ДЗЭН

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дзэн (дзэн буддизм)
восточная философия, основной находкой которой является незавершенность мысли, дающая большой простор ассоциативному мышлению.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Дзэн
от китайского чань, которое происходит из санскритского дхьяна — «медитация»); школа японского буддизма, импортированная из Китая в двух вариантах: Риндзай и Сото.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ДЗЭН
сосредоточение», учение о достижении озарения (сатори), состояния незамутненности, неразличения не-«Я» (отсутствие индивидуального «Я»), результатом которого является реализация «пустоты» и выход за пределы собственного «Я», когда проявляется подлинная природа всего мира.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ДЗЭН (Чань)
одна из наиболее влиятельный буддийских школ, возникшая в начале 6 в. в Китае. Основная идея дзэн-буддизма состоит в том, что человек может достичь просветления (сатори) и подлинного постижения действительности посредством медитации и специальных упражнений на развитие парадоксальности мышления.  

Источник: Религиоведческий словарь

ДЗЭН
(Zen; от санскр. dhyana — «медитация») — метод буддийской медитации, особенно разрабатывавшийся в секте дзэнов; распространен в Китае и Японии, применяется в педагогике. Дзэнбуддизм — это не философия, а также не религия. Искомого познания достигают непосредственно благодаря внутреннему углублению: оно не прилипает ни к понятиям, ни к словам, а скорее вспыхивает в молчаливом понимании. Дзэн имеет лишь внешнее сходство с известными в Европе упражнениями на расслабление (cp. J. Н. Schultz. Das autogene Training, 1963). Дзэн-медитация оказала большое влияние на китайскую пейзажную живопись. — P. A. Vessie. Z.-Buddhism — А Bibliography of Books and Articles in English 1892— 1975. Ann Arbor, 1976. S. Ohasama, A. Faust. Z. der lebendige Buddha in Japan, 1925; D. T. Suzuki. An Introduction to Z.-Buddhism, Kyoto, 1934, dt. 1939; A. W. Watts. The Spirit of Z., London, 1936, dt. 1956; E. Herrigel. Z. und die Kunst des Bogenschießens, 1948; G. Schüttler. Die Erleuchtung im Z.-Buddhismus, 1974; T. Frischkorn. Elemente traditioneller Z.-Praxis und ihre westl. Rezeption, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Дзен
Разновидность буддизма, развившаяся в Японии на основе китайской системы медитации чань из направления «большой колесницы» («великого пути»). Дзен‑буддизм указывает путь к просветлению (сатори) посредством сидячей беспредметной медитации (дза дзен), которая подготавливается и сопровождается определенным числом специальных упражнений (коаны (98), стрельба из лука, искусство аранжировки цветов, боевые искусства и т. д.). Цель медитации – достижение абсолютной концентрации внимания, в результате которой возникает состояние мира и внутренней пустоты.
Люди, пережившие это состояние, утверждают, что испытали ощущение полноты бытия. Под медитацией понимается спокойное и нейтральное самонаблюдение, приводящее к выводу, что никакой субстанции, способной служить предметом наблюдения, не существует, а все процессы, протекающие в человеке, непостоянны и пусты. Но реальность никуда от этого не девается, мало того, она становится как бы еще более реальной, поскольку «эго» больше не служит барьером между ней и человеком. Дзен‑буддизм можно назвать попыткой освободить себя от себя, чтобы в результате осталось только все сущее.

Источник: Философский словарь.

ДЗЭН
японское - сосредоточение, созерцание; соответствует кит.-чань) - трансформация буддизма, сложившаяся в Китае на рубеже V-VI вв. Обожествлению буддийских текстов Д. противопоставляет личный духовный опыт человека. Умение видеть непосредственно, без помощи слов, стало одним из осн. принципов Д. Установка на то, чтобы побудить человека проявить собственные возможности, парализованные стремлением научиться подражать, породила крайние формы воздействия в воспитательной практике: задающему вопрос либо не отвечают, либо дают непонятный ответ, либо просто бьют, чтобы вызвать шоковое состояние. Этика Д. в разных вариациях имеет ряд устойчивых правил, берущих начало в этике буддизма: не испытывать ненависти, не обращать внимания на преходящие ситуации, сохранять душевную невозмутимость и спокойствие, не иметь желаний, победить силу вещей как чего-то преходящего и недостойного внимания человека, быть в гармонии с дхармой, т. е. достичь высшей мудрости познавшего закон жизни и преодолевшего все оковы бренного бытия. Вопреки установке Д. считать истину невыразимой и передавать ее непосредственно, вне писаний и речей, осталось мн, письменных памятников этого учения. Интерес к Д., к его иррациональным аспектам на Западе возрос в середине XX в. под влиянием усилившегося кризиса буржуазной культуры. Слепое следование принципам, сформировавшимся в др. условиях и в др. время, ведет к появлению различных форм вульгаризации Д

