр. связи Э. с функциями теоретич. знания он рассматривается как условие описания, объяснения, предсказания. С т. зр. связи структур чувств.-предметной и мыслит. деятельности проводится сопоставление реального Э. с т.н. мысленным. С т. зр. связи науки и практики науч. Э. сопоставляется с производственным. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20 (предметный указат.); Мировоззренческие и методология, проблемы науч. абстракции, М., 1960; Практика – критерий истины в науке. [Сб. ст.], М., 1960; Борн М., Э. и теория в физике, в его кн.: Физика в жизни моего поколения, сб. переводных ст., М., 1963; Алешин А. И., Лазарев Ф. В., О гносеологич. функциях измерения и Э. в естествознании, М., 1966; Вальт Л. О., О роли мысленного Э. в развитии науч. теории, в кн.: Логика и методология науки, М., 1967; Дынин Б. С, Взаимосвязь наблюдения, теории и Э. в физике, в кн.: Человек, творчество, наука, М., 1967; его же, Метод и теория, М., 1968; Dinglеr H., Das Experiment, sein Wesen und seine Geschichte, M?nch., 1928; Claude В., Introduction ? l´?tude de la m?thode exp?rimentale, P., 1952. Б. Дынин. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

эксперимент

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum — проба, опыт) — род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Э. в строгом — исторически и логически — смысле есть форма исследования, определенная логикой научного познания Нового времени. Э. не просто «метод познания» и архитектоническое начало всей познавательной стратегии новоевропейской науки, но конститутивный момент мышления Нового времени, в соответствии с которым оно в целом может быть названо экспериментирующим мышлением. Не случайно И. Кант обозначил замысел «Критики чистого разума» как философскую рефлексию экспериментирующего познания. Новоевропейский разум мыслит экспериментально как в науках о природе, так и в науках о человеке, в том числе тех, где Э. невозможны. «Естественно-научному эксперименту соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников» (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 42).         Экспериментальный характер новоевропейских наук заключается не в том, что умозрение в них было поставлено на почву опыта, а в фундаментальном изменении логики умозрения и, соответственно, смысла и устройства самого опыта. Всякий опыт (лат. — ехреrientia; греч. — eunepia) имеет смысл и силу открытия, свидетельства, удостоверения или опровержения потому, что фрагментарно выявляет определенный строй мира в целом, предполагаемый (пред-усматриваемый, пред-восхищаемый) определенной формой конструктивной мысли. Зрение в теоретически ориентированном опыте становится понимающим (умным) зрением, а «умный» (мыслимый) образ целого приобретает зримость. Греч, теоретическая «фисиология» не менее опытна («эмпирична») и не более умозрительна, чем «натуральная философия» И. Ньютона. Однако они различаются как логикой умозрения, так и характером опытного базиса. «Эйдетической» логике понимания (понять — значит, усмотреть сущее в неделимой форме его бытия) и образу аристотелевского космоса полностью соответствует искусство «эйдетического» опыта, т.е. восприятия сущего в его собственном «эйдосе» (идеальной форме). Логике же новоевропейской науки (понять — значит, познать сущностный закон, определяющий возможности существования вещей и явлений) и «без-образности» бесконечной в себе природы соответствует техника экспериментального исследования: «расформирование» существующего для проникновения в сущность вещей. Особая логика характеризует и средневековый опыт: Р. Гроссетест и его ученик Р. Бэкон требуют дополнить схоластическую аргументацию прямым свидетельством опыта, но речь идет не об исследовательском Э., а о том, чтобы усмотреть в опыте «внешнего» мира аналог «внутреннего» мистического опыта.         Принципы и структуру Э. нельзя поэтому понять вне метафизики, лежащей в основании новоевропейского научного мышления. Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл частных видов Э. (исследовательский, проверочный, демонстрационный, решающий, модельный, мысленный), могут быть сведены к следующим.         1. Э. исследует изменение состояния наблюдаемого объекта в зависимости от изменяющихся условий его существования, он ищет за природными явлениями схему функциональной зависимости, рассматривая их как примеры действия единого закона; одной «природы». Э. становится методом познания, когда саму природу понимают как метод действия. Начало ревизии аристотелевского (и схоластического) понятия формы в духе экспериментального метода положено в «Новом Органоне» Ф. Бэкона.         2. Решающее значение в Э. имеет исследование испытуемого в «стесненных» (Ф. Бэкон) — предельных, пограничных, критических — состояниях. Изменение условий в Э. строится как ряд последовательных приближений к предельному состоянию, как своего рода предельный переход. В Э. происходит выход за предметный (опытный) горизонт исходной теории в мир новых (мыслимых) сущностей и одновременно опытное открытие этих сущностей как предельных (парадоксальных) форм опыта. Так, Г. Галилей открывает существование коперниканского мира, экспериментируя с предельными формами мира аристотелианского. Сформулированный Н. Бором принцип соответствия лишь выявляет эту особенность развития теоретической мысли, которая всегда есть Э. над собой.         