ЭКХАРТ Майстер

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭКХАРТ Майстер

немецкий философ-мистик (Хоххейм, близ Готы, ок. 1260 — Авиньон или Колонь, ок. 1327). Его система —- образец довольно туманного пантеизма, который он хочет примирить с верой в единого Бога. Его строгая мысль раскрывает перед нами своеобразный мистицизм и старается придать ему рациональное обрамление. Этот спекулятивный мистицизм, вообще характерный для немецкой мысли, оказал большое влияние на философию XIX в. (Фихте, Шеллинг, Гегель), где рациональная диалектика попытается раскрыть и выразить романтическое вдохновение.

Источник: Философский словарь

ЭКХАРТ Майстер

нем. философ-мистик, монах-доминиканец; занимал ряд высоких церковных постов; преподавал в Париже, Страсбурге и Кельне. В своих проповедях и трактатах пользовался не лат., а нем. языком, доступным народу; внес вклад в создание нем. философского языка. Э.— представитель т. наз. апофатической (отрицательной) теологии, полагавшей, что бог не имеет атрибутов и не поддается определению. Согласно Э., безличный и бескачественный абсолют есть чистая божественная сущность, “божество”, или “ничто” (“бездна”) как возможность любого бытия. “Первое обособление божества” — бог в трех лицах, выступающий творцом мирового процесса. Человеческой душе, по Э., присуще некое несотворенное единосущное богу начало (“свет” или “искра” души), с помощью к-рого она проходит путь отрешения, последовательного освобождения от всех сил, образов, определений и погружается в божественное “ничто”, включаясь в процесс вечного порождения богом самого себя. Такая т. зр. могла быть истолкована в духе пантеизма, что делало ее неприемлемой для ортодоксального христианства. В 1329 папской буллой мн. положения учения Э. были объявлены ложными. Идеи Э. оказали влияние на развитие нем. идеалистической философии, в частности мистики (Беме и др.), на воззрения Николая Кузанского и Лютера. Глубокий интерес к его взглядам проявляли Шеллинг и Гегель. Близость к идеям Э. характерна для ряда положений “фун-даментальнои онтологии" Хайдеггера.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭКХАРТ Майстер

(ок. 1260, Хоххейм, близ Готы, — кои. 1327 или нач. 1328, Авиньон), немецкий мыслитель, виднейший представитель философской мистики позднего средневековья в Западной Европе. Монах-доминиканец. Учился и преподавал в Парижском университете, затем в Страсбурге и Кельне; был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 г. папской буллой 28 положений его учения были объявлены ложными. Проповеди и трактаты Э. на немецком языке, сохранившиеся большей частью в записях учеников, как по форме, так и по философскому содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего заострения идеи христианского неоплатонизма Ареопагитик. Главная тема его мысли - «божество» (gotheit), безличный и бескачественный абсолют, стоящий за «Богом» в трех лицах как полнотой качеств и творческим истоком мирового процесса. Человек способен познавать Бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворенная «искорка», единосущная Богу. Отрешаясь от своего «я», соединяясь с божественным «ничто», человеческая душа становится орудием вечного порождения Богом самого себя. Эта концепция, неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс многовековой традиции немецкой мистики, нередко с народно-еретической окраской. В его доктрине предвосхищена идеалистическая диалектика единого божественного мирового процесса, развитая Ф. В. Шеллингом и Г. Гегелем. Э. и его ученики сыграли большую роль в становлении немецкого литературного языка. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ЭКХАРТ Майстер

