ДЖАЙНИЗМ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЖАЙНИЗМ
индийское религиозно-философское учение, формировавшее-ся в VI-V вв. до н.э. Основатель - Джина (Махавира) отрицает авторитет Вед. Для этого учения характерен аскетизм, запрещение убийства живых существ и причинение им любого вреда (ахимса), сохранение веры в перевоплощение душ и закон кармы. Освободить себя от закона кармы и спасти себя может только сам человек (никакая помощь со стороны других невозможна.).

Источник: Тематический философский словарь

ДЖАЙНИЗМ
религиозное учение, распространенное в Индии, родственное буддизму, названное так по имени ее 24 святых проповедников — «джайнов» (последователей). Основная идея заключается в том, что совершается вечный, не управляемый никаким Богом мировой процесс. До тех пор пока душа пронизана тонкой материей, она должна странствовать, принимая вид все новых существований, но, если она освободится посредством правильного познания и аскетизма от всего материального, она, спасенная, поднимется в высшую сферу, где пребывает, бездеятельная, в чистой духовности.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Джайнизм
вид аскетической индийской религии. Джайнизм возник еще в VIII в. до Р.Х., хотя большинство западных ученых прослеживают его происхождение от Махвиры в VI в. до P. X. Это глубоко консервативное движение делает основной акцент на аскетизме и поддерживает веру в схожие с буддизмом и индуизмом (главные соперники джайнизма) представления. Джайнизм считает Вселенную вечной непрерывной сменой рая и ада, с которой через карму связано все существующее, а желаемое освобождение от нее достигается аскетическим путем. Движение «Ошо» Бхагвана Шри Райнеша -это новая религия, появившаяся в традиции джайнизма.

Источник: Новые религиозные движения.

ДЖАЙНИЗМ
от имени собств. Джина) - одна из религий Индии, возн. в 6 в. до н.э. По преданию учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из к-рых - Вардхамана Махавира (прозванный Джина). Джина - победитель, тот, кто победил карму и устранил препятствия с пути религ. спасения. Джайны поклоняются своим полуми-фич. пророкам как божествам. Центр, место в Д. занимает учение о вечной душе, к-рая может вселяться последовательно в различные материальные тела. Душа человека ответственна за все совершенное им вследствие действия закона кармы, к-рый связывает тело с душой, приковывает человека к земным делам, определяя и его дальнейшие перерождения. Спасения и вечного блаженства может достичь тот, кто ведет наиболее праведную жизнь. От каждого требуется вера в истинность учения, основанные на нем совершенное знание и совершенная жизнь, т. е. неукоснительное соблюдение предписаний религии. Существуют 2 осн. направления Д.: дигамбары, полагающие, что др. тексты утрачены, отказывающиеся от всех соблазнов жизни, и шветамбары, к-рые пытаются восстановить утраченные тексты и канонизировать их, проповедуют менее строгий подход к жизни.

Источник: Атеистический словарь

Джайнизм
религия, возникшая в Индии в 6 в. до н. э. одновременно с буддизмом как оппозиция брахманизму, освящавшему кастовый строй. Д. выражал интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого об-ва. Последователи Д. (в наст. вр. около 2 млн. человек, в основном из буржуазной среды) поклоняются 24 пророкам, последним из к-рых якобы был легендарный основатель Д. Махавира Вардхамана, по прозванию Джина (санскр. — победитель), отсюда название Д. Рассказы о Джине и его учениках составили каноническую религ. литературу Д. (сид-дханта). Джина проповедовал, согласно Д., 5 истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен (для монахов). Д. сохранил ряд элементов брахманизма: веру в перевоплощение душ, учение о карме, о периодическом появлении пророков. Д. и буддизм отрицают кастовый строй, учение об индивидуальном избавлении от страданий, святость Вед, брахманистские обряды. Обряды Д. включают поклонение Джине как божеству, а также его ученикам, чтение свящ. текстов, публичные исповеди. В наши дни предпринимаются попытки модернизации Д., что проявляется в движении ануврат (моральное возрождение об-ва), к-рое ставит целью освободить человека от пороков. Анувраты проповедуют, по существу, реформистские идеи классового мира: они выступают против накопления богатств и против насильственной экспроприации богачей.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ДЖАЙНИЗМ
одна из неортодоксальных систем инд. философии и религии, возникшая около 6 в. до н. э. Д.— это система онтологического плюрализма. В ее основе лежит учение о таттвах — сущностях, являющихся исходным материалом, из к-рого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из к-рой строится знание. Две гл. таттвы—это джива (душа), осн. свойство к-рой сознание, и аджива (все, не являющееся душой). Материя в Д.— одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости,звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Кроме того, существует еще тонкая, т. наз. “кармическая материя”, обусловливающая связь души с телом. Единой души, или высшего бога, нет: в мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изначально и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, все-проникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом, в к-ром она живет. Этика Д. опирается на учение о непричинении зла (ахимса) живому существу. Философская система Д. лежит в основе джайнистской религии, основателем к-рой считается мудрец (тиртханкар) Маха-вира (или Джина), живший в 9—8 вв. до н. э. Культ Д. включает в себя поклонение Махавире и др. тиртханкарам.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДЖАЙНИЗМ
индийское религиозно-философское учение, возникшее в 6-5 вв. до н.э. и ставшее одной из наиболее влиятельных религий Индии. Его основатель – проповедник Вардхамана, названный впоследствии Махавирой (Великим героем) и Джиной (Победителем). Как и для буддизма, для джайнизма характерно учение о переселении душ и законе кармы, однако признается вечность души, а нирвана выступает не как небытие, а как вечное блаженство. Главное средство избавления от закона кармы – аскетизм. Мир, по представлениям джайнистов, возникает из взаимодействия двух вечных сущностей: «дживы» (души, живого) и «адживы» (не-души, неживого). Смешиваясь с «адживой», «джив» приходит в состояние несовершенства и страдания, образуя миры, которые состоят из атомов материи и населены душами всех ступеней развития. Чтобы душа могла перейти из жизни в несовершенном состоянии в совершенное, нужно соблюдение жестких нравственных норм. Необходимо отказываться от всякой собственности (в некоторых случаях даже от одежды) и строго соблюдать ахимсу – непричинение вреда живому. В этом джайнисты доходят до крайности: им запрещено пахать землю, так как при этом погибают мелкие живые существа; монахи порой метут перед собой дорогу, чтобы не раздавить муравья, и собственная смерть оказывается предпочтительнее гибели любого другого живого существа, будь то жук или червь. Этика джайнизма индивидуалистична. Освободить себя может только сам человек, и никакая помощь со стороны других невозможна.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ДЖАЙНИЗМ
(Jainismus; Dschainismus) — индийская религия, родственная буддизму, названная так по имени ее 24 святых проповедников, «джайнов» (джинов) (победителей), из которых два последних — Паршва (ок. 750 до н. э.) и Махавира (500 до н. э.) — являются историческими личностями. Согласно учению джайнистов (сторонников джайнизма), совершается вечный, не управляемый никаким богом мировой процесс по закону кармы посредством совместного действия вечных духовных монад и вечных атомов. До тех пор, пока душа пронизана тонкой материей, она должна странствовать через все новые существования, но если она освободится благодаря правильному познанию и аскетизму от всего материального, то она, спасенная, поднимается к вершине мира, где пребывает бездеятельная в чистой духовности. Джайнизм, который в настоящее время еще исповедуют в Индии 1,25 млн людей, распадается на две конфессии — ветамбару (монахи которой носят «белую одежду») и диагамбару (монахи которой имеют в качестве одежды «воздушное пространство», т. е. ходят нагими). Существует обширная джайнистская литература. Джайнизм развил своеобразную теорию относительности (сьядвада). См. также Индийская философия.
H. V. Glasenapp. Der J. — eine ind, Erlösungsreligion, 1925; H. v. Glasenapp. Die Philos. der Inder, 1949, 1985 (KTA 195); A. Bareau u. a. (Hgg.). Die Religionen Indiens, III, 1964; N. N. Bhattacharyya. Jain Philosophy. New Delhi, 1976; K. Bruhn, A. Wezler (Hgg.). Studien zum J. und Buddhismus, 1981.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ДЖАЙНИЗМ
индийское религиозно-философское учение, оформившееся одновременно с буддизмом в VI - V вв. до н. э. в качестве идейного противовеса кастовому, аристократически замкнутому брахманизму, отрицающее авторитет Вед и открытое для всех слоев населения. Основателем ело считается странствующий проповедник Вардхамана, прозванный Махавкра («Великий герой») и Джина («Победитель»). Философия джайнов отвергает бытие Бога, утверждает реальность внешнего мира, верит в наличие многих первичных субстанций. При этом духовная реальность, душа и вообще живое (лжива) признается выше неживых субстанций (аджива). Поэтому одной из плавных черт джайнизма является сострадание ко всем существам и принцип ахимсы - непричинения вреда живому. Карма (как совокупность всех тенденций, порожденных жизнью души в ее прошлых воплощениях) считается основой, на которую «налипает» более грубая материя. Цель:
— избавиться от кармы, освободить дживу от материи и достичь освобождения (мокши). В центре учения
— Проблема личности и обоснование путей ее перехода от несовершенного бытия к совершенному - нирване. Для этого необходимы истинная вера, истинное познание, праведная жизнь. Члены общины Джайнов (миряне) должны выполнять пять основных обетов: не вредить живому, не красть, не лгать, не прелюбодействовать, не стяжать. Соблюдается также множество дополнительных самоограничений. Особо строгие правила ЖИЗНИ соблюдаются монахами-аскетами. Джайнизм до настоящего времени сохранил в Индии значительное влияние (несколько миллионов приверженцев) в основном среди торговцев и ремесленников (сельское хозяйство, сопряженное с убийством живых существ, неприемлемо для джайнистов).

