Дюгем, Пьер

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дюгем, Пьер

французский физик и философ (Париж, 1861 — Кабрспин, Од, 1916). Замечательным образом изложил историю науки в своей работе «Система мира: история космологических доктрин от Платона до Коперника» (10 томов, 1913-1959). Написал также: «Физическая теория. Ее объект, ее природа» (1906), «Очерки о понятии теории физики от Платона до Галилея» (1908).

Источник: Философский словарь

ДЮГЕМ ПЬЕР
(1861-1916) -французский историк и философ физики. Считал, что своеобразие физической теории определяется ее целостностью. С экспериментальной ситуацией сопоставляется не отдельная гипотеза, а теория в целом. А это означает, что смысл гипотезы может варьироваться в составе теории. См. тезис Дюгема—Куайна. Дюгем П. Физическая теория, ее цель и строение. СПб., 1910.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Дюгем Пьер
 (1861—1916) — фр. физик, проф. ун-та в Бордо, занимался также историей и философией науки. В работах по физике стоял на позициях энергетизма и математического формализма. В своих философских работах поддерживал конвенционализм Пуанкаре, принцип экономии мышления Маха, утверждал, что в истории науки имеет место только взаимоисключение различных теорий, а не их внутренняя преемственность. Одностороннее, метафизическое объяснение релятивизма, относительности познания привело Д. к идеализму и агностицизму (Физический идеализм). Осн. произв. — «Система мира» (1913—59; вышло 10 т).

Источник: Философский словарь. 1963

ДЮГЕМ (Duhem) Пьер
род. 10 июня 1861, Париж - ум. 14 сент. 1916, Бордо) - франц. физик. Известен также своими работами по философии и истории естествознания. Физические законы и теории в его понимании суть не что иное, как символические конструкции - релятивные, временные и слишком простые, чтобы дать полное представление о действительности - истинное или ложное. Единственной основой существования физической теории является вера людей в порядок, стоящий над физикой. Осн. произв.: "Le m.ixte, et la combinaision chimique, essai sur 1&evolution d&une idee", 1902; "La theorie physique", 1906; "Les sources des theories physiques", 1905; "Le Systeme du monde", 7 vol., 1913-1917.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДЮГЕМ Пьер
французский физик; p. 10.6.1861 (Париж) — ум. 14.9.1916 (Бордо), будучи профессором физики; известен также как натурфилософ и как историк естествознания. Физические законы и теории в его понимании суть не что иное, как символические конструкции — относительные, временные и слишком простые, чтобы дать полное представление о действительности, — ни истинные, ни ложные. Единственной основой существования физической теории является вера людей в порядок, стоящий над физикой, в порядок, прояснению которого философия может содействовать лишь формированием метафизических гипотез. Осн. соч.: Le mixte et la combinaison chimique, essai sur l’évolution d’une idée, 1902; La théorie physique, 1906, нем. изд. 1908; Les sources des théories physiques, 1905, нем. изд. 1908 под названием Ziel und Struktur der physikalischen Theorien, 1978 (рус. пер.: Физическая теория, ее цель и строение, 1910); Le système du monde, 7 vol., 1913—1917.
K. Hübner. D.s histor. Wiss.theorie und ihre gegenwärtige Weiterentwicklung, in: Philos. Nat. 13 (1971); L. Schäfer. Erfahrung u. Konvention. Zum Theoriebegriff der empir. Wiss., 1974; W. K. Goosens. D.’s Thesis, Observationality and Justification, in: Philos. Sei. 42 (1975).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Дюгем, Пьер

