ДЖЕНОВЕЗИ, Дженовезе АнтониоДЖЕНТИЛЕ Джованни

ДЖЕНТИЛЕ

Найдено 2 определения термина ДЖЕНТИЛЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ДЖЕНТИЛЕ (Джованни)

итальянский философ (Кастель-ветрано, Сицилия, 1875 — Флоренция, 1944). Профессор в Палермо, Пизе и Риме, министр национального образования при Муссолини (1922-1924), в 1925 г. редактор Encyclopedia italiana, директор Giornale critico della filosofia; убит партизанами Сопротивления. Заплатил жизнью за то, чтобы его работы были сегодня предметом серьезного исследования. Его произведения: «Философия Маркса» (1899), «Общая теория духа как чистого акта» (1916), «Система логики» (1917-1922), «Философия искусства» (1931), «La mia religione» (1943). Хотя и испытавшая на себе влияние Гегеля и близкая к Кроче, его мысль чрезвычайно богата и развивает оригинальную философию, актуалистский идеализм, свидетельствующий об усилии духа, направленном на восстановление своих продуктов (искусство, природа, религия, история и т.д.), экстериоризированных им, и на сведение их к чистым актам духа. Его полное собрание сочинений, опубликованное флорентийским издателем Сансони, насчитывает 55 томов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ДЖЕНТИЛЕ

Gentile), Джованни (30 мая 1875 – 15 апр. 1944) – итал. философ-неогегельянец. Первоначально вместе с Кроче был идеологом итал. бурж. либерализма. Впоследствии примкнул к фашизму; нек-рое время был министром просвещения в пр-ве Муссолини. Филос. система Д., т.н. "актуализм", была одним из субъективно-идеалистич. вариантов неогегельянства. Предприняв "реформу" гегелевской диалектики, Д. устранил из учения Гегеля природу и объективную идею. Реальность он отождествлял с актом мышления субъекта, с "мыслью мыслящей" (реnsiero pensante), т.е. с мыслью как процессом. "Недостатком гегелевской философии, – писал Д., – было то, что она полагала прежде Я – то, что его предполагает... Не следует более выводить мысль из природы и природу из идеи, но природу и идею из мысли. Из актуальной мысли, разумеется, а не из находящейся где-то и абстрактно определяемой: из мысли абсолютно нашей, в которой реализуется Я" ("Teoria generale delle spirito come atto puro", Firenze, 1944, p. 230). Согласно Д., только "мысль мыслящая" является сферой диалектики. Природа и материя – абстракции. Они – не что иное, как прошлая мысль ("мысль помысленная" – pensiero pensato), "исчерпанный и окаменевший" логич. процесс. Природа и материя не существуют вне "мысли мыслящей", но, будучи едины с ней, они в то же время отличны, как мертвый, не творческий элемент, к к-рому не приложима диалектика, а только формальная логика. Социально-политич. концепции Д. послужили одной из основ фашистской идеологии. Их центр. момент – обоготворение фашистского гос-ва как высшей формы духовной деятельности. Реакц. учение Д. с его волюнтаризмом, обоготворением активного духа субъекта и гос-ва занимало центр. место в философии итал. фашизма. После крушения фашизма и смерти Д. оно утратило самостоят. значение, но оказало большое влияние на нек-рых представителей "христианского спиритуализма". В последние годы в итал. бурж. философии предпринимаются активные попытки "возродить" философию Д. Характеризуя роль Д. в совр. итал. мысли, прогрессивный журнал "Il contemporaneo" (1955, No 12) указывал, что Д. и Кроче "все еще представляют собой наибольшее препятствие для утверждения и развития в Италии современной передовой культуры...". Соч.: Sommario di pedagogia come scienza filosofica, v. 1–2, 5 ed., Firenze, 1934–1942; La filosofia, Mil., 1904–15; Il modernismo e i rapporti tra religione e la filosofia, 2 ed., Bari, 1921; La riforma della dialettica hegeliana ed altri scritti, 3 ed., Firenze, 1954; I fondamenti della filosofia del diritto, Pisa, 1916; Sistema di logica come teoria del conoscere, v. 1–2, 3 ed., Firenze, 1940–42; Discorsi della religione, Firenze, 1920; Albori della nuova Italia, v. 1–2, Lanciano, 1923; Difesa della filosofia, Lanciano, 1924; Filosofia dell´arte, Mil., 1931; Fascismo e cultura, Mil., 1928; La mia religione, Firenze, 1943; Genesi e struttura della societ?, 2 ed., Mil., 1954. Лит.: Чернышев Б., Современный идеолог фашизма, "Под знаменем марксизма", 1931, No 4–5; Сhiосehetti E., La filosofia di G. Gentile, 2 ed., Mil., 1925; La Via V., L´idealismo attuale di G. Gentile, Trani, 1925; Mehlis G., Italienische Philosophie der Gegenwart, В., 1932; Liсitra C., La storiografia idealistica, Roma, 1925; Cirell Czerna R., Riflessioni sul concetto di societ? e di stato nell´ultima fase del pensiero gentiliano, Bologna, 1953; Вellezza V. ?., L´esistenzialismo positivo di G. Gentile, Firenze, 1954. С. Эфиров. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ДЖЕНТИЛЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ДЖЕНТИЛЕ — 0

Найдено книг по теме ДЖЕНТИЛЕ — 0

Найдено презентаций по теме ДЖЕНТИЛЕ — 0

Найдено рефератов по теме ДЖЕНТИЛЕ — 0