Источник: Краткий философский словарь 2004

ДЖАЙНИЗМ
санскр. джина - победитель) - одна из древнейших религий Индии, возникшая в 6 в. до н.э. и сохранившаяся до наших дней, а также религиозно-философское учение. Иногда Д. как религию не правомерно называют сектой буддизма. Приверженцы Д., джайны, утверждают, что эту религию им из древности передали 24 пророка-учителя, первым из которых считается Ришабха, а последним - Вардхамана, получивший впоследствии имена Махавиры (Великий герой) и Джины (победитель), т.е. того, кто победил карму и устранил преграды на пути к религиозному спасению. Отсюда и название этой религии. Поклоняются джайны прежде всего своим пророкам как божествам. Центральное место в вероучении Д. занимают представления о вечной душе, способной последовательно вселяться в различные материальные тела. Возник Д., как и буддизм, в противовес брахманизму. Вопреки брахманизму Д. признавал возможность спасения души для каждого человека. Выступая против господства брахманов, Д. отвергает авторитет Вед, брахманский пантеон богов, обряды и жертвоприношения, существование единой мировой души (Брахмы), а также единого бога как создателя и хранителя мирового порядка. Утверждая, что материя и дух являются двумя извечно существующими началами, Д. отдает предпочтение духу. Носителями жизни Д. считает души отдельных людей. Душ же столько, сколько живых существ, причем джайны одушевляют и неодушевленные предметы. Отсюда большое значение джайны придают т.наз. ахимсе - непричинению вреда живым существам, что в свою очередь не позволяет им заниматься земледелением, так как вспашка земли влечет за собой убийство живых существ. Признавая в человеке две сущности: материальную (тело) и духовную (душу), Д. считает, что тело является лишь оболочкой для души и оно смертно, а душа вечна и поочередно переходит из одного тела в другое. При этом она может развиваться и изменяться. Страсти и желания человека во всех его предыдущих существованиях держат душу в оковах и для достижения его полного блаженства человек должен путем лишений и праведной жизни освободить ее. При этом, в отличие от буддизма, Д. считает, что не всякая жизнь есть зло и страдание. Таковой является лишь дурная жизнь. Отсюда нирвана у Д. - это достижение душой вечного блаженства. В этом джайны видят смысл жизни человека. С целью достижения нирваны приверженцы Д. обязаны верить в своих пророков, строго соблюдать их предписания, которые сводятся главным образом к отказу от убийств (ахимса), воровства, лжи, прелюбодеяния, а также от стяжательства всех земных благ. Признавая равенство всего сущего. Д., как и буддизм, в сущности отстаивает присутствие божественного в человеке. Отказавшись от культа брахманизма, приверженцы Д. постепенно развили свою пышную обрядность. Д. имеет два течения: дигамбары (обнаженные, "одевающиеся воздухом"), которым предписывается отказаться от всех соблазнов жизни, и шветамбары ("носящие белые одежды"), к которым предъявляются менее строгие требования. В настоящее время преобладает второе течение. Его исповедуют в основном зажиточные слои города: торговцы, ростовщики и ремесленники. В Индии насчитывается около двух миллионов приверженцев Д., имеющих свои учебные заведения и периодическую печать.
А.А. Круглов

Источник: Новейший философский словарь

ДЖАЙНИЗМ
(от собств. им. Джина) - религия, возникшая в VI в. до н. э. в Индии. Приверженцы Д., джайны, считают, что их религия была передана им из глубокой древности 24 «пророками»-учителями, первым из к-рых был Ришабха, а последним Вардхамана Махавира, по прозванию Джина (санскр. - победитель). Распространение религ.реформаторского и филос. учения Д., так же как и буддизма, в противовес господствовавшему брахманизму, было обусловлено нарастанием классовых противоречий (особенно между кшатриями и брахманами), сопровождавшим возникновение крупных рабовладельч. гос-в, а также широким недовольством масс сословно-кастовыми ограничениями, освящаемыми брахманизмом. С самого начала к последователям Д. принадлежали гл. о. торгово-ремесл. слои города, в меньшей степени - крестьяне. Д. отрицает божеств, предопределенность сословно-кастовой системы и для каждого человека признает возможность «спасения» души. В то же время он никогда активно не выступал против варн и каст. Д. отрицает брахманистский пантеон богов и жертвоприношения, отвергает авторитет Вед, выступает против брахманских обрядов и господства брахманов. Он отрицает существование мировой души (Брахмы) и единого бога, создателя и хранителя мирового порядка, носителями жизни считает души отд. людей. Как идеалам и божествам, обладающим всеведением и всемогуществом, джайны поклоняются своим полумифич. пророкам. Признавая материю и дух двумя извечно существующими началами и отдавая предпочтение второму, Д. развивает учение о множестве вечных душ, к-рых столько, сколько живых существ (даже больше, т. к. джайны одушевляют неодушевл. предметы). В связи с этим джайны придают большое значение ахимсе - непричинению вреда живым существам. В человеке Д. различает две сущности - материальную (тело) и духовную (душу). Первая, по его учению, смертна, а душа, к-рая, находясь в к.-л. телесной оболочке, лишь сосуществует с ней, вечна и поочередно обитает во мн. разл. телах, причем может развиваться и изменяться. Согласно учению Д., страсти и желания, испытанные человеком в прошлых существованиях, держат душу в оковах, и человек, чтобы его душа достигла полного блаженства, должен путем лишений и праведной жизни освободить ее от страстей.
В отличив от буддизма Д. не утверждает, будто всякая жизнь есть страдание и зло. По его учению, только дурная жизнь - зло. Поэтому нирвана, т. е. состояние души после прекращения ее перерождений, у джайнов - не ликвидация индивид, души, а достижение ею вечного «блаженства». «Спасение» души, достижение ею нирваны рассматриваются как смысл жизни человека. Для этого, в соответствии с Д., необходимо верить в «пророков», понимать их учение и строго соблюдать установленные ими правила, а тем самым и самосовершенствоваться. Правила поведения, выработанные в Д., в основном сводятся к требованию не убивать (ахимса), не лгать, не красть, не прелюбодействовать и не стяжательствовать. Монашество у джайнов было менее развито, чем у буддистов. Джайны разделяются на два толка: дигамбары (обнаженные, «одевающиеся воздухом») и шветамбары (носящие белые одежды). В первом, более древнем религ. толке всякому верующему предписывается отказ от всех соблазнов жизни. У шветамбаров проповедуется менее строгий подход к жизни. В наст. вр. среди джайнов преобладают шветамбары. Д. сохранился в Индии до наших дней. Его исповедует ок. 1 млн. 600 тыс. чел. В основном это зажиточные слои города: торговцы, ремесленники и ростовщики. С течением времени в Д. развилась пышная обрядность, были воздвигнуты грандиозные храмы.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ДЖАЙНИЗМ
Учение Джины Махавиры (VII—VI вв. до н.э.), известного также как Вардмахана или Натапутта. «Джина» буквально означает «победитель», Махавира — «великий герой». Биография его схожа с биографией Будды. Рождение в семье правителя небольшого государства, уход из дома, жизнь странствующего аскета, просветление, создание общины. Одно направление джайнизма — дигамбары, дающие обет наготы, другое — шветамбары, «одетые в белое». Главный закон джайнизма — строгое соблюдение принципа непричинения вреда живым существам (ахимса). Жизнь джайна регламентирована великими зароками для монахов и малыми зароками для мирян. Основные правила: честность (сатья), отказ от воровства (астея), прелюбодеяния (брахма, брахмачарья), накопительства (апариграха), насилия (ахимса, анавасада) и др. Святой (кевалин) обладает всеведением (кевала). В джайнизме признается шесть видов субстанции (дравья): душа (джива), вещество (пудгала), пространство (акаша), условие движения (дхарма), условие покоя (адхарма), время (кала). Живой субстанцией считается только душа. Время существует при наличии пространства, в котором оно проявляется. Единица пространства, прадеша, представляет собой расстояние между атомоподобными частицами (ану). Единица времени (самая) — это время, необходимое для перехода ану из одной точки в другую, т.е. для преодоления прадеши. Вселенную изображают в виде трехступенчатой пирамиды или как модель сидящей женщины (лока-пуруша), у которой Земля находится на уровне живота. Вокруг находится «не-мир» (алока). Свет не проникает за пределы вселенной. Центр вселенной — гора Мандара. Выше — уровни духа, ниже — ады. Мир порист и пронизан не-миром, имеющим моральный аспект. Эмпирическое время конечно, а физическое, проявляющееся в изменении субстанции, вечно. Допускается, что в одной точке при сверхсжатии может поместиться бесчисленное количество атомоподобных ану, которые могут соединяться в молекулоподобные группы (скандха). Признается существование кармического вещества, обладающего свойствами поля, и особо тонкого вещества, сравниваемого с тенью или с отражением в зеркале. Существование в мире циклично. Периоды прогресса (утсарпини) сменяются периодами регресса (авасарпини). Сознание (четана, чайтанья) — сущность души, которая имеет собственную природу (свататтва) и развивается от зародыша (нигода-джива) до состояния освобождения (сиддха-джива). Кармическое вещество образует вокруг души кармическое поле, препятствующее сс. освобождению. Нирвана означает освобождение души от кармы и воспарение сс. в обитель высших сущностей (сиддха), называемую «сиддха-кшетра». По ауре (лешья) можно судить о праведности души адепта. В духовную практику джайнизма кроме обетов (врата) и медитации входят голодание, целомудрие и т.д. При невозможности совершенствования допускается самоубийство через голодание (саллекхана). Джайнизм занимается логикой, теорией познания. В учении приводится семь видов возможных высказываний об объекте, которые противоречат друг другу. Утверждается возможность существования конечной и бесконечной вселенной, неизбежности сс. конца и одновременно отсутствия такой неизбежности, наличия одной или нескольких вселенных одновременно, множественности миров. Учение о неоднозначности, неодносторонности называют «анэкантавада». На мирском уровне состояния сознания все «истинно» только условно, «некоторым образом» (сьяд) и верно с определенной точки зрения (найя, ная). Истина подлинная постигается в высшем состоянии сознания, всеведения (кевала). Джайнизм признает равенство всех религий. В Индии его исповедуют несколько миллионов человек. Они имеют свои колледжи, институты, журналы. Тексты джайнизма: сутры, агамы, нирйюкти (комментарии). Некоторые позиции джайнизма близки к буддийским

