ДУХОВНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ

Найдено 1 определение
ДУХОВНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ

- аскетический труд подвижника с целью подъема на высоты духовной жизни (в "соседство Бога" - А.Пушкин), где сердце и разум человека открываются Высшему и обретают нужный для его постижения духовный опыт. К духовному восхождению призывали мистики и религиозные философы древности, святоотеческая мысль (свв. Августин, Григорий Богослов, Псевдо-Дионисий), схоласты и мн. др. вплоть до ХХ в. Во внебиблейском мире духовное восхождение осуществлялось индивидуально, без помощи благодати. В платонизме оно завершается развоплощением и переходом к бестелесной жизни души ("философия - путь к смерти" - "Федон", 64а). Для Филона Александрийского восхождение к Богу означает конец философии и переход к высшему ведению Бога, встречу с Ним. Августин писал, что на пути восхождения к Богу-Отцу человека ведет Внутренний Учитель - сам Христос. Бонавентура писал, что духовное восхождение означает, что нужно преобразить благодатью основные способности души и сердцем возвыситься над собой: "Подняться же над собой мы можем лишь благодаря поднимающей нас высшей силе". В восточной традиции христианства цель духовного восхождения - теозис или обожение, согласно св. Афанасию Великому: "Бог стал человеком, чтобы человек обожился". Примечательно, сам Иисус "никуда не поднимался. Он, наоборот, спускался к людям" (о. А.Мень).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
262.91 кб

Духовное восхождение в иконах и житиях мучениц (по коллекции Рыбинского музея-заповедника)

Федорова Елена Алексеевна
Дается анализ того, как посредством символики света и мотива обретения мудрости в житиях святых и иконах передается духовное восхождение великомученицы Параскевы Иконийской и мученицы Иулиании Никомидийской.
Читать PDF
369.65 кб

Духовное восхождение личности как онтологический феномен Бытия в размышлениях О. П. А. Флоренского

Губанов Сергей Александрович
В данной статье рассматривается проблема духовного восхождения личности в онтологии о. П.А. Флоренского. Феномен духовного состояния личности в Бытии становится одним из предопределяющих концептов в творческом наследии богослова.