ЭГО-ПСИХОЛОГИЯЭГОИЗМА ТЕОРИИ

ЭГОИЗМ

Найдено 14 определений термина ЭГОИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эгоизм

от лат.: ego я), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью собственной пользе и выгоде, предпочтение собственных интересов интересам др. людей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Эгоизм

лат. ego – я) – себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей. Противостоит альтруизму.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Эгоизм

преобладание в человеке интереса к себе, к собственным чувствам, качествам, потребностям, интересам; преувеличенное мнение о себе, самовлюбленность. Лев Толстой предложил критерий для определения степени эгоистичности человека: достоинство человека, его значительность, социально -- нравственные качества определяются величиной дроби, в числителе которой - то, что люди думают о человеке, в знаменателе - то, что он сам думает о себе и как себя оценивает.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ЭГОИЗМ

от лат. ego - Я) - себялюбие; поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном Я, собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам др. людей. Эгоизм является прежде всего порождением природного инстинкта самосохранения; с точки зрения этики необходимость эгоизма обусловливается ценностью жизни. Он необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности, необходим для исполнения морального долга, состоящего в доведении до наибольшего совершенства собственных задатков и способностей. Эгоизм становится недопустимым с этической точки зрения, когда чужой жизни и чужой личности придается меньше значения, чем собственной, когда попираются права других. См. также Альтруизм, Любовь к ближнему, Гоббс, Смит, Штирнер.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭГОИЗМ

лат. ego—я) — жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; выражается в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами об-ва и окружающих; одна из форм проявления индивидуализма. Э. наиболее характерен для частнособственнических отношений. Как моральное качество Э. в истории нравственного сознания человечества обычно оценивался отрицательно, хотя в период борьбы с сословно-иерархической организацией феодального об-ва он сыграл определенную роль в обосновании права каждого индивида на стремление к счастью. С утверждением капиталистических отношении теории, проповедующие Э., приобрели явную антисоциальную направленность (Штирнер), а затем и реакционный смысл (Ницше), сознательная же приверженность Э. как псевдонравственному принципу вырождалась в аморализм. Э. противопоставляются принципы коллективизма и сознательного служения людям, об-ву.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭГОИЗМ

от лат. ego — я): умственная установка человека, который все сводит к самому себе. В метафизическом плане эгоизм — это доктрина, которая рассматривает существование других людей как иллюзорное или, по меньшей мере, сомнительное; этот метафизический смысл сегодня забыт. В психологии эгоизм обозначает склонность (легитимную, в конечном счете) к самозащите, самоутверждению, саморазвитию. В этом смысле он лишь один из аспектов инстинкта самосохранения. Вплоть до сегодняшнего дня термин ни в коей мере не является уничижительным. Он им становится лишь тогда, когда обозначает в узком смысле чрезмерное внимание к самому себе, доходящее до пренебрежения интересами другого человека. Тогда он приобретает характеристики аномалии, говорит о факторе необщительности, даже когда речь идет об «эгоизме двоих» (пара) или «эгоизме троих» (пара и ребенок). В плане морали эгоизм противостоит альтруизму; его называют также эгоцентризмом, индивидуализмом, и он противостоит любой форме социальности вообще.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ЭГОИЗМ

франц. ?goisme, от лат. ego – я) – принцип жизненной ориентации в социальной действительности, состоящий в превращении частных интересов в осн. мотив деятельности и гл. критерий оценки и отношения к обществу и окружающим. Возникает в эпоху разложения первобытнообщинного строя вместе с возникновением частной собственности и отражает процесс атомизации обществ. объединений, выделения из них самодовлеющих индивидов и замкнутых групп (позднее – классы), для к-рых общественно полезная деятельность является и признается лишь средством утверждения и сохранения их особого социального положения. Развитие товарного и особенно капиталистич. способа произ-ва, в к-рых превращение частного интереса в цель деятельности происходит объективно, делает принцип Э. универсальным мерилом человеческой (предпринимательской) активности, что нашло отражение в особых моральных доктринах (см. Эгоизма теории). Обыденным нравственным сознанием ничем не ограниченный Э. всегда так или иначе осуждался; в качестве альтернативы ему был выдвинут принцип альтруизма. Однако лишь с устранением частной собственности в условиях социализма принцип Э. утрачивает свой универсальный характер в качестве осн. способа мотивации обществ. деятельности. Его окончат, изживание из практики человеч. отношений относится к эпохе зрелого коммунизма. О. Дробницкий. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЭГОИЗМ