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ДЖАЙНИЗМ
инд. религ.-филос. учение, оформившееся в 6-5 вв. до н. э. и ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии имена Махавиры («Великий герой») и Джины («Победитель»). Возникнув на С.-В. Индии, в областях добрахманистско-ведийской культуры, Д. распространился затем по всей Индии (преим. в центр. ее областях), никогда не выходя за ее пределы.
Ядром лит-ры Д. является канон шветамбаров (букв.- одетые в белое), одного из направлений Д., составленный в кон. 4 в. до н. э. и приобретший окончат. форму ок. 10-11 вв. Более ортодоксальные дигамбары (букв.- одетые в воздух) признают аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди неканонич. лит-ры наибольшее значение имеют соч. Умашвати (4-5 вв.), первого систематизатора Д., в частности его «Татгвартхадхигамасутра», Сиддхасены Дивакара (6 в.), Гамачандры (11-12 вв.), особенно знаменитое изложение учения Д. «Йогашастра», и др.
Д., как и одинаковый с ним по направленности буддизм, выступал против крайностей ритуализма и абстрактного догматизма брахманистско-ведийского мировоззрения и в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. Особенностью Д., в отличие от буддизма, является меньшая внутр. цельность, более тесная связанность с отвергаемым брахманизмом, обусловившая присутствие в нем как черт догматизма, так и собственно «ритуализма».
В основе Д. лежит утверждение определяющего значения двух вечных (несотворенных и неразрушимых) субстанций, или сущностей (таттв): дживы (души, вообще живого) и адживы (недуши, вообще неживого), выступающей в виде пудгалы, (или материи), акаши (или пространства), времени, дхармы и адхармы (эфира, создающего условия для возникновения движения, и эфира, создающего условия для его прекращения). В зависимости от степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние, страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим бытием, Д. переходит в состояние блаженства - состояние нирваны или мокши. Соответственно двум видам бытия дживы Д. признает познание несовершенное - непосредственное и опосредованное - и совершенное, интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи. Признавая в целом адекватность познания предмету, Д. одновременно утверждает относительность познания, возможность множества точек зрения, с помощью к-рых может рассматриваться реальность; с этим связан «диалектич.» метод Д.- сьядвада.
Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное играет этич. воспитание личности. В отличие от буддизма Д. настаивает на обязательности жестких нравств. норм. Следствием этого является подчеркивание Д. различия между идеальным и обычным состоянием, религ. и светской моралью. Тщательная разработка правил и внешних форм аскетич. поведения и требование строжайшего их соблюдения (в частности, принципа ахинсы - непричинения малейшего вреда живому) - характерная особенность этич. системы Д.
Признав единицей своего плюралистич. универсума не текучее, а ставшее, не деятельность, а субстанцию, Д. в отличие от буддизма строго онтологичен; однако в отличие от брахманизма он дуалистичен. В основе этой промежуточной филос. позиции Д. лежит одноврем. отрицание - как в буддизме - неизменного начала (разумности вещей) и признание - подобно брахманизму - этого начала. В результате это приводит к признанию диалектичности существующей реальн.ости, ее способности делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана нравств. активность человеч. личности (что подчеркивается крайним аскетизмом). Д., как и буддизм, утверждает в конечном итоге имманентность божественного человеку при признании равенства всего существующего.
Д. сохраняет известное влияние в Индии (неск. млн. приверженцев, в основном принадлежащих к торг. и ремесл. кругам - соблюдение ахинсы делает невозможным для джайна земледелие, т. к. вспашка земли влечет за собой убийство живых существ). Последователи Д. имеют ин-ты, колледжи, издают ряд журналов.