3. Поскольку в опыте видимое дано вместе с определенным образом видения и понимания, экспериментирование с предметом опыта преобразует и конструктивное воображение субъекта. Открывая новые объекты, Э. одновременно открывает на них глаза: создает, изобретает соответствующую им способность видеть. Подобно тому как аристотелик Симпличио в «Диалогах» Галилея научается видеть события с «точки зрения» бесконечной Вселенной, физик 20 в. научается видеть события в стереоскопии принципа дополнительности. Эту функцию Э. называют сократической (Л. Ольшки).         4. Э. устремлен к пределу, в котором исследуемое явление (напр., падение тела, химическое превращение, наследование признака) выступает в «чистом виде», изолированно. Преобразующее действие Э. направлено на разделение сложной системы взаимодействий с целью выделить, изолировать элементарную связь «причина—действие» и, далее, свободное от действий (инерциальное) бытие объекта. Идея предельной изоляции элементарного взаимодействия и свободного состояния определяет Э. как процедуру идеализации, как предельный переход к мысленному Э. с идеальными объектами (к которым только и относятся утверждения теории). Э. поэтому далек от естественного наблюдения. Специальными техническими средствами в нем создаются условия, максимально приближенные к идеальным (абсолютная пустота, абсолютно твердое тело, идеальный газ, простой рефлекс, социальный тип и др.). Вместе с тем он указывает путь «реализации» идеального — эмпирической интерпретации идеальных объектов и причинного объяснения реальных явлений. Всякий реальный Э. имеет смысл только в горизонте мысленного Э. с идеальными объектами. Точно так же и всякий теоретический конструкт получает смысл реального понятия лишь в качестве идеального проекта реального Э. Мысленный Э. в специальном смысле, т.е. принципиально нереализуемый, воображаемый Э. (который сыграл столь существенную роль в уяснении смысла квантовой реальности), лишь обнаруживает внутреннюю экспериментальность самого теоретического мышления.         5. Воспроизведение реального события в идеальном пределе предполагает исключительные, искусственно созданные условия Э. Поскольку же идеализация в Э. устремлена к выявлению элементарных действий (как причин и как следствий), Э. находит опору в технике. В опытной основе экспериментальной физики лежит не наблюдение естественной природы, а исследования полета снарядов, действия гидротехнических механизмов, теплообмена паровой машины и т.д. Экспериментальная наука делается в лабораториях (см. Лаборатория). Э. рассматривает технику как форму открытия сущностных законов природы и открывает природу как возможную технику. Экспериментальная техника (метод) однородна с воспроизводимым явлением (предмет); она представляет собой звено, через которое теоретическое открытие становится техническим изобретением, а достижения техники позволяют продвинуться в исследованиях. Фундаментальные исследования являются и наиболее техноемкими (напр., современный ускоритель) и наиболее технически эффективными (ядерная энергия, генная инженерия).         6. Однородность технического средства и исследуемого предмета в Э. сказывается в том, что теоретическое открытие сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники. В экспериментальной установке, построенной на базе теории, последняя утрачивает характер объективной картины реальности, как бы отслаивается от мира, приобретает форму инструмента исследования, направленного на мир.         Неклассическая физика 20 в. (релятивистская и квантовая механика) обна; уживает внутренние границы Э. как метода познания. Принципы наблюдаемости, неопределенности, дополнительности фиксируют неустранимое участие познавательного действия в определении бытия познаваемого объекта. Намечаются существенно новое понятие бытия (бытие-событие, бытие-возможность) и новая идея разума, отличного от разума объективно познающего, и соответственно новое, неэкспериментальное понимание опыта.         А.В. Ахутин         Лит.: Галилей Г. Избранные труды: В 2-х т. М., 1964; Мах Э. Механика. СПб., 1909; Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 3. М., 1933; Борн М. Эксперимент и теория в физике // Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963; Библер B.C. Кант — Галилей — Кант. М., 1991; Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: от античности до XVII в. М., 1976; Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988; Хакинг Я. Представление и вмешательство. М., 1998.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЭКСПЕРИМЕНТ

лат. experimentum — проба, опыт) — род опыта, имеющего познавательный, целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Решающее значение в эксперименте имеет исследование испытуемого в «стесненных» (Ф. Бэкон) — предельных, пограничных, критических — состояниях.