род. ок. 1260, Хохгейм, близ Готы - ум. осень 1327, Кельн) - нем. философ-мистик, доминиканец; в 1303 - 1311 - провинциальный приор ордена в Саксонии, с 1311 - профессор в Париже, с 1313 - в Страсбурге и с 1320 учитель чтения в Кельне. По настоянию францисканцев 28 тезисов Экхарта были осуждены после его смерти папской буллой. Экхарт опирался на учение Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Схоласт по складу мышления, он по своему мистическому мироощущению тесно связан с предшествовавшими ему нем. мистиками. Вера, с его точки зрения, должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшей силой души является разум, который Экхарт называет искрой, крепостью души, synteresis (греч. - сохранение, т.е. сохранение естественного стремления к добру, несмотря на грехопадение). Благороднейшая деятельность души есть познание, материал для которого доставляют чувства; из этого материала "общее чувство" образует восприятия; на основе восприятий разум создает понятия. Разум, через который мы "воспринимаем" Божью волю, память и волю, Экхарт соотносит с Сыном, Святым Духом и Отцом (Троицей). Деятельность разума есть деяние Божие внутри нас. Душа стоит между Богом и сотворенной сущностью (телесной природой). Бог есть чистое бытие, первоединство. Сущность Бога состоит из идей. Смысл жизни - в познании Бога и возвращении к Богу; эту возможность дают добродетельная жизнь, аскетизм (отрешенность от всего телесного) и прежде всего добрые дела на благо ближних; пассивного созерцания недостаточно. Через милосердие Божие может быть достигнуто мистическое единение с Богом (см. Unio mystica). Осн. произв. - "Schriften und Predigten", 1919 (рус. пер. "Проповеди и рассуждения", 1912).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭКХАРТ Майстер

немецкий схоласт и философ-мистик, доминиканец, из рыцарского рода Хохгеймов. Обучался в Кельнской высшей школе доминиканского ордена. Приор ордена в Эрфурте, викарий Тюрингии (1303-1311). Глава Саксонского ордена. Профессор в Париже (1300-1303, 1312-1314), профессор в Страсбурге (1312-1320), учитель чтения в Кельне (с 1320). Главное сочинение - "Проповеди и рассуждения", а также "Комментарий к "Сентенциям" Петра Ломбардского", "Комментарий на книгу Премудростей Соломона", "Толкование на Евангелие от Иоанна", "Толкование на книгу Бытия II". 26 тезисов Э. были осуждены (27 марта 1329) после его смерти папской буллой. Сторонник учений Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Вера, согласно Э., должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшая сила души - разум, единосущный Богу, несотворенная "искра", который Э. именует "крепостью души", "сохранением естественного стремления к добру, несмотря на грехопадение". Познание - благороднейшая деятельность души (орудия вечного порождения Богом самого себя), материал для которой поставляют чувства. Из этого материала "общее чувство" образует восприятия. На их основе разум формирует понятия. (По Э., "мои речи обращены к тем, кто уже назвал их своими, приникся к ним жаждой своих сердец. А дабы было так, в том да поможет нам Бог!") Разум, посредством которого мы воспринимаем Божью волю, Э. соотносит со Святой Троицей. Согласно Э., сущность - это Божество, а природа - Бог, т.е. Божество, получившее образ или лицо. Бог продолжает самопроявление в трех лицах: Отец - мысль Бога, в которой выявилась Его природа; Сын - это мысль Бога о себе самом, порожденная его же природой; осознание этими лицами единства их воли есть Святой Дух. Для Э. такое раскрытие Бога - специфический процесс, а не единократное событие: "Когда Бог создал небо, землю и всякую тварь, Он никак не действовал. Ему не с чем было действовать; и в Нем не было действия. Тогда Он сказал: "Мы сотворим Наше
подобие. Не мудрено создавать. Это делается когда и где угодно. Когда я что-нибудь делаю, то делаю это сам в себе и из себя самого и отпечатлеваю там свой собственный образ". Деятельность разума, по Э., - промысел Божий внутри нас. Душа располагается между Богом и сотворенной сущностью (телесным началом). Бог есть чистое бытие, первоединство, безличный и бескачественный абсолют. Сущность Бога состоит из идей. Бог мыслит себя в человеке. Смысл жизни - в познании Бога и возвращении к Нему. (Согласно Э., "кто не понимает сказанного мною, пусть и не печется о том. Ибо покуда не дорос он до этой правды - не поймет ее. Не придуманная это, а непосредственно истекающая из сердца Божьего правда!") Путь этот - через добродетельную жизнь, аскезу и доброту к ближним. Пассивного созерцания для мистического единения с Богом недостаточно. (Важен тезис Э. о том, что отношение Бога и человека есть обоюдопорождающая связь, а не Божия привязь либо человечье упование; по мысли Э., "Бог - в душе выше того, чем когда душа - в Боге: что она - в Боге, от этого она еще не блаженна, но блаженна оттого, что Бог в ней. Верьте: Бог - Сам блажен в душе!") Э. был убежден в необходимости просвещения людей: "Если не учить невежественных людей, то никто не станет ученым. Затем и учат невежественных, чтобы они из незнающих стали знающими. Затем и врачи, чтобы исцелять больных. Иоанн пишет Евангелие для всех верующих и также для неверующих, и все же он начинает с самого высокого, что может сказать человек о Боге. А если найдется человек, который неверно поймет такое слово, что же может сделать тот, кто верно преподает верное слово? Не были ли слова Иоанна и слова Господа тоже часто неверно поняты". Многие философские "формулы", принадлежащие Э., пророчески выразили современные ему и будущие нравственно-мировоззренческие выборы человека: "кто хочет стать тем, чем он должен быть, тот должен перестать быть тем, что он есть"; "где есть равенство, там нет единства, ибо равенство "посягает" на единство, и где есть единство, там нет равенства, ибо равенство пребывает в разделении и многообразии". Творчество Э. значительно содействовало становлению немецкой философской фразеологии (так, он нередко использовал термин "отрицание отрицания").