Источник: Словарь по этике

ДЗЭН
(японск., от санскр. дьхьяна - созерцание, размышление) - одно из важнейших течений (секта) махаянистского буддизма. Секта Д. возникла в Китае (китайское назв. - чань) примерно в V в. Ее основоположником был монах Бодхидхарма, к-рый, считая, что созерцание способно закалять дух и волю, по преданию, 9 л. безмолвно созерцал стену. Наибольшее распространение Д. получил в Китае в VII—XIII вв., а к концу этого периода проник в Корею и оттуда в Японию, где также имел много последователей. Центр, место в учении Д. занимает утверждение о возможности путем созерцания и самосозерцания достигать «просветления», под к-рым подразумевались пробуждение в себе «надындивидуального» «истинного я», самоосвобождение от «личного я», ото всех связанных с ним печалей и постижение «подлинной» сущности мира. По учению Д., индивидуальность, к-рой обладает человек, ограниченна и иллюзорна; избавиться от нее и слиться со всем миром - значит постичь сущность мира, но добиться этого возможно не с помощью разума, а лишь путем пробуждения «интуитивной мудрости», «непосредств. опыта». Одним из осн. методов созерцат. «просветления» приверженцы Д. считают длит. размышление над притчами, составленными в ср. века будд. монахами. Этому размышлению они иногда посвящают много лет, а до этого вырабатывают способность сосредоточиваться, принимать «правильное» положение и «правильно» дышать.
Такими способами они отвлекают людей от «треволнений этого мира». Мистицизм и пассивность как идеалы секты Д. - выражение ее реакц. сущности. Эти черты учения Д. обусловили его весьма значит. влияние на реакц. бурж. философию, особенно в Японии, где идеи Д. развивают гл. о. Д. Судзуки и К. Нисида. Учение Д. в предшеств. период оказало также значит. влияние на формирование реакц. кодекса самурайской морали.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ДЗЭН
япон. название школы буддизма махаяны, сформировавшейся в ср.-век. Китае (см. Чанъ). Практика Д. появилась в Японии еще в 7 в., но распространение Д. как самостоят. направления япон. буддизма начинается в кон. 12 в. Первым проповедником Д. был Эйсай - буддийский монах, к-рый после пребывания в Китае основал в Японии школу Риндзай. В 1-й пол. 13 в. Догэн, также обучавшийся в Китае, основал школу Сото. Риндзай и Сото были наиболее влият. школами Д.-буддизма и сохранились до наших дней. О социальной их ориентации в ср.-век. Японии можно судить по бытовавшей в те времена поговорке: «Риндзай для самураев, Сото - для простолюдинов».
Наивысшего расцвета Д. достиг в период Муромати (14-16 вв.), когда дзэнские монастыри превращаются в центры религ., политич. и культурной жизни и происходит процесс секуляризации и демократизации Д,буддизма. В результате этого Д. превращается в своеобразную «философию жизни», оказывавшую существенное влияние на стиль мышления, образ жизни и деятельности ср.-век. японцев. Складываются традиц. «искусства Д.», пришедшие с дзэнскими монахами из Китая и окончательно оформившиеся под влиянием япон. культурных традиций. При сохранении осн. положений философии чань в япон. Д.-буддизме несколько смещаются акценты, в частности усиливаются секуляризаторские тенденции - один из патриархов Д. даже утверждал, что самурай может достичь яросветления быстрее монаха, а воинское иск-во - более прямой и быстрый путь к совершенству, чем традиц. практика медитации, и что мирянин вообще выше монаха. Происходит более жесткая канонизация и регламентация практики Д.
В 20 в. религ.-филос. учение Д. получило известность в странах Запада, в частности благодаря популяризаторской деятельности Д. Т. Судзуки (1870-1966), принадлежащего к школе Риндзай.

Источник: Советский философский словарь

ДЗЭН
яп. эквивалент кит. «чань» или «чань-на» от санскр. «дхъяна», обозначающего как в индуизме, так и в буддизме «сосредоточенное созерцание», или медитацию. Д.-буддисты связывают дхъяну с практикой «сатори» - неожиданным «просветлением», заключающимся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном преображенном сознании человека. Д.-буддизм появился в Китае в перв. пол. 6 в. Его возникновение связано с деятельностью 1-го дзэнского патриарха Бодхид-хармы, к-рый пришел в Китай из Индии в 520. Д.-буддизм проникает в др. страны: во Вьетнам -в форме «таен», в Корею — в виде «сэн», в 12-13 вв. - в Японию. Сейчас в мире насчитывается ок. 10 млн. последователей Д.-буддиз-ма, большая часть (ок. 9 млн.) проживает в Японии. От традиц. буддизма махаяны Д. отличается своеобразной прагматизацией фи-лос. основы учения, тяготением к иррационализму и мистике. В Д.-будд. лит-ре упоминаются следующие его особенности: 1) непосредственная («от сердца к сердцу») передача учения; 2) прямой контакт с духовной сущностью человека («всеобщей истинной мудростью Будды»); 3) независимость от письменных знаков и форм (букв, слов, предложений); 4) достижение совершенства Будды посредством обращения к внутр. миру человека. В Японии действуют следующие Д.-будд. ре-лиг; орг-ции: Обаку, Риндзай и Со-то. От них следует отличать совр. модификации - «коджо», «мирской», «немонастырский» Д., созданный в 19 в. и широко пропагандируемый в зап. капиталистических странах Дайджестом Тейтаро Судзуки (1870-1966); «бит-Д.» -искаженную форму Д.-будд. медитации, практикуемую наряду с употреблением наркотиков и др. пси-ходелических средств, к-рая была распространена в 50-60-е гг. 20 в. в Зап. Европе, США, Канаде; Д. как разновидность психотерапии, психоанализа, особого метода «промывания мозгов» и т.д.; Д.-медитацию, практикуемую специальными группами и центрами; христ. Д., представляющий одно из модных течений в католич. ре-лиг. модернизме. Увлечение зап. молодежи Д.-буддизмом отвлекает ее от решения реальных соц.-экономич, и политич. проблем.