лат.-я есть) – жизненный принцип, основывающийся на противопоставлении частных, своекорыстных интересов личности интересам других людей, на стремлении удовлетворить свои потребности, желания за счет общества. Человека можно считать эгоистом в том случае, если он, руководствуясь соображениями личной выгоды и пользы, живет только для себя, оставаясь безучастным к судьбам других. Эгоизм проявляется в себялюбии, равнодушном отношении к окружающим, в пренебрежении их интересами, во взгляде на другого человека как на средство для достижения личных целей. Эгоизм находит свое законченное выражение в эгоцентризме, утверждающем абсолютное превосходство «я» над другими. «Мое дело, Моя цель – это Я Сам... Для меня нет ничего выше» (М. Штирнер). Как моральное качество эгоизм коренится в условиях жизни людей, а также зависит от уровня культуры, образования, воспитания человека. Эгоизм может иметь семейный, этнический, экономический, групповой, государственный, религиозный, национальный, классовый (и др. формы) характер; он отражает стремление той или иной общности людей или отдельного человека удовлетворять свои потребности за счет других, в ущерб им. Преодоление эгоизма возможно в процессе гуманизации общественных отношений, нахождения компромисса между различными несовпадающими интересами людей на основе высшего закона мудрости «Делай другим то, чего желаешь себе» (Конфуций).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ЭГОИЗМ

от "эго" – Я) – мировоззрение, позиция, основанная на абсолютизации собственного "Я" в ущерб другим "Я". Как свойство натуры и форма поведения выражается в себялюбии, самолюбовании, своекорыстии, тщеславии, завышенной самооценке, гипертрофированном чувстве самости и других формах эгоцентризма. Эгоцентрическая деятельность приводит к ущемлению интересов, прав и свободы других людей и, как правило, ставит индивида в затруднительные отношения с себе подобными. В психологическом плане эгоцентризм является необходимой стадией развития ребенка в период от 3-х до 6-7 лет (Пиаже), это период формирования самосознания, самоопределения ребенка, но если он надолго затягивается, и не происходит социальной коррекции, эгоцентризм может сформироваться как качество характера и войти в структуру личности. В теоретико-моральном плане принцип "разумного эгоизма" был сформулирован в ряде эвдемонистических и гедонистических теорий (см.эвдемонизм). Сформулированный Гольбахом (XVIII в.), он выступил основой для бурного развития предпринимательской деятельности, отвечал идеологии протестантизма, выражал свободу личности в экономическом, политическом плане. Был поддержан и другими мыслителями Просвещения и XIX в. (Гоббс, Мандевиль, Рикардо, Гельвеций, Фейербах и др.). Истоки и причины эгоизма трактовались неоднозначно: натуралистически – заложен природой (Шопенгауэр, Ницше, Штирнер и др.); социально – продукт искаженных, отчужденных социальных отношений (марксизм); индивидуалистически – преимущество личностного выбора (Кант, религиозная философия).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЭГОИЗМ

от. лат. ego - я), принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своем «Я» и его интересах даже ценой блага других. Э. противоположен альтруизму. В переносном смысле говорят о групповом (классовом, нац.) Э. В случаях, когда Э. выдвигается в качестве морального принципа, он может быть связан с эвдемонизмом и гедонизмом (напр., в античности у нек-рых софистов, у киников, представителей киренской школы и др.).

Принцип Э. был признан в качестве универсального мерила человеч. (предпринимательской) активности в эпоху развития товарно-капиталистич. произ-ва, что нашло свое отражение в общественной мысли эпохи Просвещения (Гоббс, Мандевиль, А. Смит, Д. Рикардо, Гельвеции, Гольбах, Бентам и этика утилитаризма). Сам термин «Э.» возник в 18 в. С теорией «разумного Э.» выступили французские материалисты 18 в., считавшие, что основой добродетели является правильно понятый собств. интерес, или «разумное себялюбие» (Гольбах). Кант оценивал изначально заключенное в чувств. природе человека себялюбие как «радикально злое»; он различал логич., эстетич., метафизич. и моральный Э., причем «моральным эгоистом», по Канту, является тот, кто сосредоточивает все цели на самом себе, кто не видит никакой пользы ни в чем, кроме того, что ему выгодно. Шопенгауэр утверждал, что Э. является осн. реальной пружиной поведения как животного, так и человека; крайний Э. проповедовал Штирнер. В этич. концепции Чернышевского развивается новый вариант «разумного Э.» как свободного подчинения личной выгоды общему делу, от успеха которого выигрывает в конечном счете и личный интерес индивида.

