ЭЙДОС

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эйдос
от греч. eidos — образ, вид) — образ, понятие, идея.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЭЙДОС
термин древнегреческой философии, означающий вид, образ. У Платона - синоним термина "идея".

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Eidos
Все видимое – зрением или духовным зрением: форма, идея, сущность. Правда, непонятно, почему при этом обязательно пользоваться греческим словом?

Источник: Философский словарь.

Эйдос
смысл сущности, которая не оформляется телесно в мире, но которая воплощает свои смысловые энергии в других вещах, в том числе и телесно оформленных.

Источник: Диалектика человеческого бытия: глоссарий

Эйдос
греч. eidos – вид, образ, облик, идея) – "чистая" сущность, сущностная структура феномена, которая доступна в сущностном интуировании, в созерцании сущности

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

ЭЙДОС
концепт философии Платона (см.), а также феноменологии (см.) Э. Гуссерля (см.). Под Э. понимается концепт во всей его конкретности, не обедненный операцией абстракции. Интересно, что согласно подсчетам А.Ф. Лосева Платон в девяти случаях из десяти предпочитал термину идея термин Э.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ЭЙДОСЫ
в античной философии (особенно у Платона) и далее – идеи, первичные нематериальные прообразы вещей, их духовные смыслы. Мир эйдосов (идей) – особый мир первосущностей – основание бытия по Платону. Учение Платона об идеях – важнейшая часть платоновской философии и философского платонизма, предтеча философского идеализма.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Эйдос
(греч. eidos – вид, образ) – в досократовской философии: «внешний вид», «образ», «видимое» (Гомер), затем «видимая сущность» (Парменид). У Демокрита – одно из обозначений атома. У Платона – синоним термина субстанциальной «идеи», трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны, объект достоверного научного знания.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЭЙДОС
(греч. eidos – вид, образ, сущность) – понятие античной философии, обозначающее «конкретную явленность», «телесную, пластическую явленность в мышлении». В платоновской традиции Э. – это образ-идея, идеальная сущность в своей конкретной явленности, пластически завершенный предмет интеллектуального созерцания. В философии XX в. употребляется в значении наивысшей мыслительной абстракции, которая тем не менее дана наглядно, конкретно и вполне самостоятельно. Например, «идеальная форма» или «чистая сущность» в учении Э. Гуссерля . В психологии «эйдетизм» – это способность сохранять наглядный, живой образ предмета долгое время после исчезновения его из поля зрения.

Источник: Краткий философский словарь.

ЭЙДОС
от греч. eidos - образ, вид) - образ, понятие, идея. В феноменологии Гуссерля равнозначно сущности. Эйдетика, или эйдология у Гуссерля, - учение об эйдосе; эйдетические науки - науки о сущности в противоположность наукам о внешних фактах. К феноменологическому методу относится эйдетическая редукция (заключение в скобки) "мирового существования", т.е. того индивидуального существования созерцаемого предмета, которое определяется его местом в цепи природных явлений. Путем эйдетической редукции из поля зрения исключаются все относящиеся к предмету научные и ненаучные данные опыта, суждения, положения, оценки, так что сущность предмета становится свободной и познаваемой.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭЙДОС
(греч. ?????, лат. forma, species, этимологически тождественно рус. «вид») — термин др.-греч. философии и лит-ры, первоначально (как и «идея») означал «видимое», «то, что видно», «внешность» (у Гомера, по большей части у досократиков), позже — одно из обозначений «атома» (у Демокрита) и «идеи» (у Платона). У Аристотеля Э. — это «форма», «первая сущность» вещи, а в его логике и биологии — «вид» (species) как классификационная единица, подчиненная «роду» (?????). В феноменологии Гуссерля Э. означает сущность (в отличие от факта); т.н. эйдетическая редукция — отвлечение от всех данных в опыте и в науч. познании сведений о предмете и созерцание его чистой сущности. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭЙДОС
от греч. eidos - вид, образ, идея) - в феноменологии Гуссерля обозначает сущность, всеобщее, универсалию. Понятие Э. восходит к идеализму Платона, в котором оно имело значение прообраза, начала, субстанциальной идеи. В гуссерлевском понимании Э. усилены моменты материальной формы, чувственного, процессуального. Если для Платона универсум эйдосов представляет область вечного, неизменного, субстанциального, то для Гуссерля Э. - элемент абсолютного потока, т.е. существует среди структур временного сознания, флуктуаций ноэм и ноэc. Гуссерль также вводит это понятие для того, чтобы разграничить кантовское понятие идеи и всеобщее понятие формальной или материальной сущности. Эйдосы постигаются в ходе так называемой "эйдетической редукции", а сама феноменология ставит задачу разработать "эйдетическую науку". Схватывание Э. предполагает опыт идеации, т.е. "усмотрения сущностей" (Wesenschau), которая мыслится Гуссерлем по аналогии с чувственным восприятием.