Источник: Атеистический словарь

ДЗЭН
(яп.) — японская школа буддизма, аналог китайской махаянской школы чань. Оба термина являются транслитерациями санскритского слова дхьяна — йогическое созерцание. Считается, что традиция Д. ведет непрерывную линию преемственности от Будды Шакьямуни. «Сутра о цветке» повествует, как Просветлённый, взяв в руки цветок, улыбнулся. Из Его учеников только Кащьяпа проникся смыслом увиденного события. Подняв цветок и улыбнувшись, он тут же обрёл Просветление. Так Д. выра жает свою главную идею — непосредственной передачи духовного опыта, без наставлений, «от сердца к сердцу». К индийской линии преемственности причисляют Ашвагхошу и Нагарджуну, а 28-м главой традиции здесь был Бодхидхарма, который в VI в. принёс эту форму Законоучения (Дхарма) в Китай, где оно выросло в одну из наиболее самобытных духовных культур Дальнего Востока. В Японии Д. начался с деятельности обучавшегося в Китае Эйсая (1141– 1215), который построил два монастыря (первый — в 1191 г.), привил культуру чайной церемонии и основал дзэнскую подшколу риндзай-сю. Для пробуждения сознания учеников использовали не философию, а «парадоксальные» способы воздействия. Дзэнские мастера учат сосредоточиваться на мондо — «вопросно-ответных» текстах бесед, лишённых логики, и на коанах — поэтической квинтэссенции буддийской эстетики. Вторая известная подшкола — сото-сю была основана Догэном (1200– 1253). В ней упор делался на практике сидячей медитации (дза-дзэн) в позе лотоса при равномерном естественном дыхании, что считалось внешним отражением сущности (или природы) Будды. Догэн полагал: «Если око правильно воззрится на жабу или червяка, то увидит, что и они обладают 32 отметинами Будды». Д. предписывал заниматься созерцанием не только сидя, но пребывая в любых обстоятельствах, даже в бою или во сне. Ибо Просветление (яп. «сатори») может внезапно проявиться в любое мгновение жизни. Именно японский Д. стал основным проводником буддийской культуры в странах Запада с середины ХХ в., что произошло в первую очередь благодаря учёному монаху Д.Т. Судзуки. В современной Японии по численности монашества и прихожан Д. на третьем месте после амидаизма и нитирэн-сю.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ДЗЭН
Направление в японском буддизме, ставшее в XX столетии чрезвычайно популярным на Западе. Дзэн, подобно другим формам буддизма, пришел в Японию из Китая; по учению дзэн, просветление приходит мгновенно, подобно озарению (сатори), ибо Абсолют нельзя познавать по частям. Мгновенного озарения можно достичь при помощи ментальных инструментов — загадок (коан), диалогов (мондо) и притч (року).
Известный популяризатор дзэн-буддизма Д. Судзуки так характеризовал это направление:
«Дзэн решительно не является системой, основанной на логическом анализе. Скорее он является антиподом логики, под которой я имею в виду дуалистический образ мышления. Дзэн не лишен, конечно, умственного элемента, то есть дзэн — это ум в целом, и в нем мы находим много вещей; но ум этот не представляет собой нечто составное, разделяющееся на множество качеств и не оставляющее за собой ничего после такого разделения.
Дзэн не учит нас ничему в смысле умственного анализа, а также не предлагает никакой определенной доктрины в качестве руководства для своих последователей. В этом отношении дзэн, если можно так выразиться, произволен. Последователи дзэн могут иметь свои доктрины, но эти доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзэн. Поэтому дзэн не имеет дела с какими-либо „священными писаниями“ или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение. В таком случае, если бы меня спросили, чему учит дзэн, я ответил бы, что он ничему не учит. Какие бы учения ни содержались в дзэн, они исходят только из умов их создателей. Мы сами себе создаем учения. Дзэн только указывает путь. Если этот факт сам по себе не есть учение, то в дзэн положительно нет никаких специально созданных принципиальных доктрин или какой-либо основной философской системы. Дзэн претендует на родство с буддизмом, но все буддийские учения, содержащиеся в сутрах и шастрах, с точки зрения дзэн не больше чем макулатура, польза которой состоит лишь в том, что с ее помощью можно только смахнуть пыль с интеллекта, но не больше. Не думайте, однако, что дзэн — это нигилизм. Всякий нигилизм — это самоуничтожение, не имеющее конца. Негативизм разумен как метод, но высшая истина — это утверждение. Когда говорят, что дзэн не имеет никакой философии, что он отрицает всякий авторитет, что он отбрасывает всю так называемую „священную литературу“, не следует забывать, что в самом этом отрицании уже содержится нечто совершенно положительное и бесконечно утверждающее».

