ДЗОГЧЕН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЗОГЧЕН
сокращение от тиб. дзогпаченпо, букв,.- «великое совершенство»)— учение, входящее в ньингмапа как высшая 9-я ступень практики, называемая также Атийогой (изначальной йогой). Согл. древним тантрам, Д. восходит к истокам цивилизации, содержит элементы древнеинд. философии и практики. Д. -это быстрый путь достижения состояния будды, раскрывающий сокровенную природу личности. Изложение сущности Д. приписывается Гарабу Дорже (I в. н. э.), жившему на сев.-зап. Индии. Он сформулировал свой опыт в концепции Изначального состояния, к-рому присущи Изначальное знание, Изначальная свобода и Совершенство. Понять Д. это значит понять Изначальное состояние. В. М. Монтлевич

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ДЗОГЧЕН
(тиб. rdzogs chen, великое совершенство) — учение высшего, девятого Пути в тибетской школе ньингма (см. Девять колесниц ньингмы), являющееся продолжением традиций тантрической системы Ати-йоги в Ваджраяне. Истоки школы Д. в Тибете восходят к миссионерской деятельности в 70–80-х гг. VIII в. индийского мистика тантры Падмасамбхавы, который, в свою очередь, считал родоначальником школы йогина Гараб Дорже из мифической страны Уддияна (иногда отождествляемой с современной пакистанской провинцией Сват). Среди предшественников Падмасамбхавы называют также Манджушримитру, Шри Синху, Джнянасутру. После Падмасамбхавы в Тибет был приглашён Вималамитра. Но ещё до этого царь Трисонг Децэн послал в Уддияну к Шри Синхе талантливого ученика Падмасамбхавы — тибетца с монашеским именем Вайрочана. Он вместе с Вималамитрой приступил к переводу на тибетский язык текстов Д., составивших древнюю традицию ньингма и положивших начало первому тибетскому этапу этого учения, для которого характерны две линии передачи знания: 1) «Сокрытые клады» текстов терма (тиб. gter ma), переданные Падмасамбхавой дакини Йеше Цогьял и отыскиваемые тертонами с Х в.; 2) устная «знаковая» непрерывная передача (тиб. bkama) Вималамитры и Вайрочаны. На втором этапе, начавшемся с Лонгчен Рабджама (1308–1364), обе линии соединились, поскольку каждый видный учитель был и тертоном. Третий этап начался с учителя Джикмэ Лингпа (1729–1798) и продолжается до сих пор. Учение основывается на идее единства преходящего и непреходящего миров, сансары и нирваны, которые в равной степени принадлежат природе Изначальной мудрости, иллюзорно порождаемой дхарма-кайей (Телом Закона Будды). Подлинный вид этой мудрости — пустотность (шуньята). Излучение шуньятой чистого света есть явление второго Тела Будды — Тела блаженства (самбхога-кайя), безграничное сострадание которого реализуется третьим Телом — Телом проявления сознания Будды (нирмана-кайя), см. Трикайя. В ранних текстах Д., написанных обычным разговорным языком, философская аргументация сведена к минимуму. В нём главное не теоретические построения, не система, а сущностные смыслы, предшествующие мыслительной деятельности рассудка и пребывающие вне его. В центре этого поля сущностных смыслов находится ригпа (санскр. vidya–, тиб. rig pa) — чистое знание-видение, лишённое не только образов и значений, но и даже их тени. О ригпа нельзя утверждать ничего определённого: это не некое мистическое переживание, хотя в нём оно и заключается, и не цель духовных устремлений, хотя без знания-видения они бесцельны. Мастер Д. — это тот, кто в любое мгновение любого состояния сознания может «перейти» в ригпу, в чистое присутствие. Разумеется, комплекс этих простых сущностных смыслов получил в истории школы ньингма тома истолкований, включающих в себя рассуждения о ригпа и пустоте, о ясности и всепроницающей способности, о прямом видении и т.д. Практика Д. предполагает приятие любой вещи безоценочно, вне двойственности рассудка, который либо одобряет, либо отрицает. Осуществляя Д., мастера тантры намереваются достичь Просветления уже в этой жизни. Считается, что его высшие адепты после смерти способны обрести «радужное тело» — так называется дематериализация, выражающаяся в исчезновении тела. Письменные учения Д. подразделяются на: 1) раздел природы Ума (тиб. sems de, или бодхи-читта); 2) раздел изначального пространства (тиб. klong sde); 3) раздел тайных наставлений (тиб. man ngag sde), которые и составляют тексты терма. Ещё одной особенностью Д. является учение о девяти колесницах, или девяти Путях обретения Просветления. В Тибете Д. оставался фактически эзотерическим учением, в тайны которого посвящали немногих даже из монахов ньингмы. Он был малоизвестен и среди других последователей Ваджраяны. Но с тех пор как тибетские монахи этой школы пребывают в изгнании (с 1959 г.), из множества практик именно Д. получил сравнительно широкое распространение на Западе и в России. По-видимому, это объясняется его учением о быстром Пути к состоянию Будды, согласующемся с современным ритмом жизни. С середины 1970-х гг. Д. получил основательное истолкование благодаря трудам Намкай Норбу Ринпоче и проф. Г. Гюнтера.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.