Источник: Советский философский словарь

ДЖАЙНИЗМ
неклассическая религиозно-философская система традиционной индийской культуры. Наряду с буддизмом и локаятой относится к числу школ, не признающих авторитет Вед (настика). Термин Д. происходит от санскр. "джина" - "победитель". Возникновение Д. связывается с деятельностью 24 праведников (тиртханкаров), из которых реальны только два: Паршва и Махавира. Первый основал общину для мужчин и женщин (классические ведические школы исключают женщин из числа достойных какого бы то ни было посвящения), разделенную на категории мирян и аскетов. Община придерживалась четырех установлений - ахимса (непричинение вреда живому), сатья (справедливость), астейя (нестяжательство) и апариграха (несвязанность, отрешенность). Махавира расширил эти заповеди за счет обета целомудрия (брахмачарья) для аскетов и супружеской верности и ограничения плотских наслаждений для мирян. Аскетизм заключался в отшельничестве, голодании и наготе. В III в. до н. э. был создан канон Д. - "Сиддханта", включающий в себя сведения вероучительного, практического и научного характера (в т. ч. по астрономии, географии, космологии, хронологии, архитектуре, музыке, танцам, эротике, воспитанию и т. д.). В вероучительном плане Д. критикует ритуальные установления брахманизма, но признает сансару, карму и мокшу (избавление от сансары, от страдания). Т. о.. Д., подобно основным течениям индийской философии и культовым практикам, понимает жизнь как страдание и ставит цель освобождения от него, чему и служит жизнь в общине. Д отрицает возможность смягчения кармы посредством ритуальных жертвоприношений, но карма не всемогуща, ее можно победить уже при текущей жизни.
Космологические представления Д. дуалистичны: многообразие мироздания осмысляется в разделении на живое (джива) и неживое (аджива). Неживое состоит из материи (пудгала), разделяющейся на атомы (ану). Кроме того, в структуру аджива входят "поддающееся разделению и соединению", или пространство (акаша), время (кала), среда, стимулирующая (дхарма) и нестимулирующая (адхарма) движение. Джива отождествляется с одушевленностью. Все живое обладает чувствами - низшие формы осязанием, высшие - пятью чувствами. Всепроникающая джива вечна и подвижна в своей непреходящести. Феноменально она присутствует в состоянии распада на индивидуальные души, участвующие в круговороте сансары. Тем не менее все живое едино в своей одушевленности и обладает одной в сущности душой. Возможность разрыва кармического круга заключается в радикальном разъединении джива и аджива, ибо именно их влияние порождает карму. Д. выделяет несколько видов кармы, один из которых определяет степень страстности, аффективности существа. Именно страстность способствует в наибольшей степени соединению джива и аджива и, следовательно, порождает карму Практика преодоления кармы связана с установлениями "трех жемчужин": правильное поведение (соблюдение пяти обетов, прощение, смирение, честность, чистота, строгость и т. п.), правильная вера (вера в авторитет тиртханкаров), правильное знание (разделяющее на авторитарное шрути и разумное мати). Мати предполагает непосредственное восприятие сущего чувствами и умом. Шрути подразумевает прямое слияние джива с познаваемым объектом и в результате устранения кармы: на первой ступени воспринимается все отдаленное и мелкое; на второй ступени очищенная душа приобретает доступ к иным сознаниям; на третьей - достигается всеведение, абсолютное знание, данное лишь джинам.
Мистический опыт Д. включает многослойную структуру мироздания (нижний мир - демонический, средний - человеческий, верхний - божественный, сверхверхний - мир джинов). При этом в практическом плане Д. отрицает существование богов в силу недоказуемости и неопровержимости последнего. Объект поклонения джайнов - тиртханкары и джины, обитающие на высшем уровне мироздания, на небе мокши. Мировая история в систематике Д. разделена на три эпохи - прошлую, текущую и будущую. Содержание каждой из них определяется деятельностью 24 тиртханкаров и степенью восприятия их учения людьми. Ход истории имеет циклический вид: от блаженства райского бытия к бедствиям и неравенству, и вновь к равенству, справедливости и изобилию, наступающим в результате победы Д.
В Д. существуют два основных направления - умеренное (шветамбары) и радикальное (дигамбары). Последнее течение отвергает не только общие нормы (касты, одежду и т. п.), но и собственно канон Д., отрицая возможность женщины достичь мокши и доводя до крайности аскетизм. Исторически влияние Д. распространялось благодаря широкой географии странничества аскетов-джайнов и практикованию крайних форм ахимсы (завязывание рта, чтобы случайно не проглотить насекомое, разметание дороги перед собой, чтобы не наступить на живое и т. п.), всегда имевшей высокий авторитет в индийской культурной среде. Некоторые установления Д. являются своего рода переходными от брахманистской религии к буддизму (хотя канон Д. был записан примерно в то же время, когда происходили проповеди Шакьямуни-Гаутамы): общинный характер жизни, отрицание вмешательства богов в продвижение человека к освобождению от сансары. Но совершенно противоположны аскетический подход Д. к пути достижения мокши и буддистская проповедь "срединного пути". В этом плане традиционный Д. представлял те течения, против которых была направлена критика Будды. Характерная особенность Д. в философском плане - уход от монистическо-дуалистической диалектики брахмана-атмана, свойственной влиятельным классическим школам, и утверждение дуалистического характера мироздания и человека, позволявшего ввести понятие прижизненного преодоления кармы.
Е. В. Гутов

Источник: Современный философский словарь

ДЖАЙНИЗМ
одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, возникшая в 5 в. до н. э. Получила название от имени своего основателя Джимы Махавиры. В настоящее время насчитывает не менее трех миллионов последователей. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите. санскрите и новоиндийских языках, включающую кроме текстов канонических тексты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике, а также эпические поэмы, дидактическую поэзию и гимнографию. Вклад джайнизма в индийскую культуру исключительно разносторонен.
Джайнизм возник в шраманский период индийской цивилизации на Северо-Востоке Индии (Магадха, современный Бихар) как община последователей Джины, который реформировал орден Паршвы, добавив к его предписаниям практику «исповеди» и, вероятно, под влиянием адживиков, дополнительный обет наготы и ужесточенный вегетарианский ригоризм. Ему же принадлежало установление «практической доктрины» в виде «философии действия», оппонирующей логически несовместимому с аскетикой, но чрезвычайно распространенному в его время фатализму, и разработка стратегии достижения «освобождения» через совершенство в ахимсе и других «обетах». Третьим делом Джины было распределение организации своих последователей—как мужчин, так и женщин—на монашескую и мирскую общины, которые делились на группы, возглавляемые руководителями (ганадхары), первым из которых был Гаутама Индрабхути.
Джайнская проповедь оказалась с самого начала столь эффективной, что к общине сразу примкнули многие аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара. Из Магадхи новое учение распространялось на запад и на юг. В 3 в. до н. э. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и трансляции авторитетных текстов. Одновременно произошел и первый раскол: часть групп последовала за великим эрудитом Бхадрабаху и отправилась на юг. О влиянии джайнизма свидетельствует уже то, что основатель династии Маурьев Чандрагупта I, следуя примеру Бхадрабаху, завершил свои дни голодовкой. В 1 в. оформилась основная схизма: шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые странами света») настаивали на том, что именно они являются аутентичными наследниками Джины и ганадхаров. но доктрина оставалась единой. Это и позволило в 1—2 вв. Умасвати кодифицировать как религиозное, так и собственно философское наследие всего джайнизма в «Таттвартхадхига ма-сутре».
В 5 в. состоялся собор шветамбаров в Валабхи (Гуджарат), после которого письменные рукописи авторитетных текстов были размножены и стали распространяться в общине. Дигамбары отвергли аутентичность канона шветамбаров, предложив свое собрание текстов (подробнее см. Джаинский канон). С 6—7 вв. под влиянием индуизма начинается активное храмостроительство. Архитектурные памятники свидетельствуют о значительном распространении джайнизма в Гуджарате и в Центральной Индии (наиболее яркие свидетельства—комплексы в Шравана Белаголе и Аихоле); джайнизм стал весьма популярен и на юге—в Карнатаке и Тамилнаде. Хотя в 10—12 вв. индуисты серьезно потеснили джайнов в этих регионах, джайнизм продолжал удерживать свои позиции. В отличие от буддизма, он не был «устранен» и после мусульманского вторжения и позднее нашел способы контакта с Моголами. В настоящее время шветамбары живут на севере, дигамбары—на юге.
Предание джайнизма «записывается» как единство «трех сокровищ» (triratna)— правильных воззрений, познания И поведения. «Правильные воззрения» предполагают взгляд на мир как реальную (джаннам не свойствен иллюзионизм) множественность динамических и активных духовных субстанций (дживы), которые в своем истинном состоянии наделены всеведением и всемогуществом, но каким-то образом подвержены притоку тонкой кармической материи (см. Асравы}, обуслоалииающей их «закабаление» (см. Банд.ха). Они населяют три мировых региона— инфернальный, земной и небесный (в зависимости от их прежних дейсгвий), которые возрождаются и разрушаются в бесчисленные мировые периоды и нуждаются в очень трудоемких усилиях для восстановления своего аутентичного состояния. Борьба с кармами средствами особого поведенческого тренинга, созерцательной практики и сурового аскетизма составляет сотериологию джайнизма, который является классическим типом религии самоспасения. Различие между мирянами и монахами в том, что только вторым доступны ее завершающие этапы, тогда как первым—ее начальные стадии. В этом джайнизм обнаруживает значительное сходство с классическим буддизмом и отличие от более «демократического» буддизма махаяны. Однако с последним его сближает (начиная, правда, со средневековья) включение в сотериологию, под влиянием индуизма, реального храмового культа (пуджа) и почитание героев-тиртханкаров (букв.—создатели брода через океан сансары]). И миряне, и монахи начинают с выполнения пяти «великих обетов» (mahavrata): воздержание от вреждения любым живым существам (обет par excellance), от лжи, воровства, нецеломудрия и принятия излишних даров. Те миряне, которые хотят «потрудиться» больше, воздерживаются еще от питания в ночное время (ради все того же повреждения), а также принимают на себя три «усиливающих обета» и четыре «обета дисциплины», завершающиеся обетом благотворительности (прежде всего поддержка монашеской обшины). Чтобы заработать еще большую «заслугу» (пунья) и продвинуться в борьбе с кармами, миряне могут совершать паломничество, заниматься медитацией, соблюдать дважды в месяц посты и приносить «покаяние» хотя бы в сезон дождей. Идеальным концом джайнского мирянина считалась смерть в результате поста. Ответственность за джайнские обшины несут упадхьяи — знатоки авторитетных текстов и ачарьи—духовные наставники.
Посвящение в монахи происходит после четырехмесячного испытательного срока; жизнь порвавшего с миром детально регламентирована (определенные части суток выделены для сбора милостыни, «учебы», сна и медитации), как и правила принятия пищи, а также «исповеди» (идеально ежедневной) и «покаяния». Оставшись один на один с кармами, джайнский монах предпринимает пять средств остановки их притока (см. подробнее Самвара) и на завершающей стадии уничтожает их вовсе (см. Нирджара).
Лит.: Glasenapp ff. von. Der Jainismus. В., 1925; Schubring W. Die Lehre der Jamas, nach den alten Quellen dargestellt. B., 1935; Jaini S. The Jaina Path to Purification. Berkeley, 1979.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