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

ДЗЭН
яп.,кит.- чаньот санскр.дхьяна,т. е. «медитация») - одна из наиб. влият. будд. школ в Японии. Согласно традиции, это учение пришло из Индии, но в действительности оно возникло в Китае в нач. 6 в. н. э., впитав в себя элементы многих будд. направлений: мадхьямиков,йогачаров, Хуаянь-цзун; несомненно, нек-рое влияние на идеи чань оказал даосизм. Д. признает реальность феноменального мира, но воспринимает его как неистинный, иллюзорный, «ничто» (му). Только при помощи медитации можно постичь свою изначальную природу, к-рая есть не что иное, как «сущность будды» (буссе), достичь пробуждения (сатори) и после этого постичь истинную природу вещей, увидеть их сокровенную суть и осознать свою причастность ко всему сущему. Большое внимание уделяется в Д. проблемам психотренинга, для чего используются прежде всего практикика дзадзэн и коан. Из учения Хуаянь Д. позаимствовал идею о тотальной взаимосвязи общего и частного, что выражается принципом «все в одном, одно во всем». Д. не признает существования вселенского Будды, считается, что он наличествует в каждом индивидууме, к-рый в свою очередь тождественен абсолюту и является вместилищем неогранич. возможностей. Существование в мире каких-либо принцип. оппозиций есть фикция, порождение «замутненного» сознания. В действительности же между субъектом и объектом, нирваной и сансарой, жизнью и смертью, знанием и невежеством не существует никакой разницы «Пробужденное» сознание приравнивается к «безмыслию» (мунэн), а мир предстает для него недвойственным (фуни). В то же время Д. подчеркивает важность активного отношения к миру, реализации в нем творч. энергии. Д. не приемлет крайнего аскетизма: человеч. желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы. Сокровенные истины, считают последователи Д., передаются не через будд. трактаты, а «от сердца, к сердцу», от учителя к ученику. На раннем этапе своего существования в Китае чань выступал против любых авторитетов, против необходимости изучения свящ. будд. текстов. Но с течением времени (в Китае, а еще в большей степени в Японии) декларируемые иконопластические и антиавторитарные принципы спокойно могли сосуществовать с богатейшей письменной традицией, усиленным и глубоким изучением и комментированием писаний др. наставников, равно как с почти харизматич. отношением к своим непосредственным наставникам, к их трудам и высказываниям. Повышенное внимание обращалось на строгость наследования опред. традиции, что привело к дроблению подшкол Д. на отд. ветви, обладавшие не всегда отчетливо выраженными, но только ему присущими тенденциями. В Японии существовало более 50 разных ветвей Д. В Китае расцвет чань приходится на время правления династии Тан (618 - 907). В это время первоначально относительно однородное учение после шестого патриарха Хуэйнэна разделилось на «пять домов и семь школ», дробление к-рых продолжалось и в дальнейшем. В это время жили такие прославленные наставники чань, как Мацзу Даои, Байчжан Хуайхай, Хуанбо Сиюнь, Линьцзи Исюань и лр. Впервые Япония познакомилась с теорией и практикой чань-буддизма только к кон. 12 в., когда его история в Китае уже насчитывала неск. веков. Два осн. направления яп. Д. - Риндзай-сю и Сото-сю получили в Японии распространение прежде всего благодаря усилиям соответственно Эйсая и Догэна. Вслед за ними мн. японцы отправлялись в Китай для изучения философии чань, а кит. миссионеры в свою очередь прибывали в Японию и распространяли там свои идеи. Ко времени знакомства японцев с чань он претерпел в Китае сильные видоизменения. От былого бунтарского чань оставалась лишь жалкая тень. Жизнь в чаньских монастырях строжайшим образом регламентировалась монаст. уставами, а вместо религ. практики монахи чаще предпочитали заниматься литературным трудом или изящными искусствами. Поэтому яп. Д. имеет много общих черт именно с «постхаризматич.», монаст. чань. Начало распространения Д. в Японии совпало с переходом власти в руки самурайского военного сословия, к-рое остро нуждалось в собств. идеологии. Декларируемое Д. отрицат. отношение к письм. слову и кажущаяся простота дзэнской философии больше импонировали вкусам и запросам малограмотных самураев, чем сложные филос. концепции таких школ, как Тэндай-сю или Сингон-сю. Одновременно через посредство Д. самураи получали возможность приобщиться к кит. культуре, к-рая удовлетворяла их в значительно большей степени, чем предельно эстетизир. национ. культура, культивировавшаяся в придворной среде. Сегунское пр-во осознало возможность использования Д. в качестве интегрирующего социального фактора и постаралось подчинить дзэнские монастыри правительств. контролю. По существовавшему в Китае образцу была создана иерархич. система «пяти гор и десяти храмов» (годзан дзиссацу), в к-рую включались почти все монастыри Риндзай. Храмы Сото, расположенные преимуществ. в провинциях, не входили в эту систему (за исключением подшколы Ванси) и поэтому обладали большей степенью внутр. свободы. Наивысший расцвет Д. в Японии приходится на 14—15 вв., когда дзэнские монахи выступали в роли советников и наставников при сегунском и императ. окружении. Монастыри годзан были крупными центрами культурной деятельности, там возникла богатейшая дзэнская лит-ра на кит. языке (см. Пяти гор литература) — годзан бунгаку. И все же на протяжении эпохи Муромати (1333—1568) Д. в осн. оставался достоянием людей образов., независимо от того, к каким соц. слоям они относились. Нек-рые проповедники пытались распространить идеи Д. и в среде простого народа, для чего отказывались от кит. языка в пользу яп. Наиболее рано эта тенденция проявилась в направлении Сото, где уже Догэн создавал свои сочинения на яп. языке. В эпоху Токугава (1603—1868) в Д., как и в других будд. школах, шел активный процесс переосмысления накопленных идей и знаний в сторону большего прагматизма и синкретизма. На протяжении всей своей истории Д. оказывал сильнейшее влияние на мн. сферы яп. культуры и традиц. эстетики, что нашло яркое отражение в таких национ. искусствах, как монохромная живопись, икебана, чайная церемония, каллиграфия, искусство разбивки садов, разные виды военных искусств (кэмпо), яп. поэзия и драма Но. Простота, естественность, спонтанность, гармония - эти эстетич. принципы не только стали неотъемл. чертами яп. искусства, но и во многом определяли отношение к жизни для японцев. В 20 в. благодаря усилиям прежде всего Д. Судзуки (1870—1966) Д. стал достоянием зап. культуры. Многие зап. философы, теологи, писатели, художники, психиатры, музыканты проявляли интерес к Д. и пытались приспособить его идеи к собств. творчеству. Отголоски Д. можно обнаружить в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера. ,Дж. Керуака, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Baн Гога и А. Матисса. в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В 60-х гг. «дзэнский бум» охватил многие америк. ун-ты и придал опред. окраску движению битников. В наст. вр. Д. не является самой массовой школой яп. буддизма, но продолжает сохранять довольно прочные позиции. Число приверженцев Сото-сю оценивается в 7 млн, Риндзай-сю - в 3 млн человек. Монастыри и центры по изучению Д. существуют и за пределами Японии — прежде всего в США и Зап. Европе (Франция. Англия, ФРГ и др.). А. М. Кабанов