Марксизм отвергает взгляд на человека как абстрактное, внеисторич. существо, наделенное изначальной эгоистич. «природой», и связывает преодоление Э. с устранением частной собственности, социального неравенства и построением коммунистич. общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ЭГОИЗМ

Позиция человека, который собственное благо ставит выше блага других людей; противоположность альтруизма. Со времен О. Конта распространено суеверие, согласно которому человек не вправе заботиться о самом себе, пока не позаботится о других людях и особенно о человечестве. Если же он этого не делает, то его считают эгоистом, достойным только презрения. Здравый смысл утверждает, что истина в обратном, хотя уже в течение нескольких веков в сознание людей внедряются подобные предрассудки. С точки зрения здравого смысла, поскольку у человека есть также и социальные потребности, он обязан заботиться о других — в некоторых ситуациях даже жертвовать собой ради других людей,— но при этом его долг по отношению к другим в конечном счете опирается на его обязанности по отношению к самому себе. Значит, выполнение этих обязанностей не только не является злом, но, напротив, составляет главное моральное требование. Ибо наш долг по отношению к другим людям зиждется на их частичном тождестве с нами. Так, самые важные обязанности лежат на родителях, дети нам ближе, чем все другие, это часть нас самих. Тот же, кто отказывает человеку в праве заботиться о самом себе, подрывает основу его обязанностей по отношению к другим людям.

Этот предрассудок связан с двумя другими: с коллективизмом и моральным эгалитаризмом (см. равенство). Первый требует ставить благо сообщества, особенно всего человечества в целом, выше своего собственного блага; согласно другому, ближние не должны иметь преимущества перед дальними и заботиться необходимо обо всех в равной мере.

Предрассудки, подобные эгоизму, обязаны своей популярностью тому обстоятельству, что многие люди уделяют слишком большое внимание индивидуальным потребностям, забывая о нуждах всего общества. Необходимо понять, что потребности общества — это также и потребности личности, и если их игнорировать, то в будущем нас ожидает злая судьба. Но из необходимости учитывать общественные потребности вовсе не следует, что мы не вправе заботиться о самих себе, как утверждает предрассудок эгоизма. См.: альтруизм, любовь, коллективизм, равенство, человечество.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

ЭГОИЗМ

лат. ego - я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. "Как возможен альтруизм без Э.? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву, они - кто?" - писал в свое время Федоров. Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях его сущность выводили либо из природы человека, его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию (гедонизм); либо из потребности получить общественное признание (утилитаризм и прагматизм); либо из совокупности этих факторов (теории "разумного Э."). Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы человек может отстоять без Бога. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. Шопенгауэр называл Э. реальной пружиной поведения человека, проявлением его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "разумное себялюбие", правильно понятый собственный интерес являются основой социальных добродетелей и успехов. По Гельвецию, противоречия между общественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением и моралью, "гуманностью". В этике Чернышевского "разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид. Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право на счастье и самовыражение. "Моралисты говорят об Э., как о дурной привычке, не Спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности", - писал об этих желаниях Герцен. С другой стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма, корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям, Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека, моральное качество Э. должно быть компенсировано участливым отношением к другому, различными формами нравственной взаимности, пониманием.

Н.Г. Севостьянова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ЭГОИЗМ

лат. ego - я) - жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека,, с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами об-ва и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением, индивидуализма. Как моральное качество в истории нравственного сознания человека Э. обычно оценивался отрицательно, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл. Как распространенное общественное явление Э. возникает вместе с частной собственностью в условиях разложения первобытнообщинных отношений. Особое значение он приобретает в буржуазном об-ве, когда частнособственнические отношения достигают наивысшего развития. Для капиталиста частное предпринимательство, подчиненное сугубо своекорыстным, эгоистическим целям, в сущности, является единственной формой, в какой он может участвовать в общественно полезной деятельности. Поэтому буржуа, с одной стороны, культивирует в себе Э., а, с др. стороны, представляет свое накопительство как благодеяние, оказываемое им об-ву. На этой почве возникают даже этические теории о полезности Э. (Эгоизма теории). Отношения капитализма формируют эгоистическую психологию не только у господствующего класса, но и в значительной мере у мелкой буржуазии и даже у трудящихся. По своему существу принцип Э. глубоко антигуманистичен, ибо практически означает равнодушие к окружающий людям и пренебрежение их интересами. В отдельные периоды исторического развития принцип Э., играл относительно прогрессивную роль. Так, начиная с эпохи Возрождения и до победы капиталистических отношений проповедь в литературе, искусстве и философии Э. как любви к себе и права каждого на счастье (Эвдемонизм, Гедонизм) сыграла определенную роль в освобождении умов людей от средневеково-религиозных представлений о «бренности» и «низменности» земной жизни, в признании достоинства отдельной личности, в осознании людьми своих интересов и законности стремления каждого к счастью. С утверждением же капитализма с предпринимательской деятельности был сорван ореол «промысла счастья», она обнажила свою бесчеловечную природу, уродующую отношения между людьми; С этого момента проповедь Э. и приверженность ему принимают отчетливо выраженный аморальный характер. Коммунистическая нравственность противопоставляет Э. принцип коллективизма, предпочтение общественных интересов личным, заботу о людях, товарищескую взаимопомощь. В социалистическом об-ве Э. становится пережитком прошлого, постепенно преодолеваемым в процессе формирования коммунистических отношений. Социальные причины Э. окончательно будут устранены с полным удовлетворением материальных и духовных потребностей всех членов об-ва, с развитием коммунистической сознательности, когда отпадет необходимость в распределении жизненных благ по труду. Преодолению Э. в значительной мере способствует создание атмосферы непримиримости ко всем его проявлениям.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

