ДумузиДУН ЧЖУНШУ

ДУН ЧЖУН-ШУ

Найдено 1 определение:

ДУН ЧЖУН-ШУ

187–120 до н.э.) – кит. философ-идеалист, метафизик, последователь Конфуция. Сыграл видную роль в процессе превращения конфуцианства в офиц. религ. идеологию. Получил прозвище "Конфуция эпохи Хань". Д. Ч.-ш. утверждал, что небо, обладающее человеч. свойствами и волей, есть верховное начало, к-рое распоряжается всей Вселенной. Природа и обществ. порядок являются продуктами его целенаправл. деятельности. Воля неба, по Д. Ч.-ш., есть моральный закон, к-рый должен уважать и блюсти мудрый человек. Т.о., в учении Д. Ч.-ш. феод. этика становилась внутр. сущностью мира. Согласно Д. Ч.-ш., цель познания состоит не в открытии сущности вещей, не в приведении понятий в соответствие с объективным миром, а, напротив, в подчинении вещей своим "именам". Тот, кто идет наперекор "именам", тот "идет против неба". Для историч. взглядов Д. Ч.-ш. характерна идея круговращения: "Закон неба кончается и вновь начинается". Согласно Д. Ч.-ш., существуют три типа обществ. строя, к-рые циклически повторяются в истории. Признавая смену типов обществ. порядка, Д. Ч.-ш. стремился доказать неизменность осн. принципа феод. строя. Положение Д. Ч.-ш.: "Небо неизменно, неизменно и дао" – является классическим положением др.-кит. метафизики (см. Мао Цзэ-дуп, Избр. произв., т. 2, М., 1953, с. 412). В учении о природе человека Д. Ч.-ш. синтезировал положения Сюнь-цзы и Мэн-цзы. Он утверждал, что классовое и сословное деление общества соответствует вечным "законам неба и земли" и в связи с этим различал 3 категории человеч. природы: высшую, среднюю и низшую. Согласно его учению, понятием "добра" характеризуется лишь человеч. природа "больших людей", а природа "малых людей" – понятием зла. Приписывая императорской власти божеств. характер, выступал с защитой феод. строя Древнего Китая. Соч. Д. Ч.-ш. собраны в кн. "Чуньцю фань лу". Лит.: Xоу Вай-лу [и др:], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 2, Пекин, 1957, с. 84–125; Franke О., Studien zur Geschichte des Konfuzianischen Dogmas und der chinesischen Staatsreligion: Das Problem des Tsch´un-ts´ in und Tung Tschung-schu´s Tsch´un-ts´in fan lu, Hamb., 1920; Fung Ju-lan, ? history of Chinese philosophy, v. 1–2, Princeton, 1952–53. Ши Цзюнь. КНР.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ДУН ЧЖУН-ШУ — 0

Найдено научныех статей по теме ДУН ЧЖУН-ШУ — 0

Найдено книг по теме ДУН ЧЖУН-ШУ — 0

Найдено презентаций по теме ДУН ЧЖУН-ШУ — 0

Найдено рефератов по теме ДУН ЧЖУН-ШУ — 0