Эксперимент в строгом — исторически и логически — смысле есть форма исследования, определенная логикой научного познания Нового времени (17—19 вв.). Эксперимент не просто «метод познания», не просто «органон» и архитектоническое начало всей познавательной стратегии новоевропейской науки, но конститутивный момент мышления Нового времени, в соответствии с которым оно в целом может быть названо экспериментирующим мышлением. Не случайно И. Кант понимает замысел своей «Критики чистого разума» как философскую рефлексию экспериментирующего познания и даже как «распространение экспериментального метода на метафизику» (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 88— 91). Новоевропейский разум мыслит экспериментально как в науках о природе, так и в науках о человеке (в психологии, социологии, языкознании и т. д.), даже там, где, кажется, не ставятся эксперименты. «Естественно-научному эксперименту, — замечает М. Хайдеггер, — соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников» (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с. 42). Мысль остается экспериментирующей и вне науки (ср. замечание А. Эйнштейна об экспериментальном исследовании человека в романах Ф. Достоевского).

Экспериментальный характер новоевропейских наук заключается не в том, что умозрение было поставлено на почву опыта, а в фундаментальном изменении логики умозрения и соответственно смысла и устройства самого опыта.

Всякий опыт (лат. experientia; греч. ) имеет смысл и силу открытия, свидетельства, удостоверения или опровержения только потому, что фрагментарно выявляет определенный образ (строй) мира в целом, предполагаемый (пред-усматриваемый, пред-восхишаемый) определенной формой (логикой) конструктивной мысли. Зрение в теоретически ориентированном опыте становится понимающим (умным) зрением, а «умный» (мыслимый) образ целого приобретает зримость. Греческая теоретическая «фисиология» не менее опытна («эмпирична») и не более умозрительна, чем «натуральная философия» И. Ньютона. Они различаются как логикой умозрения, так и характером опытного базиса. «Эйдетической» логике понимания (понять — значит усмотреть сущее в неделимой форме его бытия) и образу аристотелевского космоса полностью соответствует искусство «эйдетического» опыта, т. е. восприятия сущего в его собственном «эйдосе» (идеальной форме). Логике же новоевропейской науки (понять — значит познать, открыть сущностный закон, определяющий возможности существования вещей и явлений) и без-образности бесконечной в себе природы (Бруно—Ньютона) соответствует как раз техника экспериментального исследования: расформирование существующего для проникновения в сущность вещей.

Особая логическая культура характеризует и средневековую опытность. Если в Англии 13 в. францисканцы Роберт Гроссетест и его ученик Роджер Бэкон требуют дополнить схоластическую аргументацию прямым свидетельством опыта, то речь идет никак не об исследовательском эксперименте, а о том, чтобы усмотреть в опыте «внешнего» мира аналог «внутреннего» мистического опыта.

Принципы и структуру эксперимента нельзя, т. о., понять вне метафизики, лежащей в основании научно-познающего мышления Нового времени. Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл разных (частных) видов эксперимента (исследовательский, проверочный, демонстрационный, качественный, решающий, модельный, мысленный), могут быть сведены к следующим: 1. Эксперимент исследует изменение состояния наблюдаемого объекта в зависимости от изменяющихся условий его существования, он ищет за природными «субстанциями» схему функциональной зависимости, рассматривая их как примеры действия единого закона, одной «природы». Эксперимент становится методом познания, когда саму природу понимают как метод действия. Начало ревизии аристотелевского (и схоластического) понятая формы в духе экспериментального метода положено в «Новом Органоне» Ф. Бэкона.

2. Изменение условий в эксперименте строится как ряд последовательных приближений к предельному состоянию, как своего рода предельный переход. В эксперименте происходит выход за предметный (опытный) горизонт исходной теории в мир новых (мыслимых) сущностей и одновременно опытное открытие этих сущностей как предельных (парадоксальных) форм опыта. Так, Галилей открывает существование коперниканского мира, экспериментируя с предельными формами мира аристотелианского. Сформулированный Н. Бором принцип соответствия лишь выявляет эту особенность развития теоретической мысли, которая всегда есть эксперимент над собой.

3. Поскольку в опыте видимое дано вместе с определенным образом видения и понимания, экспериментирование с предметом опыта преобразует и конструктивное воображение субъекта. Открывая новые объекты, эксперимент одновременно открывает на них глаза: создает, изобретает соответствующую им способность видеть. Подобно тому как аристотелик Симпличио в «Диалогах» Галилея научается видеть события с «точки зрения» бесконечной Вселенной, физик 20 в. научается видеть события в стереоскопии принципа дополнительности. Эту функцию эксперимента называют сократической (Л. Ольшки).