(9.6.1861, Париж - 14.9.1916, Кабрпин, деп. Од), франц. физик, философ и историк науки, автор работ по гидродинамике, электродинамике, классической термодинамике.
В области философии интересы Д. сосредоточились на природе науч. теории. Д. придерживался конвенционализма и занимал позицию, близкую Э. Маху и А. Пуанкаре: физич. теория - это конвенционально принимаемая математич. система, к-рая обеспечивает только вычисления и предсказания. Как и позитивисты, Д. лишал науку права на объяснение и изгонял из нее «метафизику», но, в отличие от них, считал «метафизику» необходимой отраслью человеч. знания. Согласно Д., науку и «метафизику» надо тщательно различать и не загружать науку «излишними» объясняющими моделями и представлениями.
С именем Д. связан т. н. тезис Дюэма-Куайна: науч. закон получает свое значение в контексте всей науч. теории и не может проверяться и опровергаться изолированно от др. законов и вспомогат. допущений (гипотез). Если нек-рое предсказание не оправдывается, это означает, что какаято гипотеза из системы взаимосвязанных гипотез должна быть отброшена, но какая именно - устанавливает не эксперимент, а решение ученого.
Д. считал, что история проблемы или понятия необходима для их понимания, поэтому история науки должна быть существ. частью работы ученого. Ему принадлежат ценные работы по истории науки и философии античности, средних веков и Возрождения, однако Д. принижал значение ренессансной науки и искал в схоластике непосредств. истоки науки нового времени.

Источник: Советский философский словарь

Дюгем, Пьер

1861-1916) - франц. физик, философ и историк науки. Проф. физики в ун-тах Лилля, Ренна, Бордо. Физические исследования Д. относятся к области термодинамики, гидродинамики, теории упругости. Он является также автором многочисленных трудов по истории науки. Одним из первых Д. осознал важную роль истории науки для философско-методологического анализа научного знания. В своих работах он подчеркнул различие в понимании физической теории в двух научных традициях: Декарта-Лапласа (теория как объяснение) и Паскаля-Ампера (теория как описание). По мнению Д., физическая теория не должна быть гипотетическим объяснением эмпирически полученных законов на основе законов о некоторых сущностях, недоступных наблюдению. Подобные объяснения носят печать метафизики, от которой наука должна освобождаться по мере своего развития. Основная цель теории состоит в описании - логической систематизации и классификации большого числа экспериментальных законов. В этом проявляется инструментализм Д. в понимании статуса и роли научной теории. Этой установке в значительной мере противоречит его же тезис о том, что целью физической теории является также постепенное превращение ее в естественную классификацию, отражающую действительный порядок вещей, недоступный нашему восприятию. Д. отвергает традиционное толкование описания как индуктивного обобщения наблюдаемых явлений и резко критикует индуктивистскую историографию. Согласно Д., опытные данные не имеют самодовлеющего характера и всегда рассматриваются сквозь призму теоретических понятий, превращающих экспериментальные данные в символические конструкции, несводимые к индуктивным обобщениям. Критика индуктивизма Д. тесно связана с другой его важной разработкой, получившей впоследствии имя "Дюэма - Куайна тезиса". Суть его состоит в том, что экспериментальной проверке подлежат не изолированные теоретические положения, а теория в целом. Идея изолированной проверки гипотез вытекает из индуктивистской методологии, трактующей теоретический закон как результат последовательного обобщения опытных данных. Если прямой путь от опыта к теории отвергается и речь идет о переводе этих данных на символический язык целой группы теорий, то в развитой научной дисциплине невозможно отделить каждую гипотезу от целостного теоретического контекста этой дисциплины. Факты в связи с этим всегда нагружены смыслом, сообщаемым им теоретической системой в целом. На примере законов Кеплера, помещенных в контекст ньютоновской механики, Д. показывает, что при переходе к новой теории экспериментальные данные подвергаются теоретической переинтерпретации. Такой подход, однако, противоречит представлению самого Д. о развитии науки как кумулятивном и непрерывном процессе, при котором описательная часть прежних теорий почти целиком входит в новую теорию. Внутренняя противоречивость концепции Д. стала более явной, когда в рамках постпозитивизма был развит ряд принципиальных идей Д., идущих вразрез с его же собственным позитивистским в целом пониманием науки и ее истории.
B.C. Черняк
Физическая теория, ее цель и строение. СПб., 1910; Les origines de la statique. V. 1-2. P., 1905-06; Etudes sur Leonardo de Vinci. V. 1-3. P., 1906-1913; Essai sur la notion de theorie physique de Platon a Galilee. P., 1908; Le systeme du monde. V. 1-10. P., 1913-1959.