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ДЗЭН
(яп. Дзэн-сю; кит. Чань, Чань цзун) — одна из важнейших школ китайского и всего дальневосточного буддизма. Школа Дзэн относится к наиболее китаизированным школам дальневосточного буддизма, и некоторые исследователи даже склонны видеть в ней квинтэссенцию китайского буддизма. Вместе с тем, нельзя не признать, что типологически сходные явления характерны и для иных традиций буддизма — достаточно вспомнить об индийских махасиддхах с их своеобразным юродством и стремлением к обретению состояния Будды «в этом теле» или тибетскую практику Дзог-чэн (см.), а отчасти и Маха-мудру. С другой стороны, нельзя не учитывать и того факта, что господствующее положение Дзэн (Чань) в позднем буддизме Китая и других стран региона во многом обусловлено конкретно-историческими условиями развития этих обществ в тот период. Тем не менее, отрицать или преуменьшать значимость этой школы для дальневосточного буддизма, конечно, нельзя. Название школы точно отражает ее существо. Слово Чань (сокращение от чаньна) есть не что иное, как транскрипция санскритского дхьяна (созерцание, медитация). Это указывает на преимущественно йогическую, психопрактическую ориентацию данного направления буддизма. Другое, малоизвестное, название этой школы — школа «Сердца Будды» (буддха хридая; фо синь цзун). Согласно традиции, основал ее сам Будда Шакьямуни, который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся («Цветочная проповедь Будды»). Никто, однако, кроме Махакашьяпы не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме.
Так, согласно Дзэн, началась традиция прямой («от сердца к сердцу») передачи пробуждения от учителя к ученику. В Индии Дхарма (в данном случае то же самое, что и пробуждение, бодхи) передавалась в течение двадцати восьми поколений наставников, к которым, согласно дзэнскому преданию (совершенно легендарного, конечно, характера), относились такие великие буддисты, как Ашвагхоша и Нагарджуна. Двадцать восьмым патриархом (эта нумерация, разумеется, имеет абсолютно апокрифический характер) школы созерцания в Индии был Бодхидхарма, брахман из южной Индии, который в качестве проповедника прибыл в Китай (в начале VI в.) и стал первым патриархом Дзэн (Чань) в Китае. Исторически достоверных сведений о жизни и учении Бодхидхармы крайне мало, поздние его жизнеописания наполнены очевидно вымышленными деталями, цель которых — всячески возвеличить основателя школы Дзэн. Тем не менее с большей или меньшей степенью уверенности можно утверждать, что Бодхидхарма наставлял новым для Китая методам созерцания и проповедовал учение «Ланкаватара сутры», текста, сочетавшего философию йогачары с теорией Татхагатагарбхи. На первом этапе своего существования Дзэн даже называли «школой Ланкаватары». О ранней истории школы Дзэн (Чань) известно немногое. На рубеже VII—VIII вв. она пережила раскол на Северную и Южную школы. В основе раскола лежала дискуссия о мгновенном, внезапном (дунь) или постепенном (цзянь) характере пробуждения. Южная школа во главе с учеником Шестого патриарха Хуэй-нэна (ум. 713) Хэцзэ Шэнь-хуэем утверждала, что пробуждение, будучи самой природой сознания, не может быть ничем обусловлено и должно озарить «мирское», обыденное, профаническое сознание последователя Дзэн подобно вспышке молнии. Северная школа во главе с учеником Пятого патриарха Хун-жэня по имени Шэнь-сю, напротив, настаивала на постепенном характере пробуждения, подобном постепенному исчезновению мрака во время рассвета. Существовало и множество переходных смешанных концепций, например теория Цзун-ми о «мгновенном пробуждении и постепенном совершенствовании» (дунь у цзянь сю): солнце восходит внезапно (пробуждение мгновенно), но разгоняет туман и иссушает росу постепенно (совершенствование, приводящее к исчезновению аффектов, заблуждений и их последствий постепенно).
К середине IX в., а возможно, и еще раньше Северная школа, заклейменная последователями Шэнь-хуэя как «оппортунистическая», прекратила свое существование. Южная школа разделилась между тем на пять направлений («домов» — цзя) классического Дзэн, два из которых существуют и сейчас, определяя его современное лицо Дзэн. Это «дом» Линьцзи (яя. Риндзай), созданный монахом Линьцзи И-сюанем (811?—866), и «дом» Цаодун (яп. Сото), восходящий к двум наставникам того же времени — Цаошань Бэнь-цзи и Дуншань Лян-цзе. Три других «дома» — Гуйян, Юньмэнь и Фаянь исчезли после XII—XIII вв. (направление Гуйян было весьма влиятельно во Вьетнаме в Х1-Х1П вв.). Огромная роль в формировании классического Дзэн (Чань) принадлежит монаху VIII в. Мацзу Дао-и, провозгласившему принцип: «Ум обычного человека и есть ум Дао, речь обычного человека и есть слово Будды». До середины IX в. школа Дзэн (Чань) была менее влиятельной, чем Тяньтай (см.) или Хуаянь (см.), однако ей удалось без значительных потерь пережить антибуддийские гонения императора У-цзуна (845), вдохновленные его фаворитами даосами, от которых монарх надеялся получить эликсир бессмертия (во время этих гонений проводились массовые конфискации монастырской собственности и массовое насильственное возвращение монахов к мирской жизни). Гонения «годов Хуэй-чан» привели к кризису и началу упадка таких влиятельных прежде школ, как Тяньтай и Хуаянь. Однако школа Дзэн почти не понесла ущерба: у чаньских монахов в то время даже почти не было монастырей и они обычно жили в обителях школы Винаи; кроме того, они занимались производительным трудом (выращивание чая и т. п.), что освобождало чаньских монахов от обвинений в «тунеядстве».