Источник: Современная западная философия: словарь

Эйдос
(греч. eydos, лат. forma, species – вид) – уже в Древней Греции имела место эволюция значения этого термина от внешнего вида (внешняя форма) к классификационной единице (форма как разновидность) и к пониманию Э. Платоном как умопостигаемой формы, существующей независимо от отдельных вещей. Аристотель отвергал платоновское понимание Э., полагая что форма, как организующее начало, находится внутри вещей. В настоящее время в связи с осмыслением информационного аспекта бытия вновь возникает вопрос о возможности существования прообразов сущих независимо от их воплощения в различном содержании-составе (так называемых информационно-энергетических полей). Допущение такой возможности означает, что проектировать сущие в соответствии с их идеальными прообразами способен не только бог или человек, но и другие формы существования субъективной реальности..На онтологическом уровне это не противоречит картине мира, складывающейся в коррелятивной онтологии, но конкретные реализации такой возможности требуют эмпирического исследования и частно-научного теоретического осмысления.
Ист.: Сагатовский В.Н. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 30-42.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ЭЙДОС
Платонически-аристотелианский термин, возрожденный в феноменологии. Эйдос – чистая сущность, a priori, усматриваемое в феноменах путем идеации или свободной вариации в фантазии [68]. Для конкретного уяснения феноменологической специфики этого понятия можно обратиться к примерам, взятым из так называемых эйдетических наук (скажем, математики). Нижеследующий пример отчетливо демонстрирует гуссерлевское понимание эйдоса [69].
Рассмотрим функцию ф(х)=у. Если мы подставим величины на место независимой переменной, мы получим следующие значения для функции в целом: ф(1)=3, ф(2)=5, ф(3)=7, ф(4)=9 и т.д. Каждое из этих значений может быть рассмотрено как парадигма; тогда остальные будут вариантами. Процесс свободной вариации – в данном случае, свободной подстановки – бесконечен. Тем не менее, для контролирования процесса мы должны переключить внимание с отдельных вариантов на инвариантную форму, или правило, позволяющее каждому примеру быть вариантом парадигмы. Это правило – формула: 2х+1=у. Формула работает как эйдос. Именно она дает возможность бесконечному количеству вариантов быть "одним и тем же". При этом сама формула никогда не дана в качестве одного из численных примеров, контролируемых ею; она существует "идеально". Так и эйдос вообще никогда не дан в частных феноменах. Он обнаруживается лишь в новом фокусе внимания, переключенном с частных случаев на правило (идеация).

Источник: Феноменологическое познание. Основные термины

ЭЙДОС
ермин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков — (внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1,94 и Фукидида 2, 50) засвидетельствовано значение, близкое к «виду», как классификационной единице. У Демокрита (В 167 = № 288 Лу.) — одно из обозначений «атома», собственно «(геометрическая) форма», «фигура». У Платона (наряду с дофилософскими значениями) — синоним термина «идея» (), трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны (), объект достоверного научного знания. Полемика Аристотеля против «отделимости» эйдосов-идей приводит к новому значению «(имманентно) формы», неотделимой от материального субстрата (см. Форма и материя, Гчлеморфизм); в логике и биологии Аристотеля эйдос — «вид» (species) как классификационная единица, подчиненная «роду» (). В среднем платонизме осуществляется синтез: платонические эйдосы-идеи становятся «мыслями бога», аристотелические эйдосы-формы — имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением идеи в материи (Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в уме (нусе), имманентные формы (которые Плотин вслед за стоиками называет также логосами) — в душе (псюхе).
В феноменологии 1уссерля эйдосы — чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭЙДОС
eidos - вид, форма, образ): 1 ) в греческой литературе - "то, что видно", конкретная явленность, форма; 2) в феноменологии Э. Гуссерля - чистая сущность, отвлеченная от всех фактических различий. Понятие Э. уходит своими корнями в древний анимизм, согласно которому каждая вещь имеет уникальную душу, способную выходить наружу, перемещаться в пространстве и обнаруживать себя через проникновение в другие вещи и людей. Во времена Гомера и досократиков Э. понимался как "внешний вид", "наружность", "видимое", но с V в. до н. э. его значение начало изменяться: у Эмпедокла Э. - это образ, у Демокрита - это фигура атома, у Парменида - это видимая сущность. Софисты добавили к Э. смысл "быть видовым понятием", т. е. отнесли Э. к сверхчувственной реальности сущности. Постепенно Э. все более стал наделяться значением чего-то внутреннего, скрытого (Платон, Аристотель, Плотин), пока в наше время, например, в феноменологии Гуссерля, не превратился в объект интеллектуальной интуиции, в "чистую сущность".
Согласно А. Ф. Лосеву, Э. имеет следующие аспекты: простое, единое, цельное, неизменное, индивидуальная общность, самопрозрачность, смысл, явленный лик; Э. видится мыслью, осязается умом, созерцается интеллектуально. Вначале понятие Э. противопоставлялось понятию идеи: Э. - душа тела и начало дифференциации мира на отдельные предметы, а идея - дух рода, общее в явлениях. Платон и Аристотель по-разному сопрягали внутреннее и внешнее значения понятия Э., а также сблизили содержания Э. и идеи. Поэтому последующие мыслители предпочитали ограничиваться в описании невещественных аспектов мира термином "идея", а об "эйдетическом" стали говорить, скорее, применительно к картинному характеру человеческой памяти, зрительным впечатлениям. Качественное различение видовых и родовых сущностей (Э. и идеи), а также законов частного и общего порядка постепенно вытеснилось их сугубо количественной трактовкой.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

