Экономика и религия

Найдено 1 определение
Экономика и религия
Взаимодействия Э. и р. многообразны. В каждую историческую эпоху, утверждая определенные духовные стимулы хозяйственной деятельности и нравственные критерии экономич. поведения, религия способствует формированию хозяйственной этики данного обва. При этом разные типы религий проявляют себя по-разному в экономич. сфере. Мн. религ. орг-ции сами занимаются хозяйственно-экономич. деятельностью, но главное — они санкционируют божественным авторитетом отношения собственности, определенный тип имущественных отношений людей, благословляя одни виды экономич. деятельности и негативно относясь к др. В свою очередь, смена исторического типа хозяйствования вызывает определенные изменения в различных элементах религ. комплекса.
В России религ. орг-циями накоплен значительный опыт хозяйственно-предпринимательской деятельности. Так, со времени введения христ-ва на Руси и до Октябрьской революции 1917, Русская Православная церковь активно участвовала в решении экономич., торговых и финансовых проблем России. Особое место при этом принадлежало правосл. монастырям (см. Монастыри православные в России), к-рые занимались приобретением и использованием недвижимости, прежде всего земельной собственности, финансовой, торговой и предпринимательской деятельностью. Большую роль в развитии рыночных товарно-денежных отношений, промышленности и торговли в России сыграло старообрядчество, последователи к-рого владели огромными капиталами, фабриками, заводами. К их числу принадлежали такие крупные предприниматели, как Морозовы, Рябушинские, Тучковы, Корзинкины и др. Мн. особенности экономич., торговой и предпринимательской деятельности указанных, как и др. религ. орг-ций, их положительные традиции в сфере трудовой жизни, честного и рачительного хозяйствования не утратили своей ценности и поныне.
В совр. России идет постепенное возрождение этих традиций, активизируется хозяйственно-предпринимательская деятельность различных религ. объединений и конфессий. Эти процессы сопровождаются дискуссиями в печати между представителями Правосл. церкви и прот. конфессиями относительно религ. — этических принципов, к-рые могут послужить экономич. возрождению России в наше время. Правосл. «философия хозяйства», поддерживая рыночную экономику, частный бизнес, в то же время выступает против его превращения в самоцель, против пользования нечестными средствами, против стремления предпринимателей к сиюминутному обогащению. В отличие от прот. рационализма она больший упор делает на нравственном критерии предпринимательского дела (нестрогая прибыльность рыночного обмена, соборность, милосердие и благотворительность), не считает успех в бизнесе доказательством нравственной, этической оправданности, богоугодности. Правосл. концепция стремится учитывать специфику исторического развития России, ее религ. традиций, национальной психологии русского народа.
Прот. модель хозяйственной этики (к-рой придерживаются и те политич. и предпринимательские круги, к-рые ориентируются на ценности зап. демократии) воспринимает свободу частной собственности и предпринимательства как часть общих свобод личности; она в известной мере проникнута духом индивидуализма и прагматизма.
При определенном отличии в подходе к оценке религ. мотивации экономич. поведения все совр. российские конфес. орг-ции стремятся включиться по различным каналам в хозяйственнопредпринимательскую деятельность. Так, представители правосл. орг-ций, конфес. объединений (братства и др.), монастыри участвуют в различных коммерческих структурах банках, производственных и торговых предприятиях, страховых компаниях, налаживают подсобное сельское хозяйство, возрождают народные промыслы и т. д. Аналогичная деятельность в той или иной мере осуществляется и др. конфессиями, в частн. прот. Созданная ими в мае 1990 Ассоциация предпринимателей-христиан ставит своей целью способствовать становлению этики бизнеса, основанной на принципах хрисг. морали. Действует программа развития справедливых деловых отношений, к-рая включает орг-цию многопрофильных семинаров, создание клуба»3а честный справедливый бизнес». При Московской церкви евангельских христиан действует товарищество с ограниченной ответственностью «Серебрянское» (в прошлом совхоз), создана фирма «Вифания» по ремонту автомашин, производству оконных решеток, оказанию посреднических услуг. Треть доходов от этих предприятий поступает в церковь. Духовный центр Адвентистов седьмого дня в Заокском районе Тульской обл. имеет значительные участки земли, где с помощью амер. специалистов отрабатывается технология выращивания экологически чистых продуктов, организована подготовка специалистов, способных создать индивидуальное товарное овощеводческое хозяйство.
Непосредственное участие религ. орг-ций РФ в различных сферах хозяйственнопредпринимательской деятельности, как и их нравственно-догматич. трактовки оптимальных экономич. действий, способствуют утверждению новой трудовой этики, атмосферы деловой активности, формированию нравственных стимулов к честному и добросовестному труду.
Вместе с тем участие ре лиг. орг-ций в тех или иных предпринимательских акциях вызывает подчас негативную реакцию общественного мнения, средств массовой информации. Социологические исследования фиксируют неоднозначное отношение респондентов к предпринимательской деятельности ре лиг. объединений. Проведенные исследовательским центром «Религия в современном обществе» РНИСиНП опросы населения по всероссийской выборке показывают, что положительно относятся к коммерческо-предпринимательской деятельности религ. орг-ций (участие в руководстве банков, фирм, использование религ. символики в торговой рекламе, держание акций и пр.) 15,5 % опрошенных, отрицательно — 53,3, затрудняются ответить 31,1 %.