Источник: История Философии: Энциклопедия

ЭКХАРТ Майстер

ок. 1260, Хоххайм, близ Готы — конец 1327 — начало 1328, Авиньон) — немецкий теолог, проповедник, мистик; монах-доминиканец. Около 1277 учился в Париже, позднее изучал в Кельне у Альберта Великого теологию. В 1293—94 читал лекции в Сорбонне, комментировал «Сентенции» Петра Ламбардского, впоследствии — приор Эрфурта и викарий Тюрингии. В 1302—03 вновь преподавал в Париже как magister actu regens (отсюда прозвище «Мейстер»). В 1311—13 — в Париже, затем в Страсбурге, с 1323 руководил «Studium Generale» доминиканцев в Кельне; проповедовал по-немецки. В 1326 кельнский архиепископ назначает комиссию для проверки правоверности воззрений Экхарта, через год материалы направляются в Авиньон; туда же, чтобы защитить себя, едет Экхарт. В «Оправдательной речи» он отвечает на примерно 80 выдвинутых против него обвинений. В 1329, после его смерти, папа Иоанн XXII объявляет еретическими 28 его высказываний, добавляя, что перед смертью Экхарт подчинился этому приговору и отказался от еретических мыслей. Наибольшую известность Экхарту принесла его богословская и проповедническая деятельность. Главное его произведение на латинском языке «Трехчастный труд» (Opus Tripartitum, издан в 1924).
Бог есть абсолютное бытие, а творение либо идентично с божественным бытием, либо есть «чистое ничто» (purum nihil). Поскольку вне Бога бытия нет, а образы мира не находятся в отношении подобия к Богу, необходима отрешенность и последовательное освобождение от всего, созданного в пространстве и времени: быть «пустым» (или «нищим») значит быть «полным Бога». Сложились две традиции толкования этих воззрений Экхарта. Первая, воспринимающая Экхарта как мистика, видит в нем продолжателя традиции неоплатонизма, в «отрешенности» (Abgeschiedenheit) его воспроизводится негативное отношение неоплатонизма к чувственному и материальному миру. Оставление душой самой себя («смерть души»), своей тварности есть одновременно отказ от созданного человеком образа Бога и тем самым — освобождение самого Бога. Экхарт различает «Бога» и «Божество» (Gottheit), которые так же несхожи, «как небо и земля» (Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991, с. 29—30). Единство с Богом возможно только там, где царят единство и простота (нищета духом и «отрешенность»).
Сторонники второго подхода (К. Флаш, Б. Мойзиш и др.) считают термин «мистика» неадекватным для характеристики Экхарта, отмечая, что у него нет речи о переживании «экстазов», «видений», «особых состояний» и способов «единения с Богом»; Экхарт рассматривается как один из (наряду с Бертольдом Моозбургским иДитрихом Фрейбергским) представителей аристотелевской традиции понимания ума-нусв (интеллекта). Экхарт отождествляет Бога с разумом-интеллектом: «Бог есть разум и разумное познание... есть основа Его бытия» (Lateinische Wferke, Bd. V, S. 40). В парижский период деятельности (1302—03) он заявляет, что более не придерживается мнения, будто Бог познает, потому что существует. Наоборот: «Бог есть, потому что познает». Утверждая, т. о., приоритет разума по отношению к любому бытию (в т. ч. бытию Бога), Экхарт освобождает разум от всего, что ограничивает его абсолютность: поскольку разум есть не соотнесенное ни с чем «не-бытие», то в своей абсолютной отделенности (Geschiedenheit) от любого бытия он может познавать все бытийное и служить ему основой. «Интеллект как интеллект» всегда един и различается только как «божественный» (intellectus agens) и «человеческий» (intellectuspossibilis), так что причастность Богу дана уже онтологически. Единение человеческого интеллекта с божественным предполагает «смерть души» и «отрешенность», которые могут быть истолкованы и как требование свободы божественного ума-интеллекта.
В 1267 проповедникам Доминиканского ордена было вменено в обязанность заниматься духовным воспитанием слушательниц женских монастырей: это потребовало перехода с латинского языка на немецкий. Проповеди Экхарта на немецком языке сыграли видную роль в становлении немецкой богословской и философской терминологии. Учениками Экхарта были Таулер, Сузо, он оказал влияние на Николая Кузанского. К идеям Экхарта обращались представители русской религиозной философии (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Л. Фрацк).
Соч.: Die Deutschen und die Lateinischen Werke: Die Deutschen Werke, Bd. I—III, V., hrsg. v. J. Quint. Stuttg., 1958—76; Die Lateinischen Werke, Bd. I, IV. Stuttg., 1956; Meister Eckhart und seine Junger. B., 1972; Проповеди и рассуждения. M., 1912; Книга Божественного утешения.— «Диалог. Карнавал. Хронотоп». М., 1998, № 2; О человеке высокого рода.— Там же, № 3; Речи и наставления.— Там же, № 4. Лит.: HaasA. M. Geistliches Mittelalter. Freiburg (Schweiz), 1984; Mojsisch B. Meister Eclchart. Hamb., 1983.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭКХАРТ Майстер