4. Эксперимент устремлен к пределу, в котором исследуемое явление (напр., падение тела, химическое превращение, жизнь популяции, реактивное поведение) выступает в «чистом виде», изолированно. Преобразующее действие эксперимента направлено к разделению сложной системы взаимодействий с целью выделить, изолировать элементарную связь причинадействие и, далее, — свободное от действий (инерциальное) бытие объекта. Идея предельной изоляции свободного состоянм и элементарного взаимодействия определяет эксперимент как процедуру идеализации, как предельный переход к мысленному эксперименту с идеальными объектами (к которым только и относятся утверждения теории). Эксперимент весьма далек от какого бы то ни было натурального наблюдения. Специальными техническими средствами эксперимент создает условия, максимально приближенные к идеальным (абсолютная пустота, абсолютно твердое тело, идеальный газ, силовые линии электромагнитного поля, простой рефлекс, социальный тип, чистая фонема и др.). Вместе с тем он указывает путь «реализации» идеального — реальной интерпретации идеальных (теоретических) событий и причинного объяснения реальных явлений. Всякий реальный эксперимент имеет смысл только в горизонте мысленного эксперимента с идеальными объектами. Точно так же и всякий теоретический конструкт получает смысл реального понятия лишь в качестве идеального проекта реального эксперимента. Мысленный эксперимент в специальном смысле, т. е. принципиально нереализуемый, воображаемый эксперимент (который сыграл столь существенную роль в уяснении смысла квантовой реальности), лишь обнаруживает внутреннюю экспериментальность самого теоретического мышления.

5. Воспроизведение реального события в идеальном пределе предполагает исключительные, искусственно созданные условия эксперимента. Поскольку же идеализация в эксперименте устремлена к выявлению элементарных действий (как причин и как следствий), эксперимент находит опору в технике. В опытной основе экспериментальной физики лежит не наблюдение естественной природы, а исследования полета снарядов, действия инженерных и гидротехнических механизмов, законов теплообмена и т. д. Экспериментальная наука делается в лабораториях. Эксперимент рассматривает технику как форму открытия сущностных законов природы и заранее открывает природу как возможную технику. Экспериментальная техника (метод) однородна с воспроизводимым явлением (предмет), она представляет собой звено, через которое теоретическое открытие становится техническим изобретением, а достижения техники позволяют продвинуться в исследованиях. Фундаментальные исследования являются и наиболее техноемкими (напр., современный ускоритель), и наиболее технически эффективными (ядерная энергия, генная инженерия).

6. Однородность технического средства и исследуемого предмета в эксперименте сказывается в том, что теоретическое открытие сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники. В экспериментальной установке, построенной на базе теории, последняя утрачивает характер объекгности, объективной картины мира, она как бы отслаивается от мира, приобретает форму инструмента исследования, направленного на мир. Она совершенствует орудийную оснащенность экспериментатора, т. е. субъекта познания. В форме эксперимента теоретическое знание вновь выталкивает мир из его «объективной» картины как непознанный и бесконечный в себе предмет.

7. Неклассическая физика 20 в. (релятивистская и квантовая механика) обнаруживает внутренние границы эксперимента как метода познания. Принципы наблюдаемости, неопределенности, дополнительности фиксируют неустранимое участие познавательного действия в определении бытия познаваемого «объекта» (т. е. его не-объектность). Намечается существенно новое понятие бытия — бытие-событие, бытие-возможность (онтология виртуальности), новая идея разума, архитектонически отличного от разума объективно познающего, и соответственно новое, неэкспериментальное понимание опыта.

Лит.: Бэкон Ф. Новый Органон, пер. С. Красилыцикова. Л., 1935; Галилей Г. Избр. труды в 2 т. М., 1964; Max Э. Механика. СПб., 1909; Ольшки Л. История научной литературы на новых языках, т. 3. М., 1933; Гук Р. Общая схема, или идея, настоящего состояния естественной философии.— В кн.: Научное наследство, т. 1. М.—Л., 1948; Борн М. Эксперимент и теория в физике.— В кн.: Он же. Физика в жизни моего поколения. М., 1963; Дынин Б. С. Метод и теория. М., 1968; Библер В. С. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы).— В кн.: Научное творчество. М., 1969; Он же. Кант — Галилей — Кант. М., 1991; Макаревичтос К. Место мысленного эксперимента в познании. М., 1971; Налимов В. В. Теория эксперимента. М., 1971,АхутинА. В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. М., 1976; Он же. Понятие «природа» в Античности и в Новое время. М., 1988; Вовк С. Н. Математический эксперимент и научное познание. К., 1984; Dingler H. Das Experiment, sein Wesen und seine Geschichte. Munch., 1928; Mittelstrass J. Die Moglichkeit von Wissenschaft. Fr./M., 1974.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЭКСПЕРИМЕНТ — 0

Найдено научныех статей по теме ЭКСПЕРИМЕНТ — 0

Найдено книг по теме ЭКСПЕРИМЕНТ — 0

Найдено презентаций по теме ЭКСПЕРИМЕНТ — 0

Найдено рефератов по теме ЭКСПЕРИМЕНТ — 0