В результате в X-XI вв. Дзэн превращается в одну из ведущих школ, создает большие монастыри и духовную иерархию, что дисгармонировало с его первоначальным антиавторитарным и антибюрократическим духом. В XI—XII вв. процесс институциализации школы завершается. Основными принципами школы Дзэн являются следующие положения: «Смотри в свою природу, и станешь Буддой» и «Пробуждение передается особым образом от сердца к сердцу без опоры на письменные знаки». Первое из этих положений означало, что поскольку каждое живое существо наделено природой Будды, более того, является Буддой, но не знает об этом (ср. высказывание Догэна, японского наставника школы СотоДзэн: «Если правильным оком посмотреть на жабу и червяка, то окажется, что даже они наделены тридцатью двумя признаками Будды»), то любой человек может усмотреть, непосредственно узреть эту природу в качестве своей собственной сути, своего истинного «я», осознать себя как «пребывающего в мешке из плоти внутреннего человека без ранга» — слова Линьцзи. И для этого вовсе не нужно ни изучать многочисленные и сложные философские тексты, ни в течение многих жизней постепенно восходить по ступеням пути бодхисаттвы. Обретение состояния Будды в этой жизни («в одном теле») — вот цель Дзэн, роднящая его с тантрой и тибетским Дзог-чэн. Второе положение Дзэн означало, что пробуждение, будучи изначальной собственной и нерожденной (японский учитель Дзэн XVII в. Банкэй особенно подчеркивал именно это определение) природой сознания, не может быть обусловлено никакими внешними факторами, в том числе и изучением канонических текстов. Состояние пробуждения может быть реализовано любым человеком через прозрение, просветление сознания, что осуществляется пробужденным учителем, использующим определенные приемы воздействия на психику ученика. Благодаря этому воздействию учитель как бы передает, транслирует осознанную пробужденность своего «трезвенного » сознания ученику, подобно тому как Будда передал свое пробуждение Махакашьяпе. Эта идея объясняет исключительную важность для Дзэн списков преемственности Дхармы, содержащих сведения о последовательности передачи пробуждения от одного учителя к другому (это называется «передачей светильника» — чуань дэн).
Для подчеркивания принципа непосредственности, «безопорности» этой передачи и для искоренения у учеников привязанности к букве, образу, символу многие дзэнские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения. Монах Линьцзи И-сюань даже сказал: «Встретишь Будду — убей Будду. Встретишь патриарха — убей патриарха ». Смысл этого высказывания в том, что следует убить в себе привязанность ко всему внешнему, ко всем образам и именам: Будда — это сам человек в его истинности, а не некий религиозный авторитет или законоучитель. И тем более, это не изображение и не текст. Как сказал настоятель монастыря на горе Йонтышон (Вьетнам) юному императору Вьетнама Чан Тхай-тонгу (XIII в.), решившему стать монахом: «В горах нет Будды. Будда — это твое собственное сердце, и вне его никакого другого Будды нет». Вместе с тем, дзэнская практика предполагала строжайшую дисциплину и полный авторитет учителя для ученика, что было закреплено в XII—XIII вв. в нормативных уставах дзэнских монастырей («чистые правила» — цин гуй), своеобразной дзэнской Винае. В своей психопрактике школа Дзэн тоже достаточно оригинальна. Несмотря на то что некоторые направления Дзэн (особенно Цаодун, Сото) практиковали и традиционное созерцание в сидячей позе со скрещенными ногами (цзо чань, дза дзэн), эта школа не считала таковое наиболее совершенным и, тем более, единственно возможным методом. Большинство направлений Дзэн предписывало монахам пребывать в состоянии созерцания при любых формах деятельности, даже во время занятий физическим трудом, бывшим обязательным для всех чаньских монахов (принцип учителя Бай-чжана: «День без работы — день без еды»). А продвинутые монахи должны были уметь заниматься созерцательной практикой даже во сне. Иногда для стимулирования мгновенного пробуждения чаньские монахи практиковали палочные удары, обрушивавшиеся на ничего не подозревающих, погруженных в созерцание учеников. Наиболее распространенными