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
198.60 кб

РЕЛИГИЯ И ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Цырендоржиева Дари Шойбоновна, Багаева Ксения Анатольевна
В статье рассмотрены основные положения теории секуляризации М. Вебера, П. Бергера и теории рационального выбора современных исследователей, таких как Уильям Бейнбридж, Роджер Финке, Лоуренс Яннакконе, Родни Старк.
Читать PDF
311.00 кб

Религиозные ценности как фактор стимулирования экономики

Смирнова Каринэ Львовна
В статье рассматривается взаимодействие экономики, политики и религии на Северном Кавказе с точки зрения влияния коррупционного фактора.
Читать PDF
306.85 кб

РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Зайченко Александр Сергеевич
Читать PDF
258.94 кб

Религиозный фактор в экономике: к вопросу об интерпретации Вебера

Расков Данила Евгеньевич
В статье разбирается трактовка Максом Вебером взаимосвязи экономики и религии.
Читать PDF
27.29 мб

Религия и экономика: можем ли мы все еще опираться на Макса Вебера?

Иван Забаев
В статье, в рамках логики, предложенной М.
Читать PDF
359.12 кб

Экономика как нравственная категория в русской религиозной философии

Алёхина Евгения Викторовна, Копосов Лев Феодосьевич, Глинский Андрей Владимирович
Целью статьи является выявление взглядов русских религиозных философов рубежа XIX-XX вв. на сферу экономической жизни общества. Основное содержание исследования составляет анализ текстов В.С. Соловьёва, С.Н. Булгакова, П.А.
Читать PDF
303.01 кб

Современное положение республики Татарстан: политика, экономика, религия

Хабутдинов Айдар Юрьевич
Тщательный анализ современного положения Республики Татарстан может быть сделан путем изучения факторов политики, экономики и религии. Мы используем теорию П.
Читать PDF
287.16 кб

Джадидистская экономика: татарские религиозные реформаторы начала XX В. О ростовщичестве и банках

Зарипов Ислам
В статье рассматриваются три основных подхода татарских религиозных реформаторов начала ХХ в. к проблеме коранического запрета ростовщичества.
Читать PDF
167.44 кб

2014. 03. 037. Браун Т. Дж. Мусульманские структуры, религиозная экономика и общинное выживание: как

Демидов К.Б.
Читать PDF
236.70 кб

2011. 03. 035. Янь Фэнган. Религия в Китае при коммунизме: объяснение с точки зрения экономики дефиц

Лисицына А. А.