ДУНЬХУАН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДУНЬХУАН
город в сев.-зап. части совр. провинции Ганьсу. В древности — важный торговый центр Великого шелкового пути, одно из первых мест распространения буддизма в Китае. В 25 км к юго-востоку от Д. находится всемирно известный комплекс из четырех пещерных монастырей. Наиб. знаменитым из них является монастырь в пещере Могао (или Цяньфодун - «Пещера тысячи будд»), к-рый был основан в 366 и просуществовал до 13 в., когда пещеры были замурованы. Вновь они были открыты в 1900.Пещерный комплекс Д. является крупнейшим в мире памятником будд. культуры. В Д. были обнаружены многочисл. произведения искусства 4 -13 вв. Только уник. фрески Могас занимают площадь более 40 000 кв.м . Исключит. богато найденное в Д. собрание рукописных текстов, по преимуществу будд., хранящихся ныне во мн. музеях и науч. центрах мира. Памятники Д. широко изучаются в КНР и за ее пределами, в т. ч. и в России. Е. А. Торчинов

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ДУНЬХУАН
древний пещерный буддийский комплекс. Он расположен в 20 км к юго-востоку от города Дуньхуан (провинция Ганьсу в Китае). Здесь, вдоль обрывистого берега реки на протяжении свыше 1,5 км находятся пещерные храмы, расположенные в три-четыре яруса. Количество пещер достигает 492 (приводятся и другие цифры). Древние и современные китайцы предпочитают название «пещеры Монао» — это гора, на склоне которой они разместились; в русской и европейской науке распространено также название «Пещеры тысячи будд». После открытия монахом Ван Юань-лу в 1901 г. ранее замурованной пещеры с огромным числом рукописей, в Д. работали английская, французская, китайская, японская и русская (С.Ф. Ольденбург) экспедиции, последние десятилетия глубокие исследования проводит китайский Институт дуньхуанской культуры. Согласно одному китайскому документу, буддийский пещерный комплекс возник в 366 г., однако есть данные, что комплекс мог существовать уже в начале IV в. Наибольшее число пещер (около 200) было сооружено в эпоху Тан (618–907). Монастырь функционировал до XI в. В Д. была огромная библиотека (порядка 40 тыс. единиц) рукописей и книг на китайском, тибетском, уйгурском и других языках. Эти документы — важный источник знаний по истории, культуре, экономике, религии, языкам Центральной Азии. Д. являлся также центром по переписке буддийских сочинений, здесь имелись превосходные живописцы и скульпторы. В Д. работали крупные буддийские богословы и учёные. Монастырский комплекс имел обширное хозяйство, являясь мощным экономическим организмом. Пещеры Д. были богато украшены настенной живописью, рельефами и скульптурами. Часто интерьер пещер оформлен следующим образом. Внизу идет панель с массивными уродливыми фигурами демонов. Затем, над бордюром, располагаются живописные изображения будд, сидящих в «позе созерцания» со сложенными на коленях руками ладонями вверх. Будды красного, зеленого, синего и чёрного цветов изображены на красно-коричневом фоне. По верху стены имеются аркады, в которых помещены фигуры божеств буддийского пантеона. В центре этих панно имелась композиция, состоящая из Будды и двух-трёх предстоящих божеств или бодхисаттв. Центром композиции в пещерах являлась большая скульптура одного из воплощений Будды. Потолки пещер украшались геометрическими и фигурными композициями. В более поздних, танских (618–907 гг. н. э.) пещерах декоративное убранство становится ещё более разнообразным, в него включаются светские персонажи, колесницы с конями, архитектурные пейзажи и т.д. Делается попытка создания перспективы. В Д. создавались также буддийские знамена, живописные иконы на шёлке и бумаге, ткани и т.д. При этом в ранних произведениях прослеживается соединение индийского и китайского начал, с последующим резким усилением китайского элемента.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.