ДУНЬ У

Найдено 1 определение
ДУНЬ У
кит. — внезапное просветление) — постулат китайского буддизма, утверждающий возможность достижения состояния Будды не поэтапным накоплением знаний, а мгновенным озарением. Противопоставляется цзянь у (постепенному просветлению). Впервые был сформулирован Даошэном. Исходя из концепции об имманентном наличии в каждом человеке качеств будды (фо син), Даошэн утверждал, что реализация этих качеств осуществляется внезапным просветлением—актом спонтанного осознания истинного Я (чжэнь во), т. е. собственной природы будды (фо син).
Дальнейшее развитие вопрос о дунь у получил в учении Хуэйнэна — шестого патриарха Чань школы. Основываясь на теории единого сознания (и синь), подразумевающего «недвойственность» (неконтрадикторность) .«омраченных» и «просветленных» дхарм (тождественность сансары и нирваны), Хуэйнэн считал, что просветления невозможно достичь путем простого «подавления» неведения, «омраченных» дхарм: достижение его возможно лишь при осознании недвойственной природы дхарм в результате прямого раскрытия природы сознания, т. е. внезапного просветления. Полемика между приверженцами идеи дунь у и сторонниками Постепенного Пути привела к расколу школы Чань на южную ветвь во главе с Хуэйнэном и северную во главе с Шэньсю.
Наивысшего развития доктрина внезапного просветления достигла при чаньском патриархе Линьцзи (ум. 866 или 867). Основываясь на концепции «истинного человека без места» (у вэй чжэнь жэнь), тождественного «истинному сознанию» (чжэнь ши) всех будд и патриархов, которое всегда пребывает в каждом человеке, Линьцзи считал, что для реализации этого «истинного сознания» необходимо в едином порыве спонтанного озарения отбросить все внутренние преграды на пути к «истинно-правильному просветлению», в т. ч. привязанность к таким понятиям, как «Будда», «нирвана» и т. п. Для этого использовались практики «вэнь да» («вопросов—ответов»), «гунъань» («коанов») и различные крайне жесткие методы психофизического воздействия.
Лит.: Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психологической деятельности в средневековом Китае. М., 1983; Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Пекин, 1982; Чжунго фоцзяо сысян цзыляо сюань бянь (Избр. материалы по буддийской мысли в Китае). Пекин, 1988; Чань сюэ дачэн (Большое собрание чаньских текстов). Тайбэй, 1967; Sudden and Gradual: Approaches to Enlightment in Chinese Thought, ed. by Peter N. Greogory. Honolulu, 1987.
М. А. Пивоварова

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • ХУНЬ ДУНЬ

    Хаос. Недифференцированное начало, породившее все сущее. Термин встречается у Чжуан Чжоу (IV—III вв. до н.э.). Из неупорядоченного хаоса дао формирует упорядоченный универсум, вселенную. Даосские пра
  • ЧЖОУ ДУНЬ-И

    (Tschou Tun-I) — китайский философ (1017—1073); стоял у истоков неоконфуцианства, развивал со ссылкой на «И цзин» натурфилософию; считал, что пять элементов: вода, дерево, огонь, земля, металл — вызывают в рез