ЭГОИЗМ

от лат. ego — я) — жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага и соответственно каждому следует стремиться только к максимальному удовлетворению своего личного интереса, возможно, даже итерируя и нарушая интересы других людей или общий интерес. Эгоизм противоположен альтруизму. В отличие от последнего он не является определенной, нормативно отрефлексированной нравственной позицией; эгоизм — это продукт этико-фнлософского обобщения описания реальных нравов и как этическая доктрина представляет собой результат вторичной по отношению к этому обобщению реконструкции. Лишь в этико-философской и моралистической критике эгоистических нравов и характеров эгоизм был обобщен до определенной нормативной и поведенческой модели.

Эгоизм проявляется в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека. В этом плане его следует отличать от себялюбия, т. е. естественного чувства самосохранения и благоволения к самому себе. Эгоизмом также иногда называют самомнение или самодовольство, при котором благоволение к себе может в самом деле осуществляться за счет других. Эгоистическое поведение следует также отличать от действий, преследующих частный интерес: в последнем могут быть репрезентированы и общезначимые цели. Эгоизм неправильно смешивать с индивидуализмом.

Дж. Роулз выделяет три вида эгоизма, которые можно обозначить как: 1) диктаторский эгоизм: «все должны служить моим интересам»; 2) эгоизм собственной исключительности: «все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если это мне невыгодно»; 3) анархический, или общий, эгоизм: «всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится». Первые две формулы противоречат фундаментальным нравственным требованиям — золотому правилу нравственности и заповеди любви. Третья формула может быть признана в качестве морально достоверной, но при определенной модификации второй ее части: «...если они не нарушают интересы других». В таком виде она вполне вписывается в нравственную норму «не вреди».

В истории философии действительная роль эгоизма как социального качества отражена в учениях, выводящих из него все разнообразие общественной жизни (софисты, Гоббс, утилитаризм, Штирнер, Чернышевский). В новоевропейской общественной мысли выработана концепция эгоизма разумного, которая постепенно трансформировалась в особенную свою форму — утилитаризм. Этико-философская несостоятельность разумно-эгоистических учений с разных мировоззренческих и теоретических позиций была обоснована Кантом, Кьеркегором, Марксом, Достоевским. Как показали дискуссии вокруг т. н. дилеммы заключенного (см. Заключенного дилемма), разумно-эгоистическая поведенческая установка практически не может быть реализована последовательно. В своеобразной форме разумно-эгоистическая схема нравственности воспроизведена в социобиоловии, в частности в концепции «взаимного альтруизма» (см. Эволюционная этика), согласно которой альтруистическое поведение входит в личный интерес индивида.

Теории разумного эгоизма отразили ту особенность опосредствованных товарно-денежным хозяйством отношений, которая заключается в том, что автономный и суверенный индивид может удовлетворить свой частный интерес лишь как субъект деятельности или обладатель товаров и услуг, удовлетворяющих интересы других индивидов; иными словами, лишь вступая в отношения взаимопользования, которые, обусловленные равенством сил или соответствующими правовыми установлениями, объективно, ограничивают эгоистическое своеволие. Как показали Гоббс, Мандевиль, А. Смит, эгоизм является существенным мотивом экономической и политической деятельности, важным фактором общественной жизни.

Ограничение эгоизма оказывается возможным посредством наложения на эгоистического индивида обязанностей и принятия им на себя соответствующих обязательств. Однако последнее может противоречить эгоизму как личной позиции — обязательства принимаются эгоистом только в случае, если они отвечают его интересам. Но в таком случае, во-первых, другие оказываются средством для достижения его целей; во-вторых, не обязательство, а личный интерес продолжает оставаться основанием его поступков, и, если потребует его интерес, эгоист готов будет поступать и прямо противоположным образом. Коль скоро речь идет об увеличении личного блага, то добродетель и правильность поступка оказываются поставленными в зависимость от утилитарно понятой рациональности поведения. Принципиальное нормативное ограничение эгоизма обеспечивается основными моральными требованиями и ценностями, которые (независимо от различий в культурно-региональных традициях) по существу направлены именно против эгоизма (см. Декалог, Золотое правило нравственности. Милосердие). Однако помимо этих содержательных императивно-ценностных ограничений мораль обладает и формальными признаками (по-разному выделяемыми, напр., Кантом, Муром, Роулзом), которые исключают эгоизм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЭГОИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме ЭГОИЗМ — 0

Найдено книг по теме ЭГОИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме ЭГОИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме ЭГОИЗМ — 0