Источник: Современная западная философия: словарь

ДЮГЕМ Пьер

(10 июня 1861 – 14 сент. 1916) – франц. физик-теоретик, философ и историк естествознания. Проф. физики в ун-тах Лилля (1887–1893), Ренна (1893–95) и Бордо (с 1895). Чл. Франц. академии наук (с 1913). Его многочисл. работы касаются почти всех областей физики. Д. отрицал атомистич. теорию. Наиболее известные физич. работы Д. относятся к термодинамике и теории электричества, в них он выдвинул учение о термодинамич. потенциалах как основу для построения объединяющей теории всех физич. процессов. Однако исходные гносеологич. позиции Д. – стремление к "чистой", формальной энергетике, принципиальный отказ от всяких попыток проникнуть в сущность материи, выходящую за пределы эмпирически установленных соотношений между термодинамич. величинами, – обрекли это учение на неудачу. Д. не знал материалистич. диалектики и поэтому, справедливо критикуя недостатки и ограниченности механич. материализма, в условиях кризиса естествознания в конце 19 – нач. 20 вв., в ряде вопросов неизбежно скатывался к субъективизму в духе Маха, А. Пуанкаре, к релятивизму, а подчас и к агностицизму. Согласно Д., физич. теория не постигает реальности вещей (по его мнению, это дело "метафизики", от к-рой физика должна быть самым решительным образом отделена), а ограничивается только описанием доступных восприятию явлений при помощи знаков или символов (см. "Физическая теория. Ее цель и строение", СПБ, 1910, с. 9–10). Физич. теория не есть объяснение, а лишь связная система математич. положений, выведенных из небольшого количества исходных гипотез. Эти гипотезы не претендуют на отражение или установление реальных связей между реальными свойствами объектов, а могут быть сформулированы произвольно и требуют только соблюдения законов логики. Науч. познание в сущности не может иметь своей целью ничего, кроме классификации изучаемых явлений. Положительным во взглядах Д. нужно считать реакцию против механистич. тенденций в естествознании, абсолютизирующих количеств. сторону явлений, и попытку развить качеств. направление в физике. Ленин обращал внимание на ряд высказываний Д., к-рые свидетельствовали, что "в целом ряде мест он (т.е. Д. – Ред.) вплотную подходит к диалектическому материализму" (Соч., т. 14, с. 298). Ленин определял в общем взгляды Д. как колебание "... в сущности, между идеализмом (имеется в виду субъективный идеализм. – Ред.) и диалектическим материализмом" (там же, с. 296). Д. является крупным историком естествознания. Его труд "Le syst?me du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon ? Copernic" (задуман в 12 томах, до сих пор вышло, включая посмертные публикации, 10 томов, Р., 1913–59) считается классическим. В работах по истории естествознания Д. высказывал много материалистич. или близких к ним положений (обусловленность развития пауки практич. потребностями общества, роль практики в развитии науч. теорий, объективный характер законов природы, познаваемых в науках, и т.д.), однако он несколько преувеличивал роль науки в ср. века и, как верующий католик, смягчал реакционную роль церкви и теологии в развитии средневековой науки. Соч.: L´?volution de la m?canique, P., 1903; Les origines de la statique, t. 1–2, P., 1905–06; Recherches sur l´elasticti?, P., 1906; Etudes sur L?onard de Vinci, s?r. 1–3, P., 1906–13; Un fragment in?dit de "l´opus tertium" de Roger Bacon..., Ad Claras Aquas [Quaracchi], 1909; Le mouvement absolu et le mouvement relatif, Montligeon (Orne), 1909; Trait? d´?nerg?tique ou de thermodynamique g?n?rale, t. 1–2, P., 1911; La science allemande, P., 1915. Лит.: История философии, т. 5, M., 1961; L´oeuvre scientifique de P. Duhem, Bordeaux, 1928; Humbert P., P. Duhem, P., 1932; Lowinger ?., The methodology of P. Duhem, N. Y., 1941. И. Добронравов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Дюгем, Пьер