ДЖАЙНИЗМ

10.0. Название джайнизм происходит от слова Джина («Победитель») — прозвища, полученного основателем религии.
10.1. Источники. Литература джайнов огромна. Она разделяется на две части в соответствии с двумя джайнскими традициями или «сектами»: Дигамбары («одетые небом»21, т.е. «обнаженные») и Шветамбары («одетые в белое»). Канонический свод Шветамбаров, разделенный на шесть частей, состоит из нескольких десятков трактатов, самые древние из которых написаны на пракрите (языке основателя), остальные — на санскрите. Дигамбары особенно отличаются в составлении систематизирующих трактатов (пракараны), самые древние из которых восходят к I в. н.э.
10.2. Основателем джайнизма является Махавира («Великий Герой»), Он был современником Будды, и его настоящее имя — Вардхамана («Процветающий»). Мифическая биография основателя занимает центральное место в традиции шветамбаров. Она была трансформирована в соответствии с индийской парадигмой божественного персонажа (махапуруша). Зачатый в Бихаре в семье брахманов плод якобы был затем перемещен богом Индрой в лоно принцессы Тришала, чтобы ребенок появился на свет в царской семье. О чудесном рождении мать была предупреждена посредством четырнадцати или шестнадцати вещих снов. Юный принц, которому не терпелось покинуть материнское чрево ради совершения подвигов, был воспитан по религиозным заветам Паршвы, получившего в джайнской традиции титул двадцать третьего тиртханкара, что означает «создатель брода (для тех, кто проходит через воды)» — это почти полная аналогия слова понтифик (pontifex — «строитель мостов»).
Сам Махавира представляет собой двадцать четвертого тиртханкара. Подобно Будде, чью биографию Махавира, впрочем, повторяет, основатель, по данным некоторым источников, имел жену и дочь, муж которой будто бы несет главную ответственность за раскол джайнизма. В любом случае, после смерти родителей, в возрасте тридцати лет Вардхамана оставляет свой дом и присоединяется к эксцентричным шраманам, практиковавшим самые разнообразные и часто показные формы аскезы. Они ходили обнаженными и исповедовали пять правил, которые впоследствии станут пятью Великими Зароками (махавратами) джайнского монаха: не убивать, не произносить лживых слов, не воровать, не иметь сексуальных сношений и не собирать ценности бренного мира. Более двенадцати лет провел Махавира на тяжком пути аскетизма. Озарение снизошло на него под деревом шала22, летней ночью, на берегу реки. Он постиг все сущее (обрел Совершенное Познание — кеваладжняна) в прошлом, настоящем и будущем всех миров. Это состояние, называемое кевалин, полностью соответствует буддистскому понятию архат. Но в джайнизме одно течение исходит из того, что кевалин не зависит от отправлений человеческого тела, а другое утверждает, что это позволяет только возвыситься над нечистотой, связанной с процессом этих отправлений (пищеварение, выделения и т.д.). Обретя Совершенное Знание, Джина стал возвещать истину окружающим и основал сообщество джайнов, в которое входили священники и миряне обоего пола. Согласно традиции, он перешел в «нирвану» в возрасте семидесяти двух лет (мистическая нумерология: 23 x 32) в 527 г. до н.э. (вероятно, следует предпочесть другую дату — 467 г. до н.э.). Подобно тому, как учение Будды можно резюмировать в формулах Восьмеричного Пути, каждая из которых начинается со слова самьяг- («правильно»), учение Джайны реализуется в Трех Жемчужинах (Триратна): Правильного Видения (самьягдаршана), Правильного Знания (самьягджняна), Правильного Поведения (самьягчаритра).
10.3. В соответствии с легендой Махавира передал управление сообществом одиннадцати ученикам-ганадхарам, главой которых был Гаутама Индрабхути. В 79 г. н.э. сообщество раскололось на сторонников либеральной (шветамбары) и героической консервативной традиции — последовательных нудистов, «одетых небом» (дигамбары). С северо-востока Индии (Магадха, нынешний Бихар) движение распространилось на юг и восток. Пережив некогда период бурного расцвета, сегодняшний джайнизм замкнулся в самом себе — число его адептов, видимо, не превышает трех миллионов человек. Этика, основанная на экономности, обеспечивает успех в торговле и гарантирует общине довольно зажиточное существование. В интеллектуальном отношении джайны всегда играли первостепенную роль в индийской социальной жизни. Они внесли громадный вклад в духовное движение Мохандаса Ганди23.
10.4. Джайнское видение мира (даршана) заключается в Великих Зароках (махавраты) монахов и в Малых Зароках (анувраты) мирян: ахимса (запрет на причинение вреда), сатья (честность), астейя (порядочность), брахма (воздержание: здесь — отказ от незаконных сексуальных сношений), апариграха (отказ от накопления богатств).
Подобно традиционному индуизму и некоторым буддийским школам, джайнизм исходит из идеи реинкарнации живой части (джива) человеческого существа в любой одухотворенной среде: это происходит под влиянием «кармического тела», появившегося в результате предыдущих превращений. Достигший озарения джайна стремится замедлить этот естественный процесс посредством постоянного воздействия (самвара)24, что предполагает ежесекундное соблюдение длиннейшего перечня духовных, словесных и телесных запретов, а также полное подчинение тяготам монашеской жизни. Этический дуализм джайнской доктрины не только разрешает, но и рекомендует самоубийство посредством поста (саллекхана). При этом доведенное до крайности пренебрежение к собственной жизни уравновешивается самой трепетной заботой по отношению к другим живым существам. Ибо джайны обязаны оберегать всякую жизнь, даже если речь идет о блохе или муравье — поэтому они не только практикуют строжайшее вегетарианство (которое доходит до стерилизации воды), но прилагают максимум усилий, чтобы не нанести ущерба любому живому существу. Монахи, например, никогда не едят ночью из опасения нечаянно проглотить какую-нибудь мошку.
Только посредством сложной системы аскезы (тапас), принятой в монашеском сообществе (ниргрантха) можно достичь самвары. Когда же самвара монаха приводит к освобождению от уз кармы, он достигает степени идеального совершенства (сиддхи).
Хотя джайнская космология стоит на очень прочном фундаменте, в ней используются традиционные брахманические понятия — подобно тому, как в мифической биографии Махавиры используются жизнеописания других Махапурушей, Великих Героев Индии.
10.5. В давние времена джайны, судя по всему, предпочитали селиться в пещерах, затем превратившиеся в места поклонения, которым пытались подражать творцы новых святилищ-гротов (Бадами, Эллора). Впрочем, джайнский храм далеко не всегда располагается в скалах. Довольно часто в центре его водружено изображение Тиртханкара «с четырьмя лицами» (чатурмукха), к которому ведут четыре пути. Самые знаменитые джайнские храмы находятся в западной Индии, на горе Абу и на холмах Аравалли.
10.6. Библиография. Eliade, H 2, 152–3; C.Caillat, Jainism in ER 7, 507–14, и Mahavira, ER 9, 128–31. См. также: Walter Schubring, The Doctrine of the Jainas, Delhi 1962; Colette Caillat, Cosmologie jaina, Paris 1981.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Джайнизм
