ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 1 определение
ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
философские курсы, преподававшиеся в рус. духовных академиях, сформированных на основании Устава духовных академий 1809 г., философское творчество проф. и преподавателей этих академий, философские статьи и обзоры в богословских журналах, издававшихся при этих же академиях. В России было четыре духовных академии: в Москве, Киеве, Петербурге и Казани. Киевская и Московская академии имели более чем вековую предысторию, восходящую ко 2-й пол. XVII в. Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии к нач. XIX в. пришли в упадок и были возрождены в Москве деятельностью митрополита Платона и в Киеве деятельностью епископа Иннокентия (Борисова). Полный академический курс был рассчитан на 4 г. и предполагал изучение Священного писания, догматического и нравственного богословия, гомилетики, пастырского богословия, педагогики, церковного права, истории церкви, патристики, церковной археологии, философии с логикой, психологией, метафизикой и историей философии. Философия в системе богословского образования занимала далеко не доминирующее положение. Рус. православие еще от Византии восприняло общую антифилософскую установку, а в XIX в. императорским указом преподавание философии было запрещено на целое десятилетие. Правда, в стенах духовных академий сохранилось преподавание логики и истории философии. Судьбу Д.-а. ф. решило возобладавшее, хотя и в нечетко выраженной форме, умонастроение об отсутствии строгой аналогии между отношением веры и разума и отношением богословия и философии. Вместе с тем многими само богословие воспринималось как теоретически выраженная вера, а в определенном смысле как сама философия. В первые годы своего существования в Санкт-Петербургской духовной академии преподавали философские дисциплины иеромонах Евгений (Казанцев) (1809-1810), Игнатий Фесслер (1810), Иоганн фон Хорн (1810-1814), И. Я. Вертинский (1814-1826), Т. Ф. Никольский, И. М. Певницкий, А. Красносельский (1826-1829). Осн. философскими дисциплинами были история философии и лейбнице-вольфианская философия. Лишь в 1829 г. кафедру философии занял Сидонский, читавший собственный философский курс "Введение в науку философию" (Спб., 1833). Его преемником стал Карпов, известный переводчик соч. Платона, автор "Введения в философию" (Спб., 1840). В дальнейшем на кафедре философии и метафизики друг друга сменяли А. А. Фишер, И. А. Чистович, А. Е. Светилин, И. Л. Янышев, Каринский, М. И. Смоленский, Дебольский, В. С. Серебренников, Д. П. Митров. Кафедра философии Московской духовной академии оказалась более стабильной в смене своих преподавателей. После выпускника Санкт-Петербургской духовной академии В. Кутневича кафедра философии на протяжении всего XIX в. возглавлялась 3 проф. - Голубинским, Кудрявцевым-Платоновым, Введенским. С 1900 по 1917 г. среди философов Московской духовной академии можно назвать С. С. Глаголева, Флоренского, Тареева. Философская школа Московской духовной академии отличалась своей самостоятельностью. Почти каждый из ее представителей сказал собственное слово в философии. Голубинский в своих "Лекциях философии" изложил теистическое учение о Бесконечном Существе, Кудрявцев-Платонов сформулировал религиозно-философскую систему трансцендентального монизма, Флоренский внес вклад в развитие метафизики всеединства и софиологии, Тареев создал православный вариант экзистенциалистской философии жизни. Философы Киевской духовной академии, опираясь на традиции Киево-Могилянской академии, создали киевскую школу философского теизма. Видными представителями этой школы были епископ Иннокентий (Борисов), П. С. Авсенев, Скворцов, Гогоцкий, Юркевич и др. В России происходил своеобразный процесс сращивания Д.-а. ф. с университетской. Мн. выпускники философских кафедр становились проф. философии различных российских ун-тов. Среди представителей школы киевского философского теизма такими были Гогоцкий и Юркевич. Преемственность на кафедре философии Казанской духовной академии осуществлялась следующим образом: первым проф. был ученик Голубинского И. А. Смирнов-Платонов, затем последовательно сменяли друг друга Н. Соколов, А. И. Лилов, М. И. Митропольский, В. А. Снегирев, К. В. Мысовский, А. К. Волков. Из преподавателей академии следует отметить Несмелова, разработавшего концепцию православного антропологизма. Важное место в развитии Д.-а. ф. занимали периодические издания. Среди осн. духовно-академических журналов можно назвать: "Христианское чтение", "Православное обозрение", "Чтения в обществе любителей духовного просвещения", "Православный собеседник", "Богословский вестник", "Странник", "Душеполезное чтение" и др. Много периодических изданий было при духовных семинариях, но среди них ярко выраженный философский характер имел лишь харьковский журн. "Вера и разум". Философия в духовных академиях в определенном смысле носила характер конфессиональной замкнутости, но она все же была частью рус. философской мысли и испытала на себе все ее взлеты и падения, весь круг внешних историко-философских влияний. Среди представителей духовно-академического философствования были шеллингианцы, гегельянцы, кантианцы, последователи Я. Беме, Ф. Баадера, Э. Сведенборга, почитатели англ. эмпиризма и даже позитивизма. Поэтому при всей неоднозначности оценки рус. Д.-а. ф. без ее анализа невозможно построить общую историческую панораму состояния философствования и развития духовности в России.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
2.55 мб