и специфически чаньскими (особенно в направлении Линьцзи, Риндзай) объектами сосредоточения были так называемые «вопросыответы» (вэнь-да, яп. мондо), то есть парадоксальные и алогичные беседы учителя и ученика, и так называемые гун-ань (яп. коан—см.) — парадоксальные высказывания, цель которых — пробуждение сознания ученика. Хотя школа Дзэн принципиально отвергала разработку отвлеченных философских проблем, она, тем не менее, охотно использовала готовые философские положения и теории других школ. С начала IX в., благодаря деятельности Цзун-ми, бывшего одновременно пятым патриархом школы Хуаянь и последним держателем чаньской (дзэнской) традиции Хэцзэ (основанной Хэцзэ Шэнь-хуэем), в Дзэн восторжествовал принцип «цзяо-чань и чжи», то есть «доктрина (цзяо — имеется в виду философия Хуаянь) и созерцание (чаньская психопрактика) суть одно». Вследствие этого «Аватамсака сутра» становится одним из наиболее почитаемых в Дзэн текстов, а сочинения хуаяньских философов — теоретическим фундаментом Дзэн (особенно сблизилось с Хуаянь чаньское направление Фаянь).
Школа Дзэн быстро распространяется из Китая в другие страны региона. Во Вьетнаме в X-XIV вв. Дзэн (вьет. Тхиен) фактически был официальной идеологией династий Ранняя Ли и Чан, многие императоры которых становились монахами и даже патриархами тхиенских направлений. Во Вьетнаме возникло два специфически вьетнамских направления Тхиен: Чуклам («Бамбуковый лес», XIII-XIV вв.; по-видимому, на базе китайского направления Гуйян) и Лиеу Куан (по имени основателя; существует с XVIII в., на основе направления Линьцзи). Сходная ситуация была и в Корее, где Дзэн (кор. Сон) играл очень важную роль, особенно благодаря деятельности монаха Чинуля (1158-1210). Однако позднее, в связи с утверждением в Корее идеологической монополии конфуцианства, деятельность буддийской сангхи была подвергнута многочисленным ограничениям. В Японию школа Чань, именно там и ставшая в соответствии с японским чтением китайских слов называться Дзэн, проникла поздно, на рубеже XII—XIII вв.. Первыми проповедниками Дзэн были Эйсай (направление Риндзай) и Догэн (Сото). Однако Дзэн очень быстро приобрел огромное влияние, в особенности в самурайской среде: старые школы, такие как Кэгон, Сингон и Тэндай, были в большей степени связаны с придворной киотоской аристократией, а пришедший одновременно с Дзэн культ Будды Амитабхи получил особое распространение в демократической среде—между горожанами — ремесленниками и торговцами, а также среди крестьян. До XVII в. (когда был установлен режим сегуната Токугава, отдававший предпочтение неоконфуцианству) Дзэн по существу играл роль официальной доктрины военного (сегунского) правительства Японии (бакуфу). Учение Дзэн о внезапном пробуждении (у; яп. сатори), о непосредственном усмотрении природы Будды в себе и во всем сущем (цзянь син; яп. кэнсе), а также и другие аспекты теории и практики Дзэн оказали огромное влияние на литературу, искусство и эстетические теории Китая и сопредельных стран. Здесь особенно следует отметить китайскую монохромную живопись тушью, расцветшую в ХП-ХШ вв.; большинство корифеев этого направления в искусстве или практиковали Дзэн или были чаньскими монахами (Ся Гуй, Лян Кай,My Ци). Глубокий интерес к Дзэн проявляли многие поэты и литераторы (Ван Вэй, Су Ши, Лу Ю и другие). Дух Дзэн пронизывает всю культуру Японии: от хайку Басе до чайной церемонии (тя-но ю) и искусства икебаны. С середины XX в. интерес к Дзэн резко возрастает на Западе, во многом благодаря произведениям талантливого популяризатора Дзэн и известного ученого-буддолога Дайсэцу Тэйтаро Судзуки. Этот интерес даже перерос в своеобразный «дзэнский бум», достигший апогея в конце 50-х и в 60-х годах. Он был тесно связан с движениями битников и хиппи, видевших в Дзэн своеобразный образ жизни, отвергающий авторитарность, иерархию ценностей и утверждающий полную свободу и раскрепощенность. Влияние Дзэн можно обнаружить в творчестве Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, во взглядах А. Швейцера, психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма (написавшего даже вместе с Судзуки статью «Дзэн-буддизм и психоанализ»), в произведениях некоторых композиторов (Г. Малер) и художников рубежа XIX-XX веков (Ван Гог, А. Матисс). В настоящее время чаньские (дзэнские) общины имеются в большинстве стран Европы и Америки, появились они и в России (русскоязычные общины в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске и др.). На Дальнем Востоке Дзэн остается одной из лидирующих школ. По существу, сосуществование и даже синтез Дзэн и «Чистой Земли школы» (см.) определяют в настоящее время жизнь буддийских общин в Китае, Корее и Вьетнаме, тогда как в Японии, несмотря на все свое влияние, Дзэн уступает по численности таким школам буддизма, как «Чистая Земля» (в ее японском варианте) и Нитирэн-сю.