ЭЙДОС
греч. ????? – вид, образ) – термин антич. философии и лит-ры, первоначально обозначавший "видимое" или "то, что видно", но постепенно получивший более глубокий смысл – "конкретная явленность", "телесная или пластич. данность в мышлении". Уже у Гомера термин обозначал "наружность" и по преимуществу "прекрасную наружность". В антич. натурфилософии Э. понимался почти исключительно как "образ" (Эмпедокл – В 27, I, ср. 22, 7; 23, 5; 115, 7; Демокрит – А 82). Однако уже у Парменида Э. выступал не просто как то, что видно, но как сущность, правда, так или иначе видимая (29 А 15), а у Гиппократа Э., по-видимому, есть то, что мы могли бы назвать сконструированной сущностью (87В I). У софистов, кроме традиционного внешнего понимания (Георгий В 22), встречается еще формально логич. понимание Э. как видового понятия или разновидности сущности (Протагор А 16). У Платона перемешиваются различные значения Э. – внешнее и внутреннее (напр., R. Р. IV 434 d, 435 с), внутренне-внешнее, мифолого-натурфилософское (кубич. Э. Земли, Tim. 55 е, пирамидальный Э. огня – 56 в и пр.) и т.д. вплоть до значения субстанциальной идеи, к-рое считается для него особенно характерным (см. учение об идеях в ст. Платон). У Аристотеля, кроме популярных значений, Э. употреблялся и в значении "формы". Для стоицизма и неоплатонизма также характерны разнообразные значения Э. (начиная с "наружности тела" и кончая самостоятельной субстанциальной идеей). Т. обр., изучение этого термина свидетельствует о том, что в антич. философии самые абстрактные понятия связаны с телесно-пластич. интуициями. В философии 20 в. у Гуссерля и представителей его школы этот термин, отчасти в лат. переводе species, означал наивысшую мыслит. абстракцию, к-рая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно. Здесь это тот же платоновский Э., но чисто мыслит. природы и исключающий к.-л. намек на субстанциальность (E. Husserl, Logische Untersuchungen, Bd 2, Tl 1, Halle, 1922, S. 216–24; Tl 2, S. 165–80; его же, Ideen zu einer reinen Ph?nomenologie und ph?nomenologischen Philosophie, Bd 1, Halle, 1922). Лит.: Лосев ?. ?., Антич. космос и совр. наука, М., 1927, с. 533–36; его же, Очерки антич. символизма и мифологии, M., 1930, с. 135–281; его же, Эстетич. терминология ранней греч. лит-ры, "Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та", 1954, т. 83, вып. 4, с. 128–30; Rittеr С., Neue Untersuchungen ?ber Platon, M?nch., 1910, S. 228–336; Cassirer ?., Eidos und Eidolon. Das Problem des Sch?nen und der Kunst in Platons Dialogen, "Vortr?ge der Bibliothek Warburg", 2, 1922–1923, Lpz., 1924, S. 1–27; Else G. F., The terminology of the ideas, "Harvard studies in classical philology", 1936, v. 47, p. 17–55; Hartmann ?., Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, В., 1941. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЭЙДОС
греч. eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью Э. фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия Э. с понятием формы (см. Гилеморфизм). Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином "Э.". Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (Э.) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. idea - вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен субстрата сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно - материнским) началом, то источник Э. - с отцовским, мужским - см. Идеализм). Если в рамках досократической философии под Э. понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия "Э." существенно трансформируется: прежде всего, Э. понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. имманентный способ бытия объекта. Кроме того, Э. обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус: трансцендентный мир идей или - синонимично - мир Э. как совокупность
абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. с "Бытием" у элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гештальтом (Э. как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (Э. как вид) его образ (Э. как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. к душе человека, т.е. ноэма (noema) как осознанный Э., - субъективный Э. объективного Э. (Парменид). В философии Аристотеля Э. мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "Э." употребляется также в значении "вид" как классификационная единица ("вид" как множество объектов определенного "вида" как способа организации) - в соотношении с "родом" (genos). В аналогичном значении термин "Э." употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. с понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало ("сперматический логос"). В рамках неоплатонизма Э. в исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его "мыслей" (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. в аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) - продуктам эманации. Семантика Э. как архетипической основы вещей актуализируется в средневековой философии: archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с самим собой, аналогичном предбытию художественного произведения в сознании мастера); Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем) и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли: концепция species (образ - лат. эквивалент Э.) в позднем скотизме; презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др. В позднеклассической и неклассической философии понятие Э. обретает второе дыхание: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля; учение Шопенгауэра о "мире разумных идей"; эйдология Гуссерля, где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета "интеллектуальной интуиции"; концепция "идей" Э.И.Гайзера в неотомизме и др. В современной психологии термином "эйдетизм" обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности. В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками "постметафизического мышления" и "постмодернистской чувствительности" (см. Постметафизическое мышление, Постмодернистская чувствительность, Постмодернизм) понятие Э. оказывается в ряду тех, которые очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (см. Метафизика, Логоцентризм) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается в контексте постмодернистской концепции симулякра (см. Симулякр, Симуляция) и конституируемой постмодернизмом "метафизики отсутствия": так, Деррида непосредственно связывает традиционалистскую презумпцию "наличия вещи" со "взглядом на нее как на eidos". (См. также Гилеморфизм.)