(ок. 1260–1327) – нем. философ-мистик, монах-доминиканец. До 1310–11 занимал высокие посты в региональной системе ордена; затем преподавал в Париж, ун-те и высших школах доминиканцев в Страсбурге и Кельне. Общегерм. известностью и влиянием пользовались проповеди Э. на нар. нем. языке. В последние годы жизни Э. (с 1325) выдвигались обвинения в еретич. характере его проповедей. В 1329 папской буллой 28 пунктов учения Э. были объявлены еретическими. Спекулятивная мистика Э. заключает в себе оригин. филос. учение об Абсолютном и о человеке. Краеугольным камнем этого учения является резкое разграничение модусов Абсолютного в его отношениях к себе и к иному. В первом из этих отношений Абсолютное есть чистая "... божественная сущность уже как таковая, без разделяющих выявлений..." ("Проповеди и рассуждения" Мейстера Э., М., 1912, с. 159). Это понятие, к-рое Э. называет Божеством (gotheit), соответствует понятию божеств. ничто в традиции апофатич. богословия, и в его разработке Э. достигает существенного онтологич. углубления данной традиции. Если ранее "путь отрицания" атрибутов Абсолютного полагали тождественным "пути восславления" – бесконечному обладанию всеми атрибутами, то Э. утверждает актуальное отсутствие у Абсолютного любых атрибутов, вскрывая тем онтологич. отличие бытия Абсолютного от бытия сущего. Для передачи этого отличия вводится спец. категория "основа" (grunt). Абсолютное, по Э., есть основа сущего, к-рая чужда всему, ей основанному (см. тамже, с. 101), а по отношению к себе самой является безосновным, бездной (abgrunt). Божественное ничто раскрывается в категории основы как единство пра-основы (urgrunt) и бездны. В противоположность "безмолвной пустыне" божеств, ничто, Абсолютное в его отношении к иному выступает как деятельная природа, как начало творения. За этим модусом Абсолютного, к-рый есть "первое обособление божества", Э. сохраняет термин Бог (got), поскольку находит, что именно к нему принадлежат лица св. троицы. Для него же Э. принимает тезис схоластики Deus est esse (Бог есть бытие), однако смысл этого тезиса трансформируется, поскольку высший модус Абсолютного Э. считает превосходящим всякое бытие. Как рождающая природа, бог есть творч. принцип мирового процесса, и на этой основе учение Э. о мире, продолжая диалектику отношения "бога" и "божества", соединяется с ней в единую теорию божеств.-мирового процесса. Последний, как и в неоплатонизме, мыслится в виде полагания иерархии модусов, завершающим из к-рых является тварный мир, а промежуточные связаны с различением лиц в Боге. Однако, в отличие от неоплатонизма, становление очередного модуса Абсолютного понимается Э. не как эманация, а диалектически – как "внутр. самопостижение", самодвижение природы предшествующего модуса. Здесь Э. предвосхищает многое из самой сущности гегелевской диалектики. Утверждение неотделимости Бога от мира, перенесение акта творения мира из времени в вечность придают учению Э. о мире пантеистич. черты, которые в еще большей мере присущи его антропологии. Ведущий принцип ее – тождество природ человека и Божества, присутствие в природе души несотворенного начала, единосущного Божеству ("искорка"). Это начало есть безосновная основа души, как Божество – безосновная основа Бога. Подобно Божеству, "искорка" есть исходный принцип нек-рого диалектич. процесса. Это процесс воссоединения души с Божеством, являющийся онтологически обратным божеств.