Источник: Буддизм. Карманный словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
91.19 кб

Мистическая трансформация сознания в дзэн и Библии

Кривых Игорь Евгеньевич
В данной статье формулируется и обсуждается проблема мистического в коанах дзэн и евангельских притчах Иисуса.
Читать PDF
309.66 кб

Дух и плоть дзэн, или буддийские истоки японской телесности

Костерина А. Б., Цесевичус А. С.
В статье исследуются религиозно-философские корни проблемы телесного в японской культуре.
Читать PDF
279.33 кб

Трансформация сознания в дзэн-буддизме

Файнфельд Игорь Ананьевич
Статья посвящена вопросу трансформации сознания в дзэнской практике. Проводится аналогия между феноменом просветления в дзэн-буддизме и высшими духовными состояниями в традициях европейской философии.
Читать PDF
110.89 кб

Дзэн как свобода, свобода как творчество

Григорьева Т. П.
Постижение истинной природы человека с помощью Дзэн. Общность идей Дзэн, буддизма, христианства и др. вероучений. Сопряжение понятий «свобода», «истина», «творчество». Причины устремленности к дзэнскому искусству.
Читать PDF
253.51 кб

Дзэн-буддизм Судзуки - дух «Всех философий и религий»?

Суханов К.
Читать PDF
361.16 кб

Практика Дзэн с позиций синергийной антропологии

Хоружий Сергей
Предпринимается анализ антропологических практик Дзэн-буддизма посредством концептуального, методологического и эпистемологического аппарата синергийной антропологии.
Читать PDF
139.96 кб

Единство духа. Восточно-христианский исихазм и японский Дзэн буддизм в творчестве Томаса Мертона и С

Оболевич Тереза
Рассматриваются основные вехи русско-японского философского диалога, который начался еще в XIX веке в период реставрации Мэйдзи и продолжается по настоящее время.

Похожие термины:

  • Дзэн дзэн-буддизм

    одна из разновидностей буддизма. Берет начало в распространившемся в Китае в 6 в. чань-буддизме. Исходя из признания общих принципов буддизма, Д.-б. своеобразно толкует вопрос о соотношении земного
  • Школа дзэн

    (яп. дзэн сю). Школа созерцания. Аналог китайской школы чань. Имеет два направления. Одно из них (яп. риндзай) основал монах Эйсай (1141—1215) по типу китайской школы Линьцзи. Шоковые методы воздействия н