Основатель джайнизма Вартхама имел также другое имя – Джина Махавира, что означает Великий Победитель. Время его жизни точно не известно, предположительно, он жил либо в VI–V вв. до н. э., либо в IV в. до н. э. Канон джайнизма был составлен в III в. до н. э. Он называется «Сиддханта» и включает в себя 45 сочинений, а создан был в столице империи Мауриев – Патталлипутре. Суть джайнизма вкратце такова: существуют некоторые объекты, которые мы можем называть либо живыми – дживами, либо неживыми – адживами, т. е. тела как бы одушевленные и неодушевленные. При этом дживы и адживы склонны к смешению, к взаимопроникновению. Когда джива хочет «быть», существовать, она стремится проникнуть в адживу, другими словами, когда живое хочет жить, оно стремится одушевить неживое. При этом, проникая в адживу, она принимает строение, структуру и форму адживы, поэтому человеческая душа совпадает с человеческим телом, душа животного совпадает с телом животного и т. д. Однако, входя в круг жизни, джива ограничивает себя соответствующей ей адживой, т. е. телесным объектом, поэтому ее существование суть ущербность, страдание. Более того, джива «привязывается» к адживе, которая повторяет ее состояние вследствие того, что джива принимает форму адживы.
Так как джайнисты признают существование причинноследственных рядов, то получается, что нынешнее тело каждого человека есть не что иное, как совокупность прошлых состояний, т. е. прошлых переживаний дживы. Соответственно, вовлекаясь в тело, джива проникает в кармический объект, подвергаясь воздействию закона Кармы.
Все дживы по своей сути однородны, адживы разнообразны. Существуют адживы, формирующие пространство и время, причем время – это та сила, которая притягивает дживы к адживам, вовлекает их в кармическую зависимость. Существуют адживы, «отвечающие» за движение и покой, и это значит, что к «неподлинному» существованию относятся: телесное существование, пребывание в пространстве и времени, а также пребывание в движении и в покое.
Все это признаки адживы. Пребывание дживы в адживе есть страдание, через которое человек может осознать ограниченность своего существования, а также то, что пребывание дживы в адживе есть вещь неестественная. Основной целью джайнизма поэтому является стремление научиться тому, как избавиться, уйти от страданий. Сделать же это можно лишь с помощью «трех джайнских драгоценностей»:
1. Совершенное воззрение. Это такое воззрение, которое должно соответствовать воззрению самого Джины Махавиры.
2. Совершенное знание. Совершенное знание отличается от совершенного воззрения. Совершенное воззрение – это когда человек, глядя на чтото, знает абсолютно точно, что это такое; совершенное знание – когда человек, точно зная, что это такое, абсолютно точно знает причину этого. Таким образом, совершенное знание дает нам более общую картину, в то время как совершенное воззрение позволяет лишь увидеть реальную картину за тем, что мы привыкли видеть.
3. Совершенное поведение. Для того чтобы не «погубить» и не потерять эти «три драгоценности», необходимо следовать по пути совершенного поведения, для чего джайн давал пять священных обетов: «Ахимса» (непричинение вреда ничему живому); «Правдивость»; «Неприсвоение чужого» (нестяжательство); «Целомудрие» (понимается как признание брака с целью деторождения, но не с целью получения сексуальных удовольствий); «Воздержание от суетных привязанностей».
Джайны не считали, что учение Джины Махавиры является революционным, что с момента его возникновения начинается какаято новая, совершенная эпоха. В этом смысле вообще ни одно восточное учение нельзя сравнить с христианством. Джайны лишь утверждали, что Джина Махавира был одним из вероучителей, которых и до него было много, а всего их было 24 человека, и назывались они все – «Тиртханкара», что значит «тот, кто нашел брод».
По учению джайнизма, ничего революционного в мире не происходило и не происходит, т. к. если существуют адживы, то дживы всегда будут вовлекаться в жизненный процесс. Также всегда будут существовать люди, которые, следуя пути соблюдения «пяти священных обетов», могут достичь состояния «Сиддха», т. е. «Совершенного Святого», уходящего после смерти в нирвану, в состояние отделенности дживы от адживы. Сами джайны отождествляли это состояние с местом на вершине мировой горы, называемом «Сиддхакшетра» – обитель «сиддхов».
Согласно джайнской теории, время циклично и состоит из двенадцати «юг» (юга – век), представляя собой ма́ндалу, т. е. колесо. Первые шесть веков соответствуют нисходящему движению колеса, а другие шесть – восходящему. Кругообращение колеса не означает буквального повторения одних и тех же событий, однако означает повторение одних и тех же закономерностей. В зависимости от местонахождения колеса время течет более быстро или более медленно. Все эти двенадцать веков имеют в джайнизме следующие наименования:
1. Век «хорошийхороший». Он находится всегда на вершине колеса. Жизнь человека в этом веке необычайно продолжительна, дети проводят в материнской утробе по 90 лет, причем рождаются одновременно мальчик и девочка, предназначенные изначально друг другу в супруги; рождаются они уже говорящими. Боги и люди не разделены, земля сама рождает все, чем питается человек, нет войн, раздоров, преступлений, обмана. Это т. н. «золотой век», в котором люди подобны богам и абсолютно счастливы.
2. Век «хороший». Он полностью повторяет век «хорошийхороший», только время идет быстрее, поэтому человеческая жизнь сокращается; при этом люди не будут спасены, т. к. не пришли еще Тиртханкары – спасители человечества.
3. Век «хорошийплохой». Человеческая жизнь сокращается, люди начинают поедать животных, совершаются первые измены, убийства, обманы, жертвоприношения. Боги отделяются от мира и появляются ремесла, законы, государи, а следовательно, и страдания. Именно в этом веке появляется первый из Тиртханкаров, его называют Ришабхададта.
4. Век «плохойхороший». Это уже как бы историческая эпоха, известная джайнам, в которую жили все остальные Тиртханкары, в том числе и последний из них – Джина Махавира. Это период войн, империй, распадов государств, появления новых религий, в том числе еретических.
5. Век «плохой». Он наступает спустя четыре года после смерти последнего Тиртханкара. В этом веке мы и живем. Это век империализма, социализма, колониализма, компьютеризации, массовой культуры, политиканства и т. д. Джайны говорят о сокращении человеческой жизни, о разрушении нравственности, о мировых катаклизмах, катастрофах и конфликтах; более того, утверждается, что в этот период джайнская религия начнет исчезать. Когда же на Земле останутся всего четыре джайна – монах с монахиней и мирянин с мирянкой, наступит шестой период, самый ужасный.
6. Век «плохойплохой». Вообщето о том, что будет происходить в этот период, лучше и не рассказывать. С небес спустится огонь, и вся земля будет выжжена и высушена, моря поднимутся, и вода сметет все города; при этом вымрут все животные, погибнут растения. Люди будут вынуждены влачить жалкое существование на границе двух стихий – между огнем и водой, т. е. в прибрежных пещерах. Жить они будут не больше шестнадцати лет, а питаться друг другом.
Далее колесо, «пройдя» на максимальной скорости эту низшую точку времени, начнет двигаться вверх, и все повторится вновь, только в обратной последовательности. Таким образом, переход джив в аджив и возвращение обратно для джайнов является вечным процессом, который и символизирует это колесо.