-мировому процессу. В нем душа проходит путь отрешенности, предполагающий последоват. освобождение ее от всех сил, образов и определений и завершаемый актуальным слиянием с безосновным. "Душевная искорка" как единосущность с Основой, "прорыв" души к погружению в божеств. Ничто – осн. темы творчества Э., пафос его учения. В них антропология Э. сливается воедино с его онтологией в экзистенциально-теософич. диалектике Бога становящегося (божеств. мировой процесс) и преходящего (экзистенциальный процесс). В учении о познании Э. необычайно высоко ставит начало разума. Путь познания для Э. – гносеологич. аспект пути отрешенности, воссоединения с Абсолютным. Это определяет и иерархию видов познания: низший из них – чувств. познание, обыденный рассудок, который "...принимает вещи за нечто действительное" (там же, с. 163); от него надлежит восходить к "божеств. неведению" (что близко позднейшей концепции "ученого незнания" Николая Кузанского). На высшем уровне, в полноте отрешенности, осуществляется тождество субъекта и объекта: "...Душа – равно и познающее, и познаваемое" (там же, с. 99) в созерцании единства себя и Основы. В этике Э. утверждает, что внешнее делание, следование заповедям и даже религ. подвижничество принадлежат лишь начальной стадии пути к божеству и несущественны на высших ступенях – "...добродетель только средина между пороком и совершенством" (там же, с. 166). Здесь Э. радикальнее, чем в др. моментах своего учения, отклоняется от схоластики и выступает предшественником Реформации и учения Лютера об "оправдании верой". Идеи Э. оказали сильное воздействие на весь облик и дух нем. идеалистич. философии. Э. явился родоначальником нем. апофатической мистики 14–16 вв., к к-рой в той или иной мере принадлежали, помимо учеников Э. – Таулера и Сузо – Рейсбрук, Беме, Шефлер. Особо следует отметить влияние Э. на Николая Кузанского и Лютера. Углубленный интерес к Э. характерен для представителей нем. классич. идеализма – Фихте, Шеллинга, Гегеля. В 20 в. близость к Э. обнаруживают мн. построения т.н. фундаментальной онтологии Хайдеггера (аналитика ничто, учение об "экстатическом пребывании в элементе бытия" и др.). Соч.: Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936–48, в рус. пер. – Избр. проповеди, ?., 1912. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, M., 1957; Della Volpe G., Il misticismo speculativo di maestro Eckhart nei suoi rapporti storici, Bologna, 1930; Hоf H., Scintilla Animae, Lund, 1952; ?oppеr J., Die Metaphysik Meister Eckharts, Saarbrucken, 1955; Oltmanns K., Meister Eckhart, 2 Autl., Fr/M., 1957, Lоssky V., Th?ologie n?gative et connaissance de Dieu chez M. Eckhart, ?., 1960; Degenhardt J., Studien zum Wandel des Eckhartbildes, Leiclen, 1967. С. Хоружий. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.15 мб