10 июня 1861, Париж14 сентября 1916, Кабреснан) — французский физик-теоретик, философ и историк науки. Профессор физики в университетах Лилля, Ренна, Бордо. Автор работ в области термодинамики, гидродинамики, теории упругости. Одним из первых осознал важную роль истории науки для эпистемологии.
Предмет философского анализа у Дюэма—физическая теория, рассматриваемая в свете двух исторических традиций: линии Декарта—Лапласа (теория как объяснение) и линии Паскаля—Ампера (теория как описание). Согласно Дюэму, физическая теория не является гипотетическим объяснением экспериментальных законов на основе скрытой от наблюдения реальности. Подобные объяснения составляют сферу метафизики, от которой наука по мере своего развития должна освобождаться. Основная цель теории—описание, т.е. логическая систематизация и классификация большого числа экспериментальных законов. При этом, однако, Дюэм признавал, что целью физической теории является также постепенное превращение ее в естественную классификацию, отражающую действительный порядок вещей, который недоступен нашему восприятию. Он отвергал традиционное толкование описания как индуктивного обобщения наблюдаемых явлений и резко критиковал индуктивистскую историографию. Опытные данные не имеют самодовлеющего характера — они всегда рассматриваются сквозь призму теоретических понятий, превращающих экспериментальные данные в символические конструкции, которые несводимы к индуктивным обобщениям. Своей критикой индуктивизма Дюэм фальсифицировал одну из наиболее влиятельных программ в историографии физики, в значительной мере способствуя новому пониманию самого предмета истории науки.
Многочисленными примерами Дюэм доказывал, что выбор и определение понятий, благодаря которым могут быть поняты физические феномены, зависят от теорий и что эволюция теорий приводит к изменениям понятий, а также к реинтерпретации фактов. То же самое относится и к законам. Напр., законы Кеплера, помещенные в контекст ньютоновской динамики, определяемой понятиями силы и массы, полностью изменяют свой смысл. Переход от статуса законов экспериментальных к статусу законов, выведенных из группы теоретических предложений, имплицирует фундаментальную модификацию их смысла и формы. В то же время Дюэм стремился доказать, что задача теории состоит в описании, т. е. классификации, экспериментальных законов. Все ценное в теории связано с описанием, все плохое и отрицательное—с объяснением. Прогресс экспериментальной физики состоит в том, что ее описательная часть почти целиком входит в новую теорию, между тем как объяснительная часть отпадает, уступая место новому объяснению. Благодаря описательной части развитие науки приобретает кумулятивный характер. Это верно в отношении математических наук, где однажды приобретенные истины вместе с их доказательствами не дают повода для каких-либо дискуссий. К подобному идеалу весьма близко подходит и математическая физика.
Влияние Дюэма на современную философию науки оказалось двойственным. С одной стороны, он принял эстафету господствовавшей в то время позитивистской философии науки и развил это направление, предвосхитив ряд важнейших постулатов логического эмпиризма. С другой стороны, Дюэм подготовил почву для постпозитивизма, который взял на вооружение целый ряд фундаментальных идей, прежде всего о теоретической нагруженности фактов, зависимости научных законов от теоретической системы в целом и др. Внутренняя противоречивость дюэмовской концепции нашла свое выражение в существовании этих диаметрально противоположных направлений в западной философии науки. Важным вкладом Дюэма в эпистемологию является переоценка отношений между философией науки и историей науки. Начиная с Дюэма, она становится интегральной частью философского анализа науки наравне с эпистемологией и методологией.
Соч.: Les origines de la statique, v. 1—2. P., 1905—06; Etudes sur Leonardo de Vinci, v. 1—3. P., 1906—13; Essai sur la notion de theorie physique de Platon a Galilee. P., 1908; Le systeme du monde, v. 1—10. P., 1913—59; Физическая теория, ее цель и строение. СПб., 1910.
В. С. Черняк

Источник: Новая философская энциклопедия