Источник: Философия. Краткая история.

ДЖАЙНИЗМ
1) Одна из инд. религий; 2) Философская идеалистич. система. 1) По религ. традиции, основателем (или реформатором) Д. считается современник Будды – Махавира Вардхамана, прозванный "Джиной" (санскр. – победитель), отсюда название религии – "Д.". Зарождение Д. относится к 6 в. до н.э. Причиной возникновения Д., оппозиционного к господствовавшему брахманизму, явилось усиление обществ. различий и обострение борьбы между кшатриями и брахманами. Одновременность возникновения Д. с буддизмом позволяет мн. исследователям считать Д. вышедшим из буддизма, в пределах к-рого он первоначально существовал как одна из его сект. Как и буддизм, Д. вырос из др.-инд. плем. религий и обнаруживает тесную связь с брахманизмом; для Д., как и для брахманизма, характерно учение о переселении душ и закон кармы. Д. считает возможным прекращение возрождений и освобождение души путем индивидуального самоусовершенствования, отрицает святость Вед, жертвоприношения, жречество, религ. освящение системы варн, решающее влияние богов на судьбы людей и т.д. Джайны считают, что право на спасение определяют только личные качества и усилия людей, а вовсе не их происхождение или божеств. вмешательство. В Д., в отличие от буддизма, признается вечность души. Соответственно, нирвана, по учению джайнов, – это не небытие души, а достижение ею вечного блаженства. Осн. средством достижения нравств. совершенства и избавления от действия закона кармы Д. считает аскетизм. Центр. моментом религии Д. является вера в существование "освобожденных душ" – Тиртханкаров и Архатов. Естеств. состоянием души Д. считает ее невоплощенное состояние. Как средство нравств. совершенствования допускается даже самоубийство, но при условии достижения человеком известной ступени освобождения от "притока кармы". Путь к спасению определяется тремя "драгоценностями" – совершенной верой (вера в Джину), совершенным знанием (знание учения Джины) и совершенным поведением (соблюдение установленных Джиной правил). Согласно учению Д., собственность является одной из связей души с затемняющей ее материей, одним из факторов, препятствующих ее естеств. состоянию. Последоват. применение принципа отказа от собственности выразилось в отказе от всякой одежды, что и явилось одной из причин разделения джайнов на "дигамбаров" (одетых воздухом) и "шветамбаров" (одетых в белое). Выполнение правил ахимсы обязательно для всех джайнов, что определяет их место в сфере трудовой деятельности. Джайны – в основном банкиры, росгонщики, менялы и ювелиры. Они занимаются и торговлей, за исключением торговли живностью. Канонич. религ. лит-ра Д. (сиддханта), содержащая рассказы о жизни Джины и его учеников, составлена в нач. 7 в., но в основу ее легли более ранние соч., записанные на пракритах и санскрите. Джина считается у джайнов божеством, а его одиннадцать учеников (ганадхары) – святыми. Обрядность состоит в поклонении Джине и ганадхарам, чтении свящ. текстов и публичной исповеди. Джайнская община, отрицавшая кастовый строй, вследствие своей замкнутости сама превратилась в касту. Это помешало Д. распространиться столь же широко, как буддизму, но способствовало его большей живучести. Если буддизм уже в средние века почти исчез в Индии, то Д. сохраняется до сих пор. Г. Ильин. Москва. 2) Филос. система Д. окончательно оформилась лишь к 1 в. до н.э. и сохранилась до наст. времени почти в первонач. виде. Источником филос. идей Д. являются Джайна-сутры. Осн. принципом философии Д. является семь таттв (таттва – сущность, факт. истина). Таттва в Д. – это утверждение реальности одного из семи объектов, к-рыми исчерпывается все, что существует во Вселенной. Идеалистич. учение об онтологии Д. характеризуется двумя таттвами: 1-я заключается в признании существования душ (джив), сущностью к-рых является сознание. 2-я таттва – аджива, т.е. все, что не является душой. Не-душа делится на пять субстанций, первая из к-рых – материя, обладающая качествами осязаемости, вкуса, запаха, цвета и звука. Материя количественно неизмерима, несотворима, не имеет начала и конца. Она может иметь определ. состояния и подвергаться изменениям, модификации. Материя бывает грубая, ощущаемая органами чувств, и тонкая, или кармическая. Мельчайшая частица материи – атом (ану) – занимает одну точку пространства, но имеет вес, обладает способностью двигаться с громадной скоростью. Материя ощущаема органами чувств и может существовать как в форме атомов, так и в форме молекул, агрегатов. Тонкая, кармич. материя пронизывает душу, связывает ее с материальными объектами мира, обусловливает ее воплощение. К субстанциям относится также и дхарма – нематериальная субстанция, являющаяся условием движения душ и материальных предметов. Последующей субстанцией является адхарма-дравья, обусловливающая состояние покоя предметов и душ. Акаша-дравья представляет собой пространство – неделимую и бесконечную нематериальную субстанцию. Пятой субстанцией является время (кала), к-рое определяется как то, что "является причиной всех изменений, происходящих как с душами, так и со всеми материальными предметами" (Niyamsara, II, 32). Время имеет два аспекта: практический, относительный, с одной стороны, и реальный, абсолютный – с другой. Относит. время имеет начало, конец и подвержено делению; абс. время является основой относительного. Изменения, происходящие с атомами, агрегатами, телами, не имеют упорядоченного характера; время их перехода из одного состояния в другое неопределенно. Наоборот, время перевоплощения душ строго определено. В философии Д. есть две временные характеристики: срок пребывания души в данном воплощении (или время жизни) и срок пребывания души в данном состоянии (или количество жизней, к-рые надо прожить в данном состоянии для перехода в другое, следующее состояние). Напр., человек живет неск. десятилетий, но переход в более высокое состояние может осуществиться за неск. жизней, срок же жизни бога исчисляется найютами (1 найюта = 49 786 136 септилионам лет), но душа может жить в божеств. состоянии только одну жизнь. Изменения воплощенной души, ее переход в высшее состояние не связаны единым эволюц. процессом. Д. отвергает идею развития Вселенной; в любой момент во Вселенной существуют души всех ступеней развития – от низшей до высшей. Онтология Д. отрицает идею творца, или первопричины, и признает бесконечность мира. Признавая раздробленную на атомы материю и мириады самостоятельно существующих душ, онтология Д. представляет собой своеобразный плюрализм. Остальные 5 таттв – это асрава (приток кармич. материи к душе, вызванный ее внутр. активностью), бандха (связь с кармич. материей и обусловленная ею способность к перерождению), самвара (приостановление притока к душе кармич. материи вследствие сознат. подавления активности души, направленной вовне), нирджара (подавление движения кармич. материи, хотя еще и связанной с душой) и нирвана (полное устранение кармич. материи). Таттвы включают в себя не-душу, душу (в ее природном состоянии) и душу в процессе ее отношения с материей. Таков идеализм филос. системы Д. В основе теории познания Д. лежит идея найи – познания вещей в их отношениях друг к другу и с определенной т. зр., в зависимости от к-рой мы можем что-то признать присущим или не присущим предмету или признать это отношение неопределенным. Истинность зависит исключительно от субъективной т. зр., исходя из к-рой рассматривается бытие или небытие субстанции. Другой стороной такого релятивизма является мысль о том, что условий связей объектов так много и они так сложны, что в суждении невозможно все их учесть. Согласно теории познания Д., все вещи можно рассматривать с двух т. зр. – абсолютной и относительной. Этика Д. имеет индивидуалистич. характер. Согласно Д., душа обладает специфич. активностью, направленной только на самое себя. Освободить себя может только сам человек; помощь другому в Д. – вещь абсолютно невозможная. Милосердие допустимо только во имя своего самосовершенствования, а не ради ближнего. Лит.: Барт ?., Религии Индии, пер. [с франц.], М., 1897, с. 165–67; ?адхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 240–89; Ильин Г. Ф., Религии древней Индии, М., 1959, с. 40–47; Coomaraswamy Ananda K., Geschichte der indischen und indonesischen Kunst. Aus dem Englischen ?bertragen, Lpz., 1927; Dubоis J. ?., Hindu manners, customs and ceremonies. Transl. from French..., 3 ed., Oxf., [1953], p. 685–700; Gaina-S?tras. Transl. from Pr?krit by H. Jacobi, pt. 1–2, Oxf., 1884–1895 (Sacred books of the East, v. 22, 45); Gu?rinot ?., La religion djaina, [s. 1.], 1926; Champat R?i Jain, The practical Dharma, Allahabad, 1929; Kundakunda ?ch?rya, Niyamsara..., Lucknow (India), 1931 (Jagmandarlal Jaini memorial series, v. 5; The sacred books of the Jainas, v. 9); Ruben W., Einf?hrung in die Indienkunde, В., 1954; Thomas P., Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948]. А. Пятигорский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДЖАЙНИЗМ

        Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии. Однако в отличие от последнего, ортодоксального, т. е. опирающегося на ведийский канон, джайнизм — неортодоксальное учение. Он отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца и неколебимую значимость жертвоприношений как пути для достижения конечного освобождения. Отвергает он и претензии брахманов на господствующее положение, и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значение ненасилию — ахимсе, отшельничеству и монашеской жизни как условию высшей праведности. Эти черты роднят его с буддизмом. Есть и другие, более частные сходства, что давало основания некоторым исследователям рассматривать джайнизм как ответвление буддизма.
        В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и почти не известен на Западе (джайны не поощряли любопытства европейцев). Между тем в самой Индии он имел значение не меньшее, чем буддизм, который с середины I тыс. стал распространяться главным образом за ее пределами. Джайнизм границ Индии никогда не преступал. В ряде районов (Бихар, Гуджарат, Орисса, Южная Индия) он пустил глубокие корни и сыграл большую роль в развитии индийской культуры, особенно в средние века.
        В современной Индии джайнов очень мало — приблизительно 0,5% (около трех миллионов) населения, но их роль в жизни страны весьма заметна. Им принадлежат ключевые позиции в экономике (джайны занимаются в основном торгово-ростовщической деятельностью).
        Санскритское название религии джайна-дхарма ("учение победителей") происходит от термина "джина" — победитель, т. е. тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей.
        Титулом Джина, а также Махавира (Великий герой) называли основателя вероучения Вардхаману. Согласно традиции, он был не первым, а двадцать четвертым провозвестником веры, тиртханкаром (создателем брода ("через океан бытия")) в ряду последовательно сменявшихся вероучителей. Истинное зарождение религии сами джайны относят к незапамятно далеким временам и связывают его с именем Ришабхи, первого тиртханкара.
        Легендарная биография Вардхаманы во многих чертах сродни жизнеописанию Будды. Он родился в 599 г. до н. э. (по другим данным в 540 г. до н. э.) и был сыном вождя джнятриков (его родовое имя Джнятрипутра) в племени личчхавов жившем в Вайшали. Его юность также протекала в царском доме и не была омрачена никакими тяготами. Он получил приличествующее царевичу образование, в положенное время женился, у него родилась дочь. В 30-летнем возрасте, после смерти родителей, Вардхамана покинул родительский кров и стал отшельником. 12 лет бродил он по Индии нищим странником-аскетом, живя без одежды и почти без пищи. Он подвергал свою плоть самоистязаниям, занимался медитацией, участвовал в диспутах. Его главным оппонентом был глава секты адживиков Маккхали Госала. По истечении 12-летнего срока Вардхамана обрел высшее знание (кеваладжняна) и стал "победителем" — Джиной. Свое земное существование он окончил на 72-м году жизни в местечке Пава, недалеко от Раджагрихи (527 или 468 гг. до н. э.).
        Еще при жизни Махавира Джина завоевал немалую популярность в некоторых областях Индии (современные штаты Бенарес, Бихар, западная Бенгалия). У него были последователи и ученики. Вероятно, он пользовался поддержкой некоторых восточногангских правителей.
        Первые датированные сведения о джайнах относятся к маурийскЪй эпохе. Они содержатся в наскальных эдиктах Ашоки (III в. до н. э.). По всей вероятности, приверженцем джайнизма был Чандрагупта и внук Ашоки Сампрати.
        В первые века новой эры джайны переселялись на юг, в Декан, и религия стала интенсивно распространяться в Южной Индии. Причиной переселения был, вероятно, жестокий голод, постигший страну в конце царства Чандрагупты. Переселение послужило толчком для раскола, разделившего общину на две секты. Переселенцы на юг требовали соблюдения обета наготы, установленного Махавирой. В противоположность им члены северной общины носили белые одежды. Первые стали называться дигамбары (одетые пространством, т. е. нагие), а вторые — шветамбары (одетые в белое). В I в. н. э. раскол утвердился окончательно. Деление на две секты сохранилось до наших дней, причем каждая из двух сект имеет подсекты. Разногласия между сектами затрагивают лишь частные вопросы теории и практики, но не касаются основ вероучения.
        На юге джайны прочно утвердились и пользовались поддержкой многих царствующих династий: Сатаваханов (до III в. н. э.), Кадамба (IV—VI вв.), Чалукьев (VI—VIII вв.), Паллавов (V—IX вв.). В V в. джайнизм был здесь преобладающей религией, а джайнские ученые и поэты оказали огромное влияние на культуру. Так называемая "сангха Ваччхирананды", созданная в 470 г. в г. Мадурай, была идеологическим центром джайнизма на юге Индии. С XIII в. южноиндийский джайнизм стал клониться к упадку, и к концу XVI в. джайнская община на юге заметно ослабела.
        По преданию, у Махавиры было 11 учеников-ганадхаров. Они сохранили его поучения в устной передаче в виде 14 разделов, называемых пувва (первые). Впоследствии каждый из 11 учеников составил по одной книге поучений, именуемых анга (часть). Именно они и составили ядро джайнского канона, утвержденного в Паталипутре (ныне г. Патна) в III в. до н. э. 8 12-ю книгу были включены 14 разделов, но она утрачена. Окончательная кодификация канона произошла позже, спустя 9 веков после времени жизни Махавиры, на соборе в Валлабхе (Гуджарат) в V в.
        Дигамбары не признают этого канона, считая, что первоначальный священный вариант утерян, а в сохранившемся нет подлинных текстов, авторство которых они приписывают Ришабхе. Авторитетные тексты дигамбаров составили более поздние произведения на пракритах и на санскрите: "Пратхамануйога" (исторические предания), "Каранануйога" (космологические тексты), "Дравйануйога" (религиозно-философские трактаты) и "Чаранануйога" (этические и ритуальные предписания).
        Канон шветамбаров, называемый Сиддханта или Агама, включает в себя 11 анг (разделов), 12 упанг (малых разделов) и несколько мелких произведений.
        Собрание текстов представляет собой трудновоспринимаемые краткие афористические высказывания, поэтому вскоре возникла обильная комментаторская литература к ним. Позже появились теологические философские трактаты, а также ряд специальных научных и художественных текстов.
        Джайнизм возник и сформировался в том же историко-культурном поле, что и индуизм, буддизм и сикхизм, и потому имеет много общих с ними черт, характеристик, идей и понятий (карма, сансара, дхарма, нирвана, или мокша, и т. д.).
        Джайнизм не отрицает существование богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма незначительное место. Миром движет всеобщий закон, а не воля бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. Вечное существование вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых проходит период улучшения (утсарпини) и упадка (авасарпини).
        В центре джайнской религиозно-философской доктрины — проблема бытия личности. В трактатах-сутрах излагается учение о пути к освобождению из круговорота бесконечной смены рождений и смертей. Оно может быть достигнуто обретением "трех сокровищ" (триратна): правильным воззрением, или видением истины (самьягдаршана), правильным познанием (самьягджняна) и правильным поведением (самьягчарита).
        Правильное воззрение предполагает взгляд на мир в соответствии с джайнским каноном. Согласно его установлениям, мир функционирует вследствие взаимодействия джив (живого) и 5 видов неживого: пространства (акаша), условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма), материи или вещества (пудгала) и времени (кала). Число джив, вечных и несотворенных, бесконечно. Ими обладают не только люди, боги, животные и растения, но и скалы, камни, воды и другие сущности и природные явления. Дживы взаимодействуют с кармической материей, обретают тела и рождаются в этом мире в виде живых существ, попадая в бесконечный круговорот сансары. Отношения живого и неживого проходят разные стадии, начиная от "притекания" кармического вещества к дживе и кончая мокшей — полным освобождением дживы от пут материального мира. Разные фазы этого отношения описаны в категориях "правильного воззрения".
        Вторая "драгоценность" — "правильное познание" предписывает средства познания (прамана) и методы (найя). Джайнская теория эпистемологии была разработана весьма тонко и изощренно. Особую роль в ней играла доктрина неединственности (анэканта-вада), предполагающая условность и неполноту всякого высказывания об объекте познания. Уничтожение кармы может быть достигнуто через подвижничество, а предотвращение нового притока "кармического вещества" обеспечивается строгой дисциплиной. Она сводится к соблюдению основных обетов: ненасилия, т. е. ненанесения вреда всем живым существам (ахимса), правдивости (сатья), неприсвоения чужого (астея), целомудрия (брахмачарья), а также отказа от собственности и воздержанности от суетных привязанностей (апариграха).
        Обеты понимались буквально и строго. Джайнам не разрешалось заниматься сельским хозяйством, так как оно было сопряжено с уничтожением растений и убийством насекомых и мелких животных в почве. Им предписывалась строгая вегетарианская диета. Воду для питья надлежало процеживать, у рта носить повязку, чтобы сохранить жизнь мелким существам, живущим в воде и воздухе. Джайны носили с собой специальные метелки, сметая с дороги муравьев и других насекомых, а с наступлением темноты и вообще не выходили из дому.
        Подобные строгие аскетические учения и составили основу джайнской этики. Джайнские монахи должны были неукоснительно следовать суровым предписаниям устава. Для мирян, также входивших в джайнскую общину, правила были менее жесткими, но и полное освобождение для них было недоступно. К общеиндийскому фонду идей восходят и джайнские классификационные схемы, запечатленные в его космологии, мифологии и других комплексах представлений, отразивших джайнскую картину мира.
        Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров. Значительное место в джайнской ритуалистике занимают паломничества и связанные с ними посты и праздники. Многие из них совпадают с общеиндийскими.
        Обрядовая жизнь джайнов-мирян в своих основных частях повторяет индуистский жизненный цикл. В общем джайнские общины встроились в индуистскую социальную структуру, образовав в ней особые касты.

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
159.55 кб

Теории познания в джайнизме

Захарьин Борис Алексеевич
В статье коротко характеризуются основные эпистемологические достижения джайнизма, одного из интереснейших религиозно-философских учений Индии в I тысячелетии до н.э.

Похожие термины:

  • ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА

            философско-религиозное учение, к-рое понимает и определяет себя как путь.        "Путь к освобождению — правильные воззрения (даршана), познание (джняна), поведение (чаритра)", — говорит пе
  • Космография джайнизма

    В космографии джайнизма мы чуть ли не впервые встречаемся не только с четкой и ясной картиной мира. Этот мир не несет в себе ничего мифологического: мы не встречаем здесь традиционных мифологическ