Г. Г. Шпет как историк духовно-академической философии

Коцюба Вячеслав Иванович
«Очерк развития русской философии» Г.Г. Шпета рассматривается как опыт наиболее последовательного применения им собственной философской системы к трудам философов-академистов.
Читать PDF
1.43 мб

В.Н. Карпов и русская духовно-академическая философия XIX века

А. Г. Томюк
Читать PDF
2.13 мб

П. А. Флоренский и духовно-академическая философия первой половины XIX века

Коцюба Вячеслав Иванович
В статье рассматривается вклад о. Павла Флоренского в изучение истории духовно-академической философии и его отношение к данному направлению русской философии.
Читать PDF
173.75 кб

Проблема соотношения веры и разума в русской духовно-академической философии xix в

Цвык Ирина Вячеславовна
Статья посвящена анализу проблемы соотношения веры и разума в трудах представителей русской духовно-академической философии XIX в.
Читать PDF
140.70 кб

Иммануил Кант и развитие идеи субъективности в русской духовно-академической философии

Коновалова Елена Николаевна
В разработке гносеологической трактовки субъективности значительная роль принадлежит И. Канту и его учению об апперцепирующем субъекте.
Читать PDF
2.67 мб

Философская интерпретация сущности религии в русской духовно-академической мысли XIX в.

Цвык Ирина Вячеславовна
Проблема сущности религии и ее происхождения занимала важное место в философских интерпретациях представителей духовно-академической традиции XIX в.
Читать PDF
156.88 кб

О теоретических источниках идеи субъективности в русской духовно-академической философии

Коновалова Елена Николаевна
Воздействие западной философской мысли на развитие идеи субъективности в русской духовно-академической философии, с одной стороны, сводится к идущему от Платона противопоставлению объективного и субъективного в бытии и познании, р
Читать PDF
176.24 кб

К вопросу о теоретических источниках идеи субъективности в русской духовно-академической философии

Коновалова Е. Н.
Читать PDF
421.79 кб

Влияние римо-католицизма на становление русской духовно-академической философии в дореволюционный пе

Мезенцев Иван Валерьевич
В статье разбирается проблема «католического пленения» русской духовно-академической школы дореволюционного периода на базе богословско-философского наследия представителей русской эмиграции XX в.
Читать PDF
283.52 кб

Позитивизм и Киевская духовно-академическая философия: два взгляда на метод исследования социальных

Мозговая Н. Г.
Читать PDF
172.67 кб

Позитивизм и Киевская духовно- академическая философия: на примере творческого наследия Ор. Новицког

Мозговая Н. Г.
Читать PDF
413.53 кб

Критика философского пантеизма представителями православного духовно-академического теизма (на матер

Гунькова Елена Геннадьевна
Оставаясь верными теистической доктрине, питомцы Киевской духовной академии П.И. Линицкий и архимандрит Сильвестр выступали противниками философского пантеизма.
Читать PDF
13.21 мб

«. . . движение философии в мире христианском»: исследования духовно-академической философии первой

Коцюба Вячеслав Иванович
В работе представлен подробный историко-философский анализ оценок наследия духовно-академической философии первой половины XIX в. (прежде всего митрополита Филарета (Дроздова), Ф.А. Голубинского, В.Н. Карпова, Ф.Ф.
Читать PDF
2.41 мб

«…к большему и большему расширению кругозора философской мысли»: духовно-академическая философия в п

Коцюба Вячеслав Иванович
В статье представлен обзор и критический анализ отечественных историко-философских исследований наследия духовно-академической философии XIX в. за немногим менее четверти века (1990—2012).