Майстер Экхарт и неклассическая философия

Евлампиев Игорь Иванович
Учение Майстера Экхарта можно рассматривать как первый пример философской разработки традиции гностического христианства, которое в истории противостояло церковному христианству.
Читать PDF
1.21 мб

Понятие geist в философии Майстера Экхарта

Хорьков Михаил Львович
Статья посвящена выявлению смысла и значения понятия geist («дух», «интеллект») в философии Майстера Экхарта.
Читать PDF
92.91 кб

Учение о знаке в творчестве Майстера Экхарта

Реутин Михаил Юрьевич
Статья, посвященная творчеству великого немецкого мистика Экхарта из Хоххайма (ок.
Читать PDF
124.84 кб

Понятие «Образ» в произведениях Майстера Экхарта

Шилов Евгений Вадимович
Понятие «образ» («bilde», «imago») многократно встречается как в немецких, так и в латинских сочинениях Майстера Экхарта и является одним из ключевых понятий его философии и богословия.
Читать PDF
1.24 мб

Восхождение во тьму: диалектика союза с Богом у Майстера Экхарта

Филлер Джеймс
В статье исследуется природа диалектики Экхарта, путь, которым она приводит к отрешенности, и условия того, как отрешенность, в конце концов, может привести нас к союзу с Богом.
Читать PDF
1.34 мб

Негативная теология в учениях Николая Кузанского и Майстера Экхарта

Викстрем Ирис
В основании философии Николая Кузанского (как и Майстера Экхарта) лежит убеждение в наличии непреодолимой дистанции между Богом и человеком.
Читать PDF
265.93 кб

САМОПОЗНАНИЕ В ЭРФУРТСКОЙ ВЕРСИИ НЕМЕЦКОЙ ПРОПОВЕДИ № 52 МАЙСТЕРА ЭКХАРТА

Хорьков Михаил Львович
В этой статье исследуется вариативность рукописной традиции немецкой проповеди № 52 Майстера Экхарта, в частности, расхождения между двумя основными версиями проповеди в вопросе соотношения самопознания и богопознания.
Читать PDF
4.60 мб

Майстер Экхарт как представитель средневековой религиозно-философской мысли

Булычев Игорь Ильич
The article discusses the Eckhart doctrine as a pre-classic one from the standpoint of philosophy. It is mainly characterised by syncretism, i. e. it contains not only religious but also pagan and philosophical elements.
Читать PDF
90.35 кб

Немецкая средневековая мистика: Майстер Экхарт в контексте позднего Средневековья

Шилов Евгений
Читать PDF
857.74 кб

Парижская академическая проповедь Майстера Экхарта на день св. Августина(«Vas auri solidum»)

Шилов Евгений
Статья посвящена малоизвестной проповеди Майстера Экхарта «Vas auri solidum», произнесенной на день святого Августина в Париже.
Читать PDF
0.00 байт

Майстер Экхарт против Николая Кузанского: антикузановская аргументация в сочинении Иоанна Венка «De

Хорьков Михаил Львович
В статье анализируются источники и характер критики учения об ученом незнании Николая Кузанского, которую предпринял Иоанн Венк фон Херренберг, и выдвигается предположение о возможности существования в эпоху позднего Средневековья
Читать PDF
0.00 байт

Немецкие тексты Майстера Экхарта в сочинении Иоанна Венка de ignota litteratura как источник аргумен

Хорьков Михаил Львович
Читать PDF
0.00 байт

Международная конференция «Майстер Экхарт и св. Григорий Палама: актуальность духовного опыта» (СПбГ

Душин Олег Эрнестович
Читать PDF
0.00 байт

Немецкий средневековый мистицизм и мифология Третьего рейха: Майстер Экхарт в интерпретации Альфреда

Шилов Евгений Вадимович
Статья посвящена интерпретации одним из идеологов немецкого национал-социализма Альфредом Розенбергом идей философа и богослова позднего Средневековья Майстера Экхарта.
Читать PDF
0.00 байт

2018.02.027. ВИНКО Р. НЕСТАНДАРТНАЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ МАЙСТЕРА ЭКХАРТА. VINCO R. MEISTER ECKHART

Хлебников Г.В.

Похожие термины:

  • ЭKXAPT Иоганн, Майстер Экхарт

    немецкий схоласт и философ-мистик, доминиканец, из рыцарского рода Хохгеймов. Приор ордена в Эрфурте, викарий Тюрингии (1303-1311). Глава Саксонского ордена. Профессор в Париже (с 1311), профессор в Страсб