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
156.49 кб

Эстетический эйдос в трактатах Плотина

Сокровищук Алсу Ахметовна
В статье рассматривается объективное видение прекрасного греческим философом Плотином.
Читать PDF
172.74 кб

Эйдос и симулякр: поворот от логоса к лингво-матезису

Губанов О. А.
В статье проводится сравнение методологий феноменологии и постмодернизма.
Читать PDF
125.52 кб

Эйдос тела как предел формирования реальности восприятия человека

Пугачева Л. Г.
Читать PDF
212.14 кб

К вопросу о становлении философской терминологии: идея и эйдос в философии Платона

Мочалова Ирина Николаевна
Читать PDF
99.80 кб

Эйдос и Единое как фундаментальные категории философии Платона: позиция А. Ф. Лосева

Сапарбаева Ирина Викторовна, Терехова Грета Леоновна
Статья посвящена исследованию интерпретаций А. Ф. Лосевым взаимоотношений Единого и эйдоса в философии Платона.
Читать PDF
118.09 кб

Мультиплицированный эйдос

Соколов Б.Г.
There are two intellectual approaches to the notion of ''eidos'' showing two cultural contexts. One is antic-scholastic identification of eidos with form; the world consciousness duality is here retained.
Читать PDF
698.78 кб

Бытие, эйдос, истина

Хафизова Н.А.
Работа посвящена важнейшим понятиям философского дискурса: бытие, эйдос, истина.
Читать PDF
450.26 кб

Эйдос по учению архиепископа никанора (Бровковича) и монада по учению Г. В. Лейбница

Соловьев Артем Павлович
В статье рассматривается влияние Лейбница на философскую систему архиепископа Никанора (Бровковича). Одним из важнейших аспектов философии архиеп. Никанора является учение об индивидуальных субстанциях эйдосах.
Читать PDF
807.62 кб

Идея и эйдос в ОАСМ Лосева как символы методологического синтеза, способного заложить основы «дискур

Гоготишвили Л. А.
В статье выявлены содержащиеся в ОАСМ дискурсивные инновации Лосева: намечен синтез феноменологии и диалектики; выработан новый подход к оценке соотношения между языком математики и естественным языком; выявлен феномен антиномичес